Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательно-правовая среда




Экономическая и политическая системы предопределяют законодательную систему.

Законодательная система – это правила и законы, которые регулируют поведение людей и организаций, а также процессы, которые используются для внедрения этих законов в жизнь и разрешения конфликтов.

Законодательная система оказывает значительное влияние на международный бизнес. Наиболее существенное влияние оказывают такие законодательные и правовые составляющие, как: налоговый режим; регулирование цен; валютное регулирование; регулирование трудовых отношений; антимонопольное законодательство; регулирование экспортно-импортных операций (в т.ч. товаров, услуг, капиталов); защищенность прав собственности; регулирование международного движения рабочей силы.

Для определения степени развитости и большей или меньшей эффективности законодательной среды в международной практике используется такой показатель, как «Индекс (рейтинг) прозрачности» или «Индекс непрозрачности» (Opacity* Index), ко­то­рый со­с­та­в­ля­е­т­ся специалистами все­ми­р­но из­вес­т­ной ме­ж­ду­на­ро­д­ной ау­ди­то­р­с­кой и кон­са­л­ти­н­го­вой ком­па­нии «Pricewaterhouse Coopers» с 2000 г. Данный индекс рассчитывается на основе характеристики пяти факторов (коррупция; законодательная система; макроэкономическая политика; стандарты бухгалтерского учета; система государственно-правового регулирования бизнеса, а первые буквы английских слов, обозначающих эти факторы (corruption; legal economic, accounting, regulatory), составляют слово clear – ясность, прозрачность). Из 61 исследованной страны наибольшая непрозрачность характерна для Китая – 87 баллов из 100 возможных, России – 84, Чехии – 71 и т.д.; наименьшая – для Великобритании (38), США (36), Сингапура (29), и т.д.

Ин­декс не­про­з­ра­ч­но­с­ти» са­мым те­с­ным об­ра­зом свя­зан с та­ки­ми яв­ле­ни­я­ми как коррумпирован­ность и «те­не­вая эко­но­ми­ка». Ин­декс ко­р­ру­м­пи­ро­ван­но­с­ти (Corruption Index), или индекс во­с­п­ри­я­тия ко­р­ру­п­ции (Corruption Perception Index) ра­с­с­чи­ты­ва­е­т­ся с 1995 г. Ме­ж­ду­на­ро­д­ной ан­ти­ко­р­ру­п­ци­он­ной не­ко­м­ме­р­че­с­кой орга­ни­за­ци­ей «Transparency International» по де­ся­ти­бал­ль­ной си­с­те­ме. По дан­ным на 2001 г., на­и­бо­лее ко­р­ру­м­пи­ро­ван­ной бы­ла эко­но­ми­ка та­ких стран, как Бангладеш («за­ра­бо­та­ла» все­го лишь 0,4 бал­ла), Ни­ге­рия (1 балл), Уга­н­да (1,9). Укра­и­на за­ня­ла 83-е ме­с­то (2,1 бал­ла). На­и­ме­нее ко­р­ру­м­пи­ро­ва­ны – Фи­н­ля­н­дия (9,9 бал­ла), Да­ния (9,5); США за­ня­ли 17-е ме­с­то (7,6 бал­ла), и т.д. (см. При­ло­же­ние Г). По дан­ным за 2002 г., на­и­ме­нее ра­с­п­ро­с­т­ра­не­на си­с­те­ма взя­ток в Ав­с­т­ра­лии, Швей­ца­рии, Шве­ции, Ав­с­т­рии и Ка­на­де (8,5 бал­ла), на­и­бо­лее – в Рос­сии и КНР (4 бал­ла).

Ко­р­ру­м­пи­ро­ван­ность ока­зы­ва­ет не­по­с­ред­с­т­вен­ное во­з­дей­с­т­вие на фо­р­ми­ро­ва­ние и ра­з­ви­тие «те­не­вой эко­но­ми­ки» (shadow economy), или по­дпо­ль­ной эко­но­ми­ки (underground economy). По данным рей­ти­н­го­во­го аге­нт­с­т­ва «Friedrich Schneider» к чи­с­лу стран с на­и­бо­лее «за­те­нен­ной» экономи­кой (по дан­ным на 1999 г.) от­но­ся­т­ся: Ни­ге­рия (75% ВВП), Та­и­ланд (70%), Еги­пет (око­ло 70%), и т.д.; с наи­ме­нее – Швей­ца­рия (9%), Япо­ния, США и т.д.

 

Культурная среда

 

Известный американский экономист, профессор Филипп Котлер пишет в своей книге «Основы маркетинга»: «Люди живут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности, нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом».[30] Особая роль здесь принадлежит культурной среде.

Культура – это система ценностей (абстрактные идеи, которые считаются добрыми, правильными, желанными) и норм (социальные права и принципы), которые являются общими для определенной группы людей и взятые вместе образуют структуру жизнедеятельности.

Культурная среда включает в себя следующие основные элементы (формы проявления):

– образование (просвещение);

– язык;

– социальная структура общества (классы; деление по доходам и т.д.);

– господствующая религия;

– политическая и экономическая философия;

– нормы поведения;

– семейные, трудовые отношения.

Национальные культурные среды отличаются (порой существенно) друг от друга. Например, культуру США можно охарактеризовать как индивидуалистическую, неформальную, материальную и ориентированную на самоценность времени. В то же время в Японии и Китае группе уделяется намного больше внимания, чем индивиду. Подчинение и сотрудничество важнее индивидуализма. Американская культура не придает большого значения традиции, церемонии и формальности, которые являются важными характеристиками латиноамериканской, ближне- и дальневосточной культуры. Американцы не любят «ходить вокруг дела» и отдают предпочтение без церемоний сразу переходить к делу. Но в Латинской Америке или Саудовской Аравии принято сначала поговорить на темы, не относящиеся к делу, и только после этого сосредоточиться на настоящей цели встречи.

Американцы уважают приобретения, символизирующие высокий статус, в то же время во многих обществах незападного типа намного более высокий интерес вызывает эстетичная и духовная стороны бытия. Аналогичным образом зацикленность американцев на времени не находит понимания в восточной культуре, которая рассматривает время как нечто без начала и конца.

Отличия между культурами выражаются в несоответствии установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтений. Исследователи установили, что именно проблемы человека, обусловленные работой в другой культуре, как правило, становятся причиной неудач. Поэтому, чтобы достичь успехов, организациям и руководителям необходимо выявлять культурные расхождения и соответствующим образом изменять поведение в межличностных контактах, изменять стиль и методы деловой практики и руководства.

Язык – еще один аспект культуры – всегда создает трудности для организации, ведущей свои дела за рубежом. В силу различия значений в схожих словах, а также проблем, связанных с переводом, могут возникать барьеры на пути обмена информацией.

Примеры влияния культуры общества на подходы к складыванию международных связей:

– централизация против децентрализации принятия решений;

– безопасность против риска;

– индивидуальные награды против групповых;

– неформальные процедуры против нормальных;

– высокая организационная лояльность против низкой;

– кооперация против конкуренции;

– краткосрочные горизонты против долгосрочных;

– стабильность против инноваций.

Важно в связи с этим заметить, что экономические субъекты, участвующие в процессе МЭО, должны решать будут ли они адаптировать (использовать) методы, принципы, культурные ценности, применяемые в своей стране, в других странах, где существуют культурные различия.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...