Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование аудиторской деятельности в РФ




Методика аудита МПЗ.

Цель проверки – составить обоснованное мнение относительно правильности и полноты информации о МПЗ, отражённой в учётных регистрах и бух. отчётности. Задачи: 1) проверка полноты отражения в учёте всех МПЗ; 2) обоснованность оценки стоимости МПЗ; 3) правильность учёта движения МПЗ по местам хранения или закрепления по МОЛ; 4) правильность отражения и раскрытия в бух. отчётности информации о МПЗ и соответствие этих данных в виде остатков с данными учётных регистров. Источники информации: счета – фактуры, товарно – транспортные накладные, книга покупок, карточка складского учёта, акты приёма грубых и сочных кормов, акты расхода семян и посадочного материала, ведомость расхода кормов, отчёты о движении материальных ценностей, книга продаж, сличительные ведомости, гл. книга, др. регистры и т. д.

Типичные ошибки: 1) не заключены договоры о материальной ответ-ти с МОЛ; 2) неправильное оформление приход-х и расход-х док-тов; 3) применяются завышенные нормы естественной убыли по некоторым материал. цен-тям; 4) неправильная оценка МПЗ, полученных по товаро – обменным операциям; 5) нерегулярная сверка данных складского и бух. учёта; 6) формальное проведение инвентаризации; 7) неправильное списание ТМЦ по направлениям затрат.

Примерные вопросы теста проверки состояния системы внутреннего контроля и учёта МПЗ: 1. по внутр. контролю: 1) созданы ли условия по обеспечению сохранности МПЗ; 2) кто осуществляет функции контроля сохранности используемых МПЗ; 3) происходит ли инвентаризация МПЗ (когда, сколько раз). 2. по системе учёта:1) выбраны ли методы оценки и учёта МПЗ; 2) используется ли расчёт среднего % для списания отклонений от стоимости МПЗ; 3) с какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учёта МПЗ.

План аудита МПЗ. 1. Аудит аналитического учёта движения МПЗ в организации. 2. Аудит использования материальных ценностей, списания недостач, хищений, потерь. 3. Аудит сводного учёта МПЗ. 4. Проведение анализа использования материальных ценностей.

Программа:

1.1 Изучение орг-ции хранения мат-ных цен-тей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складских карточек). 1.2 Проверка полноты оприход-ния цен-тей и правил-ть их оценки. 1.3 Проверка полноты списания цен-тей и правил-ть их оценки.

2.1 Проверка обоснов-ти списания отклонений в стоимости материалов по направлениям их расходования. 2.2 Проверка обоснов-ти списания хищений, недостач, потерь материал. цен-тей.

3.1 Проверка данных анал. и синт. уч. по синтетич-м счетам, субсчетам, направлениям затрат. 3.2 Сверка данных бух. регистров с данными бух. отчётности.

4.1 Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода и определение дальнейших путей использования этих материалов. 4.2 Выявления эффективности использования материалов при выбытии за пределы организации (т. е. по факту продаж).

Далее аудиторы обобщают выявленные отклонения, существенные заносят в отчёт, определяют степень их влияния на бух. отчётность.

 

 

55. Методика аудита расчётов с подотчётными лицами

Цель: проверка соблюдения действующего законодательства и правильности организации учёта в области расчётов с подотчётными лицами и соответствия данных б/у данным бух. отчётности.

Задачи: 1. Подтверждение первоначальной оценки систем внутр. контроля и учёта расчётов с подотчётными лицами. 2. Проверка организации аналитического учёта расчётов с подотчётными лицами. 3. Подтверждение достоверности и правильности отражения на сч. б/у расчётов с подотчётными лицами. 4. Сопоставление данных аналит. и синт. учёта, а так же данных уч. регистров и отчётности.

Источники: ФЗ; Журнал регистрации распоряжений руководителя по лицам, направленным в командировку; авансовые отчёты; уч. политика; уч. регистры по сч 71; гл. книга и др.

Ошибки: 1) нарушение порядка выдачи подотчёт. сумм; 2) нарушения при оформлении команд-х удостоверений; 3) неправильное оформление оплаты подотчётными суммами ТМЦ; 4) некорректная корреспонденция счетов при отражении сумм, списываемых с подотчётного лица; 5) несоответствие записей в авансовых отчётах с уч. регистрами, а так же неправильное определение сумм ДЗ и КЗ по сч. 71 на конец отч. периода.

