Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Файловая структура операционных систем




Все современные дисковые операционные системы обеспечивают создание файловой структуры, предназначенной для хранения данных на дисках и обеспечения доступа к ним. Принцип организации файловой структуры – табличный. Поверхность жёсткого диска рассматривается как трёхмерная матрица, измерениями которой являются номера поверхности, цилиндра и сектора. Под цилиндром понимается совокупность всех дорожек, принадлежащих разным поверхностям и находящихся на равном удалении от оси вращения. Данные о том, в каком месте диска записан тот или иной файл, хранятся в системной области диска в специальных таблицах размещения файлов (FAT-таблицах). К FAT-таблице предъявляются очень высокие требования по её надёжности, поскольку нарушение FAT-таблицы приводит к нарушению доступа к данным, записанным на диске. Поэтому FAT-таблица создаётся в двух экземплярах, идентичность которых регулярно контролируется средствами операционной системы.

Наименьшей физической единицей хранения данных является сектор. Ёмкость сектора составляет 512 Кбайт. Поскольку ёмкость FAT-таблицы ограничена, то для дисков, ёмкость которых превышает 32 Мбайта, обеспечить адресацию к каждому отдельному сектору невозможно. С целью устранения этого недостатка секторы условно объединяются в кластеры. Кластер – это наименьшая единица адресации к данным. Ёмкость кластера не фиксирована и зависит от ёмкости диска.

Несмотря на то, что сведения о местоположении файлов хранятся в табличной структуре, пользователю они представляются в виде иерархической структуры, а все необходимые преобразования берёт на себя операционная система.

Под управлением операционной системы осуществляются следующие функции обслуживания файловой структуры:

· создание файлов и присвоение им имён;

· создание каталогов (папок) и присвоение им имён;

· копирование и перемещение файлов между дисками и между каталогами (папками) одного диска;

· удаление файлов и каталогов (папок);

· навигация по файловой структуре с целью доступа к заданному файлу, каталогу (папке);

· управление атрибутами файлов.

Файл – это именованная последовательность байтов произвольной длины. Поскольку файл может иметь нулевую длину, то создание файла состоит в присвоении ему имени и регистрации его в файловой структуре – это одна из функций операционной системы. По способам именования файлов различают “короткое” и “длинное” имя.

Короткое имя файла состоит из двух частей: собственно имени (длина имени от 1 до 8 символов) и расширения имени (длина 3 символа). Имя от расширения отделяется точкой. Как имя, так и расширение могут состоять только из алфавитно-цифровых символов латинского (английского) алфавита. Основным недостатком таких имён является их низкая содержательность, так как несколькими символами не всегда удаётся выразить характеристику файла. С появлением операционных систем серии Windows (начиная с Windows 95) стало возможным создавать длинные имена файлов.

Длинное имя может содержать до 256 символов. Этого вполне достаточно для создания содержательных имён файлов. Длинное имя может содержать любые символы, кроме девяти специальных: \ / : * ? “ < > |. В имени разрешается использовать пробелы и несколько точек. Расширением имени считаются все символы, идущие после последней точки.

В современных операционных системах Windows использование длинных имён файлов имеет ряд особенностей:

· в корневой папке диска (на верхнем уровне иерархической файловой структуры) нежелательно хранить файлы с длинными именами, так как в этой папке ограничено количество единиц хранения, поэтому, чем длиннее имена, тем меньше файлов можно разместить в корневой папке;

· существует жёсткое ограничение на длину полного имени файла (в него кроме собственного имени файла входит путь доступа к файлу, начиная от вершины иерархической структуры). Полное имя не может быть длиннее 260 символов;

· разрешается использовать символы любых алфавитов, в том числе и русского;

· прописные и строчные буквы не различаются операционной системой;

· во многих случаях выбор расширения имени файла не является частным делом пользователя. Приложения операционных систем предлагают выбрать только основную часть имени и указать тип файла, а соответствующее расширение имени создаётся автоматически.

