Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы регулирования платежного баланса




 

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обус­ловлено следующими причинами.

В-первых, платежным балансам присуща неурав­новешенность, проявляющаяся в длительном и круп­ном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международ­ных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Напри­мер, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избыт­ка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание пла­тежного баланса требует целенаправленных государст­венных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяй­ственных связей повысилось значение платежного ба­ланса в системе государственного регулирования эко­номики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы; 2) возрастание доли (до 40—50%) национального до­хода, перераспределяемого через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экс­портера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государствен­ного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его вырав­ниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давле­нием внутренних и внешних факторов проблема выра­внивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с актив­ным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стиму­лировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хро­нический дефицит платежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось; страны Западной Европы, прежде всего ЕЭС, выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефици­том платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капи­тала. Так, с 70-х годов представители США призывали ФРГ и Японию стимулировать экономический рост и импорт американских товаров.

Государственное регулирование платежного балан­са — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, меропри­ятий государства, направленных на формирование ос­новных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный ар­сенал методов регулирования платежного баланса, на­правленных либо на стимулирование, либо на ограни­чение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импор­та товаров, привлечения иностранных капиталов, огра­ничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, напра­вленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки цен­трального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неисполь­зованных производственных мощностей политика де­фляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жиз­ненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются ком­пенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль деваль­вации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Деваль­вация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных това­ров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния деваль­вации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко со­кратить ввоз товаров. К тому же не все страны прово­дят успешную политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полу­ченных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усили­вает спекуляцию на валютных рынках, так как со­храняется возможность повторного пересмотра ва­лютного курса. Например, девальвация фунта стер­лингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения кур­са других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны пе­риодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся,;водят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования го притока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с кон­вертируемой валютой применяли ограничения по меж­дународному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, от-1ена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы установление целевых ориентиров ее ежегодного роста.

5. Специальные меры государственного воздейст­вия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, to и производства экспортных товаров. Стимулирова­ние экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономи­ческих и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обяза­тельство выполнять определенную экспортную про­грамму.

В связи с обострением конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регу­лированию экспортного производства путем углубле­ния внутриотраслевой специализации и кооперирова­ния национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государст­во стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, ко­торая рассматривается как «зеленая нефть». Поощ­ряется расширение сбыта машин и оборудования. Го­сударство усиленно ориентирует предприятия на внеш­ние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Го­сударственное регулирование экспорта распростра­няется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслужи­вания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, кре­дитные, финансовые, организационные формы под­держки экспортеров, в том числе рекламу, информа­цию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна ис­пользуется для поощрения экспорта. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществ­ляется путем его сокращения и развития националь­ного производства товаров в целях замещения импор­та. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограни­чении их экспорта (например, США с Японией, Ис­панией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса прини­маются следующие меры:

ограничение нормы вывоза валюты туристами дан­ной страны;

прямое или косвенное участие государства в созда­нии туристической инфраструктуры в целях привлече­ния иностранных туристов;

содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по ста­тье «Транспорт»;

расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступ­лений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

регулирование миграции рабочей силы. В частно­сти, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой – на уравновешивание платежного баланса путем стимули­рования притока иностранных и репатриации наци­ональных капиталов. Этой цели подчинена деятель­ность государства как экспортера капиталов, создаю­щая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные га­рантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелатель­ного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы финансовые, кредит­ные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся стра­нам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирова­ние платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повы­шение процентных ставок, сдерживание роста денеж­ной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистс­ких (стимулирование экспорта товаров, услуг, движе­ния капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных ста­тей, но и сальдо платежного баланса.

Методы балансирования платежных балансов. Фор­мально платежный баланс, как всякий баланс, урав­новешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим ста­тьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платеж­ного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о вре­менных, методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проце­нты и дивиденды, а также сумму займов. Для покры­тия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями прове­дения стабилизационных программ МВФ.

В поисках источников погашения дефицита платеж­ного баланса промышленно развитые страны мобили­зуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита пла­тежного баланса. Преимуществом банковских креди­тов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилиза­ционными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. Напри­мер, в 80-х годах американские банки внесли некото­рые страны, главным образом развивающиеся, в «чер­ные» списки. К тому же усиливается тенденция к коор­динации деятельности частных банков и международ­ных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Для покрытия пассивного сальдо баланса исполь­зуются краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными бан­ками в национальной валюте.

