Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы экономической деятельности потребительского общества. Распределение доходов




 

С Согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 2 статьи 8). Кооперативная собственность, к сожалению, в этом перечне специально не выделена.

Собственность — это то, без чего в своей деятельности не обходится практически ни одно потребительское общество, ни один кооперативный союз.

Собственность определяют, во-первых, как реальные отно­шения людей к вещам, а во-вторых, как отношения между людь­ми по поводу вещей, их принадлежности, их присвоенности. Ина­че говоря, вещи из понятия собственности не изгоняются. В этом смысле объектом права собственности является имущество. Само потребительское общество суть субъект права собствен­ности. Объекты права собственности (имущество) принадлежат субъекту права собственности (потребительскому обществу).

Существуют различные точки зрения относительно того, какой — личной, частной, долевой, совместной, группо­вой, коллективной, общей, общественной или еще какой-то иной — является собственность кооператива вообще и потре­бительского общества в частности. Чтобы приблизиться к пра­вильному ответу на данный вопрос, необходимо учитывать сле­дующие обстоятельства.

Первое: у имущества, принадлежащего тысячам потреби­тельских обществ (и сотням их союзов), нет единого и единствен­ного субъекта права собственности. Собственность в системе потребительской кооперации в масштабе страны многосубъектна. Второе: имущество каждого потребительского общества обособлено от имущества остальных потребительских обществ, а тем более союзов потребительских обществ. Имущество при­надлежит строго каждому обществу. Этим потребительско­му обществу обеспечивается его юридическая независимость, право принимать исходя из интересов пайщиков любые хо­зяйственные решения, не противоречащие законодательству. Третье: внутри потребительского общества его имущество не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и ра­ботающими по трудовому договору (контракту) в потребитель­ской кооперации гражданами.

Поэтому имущество потребительского общества есть нечто целое, находящееся в коллективном управлении всей группы пайщиков, составляющих вместе данное конкретное общество. Отсюда — характеристика собственности потребительской ко­операции как коллективной, групповой. Говоря о формах ко­оперативного хозяйства, академик Леонид Абалкин отмечал этот их отличительный признак — наличие коллективно-груп­пового присвоения1.

Коллективный, групповой характер собственности означа­ет принадлежность имущества каждого потребительского об­щества ему как совокупному собственнику. И только ему само­му, а не отдельным лицам и не государству, не социуму в целом. Получается, что сколько потребительских обществ — столько же субъектов права собственности.

В пределах каждого конкретного потребительского обще­ства устанавливается коллективное, групповое присвоение имущества и осуществляется совместное владение, распоря­жение и пользование им.

Присвоение в юридическом смысле дает право полной собственности, свидетельствует о господстве собственника над вещами, предметами; собственник может владеть, пользовать­ся, распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право владения означает физическое обладание предметом собствен­ности; владелец им пользуется и распоряжается. Право распо­ряжения имуществом есть возможность изменить его юриди­ческую принадлежность; распорядитель принимает решение об окончательной судьбе имущества (например, может его передать, подарить, перепрофилировать). Право пользования означает потребление предмета собственности; пользователь лишь пользуется имуществом — эксплуатирует его, извлекает полезные свойства, получает выгоды.

В Примерном уставе потребительского общества записано, что основой экономической деятельности общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собствен­ности как юридическому лицу.

Источниками образования имущества потребительского об­щества являются: паевые взносы; доходы от предприниматель­ской деятельности общества и созданных им организаций; иму­щество, поступившее при создании общества в его собственность; доходы, полученные от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг; средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Здесь уместно выделить еще одно отличие собственности потребительского общества от некооперативных форм (видов) собственности. Это отличие обусловлено генезисом (происхож­дением) собственности потребительской кооперации. Перво­начально она почти всегда и всюду возникала исключительно на основе внесения учредителями потребительского общества вступительного и паевого взносов. В статье 4 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" говорится, что потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов. Значит, так было и так осталось.

Пай, или паевой взнос, в потребительском обществе как один из источников образования его имущества имеет особен­ности. Во-первых, пай становится кооперативным в результате добровольного преобразования пайщиками части своей инди­видуальной (личной, частной) собственности. Можно сказать так: пай — преобразованная личная собственность пайщика. Во-вторых, пай, ставший источником имущества потреби­тельского общества, в данном обществе не обезличивается и составляет дробную часть его паевого фонда (капитала). Еще в конце 20-х годов один из теоретиков кооперации Николай По­пов (1885-1938) отмечал, что "паевой капитал кооперации име­ет двойственный характер: он остается собственностью лиц, его внесших, и в то же время является коллективным капиталом всего кооператива"1. Учитывает дуализм, двойственность пая и устав потребительского общества, который разрешает возврат пайщику его паевого взноса при выходе из общества, что дела­ет паевой фонд делимым.

Именно с паем связаны специфические паевые отношения в потребительском обществе — отношения по поводу установ­ления размера пая, порядка и сроков его внесения и возврата, использования на погашение возможного убытка, начисления и выдачи кооперативных выплат, наследования пая и др. Эти отношения пронизывают все имущественные отношения в пот­ребительской кооперации, придают особый кооперативный характер собственности и потребительских обществ, и союзов потребительских обществ.

Собственности потребительских обществ противопо­казана чрезмерная централизация средств и управления хозяйством. Наоборот, ее природе больше соответствуют децентрализация, свобода экономического маневра, предпри­имчивость. Они способны обеспечить не только безубыточ­ную работу потребительских обществ, но и самофинансиро­вание, т. е. получение доходов, достаточных для расширения деятельности обществ, решения социальных задач, выдачи кооперативных выплат пайщикам. Кооперативная собствен­ность предполагает личное и имущественное участие пайщи­ков в своем потребительском обществе, участие в его хозяйс­твенной деятельности (приобретение товаров, пользование услугами и т. д.).

