Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 14 глава




Важ­ней­ши­ми со­став­ляю­щи­ми ста­нов­ле­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­че­ской сис­те­мы в Рос­сии в на­ча­ле 1990-х гг. бы­ли раз­го­су­дар­ст­вле­ние и при­ва­ти­за­ция го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во про­мыш­лен­ных и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных пред­при­ятий сме­ни­ло фор­му соб­ст­вен­но­сти, а ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­ной сфе­ры ока­за­лись в слож­ном ин­сти­ту­цио­наль­но-фи­нан­со­вом ту­пи­ке, ко­то­ро­му не вид­но кон­ца. Еще не­дав­но зна­чи­тель­ная часть со­ци­аль­ной сфе­ры – жи­лые до­ма, боль­ни­цы, по­ли­кли­ни­ки, дет­ские са­ды, до­ма куль­ту­ры и дру­гое – на­хо­ди­лась в со­ста­ве пред­при­ятий, но с се­ре­ди­ны 90-х гг. они в ос­нов­ном пе­ре­шли на фи­нан­си­ро­ва­ние из бюд­же­тов му­ни­ци­па­ли­те­тов и субъ­ек­тов РФ. Прак­ти­че­ски во всех ре­гио­нах стра­ны идет за­тя­нув­ший­ся во вре­ме­ни пе­ри­од соз­да­ния эко­но­ми­ко-фи­нан­со­во­го ме­ха­низ­ма функ­цио­ни­ро­ва­ния со­ци­аль­но­го сек­то­ра. Мас­шта­бы дос­туп­но­сти для всех гра­ж­дан со­ци­аль­ной сфе­ры по-преж­не­му не­яс­ны, и не­об­хо­ди­мо за­ко­но­да­тель­но ут­вер­ждать прин­ци­пы фи­нан­со­во­го взаи­мо­дей­ст­вия ор­га­нов вла­сти раз­лич­ных уров­ней, ко­то­рые по­зво­лят со­хра­нить ма­те­ри­аль­ную
ба­зу дан­ной сфе­ры и раз­ви­вать ее в даль­ней­шем.

Гро­мад­ное со­кра­ще­ние объ­е­мов про­из­вод­ст­ва с на­ча­ла ре­форм при­ве­ло к то­му, что об­ра­зо­вал­ся раз­рыв ме­ж­ду по­лу­чае­мы­ми на­се­ле­ни­ем со­ци­аль­ны­ми ус­лу­га­ми и пер­вич­ным по от­но­ше­нию к ним про­из­вод­ст­вом. На­пом­ним, что мно­гие со­ци­аль­ные бла­га го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет все­му сво­ему на­се­ле­нию при дос­ти­же­нии оп­ре­де­лен­но­го уров­ня раз­ви­тия. На­при­мер, в со­вет­ской Рос­сии в 20-е гг. ХХ в. бы­ло вве­де­но бес­плат­ное на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние для всех чле­нов об­ще­ст­ва. По­сле дос­ти­же­ния бо­лее вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия стра­ны бес­плат­ным и обя­за­тель­ным ста­ло не­пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние (от­сю­да с 30-х гг. су­ще­ст­во­ва­ние вы­пу­ск­ных эк­за­ме­нов по окон­ча­нию вось­мо­го (де­вя­то­го) клас­са). Го­су­дар­ст­во то­гда га­ран­ти­ро­ва­ло бес­плат­ное не­пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние для все­го под­рас­таю­ще­го по­ко­ле­ния, а пол­ное пре­дос­тав­ля­лось по­сле вне­се­ния оп­ре­де­лен­ной пла­ты. До 50-х гг. ХХ в. не бы­ло бес­плат­ным для оп­ре­де­лен­ных сло­ев об­ще­ст­ва стра­ны и выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

Дру­гие при­ме­ры раз­ви­тия со­ци­аль­ной сфе­ры. В 1961 г. в Со­вет­ском Сою­зе бы­ло вве­де­но пен­си­он­ное обес­пе­че­ние кре­сть­ян, ра­бо­тав­ших в не­го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­яти­ях – кол­хо­зах. Го­су­дар­ст­во ста­ло га­ран­ти­ро­вать обес­пе­че­ние пен­сия­ми всех жи­те­лей де­ре­вень, ау­лов и т.п. Это при­ве­ло к то­му, что сей­час боль­шие от­чис­ле­ния в Пен­си­он­ный фонд ле­жат тя­же­лой на­ло­го­вой на­груз­кой на се­бе­стои­мо­сти про­дук­ции, что от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на ее кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти. Соз­да­ние рав­ных воз­мож­но­стей в пен­си­он­ном обес­пе­че­нии жи­те­лей го­ро­дов и сел, ра­бот­ни­ков как го­су­дар­ст­вен­ных, так и не­го­су­дар­ст­вен­ных пред­при­ятий ста­ло ре­аль­ным
в ре­зуль­та­те дос­ти­же­ния оп­ре­де­лен­но­го уров­ня раз­ви­тия про­из­вод­ст­ва в стра­не. В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 2006 г. от­чис­ле­ния в Пен­си­он­ный фонд со­став­ля­ют 20% к фон­ду за­ра­бот­ной пла­ты всех ор­га­ни­за­ций и пред­при­ятий. Од­на­ко за го­ды пе­ре­строй­ки и ре­форм объ­е­мы про­из­вод­ст­ва в стра­не из­ме­ни­лись. Мно­гие пред­при­ятия
не функ­цио­ни­ру­ют, дру­гие про­сто ста­ли хро­ни­че­ски убы­точ­ны­ми (в 2005 г. в РФ та­ких ор­га­ни­за­ций бы­ло 33,5%) и со­хра­ня­ют та­кой ста­тус на про­тя­же­нии поч­ти 15 лет. Тем не ме­нее все их быв­шие ра­бот­ни­ки по-преж­не­му по­лу­ча­ют пен­сии из го­су­дар­ст­вен­но­го фон­да. В на­стоя­щее вре­мя в Ки­тае, Юж­ной Ко­рее от­чис­ле­ния в пен­си­он­ный фонд со­став­ля­ют при­мер­но 5–6% от фон­да за­ра­бот­ной пла­ты. С од­ной сто­ро­ны, это яв­ля­ет­ся од­ним из фак­то­ров кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти их про­дук­ции, а с дру­гой сто­ро­ны, пре­до­пре­де­ля­ет не­вы­со­кий жиз­нен­ный уро­вень по­жи­лых лю­дей.