Кроме имени файла операционная система хранит для каждого файла дату его создания (изменения) и его атрибуты – это дополнительные параметры, определяющие свойства файлов. Операционная система позволяет их контролировать и изменять. Состояние атрибутов учитывается при проведении автоматических операций с файлами. К основным атрибутам относятся следующие четыре:

· только для чтения (Read only), то есть файл не предназначен для внесения изменений;

· скрытый (Hidden), то есть файл не отображается на экране при проведении файловых операций. Это мера защиты против случайного повреждения файла;

· системный (System) – это файлы, обладающие важными функциями в работе самой операционной системы;

· архивный (Archive) в прошлом использовался для работы программ резервного копирования. В современных операционных системах утратил практическое значение, так как используются другие средства для резервного копирования.


1. Лента команд в Microsoft Word 2007

У большинства пользователей персональных компьютеров установлен пакет Microsoft Office . Самой востребованной программой из этого пакета, как правило, является Microsoft Word – редактор для работы с текстовыми документами. Поскольку у меня стоит Microsoft Word 2007, то и разбираться мы начнём с этой программы :о)

Отличительной особенностью версии программы Word 2007 от предыдущих является улучшенный интерфейс.

Рассмотрим основное новшество – ленту команд.

Она расположена непосредственно над рабочей областью. Лента состоит из набора закладок, на каждой из которых размещена определенная группа команд. Непосредственно группа команд имеет свое название и выделяется рамкой.

Для перехода к какой-либо вкладке сделайте щелчок по ее названию.

Для увеличения рабочего пространства имеется возможность свернуть ленту команд. Для этого сделайте щелчок правой кнопкой мыши по заголовку ленты и выполните команду «Свернуть ленту». Процесс восстановления ленты аналогичен.

Также необходимо отметить, что для того чтобы работа с Word 2007 была как можно удобнее для всех пользователей, кроме управления с помощью ленты команд, сохранилась возможность использовать диалоговые окна настроек прошлых версий текстового процессора.

Для доступа к диалогу раскройте одну из вкладок ленты команд, например «Главная». В блоке команд «Шрифт», в правом нижнем углу нажмите на кнопку в виде маленькой стрелки. Перед вами появится диалоговое окно настройки шрифта «Шрифт».

Аналогично можно получить доступ и ко всем остальным диалогам прошлых версий программы.

 

2. Строка заголовка

Строка заголовка располагается в самом верху окна работы с программой. В правой части ее расположены кнопки управления окном – «Свернуть», «Развернуть» и «Закрыть». В центре располагается информация о текущем документе.

Важным свойством строки заголовка является наличие панели быстрого запуска. На ней располагаются самые часто используемые команды по работе с текстовым документом – «Сохранить», «Отменить» и другие. Имеется возможность настройки состава панели быстрого запуска. Для этого щелкните по соответствующей кнопке в виде стрелки и в появившемся списке выберите те команды, которые вы хотите видеть на панели. Если нужной вам команды нет в списке, щелкните по строке «Другие команды». В появившемся диалоге производится настройка панели.

В левом верхнем углу окна работы с программой расположена кнопка «Офис». С ее помощью можно получить доступ к основным командам по работе с документом.

Меню, выпадающее после нажатия, разбито на две колонки. В правой колонке отображаются последние документы, с которыми велась работа. Этот список постоянно обновляется, но имеется возможность закрепить документы в нем – для этого нажмите на соответствующую кнопку напротив названия документа.

В левой колонке находятся команды по управлению документом. «Сохранить», «Создать», «Закрыть», «Открыть», «Подготовить» и так далее.

Обратите внимание, что в самом низу меню «Офис» находятся две кнопки – «Параметры Word» и «Выход из Word».

3. Настройка параметров

Диалог настройки Word 2007 вызывается с помощью кнопки «Office», команда «Параметры Word».

