Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 5 глава




К со­жа­ле­нию, до сих пор в Рос­сии не оце­не­ны со­ци­аль­ные за­вое­ва­ния, дос­тиг­ну­тые в со­вет­ский пе­ри­од. К при­ме­ру, в об­лас­ти здра­во­охра­не­ния это на­ли­чие в ка­ж­дом рай­оне цен­траль­ной боль­ни­цы с со­от­вет­ст­вую­щим шта­том вра­чей, сред­не­го ме­ди­цин­ско­го пер­со­на­ла, не­пло­хим тех­ни­че­ским и ла­бо­ра­тор­ным ос­на­ще­ни­ем.

В 70–80-е гг. про­шло­го ве­ка Ми­ни­стер­ст­во сред­не­го ма­ши­но­строе­ния СССР (ны­не – Фе­де­раль­ное агент­ст­во по атом­ной энер­гии) с уча­сти­ем со­юз­ных проф­сою­зов по су­ще­ст­ву от­строи­ло круп­ней­ший ку­рорт­ный центр Си­би­ри – Бе­ло­ку­ри­ху.

Раз­ви­тие про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры бы­ло при­ори­тет­ной за­да­чей в дея­тель­но­сти ор­га­нов ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии и вла­сти
Ал­тай­ско­го края, но на­ря­ду с этим по­сте­пен­но уве­ли­чи­ва­лось ко­ли­че­ст­во уч­ре­ж­де­ний об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, нау­ки. Фор­ми­ро­ва­нию и функ­цио­ни­ро­ва­нию дан­ной сфе­ры от­ве­де­ны шес­тая и вось­мая гла­вы на­ше­го ис­сле­до­ва­ния, но здесь не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние на осо­бен­но­сти фи­нан­си­ро­ва­ния ее соз­да­ния. В ос­нов­ном уч­ре­ж­де­ния здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры, дет­ские до­са­ды, час­тич­но шко­лы, до­ма пре­ста­ре­лых, тех­ни­ку­мы вво­ди­лись на сред­ст­ва пред­при­ятий края, сов­хо­зов, кол­хо­зов, т.е. за счет го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та и до­хо­дов коо­пе­ра­тив­но-кол­хоз­ной сфе­ры. Те­ку­щее со­дер­жа­ние та­ких ор­га­ни­за­ций обес­пе­чи­ва­ли са­ми пред­при­ятия. Та­ким об­ра­зом, раз­ме­ры со­ци­аль­ной сфе­ры в ре­гио­не ми­ни­маль­но за­ви­се­ли от до­ход­но­сти, рен­та­бель­но­сти про­мыш­лен­ных и аг­рар­ных пред­при­ятий и пол­но­стью оп­ре­де­ля­лись со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­кой го­су­дар­ст­ва.

 

2.3. Ре­фор­ми­ро­ва­ние и функ­цио­ни­ро­ва­ние эко­но­ми­ки Ал­тая в 90-е гг. XX в. – на­ча­ле XXI в.

Со­вре­мен­ная си­туа­ция в стра­не и гло­ба­ли­за­ция эко­но­ми­ки в ми­ре за­став­ля­ют ут­вер­ждать, что по­лу­ве­ко­вой пе­ри­од раз­ви­тия Ал­тай­ско­го края (1930–1980-е гг.) бу­дет иметь та­кой же итог, как функ­цио­ни­ро­ва­ние в XVIII в. на Ал­тае цвет­ной ме­тал­лур­гии. Суть в том, что сей­час не­вы­год­но со­хра­нять круп­ные ма­ши­но­строи­тель­ные за­во­ды, ком­би­на­ты по про­из­вод­ст­ву тка­ней, хи­ми­че­ских про­дук­тов, по­сколь­ку в Ал­тай­ском крае все это про­из­во­дит­ся из при­воз­но­го ме­тал­ла, хлоп­ка, хи­ми­че­ско­го сы­рья. Кро­ме то­го, ос­нов­ные фон­ды боль­шин­ст­ва за­во­дов от­но­сят­ся к треть­ему и чет­вер­то­му тех­но­ло­ги­че­ским ук­ла­дам, а что­бы пе­рей­ти к со­вре­мен­но­му пя­то­му ук­ла­ду, не­об­хо­ди­мы гро­мад­ные ин­ве­сти­ции. В со­вет­ский пе­ри­од мо­дер­ни­за­цию про­из­водств в боль­шой ме­ре фи­нан­си­ро­ва­ло пра­ви­тель­ст­во, а эко­но­ми­че­ский ме­ха­низм, ко­то­рый бы мо­ти­ви­ро­вал и сти­му­ли­ро­вал пе­ре­ход к про­из­вод­ст­ву ин­но­ва­ци­он­ной про­дук­ции, в преж­ней сис­те­ме так и не был соз­дан. В на­стоя­щее вре­мя тех­ни­че­ское пе­ре­воо­ру­же­ние воз­мож­но толь­ко за счет ча­ст­ных оте­че­ст­вен­ных или ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, для ко­то­рых эко­но­ми­ка края ма­ло­при­вле­ка­тель­на. В 2005 г. про­мыш­лен­ность Ал­тая про­из­во­ди­ла про­дук­ции толь­ко 39,6% от уров­ня 1991 г. Эти дан­ные рас­счи­та­ны по но­вой ста­ти­сти­че­ской клас­си­фи­ка­ции – Об­ще­рос­сий­ско­му клас­си­фи­ка­то­ру ви­дов эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти (ОКВЭДу). Они под­твер­жда­ют глу­би­ну кри­зи­са в ре­гио­не (рис. 2.1). В РФ дан­ный по­ка­за­тель пре­вы­ша­ет 80%.

