Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физико-диагностические свойства минералов




ГЕОЛОГИЯ

 

Учебное пособие к практическим занятиям

 

Часть первая

 

 

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

 

 

УДК 55(076.5) + 624.131.1(0765)

Т19

 

 

Одобрено

учебно-методической комиссией архитектурно-строительного факультета

 

 

Рецензенты:

главный геолог партии ППР и ГИ

ОАО «Челябинскгеосъемка», канд. геол.-минерал. наук Б.А.Пужаков;

зав. кафедрой строительного производства ЧИПС – филиала УрГУПС

канд.техн. наук В.Г. Подойников

 

 

  Т19 Таранина, Т.И. Геология: учебное пособие к практическим занятиям/ Т.И. Таранина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. − Ч. 1. – 62 с.
   

 

В первой части учебного пособия изложены цели, содержание и алгоритм выполнения практических работ по изучению минералов и горных пород, предусмотренных рабочими программами дисциплин «Геология» и «Инженерная геология» согласно ФГОС ВПО. Теоретический материал изложен с учетом последних достижений геологической науки и современных нормативных документов. Учебное пособие является дополнением к опубликованным учебным пособиям по геологии и обращает внимание студентов – будущих строителей на инженерно-геологические свойства горных пород как грунтов.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Строительство» и по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений».

 

УДК 55(076.5) + 624.131.1(0765)

 

 

© Издательский центр ЮУрГУ, 2013

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Строительство», предусматривается изучение студентами дисциплины Б.2.07.02 Геология в количестве 72 часов. Из них 36 часов выделяется на самостоятельное изучение дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений», на самостоятельное изучение дисциплины «Инженерная геология» предусматривается 72 часа. Геология рассматривается в ФГОС ВПО как инженерное обеспечение строительства, поскольку все здания и сооружения строители возводят на горных породах – грунтах, с учетом инженерно-геологических условий.

Основной теоретический материал по дисциплинам «Геология» и «Инженерная геология» излагается на лекциях, а также в опубликованных учебниках, пособиях и словарях [1, 2, 8, 9, 10]. В первой части данного учебного пособия рассматриваются практические работы по изучению минералов и горных пород – важнейших объектов исследования геологии.

В пособии приводятся тематика, цели, задачи, задания и методические рекомендации по выполнению практических работ. Каждая практическая работа сопровождается кратким изложением теоретического материала, необходимого для овладения методами и для приобретения навыков изучения, определения, анализа и составления характеристики геологических объектов: минералов и горных пород, а также геологических карт и разрезов. Вначале студенты знакомятся с диагностическими свойствами минералов и учатся их определять, затем – с основными породообразующими минералами, их физическими свойствами, классификацией и основными отличительными признаками. На последующих занятиях студенты учатся распознавать минералы в составе горных пород, их текстурные, структурные особенности и получают первые навыки их описания, определения названия и генезиса. Знакомство и изучение горных пород осуществляется на примере коллекционных образцов минералов и горных пород, находящихся в учебном кабинете кафедры «Строительные материалы» (348 ауд. Л. К.), а также при посещении Учебного геологического музея, где имеются обобщающие экспозиции минералов, горных пород и полезных ископаемых (ауд.101 корпуса 1А).

Объем аудиторных занятий недостаточен для получения надежных навыков по определению, узнаванию и запоминанию горных пород и минералов, поэтому студентам рекомендуется заниматься с коллекциями в учебном кабинете или в музее не менее 5 часов. Для успешного выполнения практических работ необходима предварительная самостоятельная работа, которая должна включать в себя анализ и закрепление теоретического материала по изучаемой теме, а также выполнение опережающих заданий, перечисленных для каждой практической работы. По окончании изучения раздела студенты выполняют контрольную работу по диагностике образцов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

ФИЗИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ

Цель – приобрести навыки определения важнейших физико-диагностических свойств минералов, и научиться определять по комплексу свойств минеральные виды, т.е. давать название минералам.

Оборудование – коллекция минералов шкалы Мооса, стеклянные пластинки, керамические пластинки (бисквит), 5..10 %-ный раствор соляной кислоты, конспекты лекций, учебные пособия [1, 6, 7, 8, 9] и подготовленный дома трафарет таблицы 1.

Теоретические основы минералогии кратко описаны нами в учебном пособии [8], в разделе 2.2. Знакомство с физико-диагностическими свойствами мы рекомендуем выполнять на примере минералов шкалы Мооса (табл. 2), которая включает в себя 10 минералов, довольно часто встречаемых в земной коре.

Физико-диагностические свойства минералов – это физические, химические и другие их свойства, которые определяются макроскопически (на глаз) и зависят от их химического состава и внутреннего строения, то есть кристаллической решетки. Минералы отличаются друг от друга комплексом свойств, которые необходимо определить, чтобы дать название минерала, то есть определить принадлежность изучаемых образцов к тому или иному минеральному виду.

Минеральные виды слагают в основном горные породы в виде индивидов - отдельных зерен или кристаллов, поэтому следует определять свойства именно у отдельных индивидов. Однако в земной коре крайне редко встречаются крупные индивиды – размером более 3…5 см. Поэтому чаще приходиться определять свойства индивидов с малыми размерами – менее 1 мм, которые находятся в сростках с большим количеством другим мелких индивидов – в виде агрегатов, но при этом все нужно определять свойства отдельных зерен – индивидов. Рассмотрим важнейшие диагностические свойства минералов и способы их определения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...