Ана­ло­гич­ные при­ме­ры мож­но при­вес­ти и по здра­во­охра­не­нию. На­при­мер, в кон­це 1980-х гг. пре­дос­тав­ля­ли от­пуск жен­щи­не по ухо­ду за ро­див­шим­ся ре­бен­ком на три го­да. Ес­ли сей­час го­су­дар­ст­во по объ­е­му про­из­вод­ст­ва на­хо­дит­ся на уров­не 1970-х гг.,
в со­стоя­нии ли оно оп­ла­чи­вать со­ци­аль­ные ус­лу­ги на­се­ле­нию,
ко­то­рые вво­ди­лись при дру­гой эко­но­ми­че­ской си­туа­ции?

 

6.1. Об­ра­зо­ва­ние и нау­ка

Уро­вень гра­мот­но­сти на­се­ле­ния в Рос­сии (99,6%) – один из са­мых вы­со­ких в ми­ре, и это глав­ный по­ка­за­тель, по ко­то­ро­му ее от­но­сят к ка­те­го­рии раз­ви­тых стран.

В на­стоя­щее вре­мя Ал­тай рас­по­ла­га­ет раз­ви­тым об­ра­зо­ва­тель­ным сек­то­ром, ко­то­рый ком­плекс­но фор­ми­ро­вал­ся го­су­дар­ст­вом
с 30-х гг. ХХ в. до пе­ре­строй­ки. Од­на­ко с 1990 по 2004 г. чис­ло до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний в Ал­тай­ском крае сни­зи­лось с 1831 до 877, т.е. в 2,1 раза. В со­пос­та­ви­мых тер­ри­то­ри­ях си­туа­ция вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: Но­во­си­бир­ская об­ласть – в 2,1 раза, Ом­ская об­ласть – в 2,3, Кур­ган­ская об­ласть – в 2,7, Став­ро­поль­ский край –
в 1,4, Во­ро­неж­ская об­ласть – в 2,2 раза (дан­ные Рос­ста­та и его тер­ри­то­ри­аль­но­го ор­га­на по Ал­тай­ско­му краю). В це­лом по РФ дет­ских до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний за 14 лет ста­ло в 1,8 раза мень­ше. Чис­лен­ность де­тей за этот пе­ри­од в Ал­тай­ском крае в до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях со­кра­ти­лась с 157,1 тыс. до 67,4 тыс. чел., т.е. в 2,5 раза, в Но­во­си­бир­ской об­лас­ти – 2,5, Ом­ской и Кур­ган­ской об­лас­тях – в 2,8, Став­ро­поль­ском крае – в 1,7, Во­ро­неж­ской об­лас­ти –
в 2,2 раза. В Рос­сии за этот пе­ри­од чис­лен­ность де­тей в дет­ских
до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях умень­ши­лась в 2,1 раза.

По ох­ва­ту де­тей до­шко­ль­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми (про­цент от чис­лен­но­сти де­тей со­от­вет­ст­вую­ще­го воз­рас­та) Ал­тай­ский край за­ни­ма­ет 70-е ме­сто в стра­не, Но­во­си­бир­ская об­ласть – 68-е, Ом­ская об­ласть – 71-е, Кур­ган­ская об­ласть – 63-е, Став­ро­поль­ский край – 49-е, Во­ро­неж­ская об­ласть – 69-е ме­сто.

В 1990 г. на Ал­тае бы­ла 1621 шко­ла, в 2005 г. – 1526, в том чис­ле не­го­су­дар­ст­вен­ных – 10 (в 2004 г. – 12). В 1990 г. в крае бы­ло 399,5 тыс. школь­ни­ков, в 2005 г. – 269,7 тыс., в том чис­ле в не­го­су­дар­ст­вен­ных шко­лах – 0,7 тыс. уче­ни­ков (в 2004 г. – 1,2 тыс.).

В 2005 г. в Ал­тай­ском крае во вто­рую сме­ну обу­ча­лось 21,7 тыс. чел., и ре­ги­он за­ни­мал по это­му по­ка­за­те­лю 54-е ме­сто в РФ. Для срав­не­ния: Но­во­си­бир­ская об­ласть – 41-е, Ом­ская – 53-е, Кур­ган­ская об­лас­ти – 49-е, Став­ро­поль­ский край – 58-е, Во­ро­неж­ская об­ласть – 44-е ме­сто.

В 2004 г. 1276 об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний края бы­ли рас­по­ло­же­ны в сель­ской ме­ст­но­сти, и они со­став­ля­ли 81,8% от чис­ла всех школ края. За де­сять лет (1995–2005 гг.) ко­ли­че­ст­во сель­ских школ со­кра­ти­лось на 75 ед.

В шко­лах края в 2005 г. ра­бо­та­ли 33,4 тыс. учи­те­лей, и это на 8,0% мень­ше, чем еще пять лет на­зад. Во мно­гих субъ­ек­тах РФ
в пост­со­вет­ский пе­ри­од про­изош­ло зна­чи­тель­ное со­кра­ще­ние не­пол­ных сель­ских школ. По­ка ад­ми­ни­ст­ра­ция края идет на рас­хо­ды по их фи­нан­си­ро­ва­нию, но с ка­ж­дым го­дом со­дер­жать та­кие об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния ста­но­вит­ся все слож­нее, и по­сте­пен­но тем­пы за­кры­тия этих школ на­рас­та­ют.