Рис. 2.1. Ин­декс про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва в Ал­тай­ском крае
(1991 г. – 100%), рас­счи­тан­ный по ОКВЭДу

 

Не­смот­ря на по­сто­ян­ное кри­зис­ное со­стоя­ние эко­но­ми­ки Ал­тая в по­след­ние 15–20 лет, да­же в тех от­рас­лях, раз­ви­тие ко­то­рых бес­пер­спек­тив­но, воз­мож­но су­ще­ст­во­ва­ние пред­при­ятий-ли­де­ров, ко­то­рые в си­лу субъ­ек­тив­ных фак­то­ров, ча­ще все­го эф­фек­тив­но­го ме­недж­мен­та, мо­гут про­из­во­дить про­дук­цию на уров­не сред­не­раз­ви­то­го го­су­дар­ст­ва. Но по та­ким от­дель­ным при­ме­рам, на наш взгляд, нель­зя де­лать вы­вод о пер­спек­ти­вах де­гра­ди­рую­щих от­рас­лей. В ус­ло­вия пе­ре­ход­ной эко­но­ми­ки до­воль­но ус­пеш­но су­ме­ли «впи­сать­ся» та­кие пред­при­ятия, как ОАО «Ал­тай­ва­гон», ЗАО «Ал­тай­ский за­вод пре­ци­зи­он­ных из­де­лий». Од­на­ко они мо­гут пре­дос­та­вить ра­бо­чие мес­та и нор­маль­ную оп­ла­ту тру­да толь­ко не­сколь­ким ты­ся­чам че­ло­век, что не ре­ша­ет про­блем эко­но­ми­че­ско­го рос­та эко­но­ми­ки и уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния края в це­лом.

Эко­но­ми­че­ская ис­то­рия раз­лич­ных стран име­ет пе­рио­ды свер­ты­ва­ния про­из­вод­ст­ва и за­кры­тия мно­же­ст­ва круп­ных и сред­них пред­при­ятий в про­мыш­лен­но раз­ви­тых ре­гио­нах при сме­не од­но­го тех­но­ло­ги­че­ско­го ук­ла­да дру­гим или на­сту­п­ле­нии раз­вер­ну­тых по­след­ст­вий на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции. К со­жа­ле­нию, при­хо­дит­ся кон­ста­ти­ро­вать, что де­прес­сив­ное со­стоя­ние про­мыш­лен­но­сти Ал­тая яв­ля­ет­ся клас­си­че­ским (тра­ди­ци­он­ным) для ка­пи­та­ли­сти­че­ской эко­но­ми­ки, и без внеш­не­го вме­ша­тель­ст­ва от­дель­ные его суб­тер­ри­то­рии не име­ют пер­спек­ти­вы раз­ви­тия. Это от­но­сит­ся к Руб­цов­ску, Слав­го­ро­ду, Кам­ню-на-Оби, Яро­во­му, ря­ду мо­но­по­сел­ков, где рас­по­ло­же­но, как пра­ви­ло, од­но круп­ное (сред­нее) про­мыш­лен­ное пред­при­ятие.

По клас­си­че­ской эко­но­ми­че­ской тео­рии XIX в. для про­из­вод­ст­вен­но­го рос­та дос­та­точ­но трех фак­то­ров: ка­пи­та­ла, зем­ли (при­род­ных ре­сур­сов), тру­да. По­сколь­ку пер­во­го на Ал­тае в не­об­хо­ди­мых объ­е­мах нет, дос­то­ин­ст­ва ал­тай­ской паш­ни обес­це­ни­ва­ют­ся транс­порт­ной уда­лен­но­стью и хо­лод­ны­ми зи­ма­ми, то эко­но­ми­че­ский рост мо­жет быть дос­тиг­нут в ос­нов­ном за счет де­ше­вой ра­бо­чей си­лы. Оце­ни­вая про­шлое, мож­но ска­зать, что при­мер­но та­кая же си­туа­ция сло­жи­лась в Рос­сии в 30–50-е гг. ХХ в. В Со­вет­ском Сою­зе пла­ны ин­ду­ст­риа­ли­за­ции в зна­чи­тель­ной ме­ре реа­ли­зо­вы­ва­лись пу­тем ис­поль­зо­ва­ния тру­да за­клю­чен­ных Глав­но­го управ­ле­ния ла­ге­рей (ГУЛАГа) Нар­ко­ма­та (ми­ни­стер­ст­ва) внут­рен­них дел. К при­ме­ру, так бы­ли по­строе­ны круп­ные го­ро­да со свои­ми мощ­ны­ми пред­при­ятия­ми как Но­рильск, Вор­ку­та, Ком­со­мольск-на-Аму­ре, Ста­линск (Но­во­куз­нецк) и де­сят­ки дру­гих.

Мы уве­ре­ны, что с 90-х гг. на Ал­тае умень­ше­ние тру­до­вой со­став­ляю­щей в це­не то­ва­ров и та­ри­фов ус­луг шло за счет сни­же­ния об­ще­го уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния. В кон­це 2005 г. сред­ний раз­мер за­ра­бот­ной пла­ты в об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти края был
в 1,46 раза мень­ше, чем по Рос­сии (6166 руб. про­тив 9031 руб.), что по­зво­ля­ет зна­чи­тель­но­му чис­лу пред­при­ятий функ­цио­ни­ро­вать и вы­пус­кать кон­ку­рен­то­спо­соб­ную на близ­ле­жа­щей тер­ри­то­рии про­дук­цию. По­сколь­ку Ал­тай име­ет ма­ло ка­пи­та­ла, ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ст­во соб­ст­вен­ной энер­гии и сы­рья по срав­не­нию с дру­ги­ми тер­ри­то­рия­ми Си­би­ри, функ­цио­ни­ро­ва­ние и раз­ви­тие ра­нее сфор­ми­ро­вав­ших­ся про­мыш­лен­ных цен­тров и в бу­ду­щем бу­дет воз­мож­но в ос­нов­ном за счет де­ше­виз­ны тру­да.

