Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование отрасли соковой продукции.




Согласно «Техническому регламенту на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ФЗ №178), принятому в октябре 2008 года, нектары должны содержать от 25 до 99 % сока, остальное может быть представлено водой, сахаром и лимонной кислотой. Подобное регулирование побуждает производителей соков снижать себестоимость продукции с использованием как можно меньшего количества натурального сока. Как было сказано ранее, технология производства большинства соков в России подразумевает импорт концентрированного сока, разбавление его (то есть восстановление) и упаковку. Таким образом и получаются нектары, составляющие большую долю нынешнего рынка соковой продукции. Из этого следует, что, несмотря на отечественное происхождение большинства организаций – производителей соков в России, нектары нельзя в полной мере назвать продукцией российского производства, поскольку значительную долю себестоимости составляет импортированное из-за границы сырье. Следует отметить, что большинство людей считают натуральными соки «прямого отжима»; действительно, подобная технология позволяет лучше сохранить полезные свойства соков. Именно поэтому производители концентрированных соков стараются не афишировать свою технологию, состав соков размещается на упаковках как можно более незаметно.

В отличие от Единого международного стандарта на фруктовые соки и нектары, наш технический регламент не запрещает внесения ароматобразующих веществ, красителей, и пр., что, безусловно, приводит к фальсификации качества продукции. Тем не менее, ФЗ №178 не содержит требования к обязательной информации на этикетках, что усиливает информационную несовместимость с международными требованиями к маркировке. Таким образом, технический регламент существенно проигрывает национальным стандартам в виде ГОСТов как в контроле за качеством продукта, так и в степени гармонизации с международными стандартами.

Из всего вышесказанного следует, что государство очень слабо регулирует подобное состояние рынка. Согласно различным опросам, россияне считают соки одним из наиболее доступных продуктов, полезных для здоровья, в то же время как государством, так и населением игнорируется тот факт, что концентрированные соки реально содержат очень мало полезных для здоровья веществ. Причиной такой неосведомленности как раз и являются усилия организаций по неразглашению состава продукции, и игнорирование данного факта государством.

В настоящее время на российском рынке по объему потребления лидируют апельсиновый и яблочный соки. В то же время динамика мировых цен на концентрированные соки в 2004–2007 гг. показывает, что самым дешевым из распространенных по всему миру соков является яблочный сок, апельсиновый – чуть дороже. Из этого можно сделать вывод о том, что в России наиболее массово представлены самые дешевые по мировым меркам соки. Однако эксперты отмечают, что яблочный сок вполне мог бы вырабатываться из отечественного сырья, без использования концентратов. Полагается, что создавшееся положение на рынке соков в значительной степени явилось результатом действия государства. В «Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг.» на развитие виноградарства и садоводства выделено очень малое количество средств. Данные меры не позволят заместить импортированную сырьевую базу соковой отрасли продукцией отечественного производства.

В 2004 году произошло значительное снижение таможенных пошлин на импорт концентрированных соков, тогда как пошлины на готовые восстановленные соки остались без изменений. В результате, российские производители восстановленного сока прочно защищены от конкуренции со стороны западных изготовителей восстановленного сока таможенной политикой России.

· Социальные проблемы.

 

Анализируя влияние существующих проблем на рассматриваемый в данной работе сегмент, можно сказать, что, в первую очередь, наиболее важной является бедность населения, выделяемая как самая острая проблема.

Рост доходов всего населения, отмеченный в последние годы, обеспечивался ростом доходности богатой части населения, составляющей примерно 20% граждан, а также самой верхушки общества, составляющей не больше 0,5%. В то же время 75% населения лишь обеднели, а к медленно растущему «среднему классу» можно отнести лишь примерно 15% населения. Согласно критериям ООН, в нищете живут до 30% населения, в бедности – три четверти населения России. Таки образом, разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения в России составляет 15–20 раз.

Теперь рассмотрим данные, полученные в результате проведенного в январе 2005 год экспертами Института аграрного маркетинга исследования «Рынок соков, ориентация потребителей». Одним из результатов данного исследования были данные, отражающие объемы разового потребления соков гражданами в зависимости от уровня их доходов. Данные по исследованию представлены на графике.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что на частоту покупок сока в большей степени влияет уровень доходов. Среди респондентов с уровнем дохода более 20 тысяч рублей покупки соков два раза в неделю более популярны, чем у населения с доходом до 10 тысяч рублей. Таким образом, можно предположить, что объем среднедушевого потребления соков у населения с высоким уровнем доходов превышает объем среднедушевого потребления у тех, чей доход составляет не более 10 тысяч рублей в месяц.

