Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические рекомендации воспитателю по работе с гиперактивными детьми

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ

(АГРЕССИВНЫМИ, ГИПЕРАКТИВНЫМИ, ЗАМКНУТЫМИ, ТРЕВОЖНЫМИ)

Работу с родителями любого «трудного» ребёнка целесообразно проводить в двух направлениях:

- информирование (это беседа с родителями, направленная на то, чтобы выяснить чем любит заниматься ребёнок дома, его увлечения, либо ознакомить с наглядной информацией о причинах становления того или иного поведения, использование стендов);

- ознакомление с эффективными способами общения с сыном или дочерью.

Взаимодействие с агрессивными детьми

Агрессия (от латинского – нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т.д.)

А. Басс и А. Дарки выделяют 6 видов агрессии:

1. физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

2. раздражение (вспыльчивость, грубость);

3. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

4. невербальная – скрытая форма агрессии (обида, чувство вины, подозрительность, выражающиеся в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то или причинение вреда самому себе);

5. косвенная агрессия:

- направленная (сплетни, злобные шутки);

- ненаправленная (крики в толпе, топанье);

6. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Практические рекомендации воспитателю по снижению агрессивности методами педагогической коррекции:

1. Анализ собственной деятельности, выработка стратегии педагогической тактики.

2. Установление доверительных отношений с ребёнком.

3. Формирование чувства эмпатии, с использованием личного примера.

4. Создание условий для коррекции самооценки ребёнка и осознание им индивидуальных целей участия в жизнедеятельности отряда.

5. Предоставление ребёнку индивидуальной возможности простора и выбора инициативы.

6. Активное включение подростка в различные виды деятельности (творческая деятельность, реализация двигательной активности по средствам участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и т.д.).

7. Поощрение успешности ребёнка.

8. Активизация процессов волевой регуляции, через развитие навыков саморегуляции поведения.

9. Ограничение контакта с носителями агрессивности, например: игрушечные пистолеты, автоматы, книги и другие вещи, которые могут иметь агрессивный характер.

10. Изучение ребёнком мотивов собственного поведения, выражение им негативных эмоций при помощи вербализации чувств (объяснение ребёнком своего внутреннего состояния).

11. Ни в коем случае не наказывать.

12. Если ребёнок уже зол, то в этот момент лучше не прикасаться к нему. Оставить одного, уйти. Дать время успокоиться.

Игры в помощь

«Шла Саша по шоссе » (каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздражённым.Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) – ворчат).

«Обзывалки » (каждый участник своего соседа слева «обзывает» фруктами, овощами или цветами. Например: «А ты …». Затем следующий круг делают комплемент тому соседу, кого «обзывали». «А ты – моя радость!»

«Эмоциональный словарь» (перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.Ребенок угадывает изображённое на карточке эмоциональное состояние, а затем предлагается вспомнить, когда он сам был в таком состоянии, как он чувствовал себя).

«Цветик-семицветик » (на каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии).

«Липучка» (все дети бегают по комнате, а двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании).

«Эмоции героев» (взрослый читает детям сказку. Ребёнку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребёнок откладывает несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. После всего он объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен).

«Котик» (под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: - нежится на солнышке (лежит на коврике); - потягивается; - умывается; - царапает лапками с коготками коврик и т.д.).

«Сороконожка» (несколько детей встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости)

Всевозможные игры на улице, не имеющие соревновательного процесса, влияющие на сплочение детского коллектива.

Практические рекомендации воспитателю по работе с гиперактивными детьми

1. Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний.

2. Вовлечение гиперактивного ребёнка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) должно проходить постепенно. Сначала включать ребёнка в работу и в игру с малой группой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях.

3. Больше общаться с ребёнком, но мягко, спокойно, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

4. Чаще хвалить такого ребёнка за успехи и достижения, даже самые незначительные, но искренне. Делать это не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Чтобы гиперактивный ребёнок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Они должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. Не надо давать несколько заданий сразу. Давать следующее задание только после того, как выполнил предыдущее.

6. Избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя».

7. По возможности не наказывать.

Игры в помощь

«Давайте поздороваемся » (играющие передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении.По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих).

«Маленькая птичка » (ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи её, поговори с ней, успокой её». Ребёнок берёт в ладошки птичку, держит её, гладит, говорит добрые слова, успокаивая её и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребёнку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её снова»).

«Сделай так» (на столе разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. По сигналу все выбирают по одной карточке и выполняют то, что изображает человечек).

«Говори!» (ребятам задаются любые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда даётся команда «Говори!»).

«Послушай тишину» (по первомусигналу дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем все по очереди рассказывают, какие звуки они услышали).

- Игры с песком и водой

«Золотая рыбка»

Цель: подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений

Содержани е. Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бёдрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку

Примечание: если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

«Что нового»
Цель
: развитиеумения концентрировать внимание на деталях

Содержание. Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и прорисовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...