Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция советского народа




Устойчивость многонационального советского государства и общества во многом зависела от прочности межнациональных отношений. Их регулировала национальная политика партии и правительства. Программа КПСС 1961 г. поставила задачу обеспечить в процессе строительства материально-технической базы коммунизма ускоренное сближение и слияние советских наций и народностей в новую историческую общность – советский народ.

Фактически свернув курс на построение коммунизма в ближайшей перспективе, новое руководство СССР после 1964 г. сохранило преемственность национальной политики. ХХIV (1971) и ХХV(1976) съезды КПСС, Конституция СССР 1977 г. закрепили положение о том, что в СССР сформировалась новая историческая общность людей – многонациональный советский народ. По переписи 1979 г единая общность сплотила 123 частные общности, в т.ч. 36 наций, 32 народности, 37 национальных и 18 этнических групп. Основными признаками новой исторической общности были единая территория (СССР), единый язык межнационального общения (русский), единая экономическая основа (единый народнохозяйственный комплекс), общность социалистической по содержанию и национальной по форме культуры и основ характера советских людей, выраженных в их патриотизме и интернационализме.

Признав советский народ реально сформированной общностью, руководство страны в 1972 г., в канун 50-летия образования СССР, пришло к выводу, что национальный вопрос в стране в том виде, в каком он достался нам от прошлого, решен. Это означало, что национальные антагонизмы в СССР были преодолены. Их рецидивы строго пресекались, но чаще игнорировались, официально причислялись к бытовым.

С целью укрепления единой общности поощрялись межнациональные браки и изучение русского языка. Если по переписи 1959 г. в СССР было 103% смешанных в национальном отношении семей, то в 1979 г. – 14,9%, в 1989 г. – 17,5%. Русский язык в качестве родного языка признали в 1959 г. 10,2 млн., в 1979 г. 13 млн., а в 1989 г. 18,7 млн. людей нерусских по национальности. При этом по переписи 1989 г. в СССР проживало 141,5 млн. (49,4%) нерусских при общей численности населения 286,7 млн. человек.

Дружба и сплоченность народов СССР в единой общности не предотвратили межнациональных конфликтов и национальных волнений. Со второй половины 60-х годов, до начала 80-х их произошло более 20, в каждом из которых принимало участие несколько тысяч человек. Наиболее крупными из них были выступления крымских татар в Узбекистане в 1966 и 1967 гг. за реабилитацию и восстановление автономии. В 1967 г. произошли выступления абхазов за расширение прав. Абхазии в составе Грузии, В 1973 г. началось движение ингушей с требованием вернуть в состав Чечено-Ингушской АССР Пригородный район, входящий в состав Северной Осетии. В 1977 г. Вильнюс был потрясен бунтом молодежи, требовавшей изгнать русских и вывести Литву из состава СССР. В 1978 г. состоялись выступления грузин за придание грузинскому языку статуса государственного на всей территории Грузинской ССР и одновременное движение абхазов за придание подобного статуса своему языку. В 1981 г. осетины выступили против ингушей в Северной Осетии. Во второй половине 70-х годов в, СССР началось движение советских евреев за свободу эмиграций. В это движение активно вмещались США, осудив СССР за нарушение прав человека и усилив дискриминацию Советского Союза в торговле.

Диссидентское движение

Трудности и противоречия социально-экономического и политического развития страны и общества, расхождение слова и дела правящей партии, свертывание реформаторского курса Н. С. Хрущева и усиление консервативных тенденций привели к возникновению в середине: 60-х годов инакомыслия, которое вылилось в 70-е годы в диссидентское движение. Его характерными чертами стали антикоммунизм и антисоветизм.

В Движении участвовали преимущественно интеллигенты, главным образом деятели науки и культуры. Они были далеки от народа, его поддержкой и симпатиями не пользовались. Отстаивая гражданско-политические права человека, диссиденты, как правило, игнорировали социально-экономические права широких масс. Однако с середины 80-х годов их интересы удивительным образом пересеклись с интересами части номенклатуры (управленческого аппарата), желавшей сбросить с себя бремя забот о народе, сохранив при этом господствующее положение.

Диссидентское движение было едино, в определении стратегической цели – отстранении от власти коммунистической партии, ликвидации коммунистической идеологии и советской власти. Но оно не было едино в вопросах тактики, средствах достижения цели. Одни ориентировались на внутренние ресурсы народа, прежде всего русского, надеялись возродить в нем чувство национальной гордости великоросса, разорвать на нем "оковы" интернационализма. Они делали ставку на национальный патриотизм, который был синонимом национализма. Другие надеялись на помощь Запада, с его либерально-демократическими традициями, пропагандировали космополитические взгляды единства и неделимости мира, а фактически необходимость перехода страны в мир западной буржуазной цивилизации.