Вопросы. 1. Имеется ли в проверяемой организации список лиц, которым разрешено выдавать деньги в подотчёт. 2. Выдаются ли авансы по подотчётным суммам лицам, не сдавшим вовремя авансовый отчёт. 3. Оформляется ли письменное распоряжение руководителя по лицам, отправленным в командировку. 4. Имеются ли в организации сметы представительских расходов. 5. Проверяется ли проверка правильности оформления авансовых отчётов гл. бухгалтером, если эти опрации осуществляет др. работник бухгалтерии.

План. 1. Пров-ка правил-ти и обоснов-ти выдачи подотч-х сумм. 2. Пров-ка правил-ти оформления сумм, выданных в подотчёт, своевременности предоставления авансовых отчётов и возмещения командировочных расходов. 3. Пров-ка правил-ти ведения учёта расчётов с подотчётными лицами и отражения в отчётности их задолженности.

Программа. 1.1 Сопоставление утверждённого руководителем списка лиц для получения денег в подотчёт с фактически имеющимся перечнем лиц, получавшим ден. ср. в подотчёт. 1.2 Выборочная проверка получения в подотчёт ден. ср. лицам, не отчитавшимся по ранее полученным суммам. 1.3 встречная проверка подотчётных лиц с лицами, указанными в штате предприятия.

2.1 Проверка соответствия расходов подотчётных сумм целям, на которые они были выданы. 2.2 Проверка полноты оправдательных документов, приложенных к авансовым отчётам. 2.3 Проверка правильност расчётов и своевременности возмещения командировочных расходов лицам, прибывшим из командировки.

3.1 Проверка соответствия факт. расходов понятию представительских расходов и правильности их отражения в учёте. 3.2 Выборочный арифм. расчёт авансовых отчётов. 3.3 Проверка правильности ведения аналитического учёта по подотчётным лицам с подразделением их на командировочные расходы и на др. цели. 3.4 Проверка соответствия записей в б/у, гл. книге и бух. отчётности.

В ходе проведения проверки в первую очередь аудитор осуществляет проверку наличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчётах с подотчётными лицами. Если нет нарушений, может быть сделана запись: «Нарушений не выявлено». При проверке документального оформления авансовых отчётов аудитор осуществляет проверку по форме, а затем по существу.

Далее аудитор обобщает собранные ауд. доказательства для подготовки письменной информации для заказчика. Аудитор обобщает выявленные отклонения, выделяет существенные и не подлежащие исправлению, определяет степень их влияния на бух. отчётность.

 

 

54. Методика аудита расчётов с персоналом по оплате труда

Цель – проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления з/п, производимых из неё удержаний, документального оформления и отражения в учёте всех видов расчётов с персоналом, а так же установление соответствия задолженности по расчётам, отражённым в бух. отчётности и б/у. Задачи: 1) анализ существующих в организации расчётов с персоналом; 2) подтверждение достоверности производимых работникам начислений и отражения их в учёте; 3) проверка организации аналитического учёта расчётов по ОТ и его взаимосвязь с синтетическим учётом; 4) оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию задолженности с работника и полноты отражения их в учёте; 5) проверка соблюдения налогового законодательства в обл. ОТ; 6) контроль соблюдения организацией законодательства по расчётам с внебюджетными фондами4 7) прослеживание соответствия данных б/у данным бух. отчётности.

Источники: 2 ФЗ, ПБУ, положения, распоряжения, приказы, табели учёта раб. времени, расчёт начисления з/п работникам животноводства, наряд на сдельную работу, журнал учёта труда в ремонтных мастерских, путевые листы, регистры, отчётность и т. д.

Ошибки: 1) отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам; 2) неприменение типовых форм документов по ОТ; 3) неверное начисление НДФЛ; 4) неверный расчёт сумм по прочим видам оплат; 5) ошибки при расчёте среднего заработка; 6) некорректная корреспонденция счетов, расхождение м/д данными аналитического и синтетического учёта, б/у и отчётности.