При цен­тра­ли­зо­ван­ном пла­ни­ро­ва­нии пред­при­ятия на тер­ри­то­рии Ал­тая раз­ме­ща­лись ис­хо­дя из го­су­дар­ст­вен­ных, а не де­неж­но-фи­нан­со­вых ин­те­ре­сов. Сей­час же по­след­ние вме­сте с энер­ге­ти­че­ски­ми и транс­порт­ны­ми фак­то­ра­ми все боль­ше оп­ре­де­ля­ют об­лик про­из­вод­ст­ва то­ва­ров и ока­за­ния ус­луг в крае. Наи­луч­шую пер­спек­ти­ву раз­ви­тия име­ют, на наш взгляд, элек­тро­энер­ге­ти­ка, без ко­то­рой не­воз­мож­ны функ­цио­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ст­ва и жиз­не­дея­тель­ность на­се­ле­ния, пи­ще­вые пред­при­ятия про­мыш­лен­но­сти, свя­зан­ные же­лез­ной до­ро­гой, ин­тен­сив­ное сель­ское хо­зяй­ст­во.

Сле­ду­ет пред­по­ло­жить (ко­неч­но, с не­ко­то­рым пре­уве­ли­че­ни­ем), что ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, обо­рон­ная, хи­ми­че­ская и неф­те­хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность – это слу­чай­ный зиг­заг в эво­лю­ци­он­ном раз­ви­тии Ал­тая. Ры­нок при­ве­дет, по всей ви­ди­мо­сти, к при­ос­та­нов­ке дея­тель­но­сти боль­шин­ст­ва круп­ных и сред­них пред­при­ятий этих от­рас­лей, ес­ли не бу­дет го­су­дар­ст­вен­ных ин­ве­сти­ций и со­хра­нит­ся та­кая же от­кры­тость эко­но­ми­ки, ка­кая су­ще­ст­во­ва­ла в на­ча­ле 2000-х гг. При­ня­тые за го­ды прав­ле­ния В. Пу­ти­на фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы, сред­не­сроч­ные про­грам­мы раз­ви­тия стра­ны на три го­да фак­ти­че­ски не ос­тав­ля­ют на­де­ж­ды на по­лу­че­ние кра­ем бо­лее зна­чи­тель­ных ин­ве­сти­ци­он­ных вли­ва­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та. А под­го­тов­ка к всту­п­ле­нию Рос­сии во Все­мир­ную тор­го­вую организацию тре­бу­ет еще боль­шей от­кры­то­сти эко­но­ми­ки для то­ва­ров и ка­пи­та­лов дру­гих стран, что при­ве­дет к стаг­на­ции от­но­си­тель­но ус­пеш­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки края.

Боль­шин­ст­во за­ру­беж­ных эко­но­ми­стов, ве­ду­щие за­пад­ные ана­ли­ти­че­ские цен­тры (на­при­мер во Все­мир­ном бан­ке) ви­дят ус­той­чи­вость эко­но­ми­ки Рос­сии не в про­из­вод­ст­ве вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных то­ва­ров, а в пер­вую оче­редь в даль­ней­шем раз­ви­тии сырь­е­вых от­рас­лей (до­бы­ча неф­ти, га­за, про­из­вод­ст­во ми­не­раль­ных удоб­ре­ний, ме­тал­лов, за­го­тов­ка ле­са и т.п.). В бли­жай­шие го­ды пер­спек­ти­ва та­ких от­рас­лей бу­дет оп­ре­де­лять­ся не по­треб­но­стя­ми ев­ро­пей­ских и аме­ри­кан­ских стран, а пре­ж­де все­го раз­ви­ти­ем Ки­тая. С та­ки­ми про­гно­за­ми со­звуч­но стрем­ле­ние ру­ко­во­дства Ал­тай­ско­го края про­вес­ти строи­тель­ст­во га­зо- или неф­те­про­во­да на Ки­тай по сво­ей тер­ри­то­рии и по Рес­пуб­ли­ке Ал­тай, что­бы по­лу­чить свою до­лю до­хо­дов от со­ору­же­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния мощ­но­го энер­ге­ти­че­ско­го пу­те­про­во­да в наи­бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щую­ся стра­ну ми­ра.

Ма­лая ве­ро­ят­ность ус­пеш­но­го вы­ве­де­ния «не­тра­ди­ци­он­ных» пред­при­ятий (ко­то­рые поя­ви­лись в со­вет­ский пе­ри­од раз­ви­тия) ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, обо­рон­ной, лег­кой, хи­ми­че­ской и неф­те­хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти края из ста­дии де­прес­сии долж­на за­ста­вить по-дру­го­му смот­реть на дея­тель­ность ря­да от­рас­лей по ока­за­нию ус­луг или свя­зан­ных с об­слу­жи­ва­ни­ем вы­со­ких тех­но­ло­гий. Край име­ет бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для раз­ви­тия ку­рор­тов, ту­риз­ма и от­ды­ха, от­дель­ных от­рас­лей АПК, внеш­ней тор­гов­ли со стра­на­ми Боль­шо­го Ал­тая и др.

