Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование прибыли на предприятии




 

Как уже говорилось, главной целью функционирования предприятия в условиях рыночной экономики является прибыль. При этом руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии фирма имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования по способу отнесения затрат на себестоимость продукции.

Для улучшения своего положения с прибылью фирме необходимо увеличить объём товарно-посреднических операций и повысить рентабельность продукции.

Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведения дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществления мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которого, прежде всего, интересует финансовые отчеты и балансы предприятия.

Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо товара или услуги предполагает отказ от использования тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любого ресурса, привлеченные для производства товаров или оказания услуги, отражают его ценность при наилучшем из всех альтернативных вариантов использования или ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать.

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Существуют много определений прибыли. Экономисты рассматривают ее величину, как разность между валовым доходом (т.е. общей выручкой от реализации продукции) и всеми издержками - как внешними, так и внутренними (включая в последние и нормальную прибыль предпринимателя).

Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого еле - еле хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую или чистую прибыль, т.е. доход предпринимателя, полученный сверх нормальной прибыли.

Экономическую прибыль следует отличать от прибыли бухгалтерской, которая представляет собой разность валового дохода и внешних (денежных) платежей фирмы. Стало быть, экономическая прибыль превышает бухгалтерскую на величину внутренних издержек.

Затраты, которые фирма несет при производстве того или иного объема продукции, зависят не только от цен на необходимые ресурсы, а и от технологии и от того, какие именно ресурсы применяются и в каком количестве.

Сказанное позволяет различить в зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы. Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке. Долговременный период - такой, что достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности.

Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности.

Как уже видно из сказанного, в течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем присоединения переменных ресурсов к фиксированным мощностям. В самом общем виде динамику объема производства, связанную с все более интенсивным использованием фиксированных мощностей, описывает так называемый закон убывающей отдачи, или закон убывающего предельного продукта. Согласно этому закону, последовательное присоединение добавочных единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) начиная с определенного момента приводит к уменьшению добавочного, или предельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицу переменного ресурса. Это означает, что если количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудование, будет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будет происходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного рабочего.

Основным видом деятельности ООО «Заячья усадьба» является оптовая торговля, поскольку ООО «Заячья усадьба», фактически, является посредником между предприятиями - производителями электромонтажных элементов и предприятиями - их потребителями. Так, наше предприятие заключает с промышленными предприятиями, коммерческими фирмами договоры о поставке товаров, закупает товары, контролирует их качество, формирует торговый ассортимент и обеспечивает товарами предприятия, нуждающиеся по роду своей деятельности в различных электроэлементах. Поэтому именно показатели товарооборота оптовой торговли являются определяющими при планировании прибыли предприятия.

Для обеспечения непрерывного процесса товарного обращения, наиболее полного удовлетворения спроса, необходимо постоянно иметь достаточное количество товаров. Товары, которые находятся в сфере обращения с момента их поступления из производства до реализации, представляют собой товарные запасы. Размер товарных запасов по каждому их виду в ООО «Заячья усадьба» определяется особенностями данного товара, сложностью ассортимента, условиями транспортировки, хранения, характером спроса и рядом других факторов.

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы ООО «Заячья усадьба» является постоянно обновляемый документ — бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения.

Показатель оптового товарооборота — важнейший среди планируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все остальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д. Как отмечают авторы американского издания практического курса «Основы оптовой торговли», «прогнозирование продаж — это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решений».

Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы — экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй — значительными колебаниями спроса и продаж.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических и экономико-математических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы различные уравнения регрессии — линейной, гиперболы, полулогарифмической, показательной, степенной.

Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать коэффициенты эластичности — прямые и перекрестные. Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого периодов.

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).

Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов — конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.

На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, в ООО «Заячья усадьба» плановые расчеты продаж ведутся по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима в том случае, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

В теории и практике нормирования товарных запасов используется несколько методов: опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-математические.

Теперь становится очевидным, что решение о складировании, поддержании товарно-материальных запасов, планировании товарооборота и транспортировке требуют самой тщательной координации. Для этого ООО «Заячья усадьба» учредило у себя постоянный комитет, в состав которого входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Такой комитет на своих регулярных заседаниях разрабатывает основные установки по повышению эффективности системы распределения в целом. Местоположение отдела товародвижения в рамках структуры организации - это уже второй вопрос. Главное, что организация координирует свою деятельность по организации товародвижения и маркетинговую деятельность так, чтобы обеспечить рынку высокую степень удовлетворенности при умеренных издержках со своей стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...