Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каждый из супругов имеет право прекратить брачные отношения.




Принуждение к прекращению брачных отношений, принуждение к их сохранению, в том числе принуждение к половой связи с помощью физического или психического насилия, является нарушением права жены, мужа на личную свободу и может иметь последствия, установленные законом. Выделяется также право личной частной собственности мужа и жены, право совместной собственности супругов.

 

80. Браки украинских граждан с иностранцами в Украине. Порядок регистрации браков с иностранцами. Личные и имущественные отношения между супругами-иностранцами и между иностран­цами-родителями и детьми.

В соответствии с ст.55 ЗУ «О международном частном праве» гарантирует право на брак, которое определяется личным законом каждого лица, подавшего заявление на заключение брака. В качестве справки: личный закон физического лица – это термин международного частного права, который предполагает, что к лицу применяется право той страны, гражданином которого оно является. Если, скажем, физическое лицо является гражданином двух или более государств, то его личным законом будет считаться право той страны, с которой это лицо имеет наиболее тесную связь, в частности, имеет место проживания или занимается основной деятельностью. Причем, личным законом лица без гражданства считается право государства, в котором это лицо имеет место проживания, а при его отсутствии – место пребывания.

Поэтому Закон предусмотрел ст. 56, согласно которой форма и порядок заключения брака в Украине между гражданином Украины и иностранцем или лицом без гражданства, а также между иностранцами и лицами без гражданства определяются правом Украины.

Условиями заключения брака являются:

1. Достижение брачного возраста. Брачный возраст для женщины устанавливается в семнадцать, а для мужчины - в восемнадцать лет. По заявлению лица, которое достигло четырнадцати лет, по решению суда ему может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам.

2. Добровольность брака. Брак основывается на свободном волеизъявлении женщины и мужчины. Принуждение женщины и мужчины к браку не допускается.

3. Единобрачие. Женщина и мужчина могут одновременно находиться лишь в одном браке. Женщина и мужчина имеют право на повторный брак лишь после прекращения предшествующего брака.

Для регистрации брака необходимо в РАГС подать следующие документы:

1. Паспорт.

2. Справка об отсутствии преград для регистрации брака (справка о семейном положении)

3. Виза, разрешающая иностранному гражданину находиться на территории государства, где будет проходить регистрация брака.

Все документы составленные за пределами Украины, должны иметь апостиль и должны быть переведены на украинский язык и быть заверены нотариально.

Не допускается заключение брака:

1. Между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке.

2. Между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными.

3. Между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Для регистрации брака, необходимо и достаточно заплатить госпошлину.

В соответствии с ст.61 ЗУ «О международном частном праве» супруги могут избрать для регулирования имущественных последствий брака право личного закона одного из супругов или право государства, в которой один из них имеет обычное место пребывания, или, относительно недвижимого имущества, право государства, в котором это имущество находится. Право, выбранное в соответствии с частью первой этой статьи, более не применяется или изменяется по согласию сторон в случае изменения личного закона или обычного места пребывание того из супругов, к личному закону или обычному месту пребывания которого было привязано избранное право. Новое право применяется к правовым отношениям с момента заключения брака, если иное письменно не установлено супругами.

В случае отсутствия выбора права супругами имущественные последствия брака определяются правом, которое применяется к правовым последствиям брака.

 

81. Браки украинских граждан за границей. Развод украинских граж­дан за границей. Расторжение браков украинских граждан, по­стоянно проживающих за границей, в судах Украины.

В законодательстве Украины коллизионные нормы относительно семейного правоотношения с «иностранным элементом» содержат раздел IX «Коллизионные нормы семейного права» Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г., раздел VI Семейного кодекса Украины от 10 января 2002 г. с названием: «Особенности усыновления при участии иностранцев и лиц без гражданства», международные договоры, в частности, о предоставлении правовой помощи в гражданских и/или семейных и уголовных делах.