Анализируя одновременно результаты двух исследований: статистического исследования, посвященного основных социальным проблемам России, и маркетингового исследования, позволяющего проследить зависимость объемом потребления соков от уровня доходов, можно увидеть, что обеднение население может пагубно сказаться на деятельности сегмента соковой продукции. Как уже было сказано, в среднем население России богатеет, но за этим ростом в действительности стоит «обеднение бедных» и в разы превышающее его «обогащение богатых». С учетом того, что рынок соковой продукции имеет определенные объемы, больше которых расшириться будет невозможно, следует предположить, что сохранение подобной тенденции в доходах населения будет сдерживать бедные слои населения от покупки соков, в то же время не увеличивая объемы потребления богатыми классами.

· Влияние научно-технического прогресса.

 

Соки J7 являются восстановленными, его делают не из концентрата, а из концентрированного натурального. В производстве сока на предприятии и в его дальнейшем сбыте выделяются следующие стадии:

1) Сбор сырья (фрукты, ягоды, овощи)

2) Переработка сырья (выжимка сока из фруктов и овощей)

3) Упаривание сока (уменьшение объема за счет удаления воды)

4) Упаковывание асептично

5) Доставка концентрированного сока до завода

6) Добавление воды в сок в той же пропорции, что и в исходном соке

7) Нагревание сока

8) Упаковывание стерильно

9) Сбыт

10) Продажа

 

Перечисленные выше стадии создания восстановленного сока J7, который производит компания Вимм–Билль–Данн позволяют понять, какие элементы научно-технического прогресса могут повлиять на процесс создания сока.

Если рассматривать историю производства соков, а также причины, по которым они не производились в течение значительного периода времени, то ответом будет то, что в 1864 году Луи Пастером была изобретена технология пастеризации (обеззараживания жидких продуктов). В 1960 году был изобретен стерильный контейнер Рубеном Раузингом. В итоге, в 1980 году появился первый сок в стерильной упаковке. [110]

Таким образом, следует отметить, влияние научно-технического прогресса может касаться именно данных стадий.[111]

 

1) Сбор фруктов, ягод и овощей

Сбор фруктов, ягод и овощей напрямую зависит от способа производства сока. Если сок производится методом прямого отжима, то используются только местные фрукты и овощи. Если же сок восстановленный, то для него используют концентрированные соки либо концентраты. Для данного способа место сбора сырья для производства сока значения не имеет. Таким образом, какими бы отечественными ни были производители соков, нужно понимать, что российскими они являются только частично, а зачастую только по той причине, что разбавление концентрированного сока производилось именно в России.[112]

Соковый концентрат, который разбавляют производители является биржевым товаром. Именно по этой причине стоимость соков может отличаться.

Таким образом, влиянием научного прогресса является увеличение качества сокового концентрата, увеличение срока годности соков прямого отжима, которые производятся для непосредственного употребления. Соки прямого отжима получаются путем механического воздействия на фрукты или овощи. Сроки хранения сока данного вида зависят от типа консервирования. Соки прямого отжима, поставляемые в охлажденном виде, имеет срок хранения не более одного месяца, стерилизованные и пастеризованные же соки прямого отжима – от шести месяцев до двух лет. Новейшей технологией хранения и поставки соков прямого отжима является их глубокая заморозка, а размораживание - по специальной температурной программе, что влияет на конечную стоимость продукта. Соки прямого отжима отличаются более высоким качеством, таким образом, если производителю удастся увеличить срок его хранения, а также количество фруктов и овощей, используемых при производстве, то покупатель будет доволен.[113]

 

2) Упаковка

Создание биоразлагаемой съедобной упаковки (иллюстрации – см. в Приложении). 16 мая 2012 года профессором Дэвидом. А. Эдвардсом, инженером по инновационному биомедицинскому оборудованию из Гарвардского университета, была представлена упаковка, которую можно есть и которая получила название WikiCells. Упаковка состоит из мембран натуральных пищевых продуктов и не содержит пластик. Мембраны удерживаются только электростатическими силами, что подходит для хранения, как жидких, так и твердых продуктов. Внешне упаковка напоминает яйцо и позволяет увидеть снаружи, что в ней хранится. Создатель планирует сделать открытие доступным для покупателей, запустив его вначале в ресторанах. Уже создана апельсиновая упаковка, которая заполнена апельсиновым соком, виноградная упаковка, которая содержит виноградное вино, а также шоколадная упаковка с горячим шоколадом.

