Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы и УИРС




Задания для самостоятельной работы и УИРС

Подготовьте реферативный доклад на тему:

1. Возрастная инволюция тимуса и его изменения под влиянием стрессирующих воздействий.

2. Влияние гормонов коры надпочечников на органы лимфоцитопоэза и иммуноцитопоэза.

 

 

Практическое занятие.

Тема: «Центральная нервная система».

1. Актуальность темы. Нервная система осуществляет объединение частей организма в единое целое (интеграцию), обеспечивает регуляцию разнообразных процессов, координацию функции различных органов и тканей и взаимодействие организма с внешней средой. Она воспринимает многообразную информацию, поступающую из внешней среды и из внутренних органов, перерабатывает ее и генерирует сигналы, обеспечивающие ответные реакции, адекватные действующим раздражителям.

Нервная система функционирует на основе рефлексов – ответных реакций организма, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. Рефлекторная дуга состоит из цепи афферентных, ассоциативных и эфферентных нейронов. Центральная нервная система включает спинной и головной мозг.

2. Цель занятия. Изучить развитие и строение спинномозгового узла, спинного мозга и рефлекторные дуги. Изучение особенностей строения, расположения и функции нейронов в центральной нервной системе на примере коры мозжечка и коры большого мозга.

Студент должен уметь:

- Читать с помощью микроскопа гистологический препарат спинномозгового узла и дифференцировать под микроскопом нервных клеток и нейроглии.

- Читать с помощью микроскопа гистологический препарат спинного мозга и дифференцировать под микроскопом серое и белое вещество.

- Читать с помощью микроскопа гистологический препарат мозжечка и дифференцировать под микроскопом слои серого вещества и строение белого вещества.

- Читать с помощью микроскопа гистологический препарат коры больших полушарий и дифференцировать под микроскопом цитоархитектонику и миелоархитектонику.

- Читать с помощью микроскопа гистологический препарат интрамуральных нервных улов.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- микроскопическое строение нервных клеток и нейроглии спинномозгового узла;

- микроскопическое строение серого и белого вещества спинного мозга;

- рефлекторную дугу через спинной мозг;

- микро - и ульрамикроскопическое строение и межнейрональные связи коры мозжечка;

- микро- и ультрамикроскопическое строение и межнейрональные связи коры большого мозга.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинеты самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, учебные пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Общая структурно-функциональная характеристика нервной системы.

2. Развитие нервной системы на различных этапах онтогенеза.

3. Источники развития и строение спинномозгового узла.

4. Спинной мозг. Микроскопическое строение серого и белого вещества. Рефлекторная дуга с участием спинного мозга.

5. Стволовая часть головного мозга. Строение серого и белого вещества.

6. Ретикулярная формация, ее строение и современное представление о функции.

7. Строение и функция мозжечка.

8. Кора полушарий большого мозга.

9. Современные представления о цито - и миелоархитектонике коры больших полушарий (слои, поля, ансамбли).

10. Гематоэнцефалический барьер, его морфологическая характеристика.

11. Структурные и функциональные особенности спинномозговых, черепных и вегетативных узлов.

12. Морфологические основы рефлекторной деятельности нервной системы на различных уровнях ее организации.

13. Общая характеристика вегетативного отдела нервной системы.

14. Парасимпатическая часть вегетативного отдела нервной системы.

15. Симпатическая часть вегетативного отдела нервной системы.

16. Возрастные особенности нервной ткани и системы.

17. Особенности строения мозговых оболочек.

Учебные микропрепараты.

1. Спинномозговой узел. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа видно, что узел имеет вид овального образования, окруженного соединительнотканной капсулой. От конца узла отходят пучки нервных волокон в задний корешок спинного мозга и смешанный спинномозговой нерв. Рядом со спинномозговым узлом, снаружи от его капсулы, можно видеть прилегающий к узлу вентральный корешок спинного мозга. Внутри узла видны различной величины округлой формы нервные клетки, которые лежат преимущественно по периферии органа. Центральная часть узла занята пучками нервных волокон.

При большом увеличении микроскопа изучить строение капсулы, ложноуниполярных чувствительных нервных клеток, нейроглии (клетки-сателлиты) и нервные волокна.

Зарисовать и обозначить: капсула, ложноуниполярные нервные клетки, клетки-сателлиты (олигодендроглиоциты) и нервные волокна.

2. Спинной мозг. Поперечный разрез. Импрегнация солями серебра.