Про­мыш­лен­ность Ал­тай­ско­го края в ус­ло­ви­ях рын­ка долж­на иметь со­всем дру­гие от­рас­ли спе­циа­ли­за­ции, чем те, ко­то­рые бы­ли у нее в на­ча­ле 90-х гг., по­сколь­ку тра­ди­ци­он­ная дея­тель­ность при­но­сит ма­ло до­хо­дов и на­ло­гов. Под­ни­мать уро­вень жиз­ни на­се­ле­ния, бо­роть­ся с без­ра­бо­ти­цей, раз­ви­вать про­мыш­лен­ность в на­стоя­щее вре­мя край­не слож­но, но это воз­мож­но в ин­те­гра­ции с дру­ги­ми от­рас­ля­ми эко­но­ми­ки, и для это­го нуж­ны не толь­ко ин­ве­сти­ци­он­ные вло­же­ния, но и но­вые ин­сти­ту­цио­наль­ные и управ­лен­че­ские под­хо­ды.

Раз­ви­тие эко­но­ми­ки края сей­час и на про­тя­же­нии еще мно­гих лет бу­дет во многом оп­ре­де­лять­ся раз­ви­ти­ем го­су­дар­ст­вен­но­го сек­то­ра. Тем­пы его ли­к­ви­да­ции умень­ши­лись по срав­не­нию с на­ча­лом 90-х гг., но по-преж­не­му не­оп­рав­дан­но вы­со­кие. Про­цес­сы струк­тур­ной оп­ти­ми­за­ции го­су­дар­ст­вен­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки на­шли от­ра­же­ние в та­ких пра­во­вых ак­тах РФ, как Про­грам­ма со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву (2006–2008 гг.), фе­де­раль­ные за­ко­ны «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции за­ко­но­да­тель­ных (пред­ста­ви­тель­ных) и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 31.12.2005), «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 06.10.2003 №131-ФЗ. В 2005 г. в це­лях реа­ли­за­ции ука­зан­ных ак­тов РФ пе­ре­да­но в соб­ст­вен­ность Ал­тай­ско­го края 71 го­су­дар­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние, в том чис­ле: 69 об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния (ПТУ, тех­ни­ку­мы), Управ­ле­ние сель­ски­ми ле­са­ми и Центр про­фес­сио­наль­ной ори­ен­та­ции мо­ло­де­жи и пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки на­се­ле­ния.

Важ­ная со­став­ляю­щая гос­сек­то­ра Рос­сии – уч­ре­ж­де­ния не­ком­мер­че­ско­го ха­рак­те­ра. Их фи­нан­си­ро­ва­ние, как пра­ви­ло, про­из­во­дит­ся пол­но­стью из средств со­от­вет­ст­вую­ще­го бюд­же­та. Уч­ре­ди­тель (Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция, субъ­ект РФ, му­ни­ци­па­ли­тет) в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом не­сет суб­си­ди­ар­ную от­вет­ст­вен­ность по их обя­за­тель­ст­вам. Уч­ре­ж­де­ния име­ют воз­мож­ность при­вле­кать кре­дит­ные ре­сур­сы для фи­нан­си­ро­ва­ния сво­ей дея­тель­но­сти без со­гла­со­ва­ния с соб­ст­вен­ни­ком, и в слу­чае не­воз­вра­та кре­дит­ных ре­сур­сов это на­но­сит пря­мой ущерб го­су­дар­ст­ву.

Го­су­дар­ст­вен­ные «ка­зен­ные» пред­при­ятия пред­став­ля­ют
со­бой ор­га­ни­за­ции, иму­ще­ст­вен­но-зе­мель­ный ком­плекс ко­то­рых
на­хо­дит­ся в го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти, управ­ле­ние ими осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по обя­за­тель­ным ука­за­ни­ям Цен­тра. «Ка­зен­ны­ми»
на­зы­ва­ют­ся пред­при­ятия (за­во­ды, фаб­ри­ки, хо­зяй­ст­ва), при­над­ле­жа­щие «каз­не», т.е. го­су­дар­ст­ву. Они на­хо­дят­ся под пря­мым го­су­дар­ст­вен­ным управ­ле­ни­ем по во­про­сам про­из­вод­ст­ва (ди­рек­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние), по­ли­ти­ки цен, фи­нан­сов, ма­те­ри­аль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния пер­со­на­ла. Ка­зен­ные пред­при­ятия не впра­ве от­ка­зать­ся от за­клю­че­ния го­су­дар­ст­вен­но­го кон­трак­та на по­став­ку то­ва­ров для го­су­дар­ст­вен­ных нужд. Со­от­вет­ст­вен­но они обя­за­ны за­клю­чать кон­крет­ные до­го­во­ры с ор­га­ни­за­ция­ми-по­тре­би­те­ля­ми то­ва­ров или ус­луг. Иму­ще­ст­во ка­зен­но­го пред­при­ятия за­кре­п­ля­ет­ся за ним на пра­ве опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния. Сей­час на Ал­тае нет ни од­но­го
ка­зен­но­го пред­при­ятия, и это не под­да­ет­ся ни­ка­ко­му ра­зум­но­му объ­яс­не­нию.

На 1 мар­та 2006 г. в крае функ­цио­ни­ро­ва­ло 196 крае­вых го­су­дар­ст­вен­ных уни­тар­ных пред­при­ятий, 38% из них – ор­га­ни­за­ции до­рож­но­го хо­зяй­ст­ва края (ДСУ, ДРСУ), 17% – сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные пред­при­ятия, 8% – пред­при­ятия по­ли­гра­фии (ти­по­гра­фии),
9% – фар­ма­цев­ти­че­ские пред­при­ятия, 28% – про­чие. Управ­ле­ние дея­тель­но­стью пред­при­ятий осу­ще­ст­в­ля­ли 15 ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти ре­гио­на, на­при­мер, Глав­ное управ­ле­ние сель­ско­го хо­зяй­ст­ва Ал­тай­ско­го края ку­ри­ро­ва­ло 33 сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных пред­при­ятия, управ­ле­ние по транс­пор­ту, до­рож­но­му хо­зяй­ст­ву
и свя­зи – 75 пред­при­ятий, управ­ле­ние по пе­ча­ти и ин­фор­ма­ции – 16 пред­при­ятий, управ­ле­ние по фар­ма­цев­ти­че­ской дея­тель­но­сти и про­из­вод­ст­ву ле­кар­ст­вен­ных средств – 17 пред­при­ятий и т.д.