Ес­ли в 1990 г. на Ал­тае бы­ло 88 уч­ре­ж­де­ний на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­нии, то в 2004 г. их ос­та­лось 73. Чис­лен­ность обу­чав­ших­ся в них с 40,1 тыс. чел умень­ши­лась до 33,3 тыс. чел., или на 20%. Вы­пуск ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих уч­ре­ж­де­ния­ми на­чаль­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­нии, умень­шил­ся
с 25,4 тыс. чел. в 1990 г. до 11,7 тыс. чел. в 2005 г., или на 53,9%.

Чис­ло го­су­дар­ст­вен­ных сред­них спе­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ний
в крае с 1990 по 2004 г. из­ме­ни­лось ма­ло: ста­ло 43-е вме­сто 44-го,
и кро­ме это­го, ос­та­лись 14 фи­лиа­лов. За этот пе­ри­од чис­лен­ность уча­щих­ся в них вы­рос­ла с 36,1 тыс. чел. до 44,4 тыс. чел., или на 22,9%, а вы­пуск за эти 15 лет прак­ти­че­ски не из­ме­нил­ся (11,9
и 11,7 тыс. чел.). В 2005 г. бы­ло 3 не­го­су­дар­ст­вен­ных сред­них спе­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ния, а уча­щих­ся – 604 чел.

Чис­ло ву­зов в крае вы­рос­ло с 1990 по 2005 г. с 7 до 10, из них 3 – не­го­су­дар­ст­вен­ные. Чис­лен­ность сту­ден­тов в го­су­дар­ст­вен­ных ву­зах уве­ли­чи­лась с 38,8 тыс. чел. в 1990 г. до 84,6 тыс. чел. в 2005 г. В двух ча­ст­ных ву­зах и 8 фи­лиа­лах обу­ча­лось 11,7 тыс. чел., что
в 3,5 раза боль­ше по срав­не­нию с 1999 г.

В 1990 г. из ву­зов Ал­тая бы­ло вы­пу­ще­но 5345 спе­циа­ли­стов,
а в 2005 г. их бы­ло под­го­тов­ле­но 14259 чел., из них 1707 чел. –
в не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зах. По чис­лен­но­сти сту­ден­тов в ву­зах на 10 тыс. чел. край за­ни­мал в 2003 г. 38-е ме­сто в стра­не, Но­во­си­бир­ская об­ласть – 4-е, Ом­ская – 20-е, Кур­ган­ская об­лас­ти – 5-е, Став­ро­поль­ский край – 10-е, Во­ро­неж­ская об­ласть – 11-е ме­сто.

В 2005 г. в ре­гио­не ат­те­стат об ос­нов­ном об­щем об­ра­зо­ва­нии по­лу­чи­ли 34263 чел. (89% к уров­ню 2004 г.), о сред­нем (пол­ном) об­щем об­ра­зо­ва­нии – 26327 чел. (91,7%). В этом же го­ду в ком­мер­че­ские груп­пы выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний по­сту­пи­ли 9,2 тыс. чел., или 48,1% от об­ще­го чис­ла при­ня­тых. На ус­ло­ви­ях пол­но­го воз­ме­ще­ния за­трат на обу­че­ние за­чис­ле­ны 37,6 тыс. чел. (44,4% от всех сту­ден­тов). По сис­те­ме це­ле­вой кон­тракт­ной под­го­тов­ки обу­ча­ют­ся 10,2 тыс. чел., из них 9,4 тыс. за­клю­чи­ли кон­трак­ты с ра­бо­то­да­те­ля­ми.

Чис­лен­ность сту­ден­тов сред­них про­фес­сио­наль­ных учеб­ных за­ве­де­ний, обу­чаю­щих­ся с пол­ным воз­ме­ще­ни­ем за­трат на обу­че­ние, умень­ши­лась на 1,1% и со­ста­ви­ла 16,8 тыс. чел., или 37,9% от об­ще­го чис­ла сту­ден­тов (в 2004/2005 учеб­ном го­ду со­от­вет­ст­вен­но 17 тыс. чел., или 38,3%).

Пер­вый вуз на Ал­тае поя­вил­ся в 30-е гг. ХХ в. Это был учи­тель­ский ин­сти­тут, ны­не – Бар­на­уль­ский го­су­дар­ст­вен­ный пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет. В Бий­ске в 1939 г. так­же был от­крыт пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут. С эва­куа­ци­ей в 40-е гг. в край мно­гих ма­ши­но­строи­тель­ных пред­при­ятий воз­ник­ла по­треб­ность ор­га­ни­за­ции тех­ни­че­ско­го ин­сти­ту­та для под­го­тов­ки со­от­вет­ст­вую­щих спе­циа­ли­стов, ко­то­рый по­лу­чил ре­аль­ное раз­ви­тие, и сей­час это Ал­тай­ский го­су­дар­ст­вен­ный тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет. В 1942 г. на ба­зе эва­куи­ро­ван­но­го из Ле­нин­град­ской об­лас­ти ву­за на­чал ра­бо­тать сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ный ин­сти­тут, ны­не – аг­рар­ный уни­вер­си­тет.

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось соз­да­нию но­вых и раз­ви­тию уже дей­ст­во­вав­ших выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний. В 1954 г. в Бар­нау­ле от­кры­ва­ет­ся ме­ди­цин­ский ин­сти­тут, в на­ча­ле 1970-х гг. бы­ли соз­да­ны клас­си­че­ский уни­вер­си­тет и ин­сти­тут куль­ту­ры.

