Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студент должен ознакомиться:




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ №4

СТОМАТОЛОГИЯ: ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для

студентов стоматологического факультета

Курс

VIII семестр

ВЛАДИКАВКАЗ 2016

 

 

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по детской терапевтической стоматологии

 

СОСТАВИТЕЛИ:

к.м.н, доц.,Дзуцева Ф.А., к.м.н., к.м.н.,доц.,Гацалова А.О., Тибилова Ф.Л.

 

Содержание

 

1. Закладка и сроки прорезывания зубов.

 

2. Сроки и порядок прорезывания зубов.

 

3. Некариозные поражения у детей.

 

4. Кариес у детей.

 

5. Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте, влияние на состояние здоровья и развитие ребенка.

 

6. Травма зубов.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема занятия: Закладка и сроки прорезывания зубов.

Цель занятия.

Студент должен знать:

Развитие зуба в клинико-рентгенологическом аспекте.Этапы развития зуба.

 

Студент должен уметь:

Научиться соотносить клиническую и рентгенологическую картину с этапами формирования зубов.

 

Студент должен ознакомиться:

С оснащением,оборудованием,инструментами,рентгенограммой детей разного возраста.

3. Содержание обучения:

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы, а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин, пульпа, цемент, окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт). В развитии зубов выделяют 3 стадии:

 I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков; III стадия — образование зубов. I стадия: на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis), врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis). К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1).

 

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа
В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis), который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 2. Развитие молочных зубов: 1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа, а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки. Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

III стадия: начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин, эмаль и пульпа зуба. Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна. Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой, и внутренний, околопулъпарный, слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина.

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis), состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного. Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба. Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты, которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту. Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба.
Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Таблицы, фильмы, муляжи, рентгенограммы детей.

 

5. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Для чего детский стоматолог должен знать стадии развития зуба?

 

2. Перечислите стадии развития зуба,части зубного зачатка.

 

6. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1.Укажите сроки закладки зубной пластинки.

2. Какие вредные факторы и в какие сроки могут оказывать неблагоприятное влияние на различные стадии формирования зуба.

3.Какими признаками характеризуется нормальный процесс прорезывания зубов

8. Самостоятельная работа студентов:

1. Указать основные методы диагностики.

2. Этапы развития зуба.

3. Сроки прорезывания зубов.  

        4. Составить тестовые задания по теме.

 

       9.Перечень учебной литературы к занятию:

1. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей. Т.Ф.Виноградова.

2. Стоматология детского возраста.Колесов,Н.Н.Каспарова,В.В.Жилина.

3. Детская терапевтическая стоматология «Руководство к практическим занятиям»

4. Л.П.Кисельникова, С.Ю.Страховая.

5. Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.

6. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...