По со­стоя­нию на 1 мар­та 2006 г. в крае на­счи­ты­ва­лось 338 крае­вых го­су­дар­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний, 46% из об­ще­го чис­ла со­став­ля­ли об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, дея­тель­ность ко­то­рых ко­ор­ди­ни­ро­ва­лась управ­ле­ни­ем Ал­тай­ско­го края по об­ра­зо­ва­нию и де­лам мо­ло­де­жи; 25% – уч­ре­ж­де­ния со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, ку­ри­руе­мые Глав­ным управ­ле­ни­ем Ал­тай­ско­го края по со­ци­аль­ной за­щи­те на­се­ле­ния и пре­одо­ле­нию по­след­ст­вий ядер­ных ис­пы­та­ний на Се­ми­па­ла­тин­ском по­ли­го­не; 13% – уч­ре­ж­де­ния здра­во­охра­не­ния, 9% – уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры, 7% – про­чие.

Ко­ли­че­ст­во уча­ст­ков, на ко­то­рые у Ал­тай­ско­го края воз­ни­ка­ет пра­во соб­ст­вен­но­сти в со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном
«О раз­гра­ни­че­нии го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю»
от 17.07.2001 № 101-ФЗ, по оце­ноч­ным рас­че­там на на­ча­ло 2006 г., со­став­ля­ло око­ло 5000 еди­ниц, в том чис­ле 3200 уча­ст­ков зе­мель сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния из фон­да пе­ре­рас­пре­де­ле­ния
зе­мель.

Пе­реч­ни зе­мель­ных уча­ст­ков, на ко­то­рые у Ал­тай­ско­го края воз­ник­ло пра­во соб­ст­вен­но­сти, на­прав­ля­ют­ся в Фе­де­раль­ное агент­ст­во по иму­ще­ст­вен­ным от­но­ше­ни­ям (Ро­си­му­ще­ст­во) с 2002 г. Ко­ли­че­ст­во зе­мель­ных уча­ст­ков, вклю­чен­ных в дан­ные пе­реч­ни, дос­тиг­ло в на­ча­ле 2006 г. бо­лее 1200 еди­ниц, но к это­му вре­ме­ни Пра­ви­тель­ст­вом РФ не ут­вер­жден ни один из на­прав­лен­ных пе­реч­ней.

По со­стоя­нию на 1 ап­ре­ля 2006 г. на 22 зе­мель­ных уча­ст­ка за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но пра­во соб­ст­вен­но­сти Ал­тай­ско­го края, ос­но­ва­ни­ем воз­ник­но­ве­ния ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 03.12.2004 г. №1565-р, по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 08.08.2005 №363 о пе­ре­да­че иму­ще­ст­вен­ных ком­плек­сов го­су­дар­ст­вен­ных фе­де­раль­ных уч­ре­ж­де­ний лес­но­го хо­зяй­ст­ва и об­ра­зо­ва­ния в соб­ст­вен­ность субъ­ек­тов РФ.

На 1 ян­ва­ря 2006 г. па­ке­ты ак­ций, яв­ляю­щие­ся соб­ст­вен­но­стью Ал­тай­ско­го края, раз­ме­ще­ны в ус­тав­ном ка­пи­та­ле 46 хо­зяй­ст­вен­ных об­ществ, в том чис­ле до­ля края в ус­тав­ном ка­пи­та­ле 11 ак­цио­нер­ных об­ществ со­став­ля­ла 100%, 9 – бо­лее 50%. По ито­гам вы­пол­не­ния про­грам­мы при­ва­ти­за­ции за 2005 г. до­хо­ды крае­во­го бюд­же­та со­ста­ви­ли все­го 10 млн руб.

Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но­го сек­то­ра края оп­ре­де­ле­ны по­ста­нов­ле­ни­ем ад­ми­ни­ст­ра­ции края «О при­ори­тет­ных на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Ал­тай­ско­го края на 2006–2008 го­ды» от 02.03.2006 №85. Им оп­ре­де­ле­но, что управ­ле­ние крае­вы­ми го­су­дар­ст­вен­ны­ми уни­тар­ны­ми пред­при­ятия­ми долж­но ори­ен­ти­ро­вать­ся на биз­нес-пла­ни­ро­ва­ние и ус­та­нов­ле­ние фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей их дея­тель­но­сти, эко­но­ми­че­ский мо­ни­то­ринг и кон­троль ра­бо­ты ру­ко­во­ди­те­лей с точ­ки зре­ния вы­пол­не­ния биз­нес-пла­нов. Вы­дви­ну­ты сле­дую­щие це­ли:

· оп­ти­ми­за­ция струк­ту­ры го­су­дар­ст­вен­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки края и соз­да­ние ин­фор­ма­ци­он­но-тех­ни­че­ской ин­фра­струк­ту­ры ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной сис­те­мы управ­ле­ния не­дви­жи­мо­стью;

· по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния крае­во­го го­су­дар­ст­вен­но­го иму­ще­ст­ва и управ­ле­ния им;

· уча­стие в раз­гра­ни­че­нии го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и соз­да­ние сис­те­мы управ­ле­ния зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми на тер­ри­то­рии края.