В се­ре­ди­не 1990-х гг. бы­ло за­кры­то Бар­на­уль­ское выс­шее во­ен­ное авиа­ци­он­ное учи­ли­ще лет­чи­ков Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны РФ, ко­то­рое су­ще­ст­во­ва­ло бо­лее 30-и лет и име­ло раз­ветв­лен­ную ма­те­ри­аль­ную ба­зу по все­му краю (со­вре­мен­ные лет­ные по­ля в Слав­горо­де, Кам­не-на-Оби, в с. Кал­ман­ка). В зда­нии учи­ли­ща че­рез
не­сколь­ко лет был от­крыт Бар­на­уль­ский юри­ди­че­ский ин­сти­тут Ми­ни­стер­ст­ва внут­рен­них дел РФ (БЮИ).

В 90-е гг. в сто­ли­це ре­гио­на поя­ви­лось два ча­ст­ных ву­за, за­ни­маю­щих­ся под­го­тов­кой эко­но­ми­стов и юри­стов. На Ал­тае так­же от­кры­лись фи­лиа­лы мо­с­ков­ских, санкт-пе­тер­бург­ских и но­во­си­бир­ских ву­зов.

С по­яв­ле­ни­ем зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва уч­ре­ж­де­ний выс­шей шко­лы в ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни сфор­ми­ро­вал­ся аде­к­ват­ный уро­вень под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов. Но не­об­хо­ди­мо так­же от­ме­тить и дру­гой не­га­тив­ный мо­мент: по срав­не­нию с 50–60-ми гг.
в кон­це ХХ в. – на­ча­ле XXI в. в Ал­тай­ский край ста­ло при­ез­жать
на ра­бо­ту го­раз­до мень­ше вы­пу­ск­ни­ков ино­ре­гио­наль­ных ву­зов. По­сколь­ку в ны­неш­них ус­ло­ви­ях ча­ст­ные ор­га­ни­за­ции и пред­при­ятия, го­су­дар­ст­вен­ные и му­ни­ци­паль­ные уч­ре­ж­де­ния края не мо­гут пред­ло­жить спе­циа­ли­стам из дру­гих ре­гио­нов не­об­хо­ди­мый
уро­вень жи­лья и оп­ла­ты тру­да, то Ал­тай прак­ти­че­ски пе­ре­шел на
са­мо­обес­пе­че­ние тру­до­вы­ми ре­сур­са­ми выс­шей ква­ли­фи­ка­ции. Эти об­стоя­тель­ст­ва от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на об­щем уров­не раз­ви­тия про­из­вод­ст­ва, ве­дут к даль­ней­ше­му сни­же­нию тех­но­ло­ги­че­ско­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­тен­циа­ла эко­но­ми­ки и об­ще­ст­ва края в це­лом.

В де­прес­сив­ном Ал­тае в 2005 г. свы­ше 27% крае­во­го кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та со­став­ля­ли рас­хо­ды на фи­нан­си­ро­ва­ние сфе­ры об­ра­зо­ва­ния. Это боль­ше, чем обес­пе­че­ние ка­ж­дой из дру­гих ста­тей бюд­же­та Ал­тая. Рань­ше сеть дет­ских до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний и школ фор­ми­ро­ва­лась с уче­том рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния. Час­то в них, пре­ж­де все­го в го­род­ских шко­лах,
не хва­та­ло уче­ни­че­ских мест, и при со­кра­ще­нии де­тей школь­но­го воз­рас­та до сих пор в го­ро­дах еще есть шко­лы с двух- и да­же трех­смен­ной фор­мой обу­че­ния. Но это ис­клю­че­ние. Де­мо­гра­фи­че­ская «яма» 1992 г., ко­гда рез­ко со­кра­ти­лась ро­ж­дае­мость, ве­дет к то­му, что уже ско­ро на­сту­пит вре­мя, ко­гда мест в шко­лах бу­дет боль­ше, чем уче­ни­ков.

В крае сей­час дос­та­точ­но мно­го не­пол­ных школ, в клас­сах
ко­то­рых по 1–5 уче­ни­ков. Рань­ше ру­ко­во­дство ре­гио­на при­ла­га­ло не­ма­ло уси­лий для то­го, что­бы со­хра­нить ко­ли­че­ст­во школ по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния 80-х гг., так как это, на­ря­ду с на­ли­чи­ем уч­ре­ж­де­ний здра­во­охра­не­ния и куль­ту­ры, яв­ля­ет­ся од­ним из не­об­хо­ди­мых со­ци­аль­ных ус­ло­вий жиз­ни и со­хра­не­ния чис­лен­но­сти сель­ско­го на­се­ле­ния. Во мно­гих субъ­ек­тах РФ вла­сти по­шли на уп­лот­не­ние, за­кры­тие не­пол­ных школ в це­лях со­кра­ще­ния рас­хо­дов бюд­же­та на сфе­ру об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко в Си­би­ри, где мно­гие от­да­лен­ные де­рев­ни в зим­ний хо­лод­ный пе­ри­од не­де­ля­ми и да­же ме­ся­ца­ми от­ре­за­ны от дру­гих, бо­лее круп­ных сел, пре­ж­де все­го рай­цен­тров, очень слож­но ор­га­ни­зо­вы­вать со­кра­щен­ную сеть пол­ных школ, в ко­то­рых уче­ни­ков долж­ны дос­тав­лять из ма­лых по­се­ле­ний школь­ны­ми ав­то­бу­са­ми. Дру­гой путь фор­ми­ро­ва­ния пол­ных школ – это ин­тер­нат в рай­цен­тре или ином круп­ном се­ле. Но это ма­ло при­ем­ле­мо для уче­ни­ков на­чаль­ных клас­сов, тем бо­лее, что оте­че­ст­вен­ная шко­ла, по всей ви­ди­мо­сти, со вре­ме­нем нач­нет обу­че­ние де­тей с 5–6-лет­не­го воз­рас­та. Ес­ли Ал­тай в ор­га­ни­за­ции школь­но­го об­ра­зо­ва­ния в ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях пой­дет та­ки­ми пу­тя­ми, ка­ки­ми по­шли ре­гио­ны ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии, то про­цес­сы не­ук­лон­но­го со­кра­ще­ния сель­ско­го на­се­ле­ния края бу­дут на­рас­тать еще боль­ше. В пер­спек­ти­ве (лет за 8–10) это при­ве­дет к от­ми­ра­нию при­мер­но 120–180 сел и де­ре­вень, а зна­чит, к умень­ше­нию плот­но­сти на­се­ле­ния и уров­ню обу­ст­рой­ст­ва тер­ри­то­рии. В на­стоя­щее вре­мя на Ал­тае су­ще­ст­ву­ет 153 шко­лы с чис­лен­но­стью обу­чаю­щих­ся до 10 чел.