Данное изобретение произведет революцию в изготовлении упаковок для хранения пищевых продуктов, а также будет являться экологически инновационной, так как не образует отходов. [114]

 

3) Продажа

Влияние научно-технического прогресса коснулось и технологии продаж, что, в том числе, влияет на продажу соков. Данное влияние оказывается через технологию вендинговых продаж. Вендинг - организация системы продаж товаров в порционной упаковке через торговые автоматы. Конкуренция брендов, которая постоянно усиливается, способствует поиску новых инструментов продвижения. Производители ищут способ выделится, найти своего покупателя новым способом. [115] Одним из возможных способов – брендированный торговый автомат. Компания «Starbucks» стала развивать вендинговую сеть по продаже напитков на территории Великобритании. [116] Хотя автоматы данного типа существовали еще в советское время, их совершенствование и расширение спектра предлагаемых услуг позволяет не только продавать практически любой продукт в порционной упаковке, рекламировать и продавать продукцию, но и аккумулировать статистику импульсивных продаж.[117]

 

· Изменения в развитии рынков и поведении потребителей.

 

Изменения в развитии рынков и в поведении потребителей, в основном, связаны с развитием технологий по производству и упаковке сока, также нельзя не отметить то, что во многом на развитие рынков и поведение потребителей влияют и изменения в экономической, социальной и политической сферах, о которых было написано выше.

 

А) На данный момент на рынке соков наблюдается тенденция использования картонной асептической упаковки, которая обеспечивает длительный срок хранения продукта. Выделяют два вида производства упаковки из картона: первый требует наибольших начальных капиталовложений, так как формирование упаковки происходит из рулона, например, Tetrabrik, который используется компанией J7, вторая же технология представляет собой формирование пакета из готовой высечки, или «плоский пакет», что дает возможность снижения изначального вложения в оборудование.

Менеджерами-технологами отмечается возможность перехода компаний-производителей сока от картонных к РЕТ-упаковкам, которые широко распространены в Америке, но не в Европе). Более того, подъем потребления соков из РЕТ-упаковок планирует в ближайшие 10 лет увеличиться на 140% (РЕТ-упаковки представляют собой упаковки из пластика). Данный прогноз основывается на том, что данная тара будет удовлетворять потребностям производителей, которые на данный момент отказываются от ее использования по следующим причинам:

1) Упакованная таким образом продукция не популярна среди покупателей.

2) Увеличение затрат на перевозку продукции в данной таре, так как пространство между РЕТ-упаковками не используется.

Однако данные причины не использовать РЕТ-упаковку будут являться незначительными в будущем, именно при пластиковой упаковке используется холодная пастеризация, что позволяет не использовать консерванты при изготовлении сока. Согласно Wesergold Getrankeindustrie, решение компаниями об применении методов холодной пастеризации будет принято только если производственные мощности будут больше 5000 часов в год. только что применение холодной пастеризации становится выгодным только при производственных мощностях более чем в 5 000 часов в год.[118] Таким образом, можно судить о том, что существует возможность поглощения мелких производителей крупными компаниями, которые уже утвердились на рынке соков.[119] Согласно данным Pira, бутылки из РЕТ для соков, молока, чая, пива масла и вина будут способствовать увеличению рынка в 2010-2015 годах. [120] На данный же момент в продажах соков продукты в ПЭТ-упаковке занимают менее 2%[121].

[122] J7 стал использовать PET-упаковку, однако он ограничивается «малыми и не самыми массовыми» форматами. Среди плюсов РЕТ-упаковки отмечают также возможность видеть сам товар, а также проследить за тем, чтобы не было недолива. В себестоимости сока, по данным Лебедянского, примерно 35-38% приходится именно на упаковку. Однако для того чтобы массово запустить РЕТ-упаковки, необходимо понимать, что сок в прозрачных упаковках, во-первых, имеет меньший срок годности, а во-вторых, чтобы использовать технологию упаковки в РЕТ, нужен целых цех. Более того, разлив соков в картон намного дешевле. По данным причинам лишь некоторые компании используют РЕТ-упаковку, однако, как говорит Бургардт, это позволяет продавать 100-ые соки по ценам нектаров.[123]

Таким образом, наблюдается рост использования производителями РЕТ-упаковки, но тенденция массового распространения РЕТ-упаковки также сдерживается по причине неэкологичности использования пластмассовой упаковки. Хотя РЕТ-упаковка считается одним из самых безопасных видов пластмасс, его переработка является достаточно сложным техническим процессом, особенно при учете того, что раздельный сбор отходов не распространён в России.