Вопросы. 1. Нет ли случаев включения в документы по начислению з/п лиц, не работающих на данном предприятии. 2. Нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее проведённым для их начисления документам. 3. Проверяются ли расчёты по ОТ после их отражения в ведомости. 4. Сверяются ли итоговые данные по предстоящим суммам выплат работникам с документами, послужившими основанием для расчёта з/п. 5. Нет ли в первичных документах, расчётных ведомостях спец. сделанных арифметических ошибок. 6. Правильно ли отражены на сч. б/у операции по начислению з/п и удержаниям из неё. 7. Сопоставляются ли данные ведомостей по начислению и выплате з/п со сведениями, содержащимися на лицевых счетах. 8. Сопоставляются ли записи аналитического учёта по сч. 70, 76 в части расчётов по депонированной з/п с записями в уч. Регистрах, гл. книге, балансе, формах отчётности.

План. 1. Аудит оформления первич. док-тов. 2. Ау-т сис-мы начислений з/п. 3. Ау-т обоснованности льгот и удержаний из з/п. 4. Ау-т тождественности показателей бух. отч-ти и регистров бух.уч. 5. Ау-т расчётов по начислению платежей во внебюджетные фонды.

Программа.

1.1 определение степени унификации первич. док-тов по уч. рабочего времени и начисляемых сумм з/п. 1.2 Проверка правил-ти уч. затрат труда. 1.3 проверка правил-ти оформления расчётно-платёжных и платёжных док-тов. 1.4 проверка правил-ти уч. депонированной з/п.

2.1 пров-ка обоснованности начислений за особые условия труда: а)сверхурочные работы и работу в ночное время; б).работу в выходные и праздничные дни; в) с тяжёлыми и вредными условиями труда; г) работы с неблагоприятными климатичес-ми усл-ми. 2.2 Проверка правил-ти расчёта пособий, выплачиваемых за счёт средств ФСС РФ. 2.3 Пров-ка правил-ти расчёта среднего заработка для различных целей. 2.4 Проверка правил-ти определения совокупного дохода для целей налогообложения физ. лиц.

3.1 Проверка правильности применения вычетов и льгот по НДФЛ. 3.2 Определение соответствия применяемых ставок НДФЛ действующему законод-ву. 3.3 Проверка правильности удержаний и своевременности перечислений сумм по исполнительным листам. 3.4 Проверка обоснованности удержаний из з/п работников сумм по возмещению материального ущерба и по прочим удержаниям.

4.1 Проверка правильности отражения оборотов в гл. книге с аналогичными оборотами в регистрах синт. учёта счетов 70 и 76. 4.2 Проверка полноты и правильности отнесения на затраты по соответствующим видам продукции сумм начисленной з/п. 4.3 Проверка правильности отнесения на производственные затраты сумм страховых взносов во внебюджетные фонды. 4.4. Проверка обоснованности расходов по подготовке и переподготовке кадров и отнесения эти сумм на расходы.

5.1 Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению.

Сбор ауд. доказ-в осущ-ся с помощью след. процедур: 1. арифметическая проверка; 2. прослеживание, т.е. выборочно по 1 или нес-ким раб-кам прослежив-ся полнота начисления з/п; 3. подтверждение (о депонированных суммах, вознаграждениях и т.п.); 4. инспектирование, т.е. наблюдение за учётным раб-ком, осущ-щим расчёты с персоналом; 5. сверка.

 

Регулирование аудиторской деятельности в РФ

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых эк. институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институту аудиторства, главная цель кот. - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бух. (фин) и налоговой отчётности.

Система правового регулирования аудита в РФ представляет собой 5 уровней.

1. ФЗ «Об ауд. деят-ти» № 119 ФЗ, принятый Госдумой 13 июля 2001 г. и утверждённый президентом РФ 7 августа 2001г. Определяет место аудита в финансово-хоз. деят-ти в кач-ве её необходимого равноправного элемента. Он должен рассм-ся в контексте с др. правовыми докум-тами: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О бух.уч.» и др.

2. Указы и распоряжения президента, постановления правительства РФ, приказы и распоряжения Минфина РФ, а так же департамента по организации ауд. деятельности.

3. Федеральные правила (стандарты) ауд. деятельности. Определяют общие вопросы регулирования ауд. деят-ти. В наст. вр. принято 6 федеральных стандартов. В них изложены необходимость, порядок проведения ауд. деятель проверки, её масшаб, глубина, критерии оценки качества аудита, а так же обоснование соответствующего вида ауд. заключения.

4. Методики ауд. деятельности, применительно к отдельным отраслям народного хозяйства; методики проведения аудита по спец. ауд. заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты профессиональных ауд. объединений.