В Бар­нау­ле в кон­це 2005 г. в дет­ские са­ды хо­ди­ла 21 тыс. де­тей и стоя­ли на оче­ре­ди 8,5 тыс. чел. При при­ва­ти­за­ции ве­дом­ст­вен­ные са­ды прак­ти­че­ски пе­ре­ста­ли ра­бо­тать по на­зна­че­нию, а их зда­ния ста­ли офи­са­ми, ма­га­зи­на­ми и т.п. Сис­те­ма до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния, ко­то­рая соз­да­ва­лась де­ся­ти­ле­тия­ми, фак­ти­че­ски раз­ру­ше­на. По­сле 2000 г. на­чал­ся рост ро­ж­дае­мо­сти, но те­перь ра­бо­таю­щим ро­ди­те­лям не­ку­да уст­ро­ить де­тей. Мо­ло­дое на­се­ле­ние стро­ит свои се­мей­ные бюд­же­ты в рас­че­те на по­лу­чае­мые до­хо­ды или зар­пла­ту вто­ро­го ро­ди­те­ля при ус­ло­вии функ­цио­ни­ро­ва­ния дет­ских до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний (ДДУ). Мо­с­ков­ские вла­сти не счи­та­ют нуж­ным уг­луб­лять­ся в та­кие ло­каль­ные про­бле­мы и вы­де­лять бюд­жет­ные сред­ст­ва на но­вое строи­тель­ст­во ДДУ, тем бо­лее что раз­ру­ше­ние су­ще­ст­во­вав­шей сис­те­мы про­изош­ло с уча­сти­ем чи­нов­ни­ков, по­лу­чив­ших оп­ре­де­лен­ную вы­го­ду в си­лу за­ни­мае­мых долж­но­стей.

Сей­час ад­ми­ни­ст­ра­ции го­ро­да стро­ить но­вые му­ни­ци­паль­ные ДДУ не что, для это­го в бюд­же­те нет де­нег. Ча­ст­ные дет­ские са­ды, ко­то­рых не­ма­ло поя­ви­лось в сто­ли­це стра­ны, на Ал­тае вряд ли при­жи­вут­ся. Си­туа­ция с дет­ски­ми до­шко­ль­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми ана­ло­гич­на положению с за­во­да­ми. Ес­ли они за­ра­бо­та­ют, то раз­ру­шит­ся го­род­ское хо­зяй­ст­во, на­сту­пит крах, так как нет ре­зер­вов элек­тро­энер­гии, те­п­ла, ра­бо­чей си­лы. По­лу­ча­ет­ся, что фак­ти­че­ски власть за­ин­те­ре­со­ва­на в без­дей­ст­вии за­во­дов, ДДУ, иных струк­тур про­из­вод­ст­ва и пре­дос­тав­ле­ния ус­луг в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва. Го­су­дар­ст­во ухо­дит из та­ких сек­то­ров, ему вы­год­но функ­цио­ни­ро­вать в ус­ло­ви­ях стран­но­го по­ня­тия «рын­ка». Чи­нов­ни­ки счи­та­ют глав­ным по­лу­чать не­пло­хие до­хо­ды, иметь дру­гие вы­го­ды и ма­ло что де­лать ре­аль­но. Од­на­ко власть все боль­ше те­ря­ет связь с на­се­ле­ни­ем. Мож­но ли ожи­дать в Рос­сии в це­лом, в Ал­тай­ском крае в ча­ст­но­сти улуч­ше­ния де­мо­гра­фи­че­ской си­туа­ции, ко­гда нет эле­мен­тар­ной за­бо­ты о ма­те­рях и де­тях, и мак­си­мум, на что мо­гут рас­счи­ты­вать пра­ви­тель­ст­вен­ные ор­га­ны, – один ре­бе­нок в се­мье.

В сис­те­ме сред­не­го об­ра­зо­ва­ния уже из­ме­нил­ся ме­ха­низм фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния. Ес­ли рань­ше об­ра­зо­ва­тель­ные уч­ре­ж­де­ния в це­лом обес­пе­чи­ва­лись по пре­сло­ву­то­му «ос­та­точ­но­му прин­ци­пу», то те­перь фи­нан­си­ро­ва­ние по­ду­ше­вое – из рас­че­та на од­но­го уча­ще­го­ся. Это про­изош­ло в со­от­вет­ст­вии с вве­ден­ны­ми в стра­не прин­ци­па­ми фи­нан­си­ро­ва­ния со­ци­аль­ной сфе­ры и со­глас­но при­ня­то­му 2 ию­ня 2005 г. За­ко­ну Ал­тай­ско­го края «О вне­се­нии из­ме­не­ний в за­кон Ал­тай­ско­го края «Об об­ра­зо­ва­нии в Ал­тай­ском крае»: «Объ­ем средств, вы­де­ляе­мых ме­ст­ным бюд­же­там в ви­де суб­вен­ций из крае­во­го бюд­же­та... оп­ре­де­ля­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ти­ва­ми, рас­счи­тан­ны­ми с уче­том чис­лен­но­сти обу­чаю­щих­ся, чис­ла пе­да­го­ги­че­ских ра­бот­ни­ков, штат­ной чис­лен­но­сти, дей­ст­вую­щей сис­те­мы оп­ла­ты тру­да, ти­па и ви­да об­ра­зо­ва­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния, а так­же на иной ос­но­ве».