Регистрация браков с «иностранным элементом». Коллизионному праву Украины известные разные коллизионные привязки, направленные, в частности, на выбор законодательства в случаях регистрации браков между гражданами Украины с иностранцами и между иностранцами. Согласно ст. 55 Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г. право на брак определяется личным законом каждого из лиц, которые подали заявление о заключении брака. В случае заключения брака в Украине применяются требования Семейного кодекса Украины относительно оснований недействительности брака. Форма и порядок заключения брака в Украине между гражданином Украины и иностранцем или лицом без гражданства, а также между иностранцами или лицами без гражданства определяются правом Украины (ст. 56). Брак между гражданами Украины, если хотя бы один из них проживает за пределами Украины, может заключаться в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины согласно праву Украины. Заключение брака между иностранцами в консульском учреждении или дипломатическом представительстве соответствующих государств в Украине регулируется правом акредитирующего государства (ст. 57).

Значительная часть договоров о правовой помощи при участии Украины, а именно с Албанией, Грецией, Ираком, Италией, Народной Демократической Республикой Йемен, Кипром, Китаем, Корейской Народно-Демократической Республикой, Монголией, Румынией, Тунисом, Венгрией, Югославией, не содержат коллизионных норм относительно регистрации брака. Договоры с Вьетнамом, Грузией, Кубой, Македонией, Молдовой, Польшей, другими государствами предусматривают, что условия регистрации брака определяются для каждого лица, которое вступает в брак, законодательством того государства - участницы договора, гражданином которой является лицо. В договорах с Кубой, Финляндией альтернативной привязке закона гражданства является привязка закона государства, где проживает лицо, которое вступает в брак. В международных договорах (например, с Вьетнамом, Грузией, Македонией) указывается, что относительно препятствий к регистрации брака должны быть соблюдены требования законодательства того договорного государства, на территории которого брак регистрируется.

Признание зарегистрированного брака. Согласно ст. 58 Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г. брак между гражданами Украины, брак между гражданином Украины и иностранцем, брак между гражданином Украины и лицом без гражданства, который заключен за пределами Украины согласно праву иностранного государства, является действительным в Украине при условии соблюдения относительно гражданина Украины требований Семейного кодекса Украины относительно оснований недействительности брака. Брак между иностранцами, брак между иностранцем и лицом без гражданства, брак между лицами без гражданства, которые заключены согласно праву иностранного государства, являются действительными в Украине.

Прекращение брака. Согласно нормам ст. 63 Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г. прекращение брака и правовые последствия прекращения брака определяются правом, которое действует на это время относительно правовых последствий брака. Поскольку одним из способов прекращения брака является развод, то коллизионные нормы относительно вопросов о разводе содержатся в международных договорах. Тем не менее, немало договоров о правовой помощи, например с Албанией, Грецией, Ираком, Италией, Народной Демократической Республикой Йемен, Кипром, Китаем, Монголией, Югославией не содержат коллизионных норм относительно расторжения брака. Другие же устанавливают коллизионные привязки (основные, дополнительные или альтернативные), которые определяют: 1) законодательство, которое применяется к условиям расторжения брака; 2) органы, компетентны рассматривать эти дела.

По этим же коллизионным принципам определяется и компетентность органов относительно рассмотрения дел о разводе. В договорах обусловливается, что суд, к компетенции которого принадлежит вынесение решения о расторжении брака, является компетентным также в вынесении решения о родительских правах и алиментах в пользу несовершеннолетних детей (ст. 26 Договора с Молдовой, ст. 26 - с Польшей и др.).

 

82. Вопросы усыновления в международном частном праве. Меж­дународные конвенции по вопросам усыновления.

Неодинаковые условия, порядок, последствия усыновленияв разных правовых системах вызывают коллизии, которые регулируются нормами международных договоров, в частности о правовой помощи, и внутренним законодательством Украины.

Большинство договоров о правовой помощи содержат коллизионные нормы относительно усыновления. Исключение представляют, в частности, Договоры с Ираком, Италией, Китаем, Кипром, Тунисом, Финляндией. В случаях усыновления чаще всего применяется законодательство того договорного государства, гражданином которой является усыновитель во время представления ходатайства. Если усыновитель является гражданином одного договорного государства, а местожительство имеет на территории другого, то применяется законодательство государства его местожительства.

Если законодательство договорного государства, гражданином которого является усыновитель, требует согласия усыновляемого, его законного представителя, разрешения компетентного государственного органа, то требования этого законодательства должны быть выполнены. В договорах отмечается, что возможные ограничения усыновления, связанные с изменением местожительства усыновляемого на местожительство в другом государстве.