Исследователи видят определенную преемственность взглядов различных течений диссидентского движения со славянофилами и западниками в XIX в. Они выделяют в нем, два основных течения – русофильское (почвенническое, национальное), в его консервативной и либеральной формах, и новых западников, в либерально-демократической, социал-демократической и евро-коммунистической формах.

Истоки первого уходили в созданное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из него вышли организации, отстаивавшие национальные интересы России и русских. Их идеологи опирались на взгляды русских ученых, художников, писателей – Б. А. Рыбакова, И. В. Петрянова-Соколова, П. Д. Корина, И. С. Глазунова, Л. М. Леонова, В. А. Солоухина.

Наиболее крупным представителем национально-либерального течения диссидентов был писатель А. И. Солженицын, ставший широко известным после публикации в 1962 г. по инициативе главного редактора журнала "Новый мир" А. Т. Твардовского и с одобрения Н. С. Хрущева повести "Один день Ивана Денисовича", о быте, нравах, порядках и судьбах людей в сталинских концлагерях. В 1969 г. он был исключен из Союза писателей СССР, а в 1970 г. награжден Нобелевской премией по литературе. В 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и лишен советского гражданства за публикацию за рубежом первой части трехтомного разоблачительного исследования "Архипелаг ГУЛАГ", в котором "один день" начался в октябре 1917 г. и закончился смертью Сталина. Солженицын представил его "черным днем" тысячелетней российской истории, судороги которого продолжились и после 1953 г.

Накануне высылки из СССР А. И. Солженицын опубликовал в самиздате "Письмо вождям Советского Союза" (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны с Китаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа от коммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления, он обратился к "вождям", так как верил в силу власти, а не народа. Тонко почувствовав отступничество "вождей" в деле строительства коммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный ими программный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылки для этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.

Истоки второго течения диссидентов связывают с организованной поэтом А. С. Есениным-Вольпиным несанкционированной демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого суда над писателями Ю. М. Даниэлем и А. Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за "особо опасные государственные преступления", выразившиеся в публикации за рубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявского выступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В. П. Аксенов, Г. Н. Владимов, А. А. Вознесенский, В. Н. Войнович, А. Т. Гладилин.

В1970-1973 гг. новые западники объединились в Комитет защиты прав человека с участием академика А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССР И. Р. Щафаревича, затем в русскую секцию "Международной амнистии", которую возглавили московские ученые-физики В. Ф. Турчин и А. Н. Твердохлебов. После Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.

Самым известным представителем правозащитного движения был академик А. Д. Сахаров, трижды удостоенный звания Героя Социалистического Труда за вклад в создание советских водородных бомб. Чувство раскаяния за создание оружия массового поражения сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в 1974 г. – "Тревога и надежда". В них Сахаров развивал концепцию конвергенции – объединения двух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучших достижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальных гарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А. Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.

Поддержка западными странами правозащитного движения в СССР сделала его ведущим направлением диссидентского движения, которое во второй половине 1980-х годов оказало самое серьезное влияние на общественно-политическое развитие СССР.

Внешняя политика

Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов отличалась крайней нестабильностью, которая, была обусловлена прежде всего неустойчивым характером советско-американских отношений, соперничеством двух сверхдержав в вопросах геополитического влияния в мире, главным образом на азиатском континенте. От противостояния во вьетнамской войне, развязанной США на Индокитайском полуострове, через сотрудничество в годы европейской разрядки к противостоянию в афганской войне, начатой СССР в Центральной Азии, – такова была синусоида взаимоотношений двух стран, определявших судьбу мира.

СССР и вьетнамская война США

2 августа 1964 г. американский эсминец с разведывательной целью зашел в территориальные воды Демократической Республики Вьетнам и открыл огонь по ее патрульным судам, которые ответили тем же. Заявив, что вьетнамцы напали на их корабль в международных водах, США 5 августа 1964 г. начали бомбардировки ДРВ. Так началась восьмилетняя воздушная война США против Северного Вьетнама. Первый массированный налет на ДРВ был предпринят в феврале 1965 г., когда в Ханое находилась советская правительственная делегация во главе с Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным.

Одновременно США расширили свое военное присутствие в Южном Вьетнаме, доведя численность своих войск с 70 тыс. (1965 г.) до 550 тыс. (1968 г.) человек, развернув истребительную войну с южновьетнамскими партизанами ("вьетконговцами"), борцами за независимость своей родины.

