Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История социальной работы как учебная дисциплина




УДК 364(075.8) ББК 65.272 КТК082 Ц 62


Предисловие


 


Рецензенты:

доктор психологических, кандидат исторических наук,

профессор Л. Г. Лаптев доктор исторических наук, профессор В. А. Сущенко

Циткилов П. Я.

Ц 62 История социальной работы: Учеб, пособие для студентов вузов / П. Я. Циткилов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 с. — (Высшее образование)

В учебном пособии рассмотрены важнейшие проблемы эволюции форм и методов социальной помощи на материалах российской и зарубежной истории, выявлены тенденции развития социальной работы, исследованы ее современные особенности и модели.

Пособие предназначено студентам и преподавателям факультетов социальной работы, а также практическим социальным работникам, социальным педагогам, всем тем, кто интересуется данной проблемой. Оно может представлять интерес и для студентов, обучающихся по исторической, юридической и социологической специальностям.

УДК 364(075.8) ББК 65.272

ISBN 5-222-07393-9

Циткилов П. Я., 2005 Оформление. ООО «Феникс», 2006


История социальной работы является одной из общепро-фессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста для данной сферы профессиональной деятельности. Эта дисциплина изучается и в рамках образовательной программы подготовки социальных педагогов. Она может быть использована как вспомогательная, втом числе под названиями «История благотворительности», «История социальной помощи», в ходе реализации образовательных программ подготовки юристов, историков, философов, социологов.

При написании учебного пособия автор исходил из требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования применительно к курсу «История социальной работы». В книге получили освещение важнейшие формы и направления становления и функционирования социальной помощи в разные периоды развития человечества. Автором проанализированы современные особенности и модели социальной работы, показана специфика нормотворчества в социономической сфере. При освещении опыта социальной работы за рубежом и в России он стремился показать проблемные вопросы, выявить тенденции, особенности этой социальной деятельности.

Следует отдать должное специалистам, которые внесли значительный вклад в разработку многих проблем истории социальной работы. По отечественной истории социальной работы учебные пособия написаны такими авторитетными специалистами, как М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, В.П. Мельников, В.А. Лыткин. Интересной работой является учебное пособие К.В. Кузьмина и Б.А. Сутырина «История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века)», где дано авторское видение крупного периода истории социальной работы до первых лет XX столетия. Определенные аспек-


ты социальной работы за рубежом и в России рассмотрены в книгах: «Теория и методика социальной работы» под редакцией В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой, «Основы социальной работы» под редакцией П.Д. Павленка, «Социальная работа» под общей редакцией В.И. Курбатова и др.

Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом уже имеющихся наработок-. В нем проанализировано большое количество фактологического, документального, нормативно-правового, статистического и иного материала. Автор стремился дать целостную картину становления и развития социальной помощи с древнейших времен до наших дней. При анализе отечественного опыта социальной работы показана не только специфика, характерная для различных исторических этапов, но и выявлены общие тенденции. Освещение современного зарубежного опыта социальной работы не ограничилось показом западных моделей социономичес-кой практики. Выделены и обоснованы такие модели социальной работы, как японская, латиноамериканская и др.

Авторская концепциячлроится на основе цивилизацион-ного осмысления процессов, происходивших в социальной сфере в целом, включая практику социальной помощи и профессиональную социальную работу. Такой подход прослеживается при освещении важнейших сторон зарубежного и отечественного опыта этой деятельности.

Определяя основные модели социальной работы, функционирующие в странах Запада, автор учитывал их цивилиза-ционную специфичность, а также принадлежность к различным видам (моделям) западного общества благосостояния. Была поддержана точка зрения некоторых зарубежных исследователей (нидерландского экономиста А. Хемерийка1 и др.), выделяющих в рамках западного общества благосостояния три модели общественного устройства: скандинавскую, англосаксонскую и континентально-европейскую. Им, по мнению автора учебного пособия, соответствуют и основные модели социальной работы, характерные сегодня для западных стран.


Цивилизационный подход был положен и в основу осмысления процессов, протекавших в социальной сфере, в области социальной защиты и социальной работы современной России. Автор предпринял попытку цивилизационного обоснования причин социального неблагополучия широких слоев населения России и ряда других стран СНГ. На основе проведенного анализа современного состояния и тенденций развития социальной работы в Российской Федерации определены ее перспективы.

Рассмотрены важнейшие проблемы эволюции форм и методов социальной помощи на материале российской и зарубежной истории. Систематизированный материал дает информацию о том, насколько отечественный и зарубежный опыт приемлем для современной России. Все это делает учебное пособие полезным не только для студентов, но и для практических социальных работников, социальных педагогов, социальных психологов и юристов, занятых в центрах социального обслуживания граждан, в реабилитационных учреждениях, в отделах профилактики правонарушений правоохранительных органов, в отделах социальной защиты, в центрах занятости, в миграционных службах, учреждениях социального страхования, пенсионных фондах и в других социальных службах.


1 Хемерийка А. Внутренняя трансформация европейской социальной модели // Социал-демократия. Вып. 2. Сб. ст. М., 2003. С. 63—64.


• Тема I

История социальной работы как учебная дисциплина

Предмет и методология изучения истории соци
альной работы

Основные группы источников, периодизация и
важнейшие задачи курса «История социальной рабо
ты»

Будучи одной из обязательных дисциплин программы подготовки специалистов по социальной работе и социальных педагогов, история социальной работы дает необходимые знания для успешного усвоения целого ряда как общепрофессиональных (теория, технология социальной работы), так и специальных (геронтология, семьеведение и др.) дисциплин. Отечественный и зарубежный социономи-ческий опыт в определенной мере может быть востребован и в условиях совершенствования системы социальной работы в современной России. Все это актуализирует роль данной учебной дисциплины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...