Вве­де­ни­ем с 1 ян­ва­ря 2006 г. За­ко­на №131 «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» за­ло­же­ны но­вые под­хо­ды к ор­га­ни­за­ции всей сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния на ос­но­ве пе­ре­во­да ее уч­ре­ж­де­ний на еди­ное фи­нан­си­ро­ва­ние. До 2004 г. все уч­ре­ж­де­ния об­ра­зо­ва­ния (кро­ме школ) – ву­зы, проф­тех­учи­ли­ща, кол­лед­жи, учи­ли­ща, тех­ни­ку­мы, – фи­нан­си­ро­ва­лись из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, при­чем мно­гие из них че­рез от­рас­ле­вые ве­дом­ст­ва. Так, ме­ди­цин­ским учи­ли­щам не­об­хо­ди­мые сред­ст­ва вы­де­ля­ло Ми­ни­стер­ст­во здра­во­охра­не­ния, уч­ре­ж­де­ни­ям по под­го­тов­ке кад­ров для АПК – Ми­ни­стер­ст­во сель­ско­го хо­зяй­ст­ва
и т.п. В 2004–2005 гг., ко­гда проф­тех­учи­ли­ща ста­ли пе­ре­во­дить
с фе­де­раль­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния на ре­гио­наль­ное, на­чал­ся про­цесс их объ­е­ди­не­ния и за­кры­тия. Са­мые пес­си­ми­стич­ные про­гно­зы пред­ска­зы­ва­ют, что в де­прес­сив­ном Ал­тае че­рез не­сколь­ко лет во­об­ще не ос­та­нет­ся та­ко­го ви­да про­фес­сио­наль­но­го обу­че­ния, а оп­ти­ми­сти­че­ские го­во­рят, что в крае со­хра­нит­ся не бо­лее 2–3-х ПТУ. Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние бу­дет, по всей ви­ди­мо­сти, и с тех­ни­ку­ма­ми, ко­то­рые сей­час на­зы­ва­ют кол­лед­жа­ми.

В со­вет­ское вре­мя в сис­те­ме выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния дов­ле­ла не­мец­кая мо­дель. Глав­ной за­да­чей бы­ло удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­сти го­су­дар­ст­ва, за­во­дов в ин­же­не­рах для бы­ст­рой ин­ду­ст­риа­ли­за­ции, и мно­гим ву­зам (да­же сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­му, клас­си­че­ско­му уни­вер­си­те­ту) бы­ла про­пи­са­на функ­ция тех­ни­че­ской шко­лы.

Соз­дан­ные на Ал­тае в 1940–1970-е гг. ву­зы со­от­вет­ст­во­ва­ли струк­ту­ре тер­ри­то­ри­аль­но-про­из­вод­ст­вен­но­го ком­плек­са ре­гио­на. Глав­ным был тех­ни­че­ский вуз (с фи­лиа­ла­ми в Бий­ске и Руб­цов­ске) по под­го­тов­ке ин­же­нер­ных кад­ров по спе­ци­аль­но­стям, вос­тре­бо­ван­ным в про­мыш­лен­но­сти Ал­тая: по ди­зе­ле­строе­нию, трак­тор­но­му и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­му, энер­ге­ти­че­ско­му ма­ши­но­строе­нию, энер­ге­ти­че­ским, хи­ми­че­ским, пи­ще­вым тех­но­ло­ги­ям и ап­па­ра­там
и т.п. Ана­ло­гич­но бы­ла по­строе­на дея­тель­ность аг­рар­но­го ву­за.

Про­дол­жа­ет со­хра­нять­ся от­рас­ле­вой под­ход к фи­нан­си­ро­ва­нию ву­зов. Эко­но­ми­че­ская си­туа­ция в стра­не тре­бу­ет вве­де­ния дру­гих ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов, ко­то­рые бы за­ме­ни­ли ве­дом­ст­вен­ные под­хо­ды, на сис­те­му, со­от­вет­ст­вую­щую тре­бо­ва­ни­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Пра­ви­тель­ст­вен­ные струк­ту­ры не ре­ша­ют­ся ид­ти на та­кие край­не не­по­пу­ляр­ные ре­ше­ния, за­тра­ги­ваю­щие судь­бы мил­лио­нов лю­дей, а в от­дель­ных ре­гио­нах, на­при­мер в Ал­тай­ском крае, по­влия­ют на жизнь де­сят­ков ты­сяч че­ло­век. Пе­ре­вод фи­нан­си­ро­ва­ния вы­ше­ука­зан­ных уч­ре­ж­де­ний об­ра­зо­ва­ния на ре­гио­наль­ный бюд­жет при­ве­дет к рез­ко­му со­кра­ще­нию их ко­ли­че­ст­ва и еще боль­ше­му рас­про­стра­не­нию в них, чем сей­час, плат­но­го обу­че­ния.