Диалоговое окно разделено на две основные части. В левой колонке располагаются категории настроек, а в правой – непосредственно настройки.

Для того чтобы включить или отключить какую-либо опцию, просто установите галочку напротив соответствующего параметра.

Имеется возможность, для некоторых настроек, выбора из нескольких вариантов. Для этого используются выпадающие списки опций.

После внесения изменений в настройки, нажмите кнопку «ОК» для сохранения изменений, или «Отмена» для выхода из диалога без сохранения.

Также помимо прочих настроек Word 2007 позволяет пользователю настраивать интерфейс для более удобной работы.

Кроме изменения вида отображения документа, изменения масштаба и состава основных элементов управления – ленты команд, строки заголовка и строки состояния имеется возможность настройки цветовой темы интерфейса.

Нажмите на кнопку «Офис» и выполните команду «Параметры Word». В левом блоке выберите строку «Основные». Теперь в правой части диалога настроек находятся основные параметры. Найдите выпадающий список «Цветовая схема» и в нем выберите необходимый параметр.

4. Справка F1 и подсказки

Система справки Word 2007 позволяет быстро получить информацию об интересующем вопросе о работе с программой.

Для вызова справки нажмите на кнопку в виде знака вопроса, или нажмите на клавиатуре клавишу F1.

На экране появится окно справки. Оно организовано по принципу обычной web-страницы. Вверху окна присутствует поле поиска. При вводе запроса, программа выдаст соответствующие разделы справочной информации.

Для навигации можно использовать каталог ссылок в основной области окна, при этом для перемещения по страницам можно использовать кнопки «Назад» и «Вперед». Можно распечатать интересующий раздел с помощью команды «Печать».

В программе Word 2007 имеется также гибкий механизм форматирования текста – всплывающие подсказки. Подсказка появляется при выделении фрагмента текста или при вызове контекстного меню.

Всплывающая подсказка содержит основные команды по форматированию текста – такие как размер и начертание шрифта, цвет шрифта и выделение цветом.

Важно отметить, что на панели имеется кнопка выбора стиля, а также полный набор инструментов по выравниванию абзацев и созданию и редактированию списков.

Использую диалог настроек Word, можно отключить появление всплывающих подсказок.

5. Установка параметров страницы

После создания документа необходимо произвести настройку его параметров, так как они могут отличаться от принятых по умолчанию.

Перейдите на закладку «Разметка страниц»и нажмите кнопку в строке «Параметры страницы».

Появившееся диалоговое окно содержит в своем составе закладки с параметрами страницы.

Рассмотрим первую из них. На закладке «Поля» задаются размеры отступов, между границами текста и листа бумаги, на котором он располагается, а так же положение переплета.

Далее задается ориентация листа бумаги, возможны два варианта – «книжная» или «альбомная». Для выбора необходимо произвести щелчок мышью на одном из вариантов.

В группе «Страницы» задается тип расположения страниц. Здесь в выпадающем меню можно выбрать несколько вариантов расположения страниц.

Например, при выборе варианта «Брошюра» дополнительно нужно будет выбрать число страниц в брошюре.

При других вариантах необходимо выставить, применить ли заданные параметры «ко всему документу» или только «до конца документа»

После того, как все параметры заданы, смотрим, образец того, как страницы будут выглядеть на листе бумаги...

Если всё в порядке, нажимаем кнопку «ОК» и параметры вступают в силу. Если нет, то сбрасываем настройки, нажав кнопку «По умолчанию»

 

6. Ввод текста

При работе с текстом в программе Word 2007, его ввод может осуществляться в одном из двух режимов: вставки или замены.

В режиме замены старый текст удаляется. Для переключения между этими режимами служит кнопка ЗАМ в строке статуса программы. Если кнопка не подсвечивается, то активен режим вставки текста, если подсвечивается то замены. Для перехода от одного режима к другому нажимается клавиша Insert на клавиатуре или производится двойной щелчок левой кнопкой мыши на кнопке.