С точки зрения экологии, согласно Михаэлю Хекеру, руководителю международного отдела SIG COMBIBLOC по экологии, охране труда и безопасности, несмотря на то что упаковочная промышленность динамично развивается, картонная упаковка по сравнению с пластиковыми и стеклянными упаковками, остается наиболее благоприятным решением с точки зрения экологии. На данный момент производители и общественность находятся в поиске нового использования комбинированного вида картона, который сможет снизить уровень выработки CO2 на 20%. [124]

 

Б)Отличается стремление покупателей приобретать именно свежевыжатые соки (Minute Maid). Более того, согласно тенденции мирового рынка, все больше и больше людей в цивилизованных странах стали использовать соки прямого отжима и свежеотжатые соки вместо восстановленных (восстановление удаленной доли воды, которая была потеряна при концентрировании). Таким образом, отмечаются структурные изменения в культуре потребления соков. Соки прямого отжима (механическая переработка свежих фруктов и овощей, консервирование с помощью тепловой обработки) несут значительные затраты на транспорт и хранение. Для получения сока прямого отжима используют только свежие, зрелые, неиспорченные плоды. Данный вид соков изготавливают исключительно из местных плодов и только во время сбора урожая, что ограничивает возможности разнообразия соковой продукции [125]. Продажа свежевыжатых соков является новым направлением на российском рынке, однако, согласно экспертам, она уже нашла своего покупателя. [126]

Таким образом, можно говорить о том, что потенциал развития соков прямого отжима есть, а также есть потребители [127].

 

В) Ожидается изменение поведения потребителя, касающееся приобретения соков. Рынок соков в России имеет огромный потенциал, принимая во внимание такой факт, как неупотребление соков 22,45% населения, а также то, что больше 40% населения страдают от авитаминоза. [128]

 

Г) Развитие рынка соков имеет следующие возможные направления:

 

1) Разработка новых вкусов

Данный пункт включает в себя всевозможные комбинации, например, апельсин, cumu-cumu, произрастающий только в Амазонке, и ацерола; банан, клубника и овощная смесь; мята, ананас и пшеница; морковь и имбирь; виноград и малина.

2)Тенденция выпуска партии соков, которые отнесены к какой-либо праздничной дате

3)Использование только натуральных ароматизаторов

 

Д) Предложение потребителю инновационной удобной упаковки, например, в форме лампы накаливания либо упаковывая сок в плоды цитрусовых (чтобы придать им товарный вид, они помещают зреющий плод в специальную форму из плексагласа). [129][130]

 

 

2) Наблюдается также сегмент соков, который позиционирует здоровое и функциональное питание. Например, соки с добавлением витаминов, волокон, клетчатки и кальция, иммунодилирующие соки, улучшающие метаболизм. [131] Соки J7 стали активно использовать в линейке своей продукции соки, которые имеют в себе витамины E, С и В5.

3)

Е) Следующий фактор на рынке соков, который оказывает влияние на производителей, это объем упаковки, которая является предпочтительной для потребителя. Согласно маркетинговому исследованию, которое было проведено в январе 2005 года Институтом аграрного маркетинга, и мужчины, и женщины в основном за раз приобретают один литр сока. Меньшее количество людей предпочитает покупать за раз два литра сока. На данный же момент у производителей наблюдается тенденция уменьшения объема сока, что происходит не только у Вимм-Билль-Данн, а также у соков других марок. Такой факт, что российские потребители предпочитают потреблять соковую продукцию в размере 1 л за раз, отличает от американский и европейский потребителей, которые традиционно делают покупки раз в неделю. Из чего следует обратная тенденция к объему упаковки сока. Однако необходимо отличать предпочтения потребителей. Производители адаптируют свою продукцию относительно предпочтений потребители. В связи с увеличением количества потребителей, которые покупают сок в маленьких упаковках, чтобы пить его на работе, в школе, в университете, производители стали упаковывать соки в тару, которая имеет маленький объем. Будет ли наблюдаться рост количества россиян, которые покупают соки в семью в больших упаковках по 5-6 литров?

Номинальный объем упаковки сока "J7"
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...