Сло­жив­шая­ся зна­чи­тель­ная сеть сред­них спе­ци­аль­ных и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний бы­ла вос­тре­бо­ва­на пла­но­вой эко­но­ми­кой, в ней ну­ж­да­лись пред­при­ятия го­су­дар­ст­вен­ной и кол­хоз­но-коо­пе­ра­тив­ной соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рые по­сто­ян­но по­пол­ня­ли свои кад­ры спе­циа­ли­ста­ми с ми­ни­маль­ным про­из­вод­ст­вен­ным опы­том. Бес­плат­ное обу­че­ние в ву­зах и кол­лед­жах (тех­ни­ку­мах) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за счет средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та. В ву­зах Ал­тай­ско­го края в на­ча­ле 2006 г. поч­ти 37,6 тыс. бюд­жет­ных мест, в тех­ни­ку­мах – 27,6 тыс. Эти циф­ры уве­ли­чи­ва­лись за счет то­го, что к чис­лу сту­ден­че­ских мест со­вет­ско­го пе­рио­да при­ба­ви­лись бюд­жет­ные мес­та для под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов, ко­то­рых ву­зы со­вме­ст­но с ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей края до­би­лись у ми­ни­стерств эко­но­ми­ки и об­ра­зо­ва­ния
в пе­ре­ход­ный пе­ри­од. Так, в на­ча­ле 90-х гг. Ми­ни­стер­ст­во об­ра­зо­ва­ния зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ло ву­зам Ал­тая ко­ли­че­ст­во бюд­жет­ных мест для под­го­тов­ки фи­нан­си­стов, бух­гал­те­ров, ме­нед­же­ров, юри­стов, фар­ма­цев­тов и т.д.

Из­ме­не­ния, про­изо­шед­шие в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния, су­ще­ст­вен­ны. Пре­ж­де все­го прак­ти­че­ски нет го­су­дар­ст­вен­но­го за­ка­за на под­го­тов­ку кад­ров для раз­лич­ных ор­га­ни­за­ций. На­прав­ле­ния на ра­бо­ту, вы­да­вае­мые сей­час вы­пу­ск­ни­кам ву­зов, ко­то­рые обу­ча­лись за счет бюд­жет­ных средств, ни­как не со­от­но­сят­ся с по­треб­но­стя­ми эко­но­ми­ки края. На дей­ст­вую­щих пред­при­яти­ях Ал­тая чис­лен­ность ин­же­нер­ных ра­бо­чих мест, а зна­чит, и по­треб­ность в этих спе­ци­аль­но­стях не­ук­лон­но со­кра­ща­ет­ся. В го­ро­дах су­ще­ст­вен­ный из­бы­ток пе­да­го­гов, вра­чей, но боль­ше все­го – эко­но­ми­стов и юри­стов. Учи­ты­вая, что все боль­ше на­се­ле­ния бу­дет вы­ну­ж­де­но за­ни­мать­ся пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­стью, ма­лым биз­не­сом, это не так уж пло­хо. Од­на­ко стра­те­гия и пла­ны раз­ви­тия эко­но­ми­ки края не мо­гут про­гно­зи­ро­вать, ка­кие ви­ды дея­тель­но­сти и вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры бу­дут в даль­ней­шем вос­тре­бо­ва­ны.

Сис­те­ма выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния Ал­тая, на наш взгляд, тре­бу­ет мак­си­маль­но­го ре­фор­ми­ро­ва­ния. В ос­нов­ном ву­зы го­то­вят сту­ден­тов по тем же спе­ци­аль­но­стям, ко­то­рые бы­ли в со­вет­ский пе­ри­од. К ним в зна­чи­тель­ных ко­ли­че­ст­вах до­ба­ви­лись эко­но­ми­че­ские
и юри­ди­че­ские спе­ци­аль­но­сти, ко­то­рые в та­ких раз­ме­рах, что не нуж­ны крае­вой эко­но­ми­ке. Эко­но­ми­стов го­то­вят свы­ше 20 фа­куль­те­тов ву­зов Ал­тая и фи­лиа­лов ино­ре­гио­наль­ных учеб­ных за­ве­де­ний. В 2005 г. ими бы­ло вы­пу­ще­но 4,1 тыс. эко­но­ми­стов. Не луч­ше си­туа­ция и с юри­ди­че­ски­ми спе­ци­аль­но­стя­ми: 13 фа­куль­те­тов, око­ло 3 тыс. вы­пу­ск­ни­ков.

Все ву­зы со­хра­ни­ли фа­куль­те­ты, ко­то­рые бы­ли соз­да­ны в пла­но­вой эко­но­ми­ке, но уже дли­тель­ное вре­мя не по­лу­ча­ют не­об­хо­ди­мых средств из фе­де­раль­но­го бюд­же­та на свое раз­ви­тие. Наи­бо­лее слож­ная си­туа­ция с тех­ни­че­ски­ми, ес­те­ст­вен­ны­ми и ме­ди­цин­ски­ми фа­куль­те­та­ми. Для нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния ла­бо­ра­то­рий и ка­федр этих на­прав­ле­ний тре­бу­ет­ся зна­чи­тель­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, ко­то­рое Ми­ни­стер­ст­во об­ра­зо­ва­ния и нау­ки РФ не пре­дос­тав­ля­ет, и си­туа­ция в обо­зри­мом пе­рио­де, вряд ли прин­ци­пи­аль­но из­ме­нит­ся. На­при­мер, в трех ву­зах края функ­цио­ни­ру­ют хи­ми­че­ские фа­куль­те­ты. Хи­ми­ко-тех­но­ло­ги­че­ские фа­куль­те­ты Ал­тай­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та Бар­нау­ла и Бий­ска го­то­вят, как и рань­ше, спе­циа­ли­стов для хи­ми­че­ской и неф­те­хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти. Но за го­ды ре­форм чис­ло за­ня­тых в этой от­рас­ли ре­гио­на со­кра­ти­лось с 40 тыс. до 18,7 тыс. чел., из них ра­бот­ни­ки с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем со­став­ля­ют не бо­лее 25–30%. Со­от­вет­ст­вен­но дол­жен умень­шать­ся и на­бор на эти фа­куль­те­ты. Су­ще­ст­ву­ет хи­ми­че­ский фа­куль­тет в Ал­тай­ском го­су­дар­ст­вен­ном уни­вер­си­те­те, ко­то­рый вы­пус­ка­ет в ос­нов­ном пре­по­да­ва­те­лей для школ. По­сле 2010 г. в крае рез­ко со­кра­тит­ся чис­ло школь­ни­ков, а зна­чит, и по­треб­ность в учи­те­лях. Ла­бо­ра­то­рии всех хи­ми­че­ских фа­куль­те­тов ву­зов в си­лу спе­ци­фи­ки сво­ей дея­тель­но­сти за­ни­ма­ют зна­чи­тель­ные пло­ща­ди, тре­бу­ют спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния и ре­ак­ти­вов, боль­шо­го чис­ла об­слу­жи­ваю­щих ра­бот­ни­ков и т.д. Вве­де­ние плат­но­го об­ра­зо­ва­ния не из­ме­нит бед­ст­вен­ную си­туа­цию на та­ких и ана­ло­гич­ных им фа­куль­те­тах, по­сколь­ку стои­мость од­но­го со­вре­мен­но­го при­бо­ра мо­жет пре­вы­сить сум­му оп­ла­ты обу­че­ния де­сят­ков сту­ден­тов. Крае­вой эко­но­ми­ке с той струк­ту­рой, ко­то­рая сло­жи­лась в на­стоя­щее вре­мя, не нуж­но и та­ко­го ко­ли­че­ст­ва ин­же­не­ров.