С самого начала американской агрессии СССР стал на сторону ДРВ, помогал ей политическими, дипломатическими и военными средствами (оружием, боеприпасами, военными специалистами). Средства, необходимые для отражения агрессии, доставлялись по морю и по суше, через Китай. Руководство КНР занимало в войне обструкционистскую позицию, создавало помехи перевозкам, Месяцами держало на своей территории эшелоны с оружием, отказалось разместить на своих аэродромах часть истребительной авиации СССР, прикрывавшей территорию ДРВ.

СССР стал инициатором широкого антивоенного движения, которое охватило многие страны мира. С ростом военных потерь (в небе ДРВ было сбито 5 тыс. американских самолетов) это движение проникло и в США. С ноября 1968 г., после прихода к власти президента Р. Никсона, бомбардировки были временно (до1971 г.) прекращены, в Париже начались затяжные четырехсторонние переговоры о прекращении войны. В них принимали участие Демократическая Республика Вьетнам, Народный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), США, сайгонская администрация.

Летом 1969 г. в освобождённой зоне Южного Вьетнама конгресс народных представителей создал Республику Южный Вьетнам (РЮВ), которая была признана Советским Союзом. В том же году США взяли курс на "вьетнамизацию" войны, который американские дипломаты назвали попыткой "изменить цвет кожи покойников". Он заключался в том, что американцы, выводя постепенно свои войска из Южного Вьетнама, одновременно укрепляли сайгонскую армию для борьбы с национально-освободительным движением.

В 1972 г. в ходе московских переговоров Л. И. Брежнева и Р. Никсона была достигнута договоренность о прекращении бомбардировок ДРВ и полном выводе войск США из Южного Вьетнама. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение было победой вьетнамского народа, логическим итогом помощи Вьетнаму со стороны СССР, других стран социалистического, содружества, международного движения солидарности с борьбой вьетнамского народа.

В апреле 1975 г. проамериканский сайгонский режим на юге Вьетнама пал, Сайгон (ныне т. Хошимин) был освобожден, власть на всей территории Южного Вьетнама перешла в руки Временного революционного правительства РЮВ. В 1976 г. Север и Юг объединились в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ), с которой в 1978 г. Советский Союз подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. В соответствии с этим договором СССР встал на защиту своего братского союзника в феврале 1979 г., когда китайские войска вторглись на территорию СРВ.

Разрядка международной напряженности

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды "холодной войны" начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил "восточную политику" своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус "вольного города", не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем "корзинам" вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля – 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, "духа Ялты". Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина "отбрасывания социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в "Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки", подписанных Л. И. Брежневым и Р. Никсоном, "Основы" регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно-технических и культурных связей двух стран.

В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, а СССР – Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства-нападения, а руководство СССР – многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-"любитель" М. Руст.

В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях. Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

Эффективность договоров 1974, 1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США "Союз" – "Аполлон" в 1975 г. Советские руководители и лично Л. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и "колесо истории нельзя повернуть вспять". Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды "холодной войны" сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.

Обострение международной напряженности

В первой половине 80-х годов международная обстановка резко обострилась, положение СССР в мире ухудшилось, его внешнеполитическая активность почти угасла. Это было вызвано рядом причин.

В 1979-1980 годах США развернули широкую кампанию по развертыванию в Западной Европе нейтронного оружия. Они доказывали "гуманность" этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада.

Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Ракеты могли достичь Москвы за 8 минут, отклонившись при этом от цели всего на несколько метров. Из-за высокой точности попадания в цель их прозвали на Западе ракетами "персональной охоты за советскими руководителями". В 1983-1984 гг. ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия парламентов этих стран.

В свою очередь, СССР по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в 1984 г. в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия. На Западе их называли СС-20.

Самым серьезным шагом и самой крупной внешнеполитической ошибкой СССР стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Решение было принято узким кругом руководителей (Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко) в ответ на неоднократные просьбы руководства Демократической Республики Афганистан оказать военную помощь в деле проведения революционных преобразований общества и защиты страны от возможной интервенции.

СССР не только оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА, но и очутился в международной изоляции, как США во время вьетнамской войны. Абсолютное большинство стран – членов ООН решительно осудили вмешательство СССР в дела Афганистана. США и их союзники оказали непримиримой афганской оппозиции широкомасштабную военную помощь. СССР стал нести ощутимые человеческие и материальные потери. Только по официальным данным, к 1988 г. в необъявленной афганской войне СССР потерял около 14 тыс. солдат, 35 тыс. человек было ранено, более 300 пропало без вести или попало в плен. Потери же афганского народа составили примерно 1 млн. человек.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР и его союзникам научно-технический бойкот. Созданный по инициативе США в 1949 г. Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоёмкой продукции и технологии, поставлявшейся в нашу страну в годы разрядки. Советский Союз, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.