Для во­вле­че­ния зе­мель­ных ре­сур­сов в эко­но­ми­че­ский обо­рот пред­по­ла­га­ет­ся сфор­ми­ро­вать ба­зу дан­ных по зе­мель­ным уча­ст­кам и проч­но свя­зан­ным с ни­ми объ­ек­там не­дви­жи­мо­сти, про­дол­жить ра­бо­ту по раз­гра­ни­че­нию го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю, раз­ра­бо­тать эко­но­ми­че­ские нор­ма­ти­вы, обес­пе­чи­ваю­щие сти­му­ли­ро­ва­ние при­об­ре­те­ния зем­ли в соб­ст­вен­ность.

В 2005 г. из 74,4 млрд руб. объ­е­мов от­гру­жен­ных про­мыш­лен­ных то­ва­ров края при­мер­но 32,6 млрд руб. при­хо­ди­лось на Бар­на­ул. С од­ной сто­ро­ны, ста­ти­сти­ка фик­си­ру­ет за­вы­шен­ные объ­е­мы про­из­вод­ст­ва в Бар­нау­ле, по­сколь­ку в них вклю­ча­ют­ся не­ко­то­рые то­ва­ры, про­из­во­ди­мые в це­лом по краю, а с дру­гой сто­ро­ны, не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что за по­след­ние 15 лет про­изош­ли зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния в струк­ту­ре про­мыш­лен­но­сти Ал­тая. Тем не ме­нее мож­но пред­по­ла­гать, что зна­че­ние Бар­нау­ла в функ­цио­ни­ро­ва­нии про­мыш­лен­но­сти края мень­ше, чем по­ка­зы­ва­ет ста­ти­сти­ка.

По дан­ным Ал­тайк­рай­ста­та­ в 2005 г. вто­рым го­ро­дом в крае по объ­е­му про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва стал За­ринск (11,6 млрд руб.), на треть­ем мес­те – Бийск (9,7 млрд руб.), ко­то­рый все боль­ше ус­ту­па­ет ему. За­ринск с на­се­ле­ни­ем в 50 тыс. чел., где по су­ще­ст­ву на­хо­дит­ся один круп­ный про­мыш­лен­ный объ­ект – ОАО «Ал­тай-кокс», ра­бо­та­ет го­раз­до ди­на­мич­нее, чем Бийск, где рас­по­ло­же­ны де­сят­ки круп­ных объ­ек­тов, а на­се­ле­ние – поч­ти чет­верть мил­лио­на. Да­лее идут Но­во­ал­тайск – 8,8 млрд руб., на пя­том мес­те Руб­цовск – 5,2 млрд, за­тем Алейск – 2,3 млрд руб.

По всей ви­ди­мо­сти, не­об­хо­ди­мо не­сколь­ко по-ино­му, чем
в со­вет­ское вре­мя, рас­смат­ри­вать про­мыш­лен­ность тер­ри­то­рии и учи­ты­вать, сколь­ко про­дук­ции идет на ме­ст­ный ры­нок, ре­гио­наль­ный, а сколь­ко – за пре­де­лы ре­гио­на, за гра­ни­цу. Все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет по­ка­за­тель на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний от лю­бо­го го­ро­да в кон­со­ли­ди­ро­ван­ный бюд­жет. Ва­ло­вые по­ка­за­те­ли про­из­вод­ст­ва, чис­лен­ность за­ня­тых от­хо­дят на вто­рой план, хо­тя по­ка­за­тель ко­ли­че­ст­ва ра­бо­чих мест с со­ци­аль­ной точ­ки зре­ния для де­прес­сив­ных тер­ри­то­рий яв­ля­ет­ся очень важ­ным и зна­чи­мым.

В Бар­нау­ле в 2005 г. ин­ве­сти­ции со­ста­ви­ли свы­ше 8,3 млрд руб. Боль­шин­ст­во вво­ди­мых объ­ек­тов – это жи­лье, ор­га­ни­за­ции тор­гов­ли и ин­фра­струк­ту­ры. За год по­строе­но свы­ше 227,1 тыс. кв. м жи­лья – до­воль­но хо­ро­ший по­ка­за­тель для го­ро­дов Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка.

В крае­вом цен­тре в по­след­нее вре­мя на пер­вое ме­сто по объ­е­му ос­ваи­вае­мых фи­нан­со­вых средств вы­шла энер­ге­ти­ка. Од­на­ко по боль­шей час­ти эти сред­ст­ва на­прав­ля­ют­ся на под­дер­жа­ние в со­хран­но­сти се­тей, ТЭЦ, ко­тель­ных, ко­то­рые бы­ли по­строе­ны в 50–80-е гг. В лю­бом ин­ду­ст­ри­аль­ном го­ро­де Си­би­ри в со­вет­ские вре­ме­на свы­ше 60% те­п­ло- и элек­тро­энер­гии бы­ло пред­на­зна­че­но для про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва. В на­стоя­щее вре­мя, ко­гда ис­поль­зо­ва­ние имею­щих­ся мощ­но­стей за­во­дов со­став­ля­ет не бо­лее 20–30%, в Бар­нау­ле го­раз­до мень­ше про­блем с обес­пе­че­ни­ем жи­лья и дру­гих со­ци­аль­ных объ­ек­тов в хо­лод­ное вре­мя го­да те­п­лом по срав­не­нию с до­ре­фор­мен­ным пе­рио­дом. Со­вер­шен­но не­пред­ска­зуе­мо, что про­изой­дет в дан­ной от­рас­ли хо­зяй­ст­ва го­ро­да, ес­ли ак­тив­нее за­ра­бо­та­ет про­мыш­лен­ность. Боль­шая ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния де­фи­ци­та те­п­ла в Бар­нау­ле. Ес­ли при­ори­тет­ны­ми в обес­пе­че­нии те­п­лом ста­нут про­из­вод­ст­вен­ные це­ли, как это бы­ло в со­вет­ское вре­мя, то ухуд­шит­ся те­п­ло­вой ре­жим в жи­ли­щах го­ро­жан. Мож­но ут­вер­ждать, что для ад­ми­ни­ст­ра­ции Бар­нау­ла нет ре­аль­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти в воз­ро­ж­де­нии про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, по­сколь­ку сто­ли­ца субъ­ек­та РФ об­ла­да­ет ве­со­мым ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным ре­сур­сом, за счет че­го она по­лу­ча­ет зна­чи­тель­ные сред­ст­ва для сво­его бюд­же­та (до­та­ции из фе­де­раль­но­го бюд­же­та), а не из соб­ст­вен­ных до­хо­дов.