внутренние стандарты профессиональных ауд. объединений, нормативные акты министерств и ведомств. Устанавливают правила орг-ции ауд. деят-ти и проведения аудита.

5. Внутрифирменные стандарты ауд. деятел-ти, кот.разраб-ют ауд. орг-ции и индивидуал-е ауд-ры на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

В соответствии с ФЗ «Об ауд. деятел-ти» ауд. деятел-ть, аудит - это предпринимательская деятел-ть по независимой проверке б/у и фин (бух) отчёт-ти орг-ций и индивидуал-х предпринимателей.

Согласно ФЗ «Об ауд. деятел-ти» статья 2:

1. Вся ауд. деят-ть регламентируется законом;

2. Отношения, возникающие при осуществлении ауд. деятел-ти, могут регламентироваться указами Президента РФ, кот. не должны противоречить наст. ФЗ и иным законам;

3. Правительство РФ также в праве принимать свои Постановления, кот. не должны противоречить действующему закону;

4. В случае противоречия Указа Президента РФ применяется наст. ФЗ.

 

58. Методика расчётов с покупателями и заказчиками

Цель - установить правильность ведения учёта расч-в с пок-ми и заказ-ми, а также подтвердить достоверность и реальность задолженности, отражённой в б/у и бух. фин. отчёт-ти.

Задачи: 1) проверка правильности оформления первичных документов, а также осущ-ние учётных записей с целью подтверждения обоснованности возникн-ния ДЗ; 2) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бух. уч. суммовых значений задолж-ти; 3) оценка правильности инвентаризации расчётов на предмет выяснения достоверности сумм задолж-тей, отражённых в уч. и отчёт-ти.

Источники информации: положения об учётной пол-ке; счета-фактуры; протоколы и акты сверки расчётов; сопроводительные документы на отгруженную пр-цию; книги продаж; учётные регистры по сч. 62 и корреспондирующим с ним счетам; Главная книга; бух. отчёт-ть.

Типичные ошибки: 1) отсутствие договоров на продажу пр-ции либо дополн-х соглашений к ним при наличии ранее заключённых договоров; 2) неправильное оформление первич. расчётно-платёжных докумен-в, либо неправильно сделанные ссылки на этих док-тах на сущ-щие договоры; 3) недостоверность данных аналит-го уч. данным синтетич. уч. по сч. 62., формальное проведение инвентаризации расчётов; 4) неправильное применение схем корр-ций счетов расчётов с покуп-ми и заказ-ми.

План. 1. Правовая оценка договоров с покуп-ми и заказчиками. Выяснение эк. целесообразности заключённых договоров. 2. Аудит организации первичного учёта по расчётам с пок-ми и заказ-ми на предмет выяснения правильности оформления и отражения на счетах бух. уч. видов задолж-тей. 3. Аудит состояния расчётов с покуп-ми и заказ-ми. 4. Проверка правильности отражения в бух. уч. различных (нетипичных) операций по расчёту с покуп-ми и заказ-ми и последующее прослеживание их включения в информацию бух. фин. отчёт-ти.

Программа. 1.1 Экспертиза договоров с покуп-ми. 1.2 Экспертиза договоров с заказ-ми.

2.1. Проверка своевременности регистрации факторов отправки пр-ции покуп-м, либо предъявления покуп-м докум-в, подтверждающих выполнение работ и оказания услуг. 2.2. Прослеживание с целью установления полноты и точности регистрации докум-в первич. учёта, сводных докум-в бух. уч. и учётн. регистров.

3.1. Проверка правильности документального оформления расчётов покуп-лей и заказ-ков наличными денеж. средствами и безналичным путём. 3.2. Уточнение реальной суммы задолж-ти отдельными покуп-ми и заказ-ми на предмет определения возможности её погашения, либо признания как безнадёжной задолж-ти. 3.3. Списание безнадёжной ДЗ либо предъявление претензий к её взысканию.

4.1 Выборочная проверка отдельных расчётных операций и сопоставление их с условиями договора. 4.2 Пров-ка правил-ти отражения оборотов по счетам и субсчетам Гл. книги с аналогичными показателями синтет. уч.