Для ввода текста установите курсор в начало документа, после чего можно производить ввод текста с клавиатуры. После нажатия кнопки Enter будет установлен маркер конца абзаца. Если необходимо перейти на следующую строчку без завершения абзаца, то нажмите кнопки Shift+Enter одновременно.

Если же при работе с документом вам часто приходится вводить одну и ту же фразу или слово, то можно облегчить работу по его вводу в документ. Требуется вызвать диалоговое окно автозамены. Для этого нажмите на кнопку «Офис» и выполните команду «Параметры Word». В левом списке выберите строку «Правописание». В поле ввода нового значения списка задайте начальные буквы фразы. После этого в правом поле введите текст фразы целиком и нажмите кнопку добавить.

Теперь данный элемент автозамены занесен в словарь и при редактировании документа, если установлена опция автоматического исправления грамматических ошибок, будет производиться автозамена.

Перейдите в режим редактирования документа и введите начальные буквы фразы, после чего нажмите кнопку пробел на клавиатуре, вместо начальных букв добавляется вся фраза.

 

7. Колонки

При работе с документом в программе Word 2007 возможен ввод текста в колонки расположенные на странице.

Для работы с колонками откройте закладку «Разметка страницы» и раскройте меню кнопки «Колонки». Далее в данном меню выберите команду «Другие колонки». После этого на экране отобразиться диалоговое окно, в котором производиться настройка параметров колонок.

В группе переключателей «Тип» имеются кнопки с изображением разбиения, с помощью которых производиться задание числа колонок. В состав диалогового окна включено окно просмотра, на котором отображаются все вносимые изменения.

С помощью опции «разделитель» производиться установка режима, при котором в документе будет отображаться разделитель в виде линии. В самой нижней части диалогового окна имеется выпадающий список, в котором задается область документа, на которую распространяется введение колонок.

После того как все параметры колонок заданы, нажмите кнопку «ОК».

8. Создание гиперссылок и разрывов страниц

Для выполнения действий, связанных с созданием гиперссылок и разрывами страниц, необходимо работать с вкладкой «Вставка».

Чтобы создать гиперссылку необходимо выделить текст в документе и нажать на кнопку «Гиперссылка» на вкладке «Вставка». При этом на экране отобразится диалоговое окно для задания параметров гиперссылки.

В поле «текст» содержится текст гиперссылки. В левой части окна содержится панель, в которой выбирается тип объекта, с которым будет связана ссылка. Далее в зависимости от выбранного типа связи, необходимо выбрать объект, на который будет указывать гиперссылка.

Для файла необходимо выбрать папку, в которой он содержится, и задать его название.

После того как адрес и текст гиперссылки введены, необходимо нажать кнопку «ОК» и гиперссылка будет создана в документе.

Часто возникает необходимость устанавливать в документе так называемые разрывы страниц, то есть разделители, означающие окончание страницы.

Для этого установите курсор на той строке, где будет располагаться разрыв. Раскройте вкладку «Вставка» ленты команд и в блоке команд «Страницы» выполните команду «Разрыв страницы». Операция будет выполнена.

Для того чтобы удалить разрыв, установите курсор на место разрыва и нажмите клавишу Delete или Back Space на клавиатуре.

 

9. Создание и применение стиля. Наборы стилей.

Процесс создания нового стиля очень прост. В рабочей области программы наберите фрагмент текста. Выделите его. Теперь примените к нему необходимый формат – размер, начертание, гарнитуру, выравнивание.

После этого перейдите на вкладку «Главная» и в блоке команд «Стили» нажмите на кнопку в виде стрелки.

Выполните команду «Сохранить выделенный фрагмент как новый экспресс-стиль». Теперь набор форматирования, который вы создали, будет расположен в блоке экспресс-стилей.