При малом увеличении микроскопа видно, что спинной мозг состоит из двух симметричных половин, спереди разделенных глубокой срединной продольной щелью, а сзади – соединительнотканной перегородкой. Серое вещество образует выросты, направленные к местам входа передних и задних корешков спинного мозга – передние и задние рога. Между ними располагается промежуточная зона. Серое вещество обеих половин спинного мозга соединяется серой спайкой, которая располагается вокруг центрального канала спинного мозга. Нервные клетки в сером веществе располагаются неравномерно, образуя скопления – ядра. Самые крупные нейроны располагаются в ядрах передних рогов спинного мозга – это двигательные мультиполярные корешковые нейроны, аксоны которых выходят из спинного мозга через передние корешки и образуют нервно-мышечные синапсы в скелетной мускулатуре.

В боковых рогах спинного мозга располагаются две группы ядер: латеральное – симпатическое, состоящее из корешковых мультиполярных ассоциативных нейронов, нейриты которых в виде преганглионарных симпатических волокон выходят через передние корешки и заканчиваются синапсами на нейронах симпатических ганглиев; медиальное ядро бокового рога состоит из пучковых нейронов, нейриты которых образуют передние спинномозговые проводящие пути.

В задних рогах располагаются: собственное ядро заднего рога и дорсальное ядро. Нейроны этих ядер, а также клетки губчатого слоя и желатинозной субстанции обеспечивают связи между чувствительными клетками спинномозговых узлов и двигательными клетками спинного мозга, образуя комиссуральные связи между ядрами двух половин спинного мозга и осуществляют межсегментарные связи в пределах спинного мозга или образуют дальние связи с центрами головного мозга.

В белом веществе различают передний, боковой и задний канатики, отделенные друг от друга передними и задними рогами серого вещества. Задние канатики образованы преимущественно нейритами чувствительных клеток спинномозговых узлов. В боковых и передних канатиках располагаются волокна, образующие различные проводящие пути. Границ проводящих путей на срезе не видно. Радиальные полоски в белом веществе представляют собой соединительнотканные прослойки, отходящие и мягкой мозговой оболочки.

При большом увеличении микроскопа можно увидеть в сером веществе клетки глии и мякотные волокна. При анализе ядер серого вещества следует обратить внимание на то, что самые крупные нейроны находятся в передних рогах и дорсальном ядре заднего рога. Центральный канал выстлан кубическими и цилиндрическими эпендимными клетками.

Зарисовать и обозначить: передние, задние, боковые рога, центральный канал спинного мозга, ядра переднего рога, латеральное и медиальное ядра боковых рогов, собственное ядро заднего рога, губчатый слой, желатинозная субстанция, передний, боковой и задний канатики, клетки эпендимы центрального канала.

3. Мозжечок. Импрегнация солями серебра

При малом увеличении рассмотреть извилины мозжечка. По периферии извилин найти серое вещество темнокоричневого цвета, а в толще – белое вещество.

При большом увеличении микроскопа в коре мозжечка изучить три слоя: наружного (молекулярного), среднего (ганглиозного) и внутреннего (зернистого). Ганглиозный слой состоит из клеток, расположенных строго в один ряд. Эти клетки имеют грушевидную форму, содержат большое светлое ядро. От тела клетки по направлению к поверхности коры мозжечка отходят один-два толстых дендрита, распадающихся в коре на множество тончайших разветвлений, расположенных строго в одной плоскости, перпендикулярной к длинной оси извилины, и напоменающих ветви дерева. От базальной ветви грушевидной клетки отходит нейрит в виде очень тонкого волокна, направляющиеся через зернистый слой в белое вещество.

Молекулярный слой состоит из корзинчатых и звездчатых нейронов и глии.

Зернистый слой заполнен большим количеством клеток-зерен, которые характеризуются очень небольшим объемом цитоплазмы и имеют Т-образный аксон, поднимающийся в молекулярный слой.

Зарисовать и обозначить: молекулярный слой, ганглиозный слой, зернистый слой, грушевидные клетки (Пуркинье), клетки зерна, белое вещество.

4. Кора больших полушарий. Импрегнация солями серебра.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть коричневого цвета серое вещество с послойно расположенными нейроцитами и находящееся под ним белое вещество.

При большом увеличении изучить строение слоев коры, обратить внимание на различные размеры и форму нервных клеток, особо выделив большие пирамидные клетки.

Зарисовать и обозначить: кора, молекулярный слой, наружный зернистый слой, пирамидный слой, внутренний зернистый слой, ганглионарный слой, слой полиморфных клеток и белое вещество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...