Ана­ло­гич­ная си­туа­ция в ком­му­наль­ном хо­зяй­ст­ве: гро­мад­ные мощ­но­сти, ко­то­рые соз­да­ны в пре­ды­ду­щие го­ды, из­но­ше­ны на 80% и бо­лее, вы­хо­дят или на­хо­дят­ся на гра­ни вы­хо­да из экс­плуа­та­ции ком­му­наль­ные се­ти, и все боль­ше средств бар­на­уль­ско­го бюд­же­та на­до тра­тить на их ре­монт и об­нов­ле­ние.

В Бар­нау­ле в тя­же­лом, стаг­ни­рую­щем со­стоя­нии на­хо­дит­ся боль­шин­ст­во пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки. Прак­ти­че­ски не на­хо­дит сбы­та ны­неш­няя про­дук­ция ди­зе­ле­строе­ния, что не по­зво­ля­ет со­хра­нять су­ще­ст­вую­щие мощ­но­сти, а пе­ре­ход на про­из­вод­ст­во про­дук­ции бо­лее вы­со­ко­го ка­че­ст­ва не­реа­лен. Та­кая же си­туа­ция в стан­ко­строе­нии, ра­дио­тех­ни­че­ской про­мыш­лен­но­сти. ПК «Сиб­энер­го­маш» (струк­ту­ра все­рос­сий­ской «Энер­го­маш­кор­по­ра­ции») – за­вод по про­из­вод­ст­ву кот­лов для круп­ных ТЭЦ и ГРЭС – на про­тя­же­нии 90-х гг. ра­бо­тал за счет за­ка­зов на свою про­дук­ции из Ки­тая и Ин­дии. В 2002–2003 гг. он из­го­тав­ли­вал в ос­нов­ном цис­тер­ны для «Ал­тай­ва­го­на». Толь­ко с 2004 г. «Сиб­энер­го­маш» стал вы­пус­кать про­филь­ную про­дук­цию. За­вод име­ет не­яс­ный ин­сти­ту­цио­наль­ный ста­тус, фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся фи­лиа­лом ана­ло­гич­ных пред­при­ятий в Бел­го­ро­де и По­доль­ске.

Энер­ге­ти­че­ские про­из­вод­ст­ва в лю­бом слу­чае бу­дут нуж­ны го­ро­дам Рос­сии, и ра­но или позд­но не­об­хо­ди­мо бу­дет за­ме­нять из­но­сив­шие­ся мощ­но­сти ТЭЦ и ГРЭС. То, что «Энер­го­маш­кор­по­ра­ция» – круп­ная мо­но­поль­ная струк­ту­ра – сла­бо учи­ты­ва­ет в сво­ей дея­тель­но­сти ин­те­ре­сы Ал­тая, не по­зво­ля­ет ПК «Сиб­энер­го­маш», ко­то­рый име­ет все не­об­хо­ди­мые фак­то­ры, за­нять свою ни­шу на рын­ке, по­ка­зы­ва­ет, что в управ­ле­нии про­мыш­лен­но­стью края до­пу­ще­ны серь­ез­ные про­сче­ты, и это усу­губ­ля­ет де­прес­сив­ность ре­гио­на.

«Сиб­маш­хол­динг», кон­тро­ли­руе­мый мо­с­ков­ским ме­недж­мен­том, а с 2006 г. и пе­тер­бург­ским, объ­е­ди­ня­ет пред­при­ятия по про­из­вод­ст­ву сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной тех­ни­ки Си­би­ри (вклю­чая Ал­тай­ский мо­тор­ный за­вод и ряд не­боль­ших пред­при­ятий Ал­тая) и По­вол­жья, а ве­ду­щим зве­ном яв­ля­ет­ся Крас­но­яр­ский ком­бай­но­вый за­вод. Сей­час си­бир­ский ком­байн сто­ит 40 тыс. долл., за­пад­ный – 120 тыс. Пред­по­ла­га­лось, что по­сле 2005 г. Крас­но­яр­ский ком­бай­но­вый за­вод бу­дет еже­год­но про­из­во­дить 4–5 тыс. шт. (в 2001 г. бы­ло 2,6 тыс. ма­шин). Слож­нее си­туа­ция с про­из­вод­ст­вом трак­то­ров и трак­тор­ных ди­зе­лей в Ал­тай­ском крае, по­сколь­ку сбыт про­дук­ции в Рос­сии ми­ни­ма­лен. В на­ча­ле 2006 г. мо­тор­ный за­вод был в оче­ред­ной раз про­дан, и по­сте­пен­ное рас­хи­ще­ние ос­нов­ных фон­дов за­во­да про­дол­жа­ет­ся. То, что сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное ма­ши­но­строе­ние не на­хо­дит за­каз­чи­ков, объ­яс­ня­ет­ся и об­щей си­туа­ци­ей
в дан­ном сек­то­ре про­мыш­лен­но­сти стра­ны, и сла­бо­стью Ми­ни­стер­ст­ва сель­ско­го хо­зяй­ст­ва РФ, а так­же и не­эф­фек­тив­ной дея­тель­но­стью ал­тай­ско­го ме­недж­мен­та и ор­га­нов вла­сти края.