Если супруги являются гражданами разных договорных государств, должны быть соблюдены требования законодательства обеих государств. В случае проживания супружества на территории одной из договорных государств применяется законодательство этого государства. Указанное касается отмены и признания усыновления недействительным.

В делах об усыновлении, отмене и признании усыновления недействительным, компетентным является орган того договорного государства, гражданином которого является усыновитель во время представления ходатайства. Если усыновленный является гражданином одного договорного государства, а проживает на территории другой, где имеет местожительство также усыновитель, компетентным является и орган этого договорного государства (ст. 29 Договора с Грузией, ст. 29 - с Эстонией, ст. 29 - с Литвой, ст. С - с Польшей). В некоторых договорах предусмотрено, что в делах об усыновлении или его отмене лицами с разным гражданством компетентными является учреждения того договорного государства, на территории которого супружество имеет или имело последнее общее местожительство или место пребывания (ст. 33 Договора с Албанией, ст. 26 - с Алжиром).

Иногда международные договоры о правовой помощи для решения вопросов об усыновлении предлагают применять только одну коллизионную привязку - закон гражданства усыновленного. Она применяется и к определению учреждения, которое является компетентным в вынесении решения об усыновлении (ст. С Договора с Молдовой).

Национальное законодательство Украины, а именно ст. 69 Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г. указывает, что усыновление и его отмена регулируются личным законом ребенка и личным законом усыновителя. Если усыновитель - супружество, которое не имеет общего личного закона, то применяется право, которое определяет правовые последствия брака. Способность лица быть усыновителем определяется согласно его личному закону. Правовые последствия усыновления или его прекращения определяются личным законом усыновителя. Надзор и учет детей, усыновленных согласно указанным правилам, осуществляются согласно личному закону ребенка.

Ряд материально-правовых норм, которые нужно применять при решении вопросов об усыновлении при участии иностранцев и лиц без гражданства, содержит раздел VI Семейного кодекса Украины 2002 г. и Порядок проведения деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины 8 октября 2008 г.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 8 октября 2008 года № 905 «Об утверждении Порядка проведения деятельности по усыновлению и осуществлению надзора за соблюдением прав усыновленных детей», учет граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцев, которые желают усыновить ребенка, который проживает в Украине учет граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцев, которые желают усыновить ребенка, который проживает в Украине, осуществляет Департамент по усыновлению и защите прав ребенка.

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. В этой связи в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., «государства-участники, которые при­знают и/или разрешают существование системы усыновления, обес­печивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в перво­степенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с при­менимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осо­знанное согласие на усыновление на основе такой консультации, кото­рая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматри­ваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помешен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если, обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяют­ся в отношении усыновления внутри страны;

(1) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связан­ных с этими лицами» (ст. 21).

 

Коллизии законодательства в области наследования. Вопросы наследования в договорах о правовой помощи.

Наследственное право представляет собой совокупность норм, регу­лирующих отношения, связанные с переходом прав и обязанностей умершего к другим лицам. Наследование является одним из важнейших производных способов перехода права собственности во всех без исклю­чения правовых системах.

Наследственное право строится на основе двух основополагающих принципов свободы завещания и охраны интересов семьи. При этом в настоящее время свобода завещания, позволяющая собственнику опреде­лить юридическую судьбу своего имущества после смерти, все больше ограничивается в пользу семьи наследодателя, за которой резервируется определенная часть этого имущества.

Наследственное право стран континентальной Европы имеет ряд принципиальных различий с англо-американским правом. Главное отли­чие двух систем состоит в том, что в континентальной Европе наследова­ние рассматривается как универсальное правопреемство, вследствие чего права и обязанности умершего переходят непосредственно к наследникам. В Великобритании и США имущество наследодателя сначала переходит по праву доверительной собственности к так называемому «личному представителю» умершего, который затем передает наследникам ту долю имущества, которая осталась после расчетов с кредиторами наследодателя.