В процессе проведения экспертизы заключённых договоров аудитор проверяет их юр. обоснованность и эк. целесообразность. Проверяя первичную документацию, аудитор обращает внимание на наличие типовых форм документов, полноту их заполнения, а по кассовым или банковским документам устанавливается наличие или отсутствие исправлений. Путём прослеживания, ариф. пересчёта аудитор проверяет правильность применения цен и сверяет их с данными договоров. По тем ценам, по которым имеются отклонения, устанавливается причина и размер упущенной выгоды. Аудитор выясняет причины непринятия мер по взысканию просроченной ДЗ. Проверяется так же организация аналитического учёта по покупателям и заказчикам. По всем выявленным отклонениям аудитор составляет рабочий документ в обобщённой форме, если такие отклонения незначительны, либо по видам однотипности отклонений с указанием суммы расхождения м/д данными учета и данными аудитора. В последующем эти документы обобщаются и включаются в письменную информацию для заказчика.

 

61. Денежно-кредитная политика ЦБ на современном этапе, характ-ка методов её реализации

ЦБ регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Денежно – кредитная политика – совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объёма банковских кредитов, % х ставок на валютный курс, платёжный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны. Воздействуя на кредитные институты, ЦБ создаёт определённые условия для их функц-ния. ЦБ развитых стран располагают определёнными методами воздействия на экономику: селективными (направленными на регулирование отдельных видов кредита) и общими (воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране). Традиционно к ним относ-я: дисконтная (учётная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; политика открытого рынка; депозитная политика; валютная политика.

Смысл дисконтной и залоговой пол-ки закл-ся в том, чтобы методом изменения условий рефинан-ния коммер-ких банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. При этом рефинан-ние может происходить как под залог, так и без залога. В развитых странах, кроме Великоб-и, Канады и Люксенбурга, к коммер-ким банкам предъявл. требование размещения им в ЦБ минимальных резервов. Это требование появ-сь как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регул-нию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммер-ми банками. Политика открытого рынка предст-т собой выполнение операций по покупке или продаже твёрдопроцентных ценных бумаг за свой счёт на открытом рынке. Контрактная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государ-х цен. бумаг и к потери кредитными институтами части своих резервов. Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и ЦБ и тем самым оказывает влияние на состояние резервно-кредитных институтов.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммер-ких банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов., сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок и снижение темпов инфляции. Валютная политика ЦБ имеет две основные формы: дисконтная и девизная.

Дисконтная (учётная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинан-ния отечественных коммер-ких банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платёжного баланса.

Довольно часто внутр. и внеш. цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между ЦБ и правительственными структурами в лице Минфина. ЦБ, покупая или продавая иностранные валюты, воздействует в нужном направлении на изменение курса национал-й денеж-й единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций».

Селективные методы: 1) прямое ограничение кредитов путём установления лимитов, квот по учёту векселей и т. д.; 2) ограничение темпов роста кредитных операций; 3) установление контроля по отдельным видам кредита, например потребительским; 4) установление максимальных % по отдельным видам вкладов и регулирование % х ставок.

Российская денежно – кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов воздействия: 1) ЦБ РФ должен влиять на уровень %х ставок в коммерческих банках; 2) нормативы обязательных резервов и рефинансирование – на объёмы и структуру операций банка; 3) установление ориентиров роста ден. массы и операций на открытом рынке – на объёмы ден. обращения; 4) интервенции на валютном рынке – на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Банк России самостоятельно определяет параметры и время действия инструментов денежно – кредитной политики. Однако в отношении обязательного резервирования средств коммерческих банков на депозитах в ЦБ РФ законом установлены определённые рамки (20%).

Учёт финансовых вложений

Бух. учёт организуется в соответствии с ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений». Согласно ПБУ к финансовым вложениям относятся:

- Государственные и муниципальные ценные бумаги;

- Ценные бумаги др. организаций, в т.ч. долговые ценные бумаги (облигации, векселя);

- Вклады в уставный капитал др. организаций;

- Предоставленные др. организациям займы;

- Депозитные вклады в кредитных организациях;

- Вклады организации по договору простого товарищества.

Ценная бумага – денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ. В зависимости от срока, на который произведены финансовые вложения, они подразделяются на долгосрочные (свыше 1 года); краткосрочные (менее 1 года).

Финансовые вложения учитываются на счёте 58, к которому могут быть открыты след. субсчета:

58-1 – Паи и акции;

58-2 – Долговые ценные бумаги;

58-3 – предоставленные займы;

58-4 – Вклады по договору простого товарищества и др.

Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть:1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; 2) суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; 3) вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; 4) расходы по уплате % по заёмным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к б/у.