Од­ной из важ­ных от­рас­лей спе­циа­ли­за­ции Бар­нау­ла бы­ла хи­ми­че­ская и неф­те­хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность. Гро­мад­ная кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны рос­сий­ских и за­ру­беж­ных шин­ных за­во­дов силь­но дов­ле­ет над Бар­на­уль­ским шин­ным за­во­дом. «Хим­во­лок­но» в 2005 г. пе­ре­шло в соб­ст­вен­ность но­вых хо­зя­ев, ко­то­рые сра­зу ре­ши­ли уво­лить 85% ра­бо­таю­щих и пе­ре­про­фи­ли­ро­вать ком­би­нат. Не ме­нее пе­чаль­на си­туа­ция на за­во­де син­те­ти­че­ско­го во­лок­на. Это од­но из са­мых со­вре­мен­ных пред­при­ятий Бар­нау­ла, по­стро­ен­ное
в кон­це 80-х гг. Од­на­ко в со­вет­ское вре­мя оно так и не бы­ло вы­ве­де­но на про­ект­ную мощ­ность, и уси­лия вый­ти на оп­ре­де­лен­ный уро­вень про­из­вод­ст­ва в 90-е гг. при со­хра­не­нии за­во­да в крае­вой соб­ст­вен­но­сти не уда­лись. К се­ре­ди­не 2000-х гг. за­вод был раз­во­ро­ван, обан­кро­чен и фак­ти­че­ски уже не су­ще­ст­ву­ет. В Бар­нау­ле дей­ст­ву­ют не­боль­шие хи­ми­че­ские пред­при­ятия, но при­знать от­рас­лью спе­циа­ли­за­ции про­мыш­лен­но­сти го­ро­да дан­ное на­прав­ле­ние нет ос­но­ва­ний.

Как мы уже го­во­ри­ли, в со­вет­ское вре­мя ин­ду­ст­риа­ли­за­ция Бар­нау­ла на­ча­лись с лег­кой про­мыш­лен­но­сти. В на­стоя­щее вре­мя от­сут­ст­вие сы­рья (хлоп­ка из Уз­бе­ки­ста­на), силь­ней­шая кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны за­ру­беж­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей при­ве­ли к то­му, что круп­ные ком­би­на­ты ра­бо­та­ют с ми­ни­маль­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем мощ­но­стей. Швей­ные и обув­ные фаб­ри­ки ори­ен­ти­ру­ют­ся на про­из­вод­ст­во то­ва­ров для на­се­ле­ния с низ­ким до­хо­дом или не­боль­шой ре­гио­наль­ный за­каз.

В се­ре­ди­не 2000-х гг. в Бар­нау­ле на­блю­да­ет­ся оп­ре­де­лен­ное ожив­ле­ние дея­тель­но­сти пред­при­ятий обо­рон­но­го про­мыш­лен­но­го ком­плек­са (ОПК). Уве­ли­че­ние в 2006 г. объ­ема гос­за­ка­за по­зво­ля­ет оп­ти­ми­стич­нее смот­реть на их судь­бу, чем это бы­ло в кон­це 90-х гг. Ко­неч­но, у та­ких пред­при­ятий, как стан­ко­строи­тель­ный (па­трон­ный) за­вод, «Ро­тор», «Гео­фи­зи­ка», ОКБ «Вос­ток», еще очень мно­го труд­но­стей, и все бо­лее важ­ной ста­но­вит­ся про­бле­ма от­сут­ст­вия ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих и ин­же­нер­ных кад­ров.

До сих пор в стра­не не раз­ра­бо­та­на дей­ст­вен­ная сис­те­ма эко­но­ми­че­ско­го обос­но­ва­ния объ­е­мов го­су­дар­ст­вен­ных за­ку­пок и фи­нан­со­вых за­трат на го­су­дар­ст­вен­ные це­ли. Про­гно­зы та­ких при­об­ре­те­ний со­став­ля­ют­ся «от дос­тиг­ну­то­го», что не по­зво­ля­ет со­кра­щать не­ра­цио­наль­ные рас­хо­ды. Ино­гда ут­вер­ждае­мые объ­е­мы про­дук­ции для го­су­дар­ст­вен­ных нужд прак­ти­че­ски не под­твер­жде­ны ре­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

Тра­ди­ци­он­но ху­же все­го де­ло об­сто­ит с бюд­жет­ны­ми ин­ве­сти­ци­он­ны­ми вли­ва­ния­ми. Го­су­дар­ст­вен­ные за­каз­чи­ки не кон­цен­три­ру­ют фи­нан­со­вые ре­сур­сы на пус­ко­вых объ­ек­тах, за­пус­ка­ют но­вые строй­ки, не за­кон­чив уже на­ча­тые. Про­ис­хо­дит рас­пы­ле­ние средств и омерт­в­ле­ние их в не­за­вер­шен­ном строи­тель­ст­ве.Не­смот­ря на рез­кое со­кра­ще­ние его объ­е­мов за пят­на­дцать лет, раз­ме­ры не­за­вер­шен­но­го строи­тель­ст­ва зна­чи­тель­ны, и по со­стоя­нию на
1 ян­ва­ря 2006 г. по Ал­тай­ско­му краю его объ­ем на круп­ных и сред­них ор­га­ни­за­ци­ях ис­чис­ля­ет­ся сум­мой в 14,8 млрд руб. В ре­зуль­та­те строи­тель­ные про­грам­мы, дей­ст­вую­щие в на­стоя­щее вре­мя, не ре­ша­ют ос­нов­ные за­да­чи ре­гио­на и ори­ен­ти­ро­ва­ны толь­ко на ча­ст­ные ин­те­ре­сы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...