Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная структура внешнего строения деятельности




Изучение функциональной структуры деятельности намотчиц проводилось на этапе изготовления собственно намотки катушки трансформатора.

Процесс намотки катушки трансформатора осуще-

ствляется работницами нa намоточных станках (см. гл. IV, § 4, рис. 5) следующим образом. С наматываемой катушки и со счетчика к работнице по ступает информация в виде сигналов, отражающих процесс протекания намотки (равномерность и плотность укладки витков, качество провода и изоляционного материала, ширина намотанного слоя, количество намотанных витков). Сигналы, поступающие ил зрительный, кинестетический и кожный анализаторы, актуализируют специфические для данного вида профессиональной деятельности функции восприятия, внимания, мыслительные, сенсорные, сенсомоторные. В зависимости от сигнала или нескольких сигналом, отражающих протекание процесса намотки, активизируются исполнительные органы намотчицы (руки и нога), которые воздействуют на органы управления станка (рычаг, педаль, центровку, планшайбу) с целью внесения требуемых изменений в процесс намотки (отмотка провода, натяжение провода, замедление или ускорение намотки, остановка станка). На пример, неравномерная укладка провода является сигналом, увидев который намотчица сразу снимает ногу с педали и тормозит рукой планшайбу. Тем самым она останавливает вращение оправки, на которой закреплена катушка, для того чтобы устранить дефект намотки, т. е. отмотать витки и намотать витки заново, равномерно.

Анализ осуществления процесса намотки катушки позволил установить, что в целом профессия намотчиц предъявляет особые требования к: восприятию зрительному и кинестетическому при осуществлении контроля за качеством укладки провода на катушку;

вниманию: устойчивому в течение всего процесса намотки провода; концентрированному в начале и в конце намотки слоя; распределенному в середине намотки слоя;

сенсомоторной координации; зрительно-двигательной и тактильно-двигательной в течение намотки всего слоя и особенно в конце его и пространственно-временной в конце намотки слоя;

мышлению: оперативному при планировании взаимодействия сенсорных и моторных функций на этапе завершения намотки слоя и переходе к последую-

щему слою и наглядно-образному при изготовлении изделия по заданному в чертеже образцу.

Специфика работы намотчиц и условия ее организации создают определенную психическую напряженность и предъявляют требования к эмоциональной устойчивости работниц.

Таким образом, выявленная при описании внешней профессиональной структуры деятельности намотчиц единая морфология ее строения у работниц, изготовляющих разные виды обмоток, отразилась и в едином психофизиологическом составе функций, актуализируемых в процессе их деятельности. Но актуализация единых психологических и психофизиологических функций у работниц, изготовляющих разные виды обмоток («высокую», «среднюю» и «низкую»), выделенных при параметрическом изучении профессии, имеет определенную специфику и разный эмоциональный фон. Как показало исследование, изготовление «высоких» обмоток протекает на скорости (1720 об/мин) более чем в два раза большей, чем изготовление «средних» обмоток (800 об/мин), и количество непрерывно наматываемых каждые 6 с слоев при изготовлении «высокой» обмотки как минимум в шесть раз превышает количество слоев, наматываемых при изготовлении «средней» обмотки. При исполнении «высокой» обмотки зрительный анализатор загружен в два раза больше, чем кинестетический, а моторная нагрузка почти в полтора раза меньше, чем сенсорная. При «средней» обмотке нагрузка распределена более равномерно как между зрительным и кинестетическим анализаторами, так и между сенсорным и моторным. Изготовление «низкой» обмотки осуществляется почти вручную, зрительно-моторный контроль прост, но работа требует больших физических усилий, основная нагрузка падает на моторную сферу (табл. 18).

Сравнительный анализ внешней функциональной структуры деятельности намотчиц, выполняющих разные виды обмоток, показал, что их деятельность протекает в условиях неоднородной физической нагрузки и психической напряженности и что деятельность работниц, изготовляющих «высокую» обмотку, протекает в условиях высокой сенсомоторной нагрузки.

Исследование характера протекания деятельности

намотчиц, изготовляющих разные виды обмоток, показало, что время, затрачиваемое работницами на изготовление обмоток любого вида, распределяется между непосредственным процессом намотки и устпянением помех, наоушаюших нормальное течение

процесса изготовления изделия. В табл. 19 представлены наиболее типичные для всех работниц показатели распределения времени.

Среди основных помех выделялись помехи технической природы (смена бобины, обрыв провода, происходящий из-за плохой наладки станка, некачественного провода и изоляционного материала), и помехи, возникающие в результате ошибочных действий работницы (намотка лишних витков, несвоевременное переключение рычага или вкладка межслоевой изоляции и др.), которые мы обозначили как психофизиологические помехи, так как это были ошибки

 


 

работниц. Большую часть времени занимало устранение последних (табл.20).

В связи с тем что внешне ошибки проявлялись в нарушении координации совмещаемых в пространстве и времени движений, при исполнении намотки слоев мы предположили, что это обусловлено нарушением внутренней согласованности того ансамбля психофизиологических процессов, который актуализируется в деятельности намотчиц. Как известно, на-

Таблица 20

рушения такого характера могут появляться на фоне ухудшения функционального состояния работниц1. Поэтому возникла необходимость установления специфических причин, отрицательно влияющих на состояние работниц.

По нашему предположению, одной из причин, отрицательно воздействующих на деятельность намотчиц, изготовляющих «высокую» обмотку, является скорость непрерывно наматываемых слоев провода, удерживать которую возможно лишь в течение короткого времени. Для выявления других причин было осуществлено изучение условий и организации труда намотчиц2.