Принципиально, сам стиль – это готовый набор настроек форматирования. Их использование позволяет существенно сократить время создания профессионального документа.

Для того чтобы применить созданный стиль, выделите нужный фрагмент текста. Перейдите на вкладку «Главная» и в блоке команд «Стили» раскройте список доступных стилей. Выберите его щелчком левой кнопкой мыши.

Для изменения стиля на вкладке «Главная» в блоке «Стили» сделайте щелчок правой кнопкой мыши по названию стиля, который вы хотите изменить. Выполните команду «Изменить».

На экране появится диалог изменения стиля. В соответствующих полях укажите имя стиля, область его применения, на каком стиле основан, а также стиль следующего абзаца.

В блоке настроек внизу измените параметры форматирования.

Для более тонких настроек, воспользуйтесь кнопкой «Формат» и появившемся списке укажите опции, которые вы хотите настроить.

В программе Word 2007 существует не один набор стилей. Это означает, что один и тот же стиль в разных наборах имеет свои особенности.

Для смены набора стилей перейдите на вкладку «Главная» ленты команд в блоке «Стили» нажмите на кнопку «Изменить стиль».

В появившемся списке вариантов выберите цветовой, шрифтовой набор или набор по версиям программы. Выбранный набор стилей отобразится в блоке «Экспресс-стили».

 

10. Списки

Для создания нумерованного списка выделите абзацы, которые будут являться элементами списка. Далее перейдите на вкладку «Главная» ленты команд и нажмите на раскрывающуюся кнопку «Нумерация».

Если не один из типов не подходит, то произведите щелчок на кнопке «Определить новый формат номера». Появится дополнительное диалоговое окно. В этом окне производится настройка шрифта, начертания, и размеров символа нумерации. При нумерации можно использовать различные варианты чисел. В поле «начать с» устанавливается, с какого номера будет проведена нумерация. После того как все параметры настроены нажимаем кнопку «ОК», при этом на экране отобразится нумерованный список.

Для создания маркированного списка перейдите на вкладку «Главная» ленты команд нажмите на раскрывающуюся кнопку «Маркеры» и в появившемся списке выберите тип маркеров. Если в окне нет списка, который подходит вам, то произведите щелчок левой кнопкой мыши на кнопке «Определить формат маркера». На экране отобразиться диалоговое окно, в котором производится задание параметров маркированного списка. В верхней части данного окна выбирается символ для маркера. Также в этом окне настраивается положение маркера его размер и положение текста относительно списка. После того как все параметры настроены нажмите кнопку «ОК», при этом на экране отобразится список.

Если же вам потребовалось создать многоуровневый список, то просто выделите абзацы, которые будут являться элементами списка. Далее перейдите на вкладку «Главная» ленты команд нажмите на раскрывающуюся кнопку «Многоуровневый список» и в появившемся списке выберите тип списка. Для вызова диалога дополнительных настроек выполните команду «Определить новый многоуровневый список». Выберите тип списка, измените его формат и нажмите кнопку «ОК», после чего список отобразиться на экране.

Для перехода на разные уровни списка пользуйтесь кнопками «Увеличить отступ» или «Уменьшить отступ» в блоке команд «Абзац» вкладки «Главная».

11. Выравнивание текста и интервалы

Прежде чем выравнивать абзац текста по какому-либо краю, сначала необходимо выделить его. После этого раскройте вкладку «Главная» ленты команд. Обратитесь теперь к блоку команд «Абзац».

В программе имеется четыре основных типа выравнивания текста – по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине.

Для выбора одного из вариантов просто сделайте щелчок на соответствующей кнопке. Имеется возможность настраивать выравнивание как с помощью всплывающего меню, так и с помощью диалога настроек предыдущих версий Word.

Теперь поговорим об интервалах. Предусмотрена возможность изменять межбуквенные и межстрочные интервалы.