Антисоветская кампания в мире приняла истерические формы осенью 1983 г. в связи со сбитым 1 сентября над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Спецслужбы США использовали его для проведения разведывательной операции. Тон кампании задал президент США Рейган, назвавший Советский Союз "империей зла которую необходимо разрушить.

Отношения с социалистическими странами

К концу 60-х годов раскол мировой системы социализма принял необратимые формы. Советско-китайские отношения, которые в 50-е годы определяли мощь этой системы, из недружественных стали враждебными. С началом "культурной революции" в Китае (1966 г.) Советский Союз был отнесен к "смертельным врагам" КНР. В новой китайской конституции (1975 г.) курс на борьбу с СССР был возведен в ранг государственного закона. В ней содержались положения о "советской угрозе", о "внезапном нападений СССР", о готовности к войне с СССР.

В конце 1960-х годов СССР подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные военные силы. Это было вызвано вооруженным вторжением Китая на советскую территорию (о. Даманский на реке Амур). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. военных и гражданских лиц. Особенно крупный конфликт был 13 августа на советско-китайской границе в районе Казахстана.

Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. начались советско-китайские переговоры по спорным пограничным вопросам. Они шли долго, тяжело, часто заходили в тупик.

После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) и разгрома "банды четырех" во главе с вдовой "великого кормчего" Цзян Цин (1978 г.) лидером КНР стал реформатор Дэн Сяопин. В стране был взят курс на экономическую реформу путем свертывания в деревне коммун и перевода крестьян на семейный подряд. Однако политика по отношению к СССР не изменилась.

В 1979 г. правительство КНР объявило что оно не намерено продлевать заключенный в 1950 г. Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. В середине 80-х годов Дэн Сяопин сформулировал "три главных препятствия" на пути урегулирования советско-китайских отношений: советские войска на советско-китайской границе и в Монголии, советские войска в Афганистане, вьетнамские войска в Кампучии. Последние были введены туда по просьбе кампучийских патриотов и с одобрения СССР для изгнания маоистского режима Пол Пота и "красных кхмеров", уничтоживших в процессе массового террора более миллиона граждан. Подход к преодолению отмеченных препятствий был намечен во второй половине 80-х годов.

Со второй половины 60-х годов в условиях раскола мировой системы социализма страны" вошедшие в СЭВ и ОВД, стали называться странами социалистического содружества. В1968 г. возникла угроза раскола и этого содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии. Набранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства, новой модели социализма – "социализма с человеческим лицом ". В СССР в этой политике увидели "правый уклон", попытку выйти из-под советского влияния и "социалистического лагеря". Попытка была пресечена силой. По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. Новое руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло страну к укреплению отношений с СССР.

В 1980 г. политический кризис разразился в Польше. Он был вызван антиправительственной деятельностью профсоюза "Солидарность", созданного в 1970 г. на судоверфи в Гданьске Л. Валенсой. Получив поддержку трудящихся страны, профсоюз открыто выступил против внутренней и просоветской внешней политики польского руководства. В декабре 1981 г. оно было вынуждено ввести в стране военное положение. Уйдя в подполье, руководство профсоюза получило политическую и финансовую помощь западных стран и продолжило свою работу.

Особую позицию в содружестве заняла в 1970-е годы. Румыния. Она отказалась нести расходы на содержание ОВД, мобилизовав внутренние ресурсы на выплату внешнего долга западным странам.

Влияние СССР ослабло в развивающихся странах третьего мира. В 1965 г, после государственных переворотов в Индонезии и Алжире эти страны отошли от социалистической, просоветской ориентации. В 1973 г. после четвертой| арабо-израильской войны правительство Египта потребовало от СССР вывести свои военные части. Они были введены туда в 1967 г. во время третьей, "шестидневной" арабо-израильской войны 1967 г. для защиты воздушного пространства Египта и прежде всего построенной при активной помощи СССР Асуанской плотины на реке Нил.

