Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и виды учебной работы




Рабочая программа дисциплины

Б1.Б.22. Социология журналистики

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование бакалавриат
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 42.03.02 Журналистика
Направленность (профиль) образовательной программы: Деловая журналистика
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: очная
Срок освоения образовательной программы: 4 года
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: 42.03.02(1)-14-О

 

 

Нижневартовск, 2014


Цели освоения дисциплины

Основная цель курса – выявление особенностей социологических исследований в журналистской деятельности, Сформировать у студентов социологический взгляд на реальное функционирование СМИ в современном социуме, его цели и средства воздействия на аудиторию, механизмы и результаты этого воздействия

Цель преподавания курса «Социология журналистики» может быть обозначена как достижение синтеза базовых представлений студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученных из дисциплин социально-гуманитарного цикла, с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении.

Задачи:

1. Определить место и роль журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов.

2. Обосновать восприятие журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.

3. Сформировать представление о социологической культуре журналиста.

4. Дополнить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.

5. Ознакомление с социологическими подходами к функционированию печати, телевидения и радио, Интернет-СМИ.

6. Выявление направлений для практического применения социологических подходов и методов в программировании изданий и каналов, творческой деятельности журналистов, маркетинге и менеджменте в СМИ.

7. Ознакомление с организацией сбора и анализа информации о массовых коммуникациях, применяемых в научных и коммерческих организациях, а также в работе медиаорганизаций.

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина «Социология журналистики» относится к вариативной части, обязательные дисциплины. Б1.В.ОД.5 «Социология журналистики» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин как: «Философия», «Культурология», «Техника и технология СМИ». Курс «Социология журналистики» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, а с другой – с прикладными профессиональными дисциплинами. В ходе аудиторных занятий по данному курсу рассматриваются фундаментальные положения теории современного общества. Оказывается помощь студентам в изучении и исследовании социальных факторов, влияющих на функционирование СМИ как социального института. Студент должен в достаточной мере владеть как теоретическим материалом, так и практическим инструментарием, при этом ориентируясь на базовые знания и современные достижения в области социологии и журналистики. Для успешного освоения курса должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на пороговом уровне.

Студенты в процессе изучение дисциплины «Социология журналистики» должны:

Знать основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества; принципы формирования методологического, методического и организационного разделов программы социологического исследования; способы формирования обследуемой совокупности; основное назначение и область применения количественных и качественных методов в маркетинговых исследованиях. Количественные и качественные методы в исследовательской практике.

Уметь анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности; иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе. Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать процессы, происходящие в современном российском обществе в области СМИ. Уметь использовать методику и технику проведения социологических исследований в сфере журналистики. Социологический эксперимент в творчестве журналиста. Использовать методику контент-анализа в журналистской деятельности.

Владеть навыками аналитической и организационной работы при подготовке концепций, планов, графиков и реализации рекламных кампаний и коммуникационных мероприятий; владеть навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов. Владеть способностью организовать и проводить рыночное наблюдение, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных. Владеть навыками публицистического прогноза.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП:

¾ ОК-3 способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;

¾ ОПК-6 способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ;

¾ ПК-10 способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте;

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества; принципы формирования методологического, методического и организационного разделов программы социологического исследования; способы формирования обследуемой совокупности; основное назначение и область применения количественных и качественных методов в маркетинговых исследованиях. Количественные и качественные методы в исследовательской практике (ОК-3, ОПК-6; ОПК-10).

Уметь: анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности; иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе. Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать процессы, происходящие в современном российском обществе в области СМИ. Уметь использовать методику и технику проведения социологических исследований в сфере журналистики (ОК-3, ОПК-6; ОПК-10).

Владеть: навыками аналитической и организационной работы при подготовке концепций, планов, графиков и реализации рекламных кампаний и коммуникационных мероприятий; владеть навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов. Владеть способностью организовать и проводить рыночное наблюдение, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных (ОК-3, ОПК-6; ОПК-10).

4. Структура и содержание дисциплины «Социология журналистики»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной деятельности Всего часов Семестр
   
Аудиторные занятия(всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа(всего)    
Контроль   (зачет, экзамен)   экзамен
Общая трудоемкость (часы)      
Зачетные единицы    

Разделы дисциплины и виды учебной работы

№ п/п Раздел Дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практи-ческие Лабора-торные Самостоя-тельная работа
  РАЗДЕЛ 1. Введение в дисциплину
1. Тема 1. Социология журналистики как научная и учебная дисциплина.   +   +       +   Тестирование по Социологии. Проверка входного уровня знаний Выступление с докладами
  Тема 2. Социология журналистики в мировой и отечественной науке. + +     +   Подготовка презентаций. Доклады. Составление словаря. Контрольный срез
  РАЗДЕЛ 2. Журналистика как социальный институт общества
  Тема 3. Журналистика в социальной системе общества.   Занятие 1: Общественное мнение и его значение для журналистской практики +   +   +     +       Подготовка презентаций Доклады
  Тема 4.Журналистика и социальный контроль   + +     + Подготовка презентаций. Защита рефератов Контрольный срез
  РАЗДЕЛ 3. Социальные аспекты деятельности журналиста  
  Тема 5.Журналистика как профессиональная деятельность и ее значение в обществе   +   + Подготовка презентаций, Доклады
  Тема 6.Социологическая культура труда журналиста. + +   + Написание эссе и подготовка презентаций
  РАЗДЕЛ 4. Журналистика и аудитория: социальные и творческие связи
  Тема 7. Социальное содержание обратной связи СМИ. Занятие 1. Семинар-практикум:применение контент-анализа в журналистской практике и исследованиях СМИ. +     +   +   +     Подготовка презентаций.   Контент-анализ
  Тема 8.Эффективность журналистской деятельности.   Занятие 1. Социологический этюд.   Занятие 2. Основные методы социологического исследования.   Занятие 3. Социальное прогнозирование. Семинар-практикум. Формирование практических навыков по сбору и анализу социологической информации.     +     +     +     +   +     +     +   Творческое задание.   Подготовка презентаций.Доклады     Подготовка презентаций. Доклады     Защита работ по результатам исследования   Итоговое тестирование
             

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...