Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности

Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире «значения».

Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – фундаментальное изменение всех сторон психики человека.После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР. В ходе общения ребёнка с взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР - интериоризация, ВПФ начинает выполнять функцию внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков.

 

Движущая сила – сам процесс, в котором протекает развитие, исходящий от человека (то есть, наконец-таки, активность субъекта учитывается). Другими словами, это какая-то деятельность (что уже подразумевает активную включенность человека в нее), стимулирующая развитие.

1. Принцип стремления к равновесию и принцип стремления к напряжению

Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности роднит между собой различные и даже противостоящие друг другу направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология.

Для всех этих направлений — характерен скрытый или явный гомеостатический адаптивный подход к изучению движущих сил развития личности.

Принцип стремления к напряжению - персонологический подход к личности. К числу этих теорий относятся концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу, постулирующая положение о тенденции к самоактуализации как внутреннем источнике развития личности; теория личности Г. Оллпорта, в которой в качестве основной движущей силы выступает тенденция к самореализации личности.

Общими чертами в понимании движущих сил развития личности являются следующие:

· постулирование существования некоего единого «первоисточника» развития личности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида (либидо в теории З. Фрейда, самоактуализация в концепции А. Маслоу

· преобладание формального, чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности

· постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного существ

2. Принцип саморазвития личности

На принципиально иных позициях строится подход к изучению движущих сил развития личности в советской психологии.

· Во-первых, выделение положения о роли борьбы противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей как движущей силы развития личности (Л. И. Анцыферова,Б. В. Зейгарник);

· Во-вторых, положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн)

Второе положение конкретизировали:

Узнадзе. Критикуя гедонистические представления о мотивации К. Бюлера, Д. Н. Узнадзе вводит представления о функциональной тенденции как источнике развития поведения. Именно функциональная тенденция, по мысли Д. Н. Узнадзе, является источником таких форм поведения личности, как игровая, творческая и спортивная деятельность.

Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности.

Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека.

Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности.

Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить «сверхзадачи», и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.

 

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

 

Итак, в схеме СДР личности выделяют три момента:

Ü индивидные свойства личности как предпосылки развития личности

Ü социально-исторический образ жизни как источник развития

Ü принцип саморазвития деятельности; совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в реальном мире

 

Детерминация развития личности в отечественной психологии.

А.Г.Асмолов: движущая сила развития личности – в противоречиях, рожденных в деятельности.

Выделяют три момента системной детерминации развития (СДР):

1. Индивидные свойства человека

2. Социально-исторический образ жизни

3. Совместная деятельность

Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности

 

“Индивидные свойства” - условие развития личности. Термин Ананьева.

Темперамент и задатки определяют аспекты поведения и оказывают влияние на становление личности.

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности. Когда человеку говорят о его «индивидных свойствах», происходит их символизация. Вследствие возникает образ его ИС и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом.

 

Индивидуально-типические свойства:

  1. Конституция индивида
  2. Нейродинамические свойства мозга
  3. Функциональная асимметрия индивида

 

Выявление типов характера, где он приравнивается к темпераменту (Кречмер, Шелдон, Конрад)

 

2. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.

 

Образ жизни как “социальная ситуация развития”.

Выготский: среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности.

Понятие ССР связано с кризисом. Кризис – фундаментальное изменение всех сторон психики человека.

После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР.

 

В ходе общения ребёнка с взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР - интериоризация, ВПФ начинает выполнять функцию внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков.

3. РОЛЬ Д-ТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...