Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Камерный концерт Антона фон Веберна




Антон фон Веберн. Фотография ателье Брюльмейера. 1932 год

© Österreichische Nationalbibliothek

Ученик Шёнберга Антон фон Веберн пишет Камерный концерт, соч. 24, к 60‑летию учителя. Это сочинение положило начало интегральному сериализму, то есть такому способу сочинения музыки, при котором не только высоты, но и другие параметры звуков композиции подчиняются единым закономерностям, образующим ряды.

«Двенадцатитоновая техника, усвоенная им от Шёнберга, становится здесь лишь одним из средств этого подхода, да и то не самым важным. Форма произведения впервые в полном смысле этого слова вытекает из его структуры. Такое положение вещей было абсолютной новостью в новой музыке. В то время, когда Шёнберг или Берг трактуют составляющие музыкального склада — высоты, ритм, тембр, динамику — как неравноправные, пусть и значительно дифференцированные элементы, Веберн (кажется, впервые за последние четыре столетия) решается на коренной пересмотр иерархии звучащего материала».

Богуслав Шеффер, польский композитор

Основные «действующие силы» концерта выведены Веберном уже в первых трех тактах. Композитор делит серию на четыре сегмента, при одинаковой динамике разнящихся во всех остальных планах — мотивном, тембровом, ритмическом, артикуляционном. Эти краткие, лаконичные формулы не становятся в дальнейшем «собственностью» какого-то из инструментов или их групп, как предполагалось бы в случае развития традиционного принципа концертирования. Они развиваются по другим, внутренним законам, выводящимся здесь только из свойств самого материала. Поэтому соч. 24 — это не столько концерт инструментов в привычном понимании этого жанра, сколько «концерт идей», подчиненных пытливому уму художника и ученого. Создавая концерт, Веберн сам начертил в эскизах латинское изречение, читаемое одинаково во всех направлениях:



S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S

«Сеятель Арепо держит трудом колесо [фортуны]» (пер. Р. Л. Поспеловой).

Камень с надписью-палиндромом SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Церковь Сан‑Пьетро‑ад‑ораториум в Капестрано, Абруццо. VIII–IX век

© Пользователь arnaldo_polce / flickr.com

Аналогично этому «палиндрому в квадрате» Веберн строит серию концерта и ее производные. Анализ данного сочинения Веберна, произведенный в свое время Карлхайнцем Штокхаузеном, стал хрестоматийным и положил начало многочисленным экспериментам в области поисков новой звуковой организации в 50-е годы. Наряду с Вариациями для фортепиано, написанными в 1936 году, это сочинение Веберна стало завершающим для огромного цикла развития европейской музыки, не только вернув ее в лоно виртуозной конструктивности франко-фламандской школы раннего Ренессанса, но и доведя до предела интонационной изощренности в рамках темперированного строя и традиционного инструментария.

Концерт для девяти инструментов (соч. 24) Антона фон Веберна

Пьеса «4’33’’» Джона Кейджа

Джон Кейдж. 1982 год

© Ebet Roberts / Getty Images

Пьеса «4’33’’» положила начало исследованию границ музыкального. Во время исполнения  сочинения все посторонние и случайные шумы становятся, таким образом, составной частью музыкального произведения. В этом отличие эксперимента Кейджа от более ранних опытов такого же рода, так как они не предполагали таких концептуальных рамок. С другой стороны, именно это сочинение, которое часто считают «пределом музыки», явилось отправной точкой для многих композиторов, превративших тишину или паузу в равноправный со звуком акустический «стройматериал». Это относится к Луиджи Ноно (особенно в позднем творчестве) и его ученику, патриарху авангарда 60–70-х Хельмуту Лахенману, а также к многочисленным авторам, работающим на грани слышимого и неслышимого (например, Сальваторе Шаррино).

Пианист Уильям Маркс играет сочинение Джона Кейджа «4’33’’»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...