Коллизионные вопросы в области наследования регулируются, преж­де всего, внутренним законодательством. Международные соглашения в этой области не носят всеобъемлющего характера, а заключались до на­стоящего времени только по отдельным вопросам. К таким международ­ным договорам можно отнести Гаагскую Конвенцию о коллизии зако­нов, касающихся формы завещательных распоряжений от 5 октября 1961 г., Вашингтонскую Конвенцию о форме международного завещания от 26 октября 1973 г. На уровне СНГ вопросы наследственного права регу­лируются Конвенцией о правовой помощи от 22 января 1993 г. Часто вопросы наследования регулируются в двусторонних договорах о пра­вовой помощи. Что касается внутреннего законодательства, регулирую­щего вопросы наследования, то в странах континентальной Европы со­ответствующие нормы включены в Гражданские Кодексы (Франция - ти­тулы I и II книги III Гражданского Кодекса; в Германии - книга V Гер­манского Гражданского Уложения; в Швейцарии - книга III Швейцар­ского Гражданского Кодекса).

В странах англосаксонской системы права также существуют законодательные акты по вопросам наследования. Отметим в данной связи в Великобритании Закон о завещаниях 1837 г., Закон об администрировании наследств 1925 г.. Закон о наследстве лиц, не оставивших завещания 1952 г., Закон о наследовании 1975 г. В США вопросы наследования отнесены к компетенции штатов и поэтому пра­вовые нормы, регулирующие вопросы наследования, включены в своды законов соответствующих штатов. Однако на федеральном уровне уже выработан единообразный закон о наследовании, принятый пока в не­скольких штатах (Аляска, Айдахо, Массачусеттс).

 

84. Наследственные права иностранцев в Украине. Защита наслед­ственных прав граждан Украины в отношении открывшегося за границей наследства.

В Украине иностранцам в области гражданского права предоставля­ются те же права, что и гражданам Украины. В соответствии со ст. 70 ЗУ «О международном частном праве» наследственные отношения регулируются правом государства, в котором наследодатель имел последнее местожительство, если наследодателем не избрано в завещании право государства, гражданином которого он был. Выбор права наследодателем будет недействительным, если после составления завещания его гражданство изменилось.

Таким образом, иностранцы могут наследовать и завещать имущество на рав­ных основаниях с гражданами Украины. В договорах о правовой помо­щи положения о наследовании также основываются на принципе нацио­нального режима и включают в себя обычно следующие нормы:

1) иностранцы наследуют по закону и по завещанию наравне с граж­данами страны наследодателя;

2) переход собственности на имущество к наследникам-иностранцам производится в том же порядке и на тех же условиях, которые установ­лены общим правилом;

3) иностранцы обладают равной способностью к составлению и от­мене завещания на имущество, находящееся на территории соответст­вующей страны.

Как уже ранее указывалось, украинским законодательством в облас­ти наследования, как коллизионный принцип, применяется привязка к праву страны, в которой наследодатель имел последнее постоянное ме­сто жительства. Законодательством именно этой страны будет опреде­ляться круг наследников, порядок и очередность, в которых они должны призываться к наследованию, доли каждого из наследников в наследст­венном имуществе и т.д.

В отношении юрисдикции по наследственным делам в мировой прак­тике выработался общий подход, наиболее часто закрепляемый в дого­ворах о правовой помощи. Он состоит в следующем: производство дел о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жи­тельства, а по делам о наследовании недвижимости - учреждения страны местонахождения недвижимости. Данное правило, в частности, содержится и в Конвенции по правовой помощи стран СНГ от 22.01.1993 г.

Аналогичные правила применяются и в тех случаях, когда правоот­ношения в области наследования возникают в связи со смертью украин­ского гражданина за границей. Права наследования, возникающие в силу иностранных законов, полностью признаются в Украине.

В соответствии с консульскими конвенциями, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наслед­ства в государстве его пребывания, когда наследником является гражда­нин представляемого государства. Когда консулу становится известно об открытии такого наследства, он сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел. Консул также имеет право представлять интересы наследника в государ­стве пребывания. Представительство консула продолжается до тех пор, пока сам наследник не возьмет на себя защиту своих прав или не назна­чит своего представителя. Подробнее вопросы консульского представи­тельства будут рассмотрены в разделе, посвященном международному гражданскому процессу.

Консул выполняет и ряд других функций по делам о наследовании. Он принимает меры к охране наследственного имущества, выдает свидетель­ства о праве наследования, принимает наследственное имущество для пе­редачи находящимся в Украине наследникам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...