Несмотря на проблемы внутреннего и внешнего характера, во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов социалистическое содружество представляло собой серьезную военную и экономическую силу. В 1970-е годы страны СЭВ углубили экономическую интеграцию путем разделения труда. Торговлю между собой они вели с использованием "сэвовского" рубля по ценам значительно ниже мировых. СССР расширил поставки в братские страны энергетического сырья: нефти и нефтепродуктов (в перерасчете на нефть) с 67,4 млн. т (1970г. до 112,8 млн. т (1985г.), газа соответственно с 2,7 млрд. м3 до 26,6 млрд. м3. Это позволило предотвратить проникновение мирового энергетического кризиса в страны содружества в 70-е годы и избежать его последствий в 80-е годы.

 Брежнев и его окружение не могли игнорировать необходимость изменений, которые к середине 60-х годов назрели, и после нескольких месяцев заминки реформаторские усилия в сфере экономики были возобновлены. Отправные идеи и ход реформы были весьма противоречивыми. Суть ее можно свести условно к трем важнейшим направлениям.

Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством.
Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленностью. Были воссозданы ведомственные монополии в лице союзных и союзно-республиканских министерств.

Второе - коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию. Третье направление - совершенствование экономического стимулирования. Оно включало в себя улучшение системы ценообразования в пользу низкорентабельных производств. До реформы наряду с высокорентабельными заводами и фабриками имелось немало убыточных. Вся угольная промышленность, например, была убыточной. И кроме того, на одном и том же предприятии наряду с высокорентабельными изделиями выпускалось немало и убыточных видов продукции. Поэтому предприятия старались производить “выгодную” продукцию и “отбивались” от невыгодной, хотя она и пользовалась большим спросом. С помощью реформы предполагалось выровнять условия экономической деятельности. Экономическое стимулирование предусматривало также улучшение системы оплаты труда. Оно осуществлялось как путем централизованного увеличения ставок заработной платы и окладов, так и за счет более широкого использования части доходов предприятия в целях материального стимулирования работников. В русле этих направлений, в частности, предусматривалось: оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов изделий; поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов труда, но и от общих итогов работы предприятий; положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать постоянные прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров. Предусматривалось, что системы планирования и экономического стимулирования должны были создавать у коллективов предприятий заинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, требующих полного использования производственных фондов рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, достижений технического прогресса, повышения качества продукции. В январе 1966 г. хозяйственная реформа взяла старт. На новые условия работы были переведены первые 43 предприятия 17 отраслей промышленности.

Курс на крутые перемены в экономике, казалось бы, закрепил XXIII съезд
КПСС (март 1966 г.). Было провозглашено - в качестве принципа - переход от административных к экономическим методам управления хозяйством, разработки комплекса мер его развития. В отчетном докладе ЦК съезду говорилось: “Интересы коммунистического строительства, необходимость преодоления возникших трудностей требовали не отдельных частных поправок, а выработки системы мер...” Большие надежды возлагались на то, что удастся покончить с экстенсивным развитием страны, которое затягивало экономику все глубже в трясину малоэффективности и затратности. Тем не менее в руководящих кругах партии и государства, в обществе витали иллюзии относительно того места на шкале индустриального развития, на котором находилась советская страна. А дела в этом плане были далеко не радужными.
При всем многообразии исторических этапов, которые прошло советское общество с конца 20-х гг., развитие народного хозяйства к середине 60-х гг. имело с этим ранним этапом общие черты. Главная из них заключалась в том, что на протяжении всего этого большого периода движение производительных сил страны определялось в основном процессом индустриализации в широком смысле этого слова. Конечно, индустриализация связана прежде всего с ростом промышленных отраслей, но она не сводится к изменению отраслевой структуры народного хозяйства. По сути дела, это гораздо более глубокий и всеобъемлющий процесс перестройки экономики, связанный с переходом от домашних технологических методов труда к машинной технике во всех отраслях материального производства и частично в сфере обслуживания. Если понимать индустриализацию в этом широком смысле, то вполне понятно, что в советском обществе индустриализационные процессы играли определенную роль на протяжении полувека, а не только в 20-е—30-е гг. Они захватили 60-70-е гг. Фактически народнохозяйственный рост в это время представлял собой по преимуществу продолжение индустриализации, ее распространение на все сферы экономики. Но происходило это уже в эпоху современной НТР, что не могло не порождать и порождало многие острые коллизии. Противоречие обострялось тем, что индустриализационные процессы в этот “наверстывающий” период носили преимущественно экстенсивный характер. По большей части они сводились к механическому вовлечению в производство дополнительных человеческих и природных ресурсов. Поэтому, несмотря на дальнейшее индустриальное преобразование народного хозяйства, многие проблемы, возникшие в условиях форсированной индустриализации, не только не исчезали, но даже нарастали. Более того, отставание определенных сфер экономики приобре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...