Задачами учёта финансовых вложений являются: 1) правильность определения первоначальной стоимости финансовых вложений; 2) сохранность финансовых вложений; 3) правильность списания ценных бумаг с бух. учёта.

Учёт акций осущ-ся по Д сч.58. Купленные акции учит-ся в сумме факт-ких затрат на их приобретение Д58/1-К76. Цен. бумаги, полученные в кач-ве вклада в устав. кап-л: Д58/1-К75. Начисление дивидендов по акциям: Д76субсч. расчёты по причитающимся дивидендам и др. доходами - К91. Продажа акций Д76-К91 - на продажную стоимость акций; Д91-К58/1 - отражается списание акций по балансовой учётной стоимости.

Долговые ценные бумаги - обязательства, размещённые эмитентами на фондовом рынке для заимствования ден. ср-в. К ним отн-ся: облигации, сберегательные депозитные сертификаты, чеки и векселя.

Синтет. учёт долговых цен. бумаг ведут на сч.58/2.

Приобретённые долговые цен. бумаги приходуют по фактич. зат-там, состоящим из покупной цены и расходов по приобретению цен. бумаг: Д58/2-К76. (Проводки такие же, как и по акциям).

Резерв под обесценение вложений в цен. бумаги создается по каждому виду цен. бумаг в отдельности на разницу между учётной и рыночной стоимостью при условии, если рыноч. стоимость цен. бумаг оказывается ниже их учётной стоимости. Образование резерва: Д91-К59.

Аналит. уч. по сч.59 вед-т по каждой цен. бумаге.

Если по итогам года рыночная стоимость цен. бумаг, под кот. был создан резерв, повыс-сь, то на сумму повышения производится корректировка резерва Д59-К91. Если до конца года резерв не был использован, то он тоносится на финансовые результаты соответствующего года: Д59 К91.

Вклады в уставный капитал др. орг-ций учитыв-ся на сч. 58/1. Вклады могут быть внесены в денежной форме или в виде имущ-ва. Переданное имущ-во оцени-ся на основе реальной рыночной цены. Денежные вклады отраж-т Д58/1-К51,52. Неденежные: Д58/1-К01,04,10,11,43. Переданное имущество списывается по остаточной стоимости, списывается и начисленная амортизация.

Начисление доходов на вклады в уставный кап-л др. орг-ций: Д76-К91. Получение дохода: Д51-К76. Орг-ция может получить доход от долевого участия в др. орг-циях в форме пр-ции этих орг-ций: Д08,10,43-К76. Возврат имущества: Д01, 04 К58/1.

В соответствие с ГК РФ совместная деятельность без создания для этих целей юр. лица осуществляется на основании договора простого товарищества. Договором определяется: 1) участник, который осуществляет ведение общих дел; 2) размеры ден. и имущественных взносов; 3) порядок распределения результатов совместной деятельности. Стоимость передываемого имущества отражается: Д 58/4 К01, 04, 10, 51, 52. Прибыль подлежащая получению: Д76 К91; убыток: Д91 К76. Распределение прибыли: Д50, 51 К75, 76.

Предоставленные др. организациям ден. и др. займы учитывают по сч. 58/3. Предоставление займа: Д58/3 К07, 10, 50, 51; начисление дивидендов: Д76 К91; если заёмщик вовремя не возвращает долг, то начисляются штрафные санкции: Д76 К91.

Аналит. уч по сч.58 должен обеспечить возможность получения данных о долгосрочных и краткосрочных вложениях. Все цен. бумаги описаны в Книге учёта цен. бумаг. Аналитический учёт по сч. 58 ведётся в ведомости 28 АПК, а синтетический – в ЖО № 5 АПК и Гл. книге.

 

Учёт НМА и их амортизация

Правила, отражающие состав НМА, порядок их оценки, амортизации установлен в ПБУ 14/2000 «Учёт НМА». В б/у НМА как отдельный инвентарный объект отражается, если он представляет собой совокупность прав, возникающих из патента, свидетельства, договора об уступке прав, является объектом интеллектуальной собственности и при этом соответствует одновременно след. требованиям: отсутствие материально – вещественной физической структуры; возможность идентификации; использование в производстве продукции, работ, услуг либо для управленческих целей в течение периода времени, превышающего 12 месяцев; приобретение или создание не с целью последующей перепродажи; способность приносить доход в будущем; наличие документов, подтверждающих существование самого актива; объект является собственностью организации либо находится у неё в хозяйственном ведении или оперативном управлении. К НМА могут быть отнесены права, которые вытекают: из авторских и иных договоров на произведения науки, программы для ЭВМ, базы данных и др., патентов на изобретение, промышленные образцы, полезную модель, селекционные достижения; свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; прав на ноу-хау и т. д.