В те­че­ние по­след­них лет не вкла­ды­ва­ют­ся сред­ст­ва в ос­нов­ные фон­ды ву­зов, кол­лед­жей (тех­ни­ку­мов). Поч­ти 85% по­лу­чае­мых средств на­прав­ля­ют­ся на вы­пла­ту за­ра­бот­ной пла­ты, оп­ла­ту ком­му­наль­ных и энер­ге­ти­че­ских ус­луг, что при­ве­ло к рез­кой де­гра­да­ции ма­те­ри­аль­ной ба­зы об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мы. Нет со­вре­мен­ных при­бо­ров, ин­ст­ру­мен­тов, ли­те­ра­ту­ры, не обес­пе­чи­ва­ют­ся тре­буе­мые об­ра­зо­ва­тель­ны­ми стан­дар­та­ми ус­ло­вия для про­хо­ж­де­ния сту­ден­та­ми про­из­вод­ст­вен­ной и пред­ди­плом­ной прак­тик. В то же вре­мя в ву­зах и кол­лед­жах (тех­ни­ку­мах) ус­ко­рен­но раз­ви­ва­ют­ся ком­пь­ю­тер­ные клас­сы, ор­га­ни­зу­ет­ся дос­туп в Ин­тер­нет, по­сколь­ку это тре­бу­ет мень­ших средств по срав­не­нию с за­тра­та­ми на дру­гое спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние.

При­ни­мать и реа­ли­зо­вы­вать ре­ше­ния о ре­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния на уров­не ре­гио­на не­воз­мож­но. Соз­да­вае­мая
на про­тя­же­нии мно­гих де­ся­ти­ле­тий сеть до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний в 1990-е гг. в сло­жив­шем­ся объ­е­ме ока­за­лась не­нуж­ной вла­стям.
В на­стоя­щее вре­мя в Бар­нау­ле оче­редь на уст­рой­ст­во ре­бен­ка
в дет­ский сад рав­на 2,5 го­дам, т.е. та­кой же срок, ка­кой был в со­вет­ские 60–70-е гг. Ад­ми­ни­ст­ра­ции не­ко­то­рых го­ро­дов пы­та­ют­ся вос­ста­но­вить уте­рян­ную сеть с по­мо­щью раз­лич­ных по­ста­нов­ле­ний и рас­по­ря­же­ний. По­ка и в Бар­нау­ле, и в дру­гих го­ро­дах края ощу­ти­мых по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тов не по­лу­че­но. По­те­ря раз­ветв­лен­ной, от­ла­жен­ной сис­те­мы до­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния – край­не не­га­тив­ное и труд­но по­пра­ви­мое яв­ле­ние в жиз­ни ре­гио­на.
Ад­ми­ни­ст­ра­ции го­ро­дов дек­ла­ри­ру­ют за­бо­ту о соз­да­нии нор­маль­ных ус­ло­вий для де­тей, но фак­ти­че­ски сеть дет­ских до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний не за­щи­ще­на от даль­ней­ше­го раз­ру­ше­ния.

Как уже от­ме­ча­лось, учеб­ные ор­га­ни­за­ции на­хо­дят­ся в под­чи­не­нии раз­ных ве­домств. Но да­же ес­ли они бу­дут пе­ре­ве­де­ны в од­но ми­ни­стер­ст­во, ву­зы, их про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ский со­став все­ми си­ла­ми бу­дут пы­тать­ся сбе­речь су­ще­ст­вую­щие фа­куль­те­ты. Гро­мад­ное ко­ли­че­ст­во вы­пу­ск­ни­ков школ, еще функ­цио­ни­рую­щие в ву­зах ос­нов­ные фон­ды по­зво­ля­ют со­хра­нить со­вре­мен­ное status quo. Из­ме­нить си­туа­цию, на наш взгляд, спо­соб­но толь­ко же­ст­кое ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вме­ша­тель­ст­во в ос­тав­шее­ся до 2010 г. вре­мя. То­гда, мо­жет быть, уда­ст­ся из­бе­жать круп­ных по­тря­се­ний с за­ня­то­стью пре­по­да­ва­те­лей в ву­зах по­сле то­го, как де­ти, ро­ж­ден­ные в пе­ри­од де­мо­гра­фи­че­ской «ямы», дос­тиг­нут воз­рас­та 17–18 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...