Собственность — это не только собственные средства1. Кооперативы пользуются также заемными средствами. Заем­ные средства — это прежде всего банковские и коммерческие кредиты, имеющие соответственно денежную и товарную фор­мы. Согласно статье 807 ГК РФ кредиты выдаются заемщику в собственность. Кроме того, начиная с 1994 г. организациям потребительской кооперации было разрешено привлекать за­емные средства пайщиков и некооперированного населения.

Собственные средства потребительского общества подраз­деляются на фонды: паевой, неделимый, резервный, социаль­ного развития, подготовки кадров, развития потребительской кооперации, стимулирования пайщиков и др.

Паевой фонд представляет собой часть собственного ка­питала потребительского общества, отражающая стоимость имущества, внесенного пайщиками в качестве паевых взно­сов. Паевой взнос как имущественный взнос пайщиков может быть внесен в любой форме: денежными средствами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом или имущественными правами, имеющими де­нежную оценку. Как было отмечено выше, паевой фонд явля­ется делимым.

Неделимый фонд (он создается и в союзах потребительских обществ) — часть имущества потребительского общества (и со­юза), которая не подлежит распределению между пайщиками ни в какой форме как в период деятельности потребительского общества (и союза), так и в случае его ликвидации. Этот фонд образуется за счет части доходов от хозяйственной деятель­ности и иных источников. После ликвидации общества этот фонд передается другому потребительскому обществу (другим потребительским обществам).

Резервный фонд — фонд, создаваемый за счет собствен­ных средств потребительского общества (и союза) для осущест­вления финансирования работ по ликвидации последствий не­предвиденных обстоятельств и ситуаций, а также страхования от этих обстоятельств и ситуаций.

Фонд развития потребительской кооперации — фонд, предназначенный для стабилизации кооперативной экономики. Фонд создавался с 1994 г. за счет отчисления до 6% (с 2003 г. — до 4%) выручки от реализации товаров и услуг.

Объектами права собственности потребительского обще­ства являются имущественные комплексы, здания, сооруже­ния, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, соци­ального, культурного и иного назначения, продукты интеллек­туального и творческого труда.

В соответствии с уставными целями и задачами потреби­тельское общество имеет право заниматься всеми видами де­ятельности, не запрещенными законодательством Российской Федерации, направленными на удовлетворение потребностей пайщиков. Потребительскому обществу разрешено осущест­влять предпринимательскую деятельность постольку, посколь­ку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Потребительское общество преследует несколько целей, и они иерархичны, разноуровневы. Различают главную и сопутс­твующие цели.

Главная (высшая) цель потребительского общества — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, предоставление им особых преимуществ. Пайщики состав­ляют основную заинтересованную группу среди покупателей, которых обслуживает кооператив. Поэтому потребительское общество должно работать прежде всего в интересах своих пайщиков, обеспечивая им хорошие условия приобретения то­варов и пользования услугами, высокое качество этих товаров и услуг при справедливых ценах, участие в доходе, другие вы­годы. Вместе с тем потребительское общество не является для пайщиков благотворительной организацией, хотя и должно со­четать свою предпринимательскую деятельность с проявлени­ем социальной заботы в отношении пайщиков.

К сопутствующим целям потребительского общества относятся: совершенствование торгово-закупочной деятель­ности, развитие маркетинга, безубыточная работа, доходность хозяйственных операций, рост эффективности, способность привлекать и удерживать капитал в интересах развития об­щества, платежеспособность, достижение достаточно крупного масштаба и устойчивого положения на рынке, повышение про­изводительности и оплаты труда профессиональных работни­ков кооперации, хорошие отношения со сторонними инвесто­рами, поставщиками и общественностью, заинтересованный контроль за деятельностью со стороны пайщиков, поддержа­ние более благоприятного образа-представления и др. Это тоже важные, значимые, но промежуточные, вспомогательные цели, каждая из которых (при успешном ее осуществлении) легко превращается в средство достижения главной цели потреби­тельского общества.

Если все цели потребительского общества представить условно как "дерево целей", то на самой вершине окажется главная цель, а на разноуровневых "ветвях" — сопутствую­щие цели, которые вместе с "корневой системой" (таковой яв­ляется хозяйственная деятельность) "питают" высшую цель кооператива.

Именно в достижении этой высшей цели, а также в извле­чении денежного дохода, необходимого для саморазвития коо­ператива и поддержания его конкурентоспособности на рынке, собственность потребительского общества реализуется эконо­мически. Понятие "реализация" собственности вскрывает ее социально-экономические функции, формы осуществления, проявления, т. е. результативность владения, пользования и распоряжения имуществом, реальную отдачу от нее.

Доход потребительского общества как результат предпри­нимательской деятельности после вычета из него затрат и уп­латы предусмотренных законодательством обязательных пла­тежей направляется по решению общего собрания общества в фонды общества (неделимый, резервный и др.), причем разме­ры, порядок формирования и использования этих фондов ус­танавливается общим собранием потребительского общества. Оставшаяся часть дохода, но не более 20% от распределяемой суммы, решением общего собрания может распределяться между пайщиками по итогам работы за год в виде кооператив­ных выплат. Распределение осуществляется пропорционально участию пайщиков в хозяйственной деятельности своего обще­ства или их паевым взносам, если не предусмотрено иное уста­вом потребительского общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...