Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
Стр 1 из 9Следующая ⇒ МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель математического развития дошкольников • Всестороннее развитие личности ребенка. • Подготовка к успешному обучению в школе. • Коррекционно-воспитательная работа. Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование системы элементарных математических представлений. 2. Формирование предпосылок математического мышления. 3. Формирование сенсорных процессов и способностей. 4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование 5. Формирование начальных форм учебной деятельности. Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). III. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. IV. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». Принципы обучения математике • Сознательность и активность. • Наглядность. • Деятельностный подход. • Систематичность и последовательность. • Прочность. • Постоянная повторяемость. • Научность. • Доступность. • Связь с жизнью. • Развивающее обучение.
• Индивидуальный и дифференцированный подход. • Коррекционная направленность и др. Особенности практического метода: • выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий; • широкое использование дидактического материала; • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом; • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.); • использование математических представлений в быту, игре, труде и др. Особенности наглядного метода Виды наглядного материала: • демонстрационный и раздаточный; • сюжетный и бессюжетный; • объемный и плоскостной; • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); • фабричный и самодельный. Методические требования к применению наглядного материала: • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала; • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности; • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала; • новый наглядный материал лучше показать детям заранее... Требования к самодельному наглядному материалу: • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала); • эстетичность; • реальность; • разнообразие; • однородность; • прочность; • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.); • достаточное количество... Особенности словесного метода Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок. Требования к речи воспитателя: • эмоциональная; • грамотная; • доступная; • четкая; • достаточно громкая; • приветливая; • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения; • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей: • грамотная; • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями; • с нужными математическими терминами; • достаточно громкая... Приемы ФЭМП 1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний). 2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе). 3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок). 4. Вопросы к детям. 5. Словесные отчеты детей. 6. Предметно-практические и умственные действия. 7. Контроль и оценка. Требования к вопросам воспитателя: • точность, конкретность, лаконизм; • логическая последовательность; • разнообразие формулировок; • небольшое, но достаточное количество; • избегать подсказывающих вопросов; • умело пользоваться дополнительными вопросами; • давать детям время на обдумывание... Требования к ответам детей: • краткие или полные в зависимости от характера вопроса; • на поставленный вопрос; • самостоятельные и осознанные; • точные, ясные; • достаточно громкие; • грамматически правильные...
Лекция № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Примерная структура традиционных занятий 1. Организация занятия. 2. Ход занятия. 3. Итог занятия. Организация занятия Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.). В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем. В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности. Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации. В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе). Ход занятия Примерные части хода математического занятия 1. Математическая разминка (обычно со старшей группы). 2. Работа с демонстрационным материалом. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Физкультминутка (обычно со средней группы). 5. Дидактическая игра. Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач. В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра). В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка). В старшей группе: до пяти частей. В подготовительной группе: до семи частей. Внимание детей сохраняется: 3-—4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части. Виды физкультминуток: 1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах. 2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе. 3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе. 4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная,, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии. Замечание: • если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию. 3. Итог занятия Любое занятие должно быть законченным. В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».) В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание). Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения) 1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи. 2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия. 3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление. 4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме. 5. Используется разнообразный наглядный материал. 6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью. 7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий. 8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение. 9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели. 11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию). 12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются. 13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|