К объектам НМА относится деловая репутация, под которой понимают положительную разницу, выявляемую организацией при покупке др. организации или путём их объединения как имущественного комплекса между уплаченной суммой и величиной активов, зачисленных на её баланс. Положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене и учитывается на сч. 04. Отрицательная рассматривается как скидка с цены и учитывается на сч. 98. Не относятся к НМА: лицензии, права пользования земельными участками и объектами природопользования, интеллектуальные и деловые качества персонала организации.

Задачи учёта НМА: правильность отнесения объектов к НМА; обеспечение сохранности НМА и защита прав организации; правильное оформление выбытия НМА; правильное определение амортизации НМА.

Покупка НМА: Д08,-К60,76; Д19 К60, 76. Принятие на учёт НМА: Д04-К08. Если для приобретения НМА использовались заёмные средства, то % по ним до принятия НМА к учёту начисляются: Д08 К66, 67; после принятия к учёту: Д 91 К66, 67.

Первичный учёт НМА ведут в Карточках учёта НМА. Если НМА создаются силами самой организации, то: Д20, 23 К70, 69, 10…; Д08 К20, 23; Д04 К08.

Для начисления амортизации предусмотрен счёт 05. Аналит.уч. по сч.05 ведут по каждому виду НМА в Ведомости 72 АПК. Синт.уч. – в ж О № 10 АПК

Способы начисления амортизации: 1) линейный; 2) сп-б уменьшаемого остатка; 3) сп-б списания стоимости пропорц-но объёму пр-ции, работ.

Линейный сп-б состоит в определении годовой суммы начисления амортизац-х отчислений, исходя из первоначальной стоимости НМА и нормы амортизации, исчисленной, исходя из срока полезного использования данного объекта.

Сп-б уменьшаемого остатка - расчёты амортизац-х отчис-й опред-ся, исходя из остаточной стоимости активов на нач. отчёт. года и нормы амортизации, исчисленной, исходя из срока его полезного использования. Норма аморт-ции увеличи-ся в 2 -а раза

Сп-б списания стоимости пропорц-но объёму пр-ции, работ. Находим соотношение первоначальной стоимости объекта НМА и предполагаемого объёма выпуска. Полученное значение умножаем на предполагаемый объём выпуска пр-ции за года - произвели тем самым расчёт аморт-ции.

Срок полезного использования НМА определяется, исходя из предполагаемого срока службы объектов, кот. рав-ся времени, в течение кот. они должны приносить доход; или из срока действия патента, свидетельства. Если срок не установлен, в расчёт берут 20 лет.

В отношении организационных расходов и деловой репутации начисление амор-ции производится без испол-ния сч.05: Д04 К 08; начисл-ся амортизация Д91-К04.

Списыается первоначальная стоимость НМА Д04/выб. НМА-К04. Необходимо списать накопленную сумму амортизации:Д05-К40/выб. НМА. Списана остаточная стоимость НМА: Д91-К04выб.НМА НМА м.б. проданы, при этом первые 2-е корр-ции сохран-ся, а затем нужно отразить выручку в размере продажной стоимости НМА: Д62-К91. С суммы выручки начисляется НДС, причитающейся к уплате в бюджет Д91-К68.

Сравнивая обороты по Д и К сч. 91, определяем фин.рез-т: Д91-К99 - П; Д99-К91 – У. Выбытие НМА должно отражаться в карточке учёта НМА.

Выявленные при инвентаризации НМА неучтённые объекты должны быть оприходованы: Д 04 К08; на сумму амортизации: Д04 К05. При установлении недостачи НМА производятся записи: Д04 «Выбытие НМА» К04; Д05 К 04»выбытие НМА»; Д 94 К 04 «Выбытие НМА» - на остаточную стоимость. Недостачу относим на виновное лицо: Д73 К94.

Регистром аналитического учёта по сч. 04 является ведомость № 72 АПК, данные из которой переносят в ЖО №13 АПК и Гл. книгу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...