1 Под функциональным состоянием в данном случае понимается явление, которое, по определению В. И. Медведева*1представляет собой «комплекс наличных характеристик тех"функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение трудовой деятельности» [34, с. 94].'

2 В связи с тем что наибольшие потери времени на устранение ошибок были выявлены у работниц, изготовляющих «высокую» обмотку, и анализ внешнего функционального строенияпоказал более напряженную картину протекания деятельности, чем при изготовлении «средней» и «низкой» обмоток, дальнейшее описание будет проводиться на примере деятельности намотчиц, изготовляющих «высокую» обмотку.

Условия и организация трудового процесса. Изучение условий и организации труда намотчиц позволи-ло установить следующее: освещение рабочих мест у работниц, изготовляющих «высокую» обмотку, занижено на 60%. Температура воздуха на 5—10е выше нормы, воздух запылен стеклоизоляционной пылью из-за того, что определенная группа обмоток изготавливается со стеклоизоляцией, хотя вредной считается только работа тех намотчиц, которые непосредственно работают с подобной изоляцией. Кроме того, в воздух постоянно выделяются пары веществ, применяемых при пайке провода. Во время процесса намотки работницы постоянно испытывают вибрацию от вращающейся катушки. Имеющаяся на участке система вентиляции является дополнительным источником шума и вибрации, поэтому работницы ее не включают.

Описанные выше данные свидетельствуют о том, что санитарно-гигиенические условия, в которых протекает деятельность намотчиц, являются серьезным источником отрицательного воздействия на функциональное состояние работниц в процессе их труда.

Изучение организации рабочего места показало, что все намоточные станки различаются по габаритам, по пространственному расположению счетчиков и органов управления станком, по организации рабочего места, по направлению переключения и форме органов управления, по размерам и форме педалей (табл.21).

Пространственное размещение органов управления, индикаторов и специальных приспособлений создает неоптимальную пространственную организацию основных оперативных сенсорных и моторных зон деятельности. Так, ванночка с оловом расположена вне максимальной зоны досягаемости руки и находится слева от работницы, тогда как пайка провода производится правой рукой. Направление переключения рычага не соответствует направлению переключения каретки (при переключении рычага слева направо провод наматывается справа налево). Счетчик числа оборотов расположен слева, сбоку от работницы, что вынуждает ее при считывании показателей поворачивать голову влево и напрягаться, чтобы успеть одновременно считывать показатели и


 

 

не упустить какие-нибудь дефекты при намотке провода.

Нерационально устроено рабочее место и с точки зрения рабочей позы намотчиц. Поза основной группы намотчиц напряжена. Работницы сидят близко, придвинув винтовой табурет к станку, прямой корпус немного наклонен вперед; руки согнуты в локтевых суставах и удерживаются на весу; нога, нажимающая на педаль, согнута в коленном и голеностопном суставах, свободная нога (опорная) находится на полу или на самостоятельной подставке, которую работницы обычно делают из освободившейся от провода бобины. В процессе изготовления изделия работницам приходится сильно наклоняться вперед, резко поворачиваться вправо или влево за материалами и инструментами.

Итак, организация рабочего места, так же как и санитарно-гигиенического условия, по целому ряду специфических параметров является нерациональной, а следовательно, еще одним источником отрицательного воздействия на функциональное состояние профессионала..

Изучение производственного обучения намотчиц выявило следующее: инструктора производственного. обучения, которыми являются опытные работницы, не вооружены ни программой, ни планом, ни учебным пособием; обучение сводится к простому наблюдению в течение двух-трех дней, а иногда и недели за тем, как работает наставница; теоретическое обучение проводится только через 2—3 месяца, а иногда и через 6 месяцев от момента поступления учениц.

Таким образом, можно заключить, что существующая «организация обучения» носит «стихийный характер» и полностью зависит от индивидуальных способностей обучающих и учащихся. Подтверждением данного вывода являются результаты сравнительного анализа приемов работы, используемых в деятельности различными работницами при изготовлении изделия одного типа, и индивидуальная организация их рабочих мест (табл.22). Так, например, при изготовлении каркаса обмотки выделены четыре приема, при изготовлении вывода — шесть приемов; при укладке, изоляции и закреплении вывода первыми витками провода или замочком — шесть приемов и т. п.

 


Разнообразие способов выполнения намотчицами одних и тех же производственных операций и индивидуальной организации их рабочих мест отражает незнание того, как технически грамотно нужно организовывать и выполнять работу.

Результатом существующего обучения намотчиц является то, что процесс формирования профессионального мастерства растягивается до 2—3 лет вместо отведенных для этой цели 6—9 месяцев. Эти данные показали, что в процессе деятельности намотчицы испытывают отрицательное влияние целого ряда специфических факторов, затрудняющих работу зрительного анализатора и актуализацию сенсомоторных процессов, нарушающих нормальное протекание терморегуляционных процессов, создающих напряжение скелетно-мышечного аппарата, а также значительно повышающих эмоциональную напряженность работниц.

Следовательно, предположение об обусловленности частого возникновения ошибок в деятельности намотчиц, значительно снижающих эффективность их труда, ухудшением их функционального состояния, в данном случае имеет место, так как условия и организация их деятельности нерациональны.

В связи с тем что для производства требуются конкретные доказательства влияния существующих условий и организации труда на эффективность деятельности рабочих, нами была осуществлена оценка эффективности намотчиц, изготовляющих «высокую» обмотку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...