Межбуквенный интервал – это расстояние между соседними символами. Для того чтобы поменять данный интервал выделите фрагмент текста, к которому требуется применить изменения. На вкладке «Главная» в блоке команд «Шрифт» вызовите старый диалог настроек формата шрифта. В данном диалоге раскройте вкладку «Интервалы». Имеется возможность изменить масштаб, а также установить межбуквенные интервалы. При этом параметры интервала и смещения текста можно задавать в полях ввода в соответствующих единицах. После внесения всех необходимых изменений нажмите на кнопку «ОК».

Теперь рассмотрим второй случай.

Для разных документов следует использовать различные расстояния между строками, которые называются межстрочным интервалом.

Выделите те строки, расстояние между которыми вы хотите изменить. Откройте вкладку «Главная» ленты команд и в блоке команд «Абзац» раскройте список «Межстрочный интервал».

Имеется возможность выбора интервала из списка, а также настройка пользовательских значений – для этого выполните команду «Другие варианты межстрочных интервалов». В появившемся диалоге в полях установите межстрочные расстояния до и после абзаца.

Вы можете устанавливать интервалы до и после абзацев с помощью соответствующих команд в списке «Межстрочный интервал».

Все указанные настройки доступны через старые диалоги настроек.

12. Word 2007: Изменение свойств шрифта

Для того чтобы изменить гарнитуру шрифта, его прежде всего необходимо выделить.

Имеется возможность изменения гарнитуры с помощью ленты команд или всплывающего меню. После выделения текста зайдите на вкладку «Главная» и в блоке настроек «Шрифт» выберите в выпадающем списке нужную гарнитуру. Размер шрифта в кеглях указывается в соседнем раскрывающемся списке.

Процесс указания параметров шрифта с помощью всплывающего меню производится аналогичным образом.

Не забывайте про использование диалоговых окон настроек прошлых версий программы.

Если же Вы хотите изменить внешний вид шрифта, то выделите фрагмент текста. Потом перейдите на вкладку «Главная». В блоке команд «Шрифт» имеются все настройки внешнего вида шрифта.

Если есть необходимость сделать выделенный шрифт полужирным, нажмите на кнопку с изображением буквы «Ж». Для оформления текста курсивом, нажмите на кнопку «К». Для подчеркивания текса – букву «Ч» соответственно.

Существует две основные возможности выделения шрифта цветом – непосредственно маркирование и изменение цвета самих символов. Обе эти возможности доступны в блоке команд «Шрифт» вкладки «Главная». Нажмите на одну из кнопок и в появившейся палитре выберите понравившийся цвет.

Настройки цвета также доступны из всплывающего меню и старого диалога настроек прошлых версий Word.

 

13. Выделение фрагментов текста

Перед тем, как приступить к форматированию текста, его необходимо выделить. Существует множество способов выделения текста.

· Для того чтобы выделить слово, сделайте двойной щелчок по нему.

· Тройной щелчок выделит абзац текста.

· Если необходимо выделить строку, сделайте напротив нее в поле маркировки щелчок левой кнопкой мыши.

· Протаскивание курсора с зажатой левой кнопкой мыши приводит к выделению диапазона строк.

· Для того чтобы выделить произвольный текстовый фрагмент, воспользуйтесь методом протаскивания.

Также помимо прочего в программе Word 2007 есть другие мощные средства выделения текста и объектов. Для того чтобы выделить весь текст, на вкладке «Главная» в блоке «Редактирование» раскройте выпадающий список «Выделить» и выполните команду «Выделить все».

Если есть необходимость выделить какие-либо объекты в документе, выполните туже последовательность действий, но выберите команду «Выбор объектов». После этого по очереди укажите нужные объекты.

Очень удобная команда в этом списке – «Выделить текст, имеющий тот же формат». С помощью данной команды имеется возможность выделять все текстовые фрагменты, имеющие одни и те же параметры форматирования.

14. Перемещение и замена текста





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.