С середины 70-х до середины 80-х годов промыш­ленно развитые страны активно применяли нефтедол­лары для погашения дефицита своих платежных ба­лансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.

К временным методам покрытия дефицита платеж­ного баланса относятся также льготные кредиты, полу­ченные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кре­дитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Оконча­тельным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

При золотом монометаллизме погашение пассив­ного сальдо происходило путем вывоза золота, но движение драгоценного металла никогда не находи­лось в прямой зависимости от состояния платежного баланса. Отлив золота не является показателем его пассивности, если металл вывозится из золотодобыва­ющей страны. После отмены золотого стандарта при­менение золота для покрытия дефицита платежного баланса сократилось. В условиях частичной демонети­зации золото как всеобщее платежное средство исполь­зуется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие воз­можности; во-вторых, в опосредствованной форме пу­тем его предварительной реализации на мировых рын­ках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

За счет вывоза золота США покрывали от 1/5 до 1/3 дефицита платежного баланса в 50—70-х годах. Однако опыт США показал, что даже страна с круп­нейшим золотым запасом не может долгое время ис­пользовать данный метод покрытия платежного балан­са (это способствовало сокращению их золотого запа­са с 24,6 млрд. долл. в 1949 г. до 11 млрд. в 1985 г.).

Стремясь сохранить право собственности на свои золотые запасы, некоторые страны (Италия, Португа­лия, Уругвай и др.) предпочли использовать золото как обеспечение иностранных займов для покрытия дефи­цита платежных балансов в середине 70-х и начале 80-х годов. Это свидетельствует о том, что золото сохраняет важное экономическое значение как чрезвы­чайные деньги. Италия, у которой золотой запас со­ставлял 3,5 млрд. долл. в 1974 г., для балансирования платежного баланса получила кредит у ФРГ в 2 млрд. долл. сроком на два года под золотое обеспечение исходя из среднерыночной цены золота (120 долл. за унцию в тот период). По требованию ФРГ это золото было изъято из хранилища в США и депонировано в Немецком федеральном банке. Банк Португалии в 1976 г. получил кредит (580 млн. долл.) у ряда банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса; в 1983 г. Португалия получила от БМР заем в 300 млн. долл. сроком на 3 месяца под залог 30 т золота.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. В 50—60-х годах США покрывали до 70—80%, а после отмены конверсии доллара в золото в 1971 г. — до 100% пассивного сальдо платежного баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в международном обороте и их обесценению, особенно в 70-х годах. В отличие от США другие государства, чтобы погасить дефицит платежно­го баланса конвертируемой валютой, должны ее «зара­ботать» путем экспорта части национального богатства. Неравномерность распределения валютных резервов между странами ограничивает возможности их исполь­зования для балансирования платежного баланса.

С 70-х годов для приобретения иностранной валю­ты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (2,4%). Они неравномер­но распределяются между странами-членами МВФ в зависимости от их взносов в него. Вопреки первона­чальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. С 1979 г. страны — члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансиро­вания платежного баланса является продажа иностран­ных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая об­лигации казначейства в центральных банках других стран.

Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная по­мощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В со­временных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кре­дитов иностранным государствам, увеличения офици­альных золото-валютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регули­рование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяй­ственных связей и недостаточной эффективности нацио­нального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в эконо­мике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударст­венным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кре­дитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты централь­ных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы эконо­мического, а затем политического характера. Посколь­ку рынки ограничивают кредиты таким странам, по­крытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга.,

В ЕС межгосударственное регулирование платеж­ного баланса осуществляется следующими основными методами:

отмена таможенных пошлин, создание таможенно­го союза с 1 июля 1968 г. и введение единого внешнего тарифа к третьим странам;

унификация налоговой системы путем введения на­лога на добавленную стоимость (ТВА) с 1972 г.;

согласование условий кредитования экспорта то­варов.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, его инструментарий расши­рился, а применение приобрело систематический xaj рактер в сочетании с другими формами экономической политики. Программы стабилизации платежного ба­ланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздо­ровлению экономики, сдерживанию инфляции, сокра­щению бюджетного дефицита и т. д.

Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко вступает в конфликт с другими целя­ми экономической политики — поддержание экономи­ческого роста и обеспечение занятости, которые требу­ют расширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного дости­жения внешнего и внутреннего равновесия националь­ной экономики. Это усиливает две тенденции — парт­нерство и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...