Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.10. Защита трудовых прав. Трудовые споры




I.Задания для самостоятельной работы

1. Составьте систему нормативно-правовых актов с учетом их степени юридической силы, которые регулируют деятельность профсоюзов.

2. Заполните таблицу, указав конкретные санкции и нормативные акты их устанавливающие в сфере реализации юридической ответственности работодателя за нарушения трудовых прав граждан:

Уголовная ответственность должностных лиц работодателя за нарушения трудовых прав работников Административная ответственность работодателя за нарушения трудовых прав работников Дисциплинарная ответственность должностных лиц за нарушения трудовых прав работников Материальная ответственность за нарушения трудовых прав работников
       

 

3. Проведите сравнительный правовой анализ в сфере особой социально-правовой защиты следующих категорий работников:

Льготы и гарантии в труде женщин Льготы и гарантии в труде несовершеннолетних Льготы и гарантии в труде инвалидов Льготы и гарантии в труде работников Крайнего Севера и приравненных местностей
       

4. Укажите перечень Конвенций Международной Организации Труда, ратифицированных Российской Федерацией, которые регулируют вопросы защиты трудовых прав работников.

5. Охарактеризуйте основные формы профсоюзного контроля по поводу правовой охраны трудовых прав работников.

6. Перечислите локальные акты, которые работодатель принимает с учетом деятельности первичной профсоюзной организации.

7. Перечислите сферы деятельности работодателя, в которых осуществляется государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности.

8. В каких случаях работники вправе использовать механизм самозащиты трудовых прав? Охарактеризуйте данные случаи.

9. В какие сроки государственные инспекции Федеральной инспекции труда должны рассматривать заявления, письма, жалобы и другие обращения граждан о нарушениях их трудовых прав?

10. Может ли государственный инспектор труда запретить работодателю использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников? В каких случаях? Аргументируйте свой ответ.

11. Охарактеризуйте порядок инспектирования работодателей государственными инспекциями труда.

12. Какие акты прокурорского реагирования могут быть принесены прокурорскими работниками в адрес тех работодателей, которые нарушают трудовые права работников? Обоснуйте свой ответ.

13. Охарактеризуйте порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

14. Охарактеризуйте основные гарантии, которые предоставляет закон освобожденным профсоюзным работникам.

15. Какие сферы деятельности работодателя контролирует государственный санитарно-эпидемиологический надзор?

16. К какой категории государственных служащих (гражданские, правоохранительные или военнослужащие) относятся государственные инспекторы Федеральной инспекции труда? Аргументируйте свой ответ.

17. В обществе с ограниченной ответственностью «Луч» не составляются графики отпусков. Руководитель данного предприятия предоставляет отпуска работникам по своему усмотрению. Составьте проект предписания государственной инспекции труда, в котором содержится требование об устранении данного нарушения законодательства о труде.

18. Определите подведомственность рассмотрения следующих трудовых споров:

а) работодатель отказал в назначении и выплате премии за досрочное выполнение работы;

б) работник не согласен с примененным к нему дисциплинарным взысканием в виде замечания;

в) работодатель отказал работнику в переводе на прежнее место работы по истечении срока временного перевода;

г) работодателем в одностороннем порядке был изменен размер заработной платы;

д) директор предприятия отказал гражданину в приеме на должность секретаря в связи с недостаточным владением им иностранным языком

е) сотрудником отдела кадров была разглашена информация о размере заработной платы работника.

19. Укажите отличия индивидуальных трудовых споров от коллективных трудовых споров в таблице:

Критерий Индивидуальные трудовые споры Коллективные трудовые споры
Предмет спора    
Субъекты    
Подведомственность рассмотрения    

 

20. Укажите принципы правового регулирования рассмотрения индивидуальных трудовых споров в таблице:

Принцип правового регулирования Краткая характеристика Реализация данного принципа в действующем законодательстве
     

21. Подготовьтесь к рассмотрению вопросов практического занятия в форме «круглого стола».

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

Занятие 1.

1.Основные способы защиты трудовых прав работников.

2.Особенности реализации государственного надзора и контроля за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права: понятие и виды.

3. Ответственность должностных лиц организаций за наруше­ние правил по охране труда и нарушение трудового законодатель­ства.

4. Понятие и способы самозащиты работников.

Занятие 2.

5. Понятие и виды трудовых споров.

6. Классификация трудовых споров.

7. Причины и обстоятельства возникновения трудовых споров.

8. Принципы рассмотрения трудовых споров

9. Подведомственность трудовых споров.

Занятие 3.

10. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров:

а) в КТС;

б) в суде.

11. Понятие коллективных трудовых споров. Их предмет, стороны и виды.

12. Порядок разрешения коллективных трудовых споров:

а) примирительной комиссией;

б) с участием посредника;

в) в трудовом арбитраже.

13. Забастовка. Реализация права на забастовку.

14. Исполнение решений по индивидуальным и коллективным
трудовым спорам.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Изучение данной темы следует начать с Конституции РФ, ст. 37, где закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отве­чающих требованиям безопасности и гигиены, а также проанали­зировать главу 57 Трудового кодекса РФ.

Студентам необходимо уяснить основные органы государствен­ного надзора и контроля за соблюдением трудового законодатель­ства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы тру­дового права. Сосредоточить внимание на понятии Федеральной инспекции труда (ст. 355 ТК РФ), принципах ее деятельности и ос­новных полномочиях, а также правах и обязанностях должностных лиц Федеральной инспекции туда и их независимости. Обратить внимание на порядок инспектирования организаций (ст. 360 ТК РФ), т.к. должностные лица Федеральной инспекции труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюде­нием трудового законодательства и иных нормативных актов инс­пектируют любые организации на всей территории РФ независи­мо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Решения должностных лиц Федеральной инспекции труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчинен­ности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд, а лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля и не исполняющие их предписания, несут от­ветственность, установленную ФЗ.

Необходимо учесть взаимодействие органов Федеральной инс­пекции труда с другими органами и организациями (ст. 366 ТК РФ).

Обратить внимание и на государственный надзор за безопас­ным ведением работ в промышленности, государственный энерге­тический надзор, а также государственный надзор за ядерной и ра­диационной безопасностью, государственный санитарно-эпиде­миологический надзор.

Студенту следует знать, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателя­ми и их представителями трудового законодательства. Работодате­ли обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профессиональной организации о результатах рассмотре­ния данного требования и принятых мерах. Профсоюзные инспек­тора труда в установленном порядке имеют право беспрепятствен­но посещать организации, независимо от их организационно-пра­вовых форм и форм собственности, а также работодателей — фи­зических лиц для проведения проверок соблюдения трудового за­конодательства.

Студентам следует иметь в виду, что Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность руководителей ор­ганизаций за нарушение трудового законодательства и норм об охране труда (ст..143, 145, 1451 и др. УК РФ). Необходимо раск­рыть также административную ответственность (см. ст. 5.27—5.34 КоАП РФ).

Необходимо знать, что возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иных со­циальных прав работников в сфере отношений, составляющих предмет трудового права.

Непосредственной причиной возникновения трудового спора может быть действительное или мнимое нарушение прав работни­ка либо нарушение работником каких-либо норм трудового права или условий договора. Трудовой спор может возникнуть и при от­сутствии правонарушения: при предъявлении необоснованных требований, при добросовестном заблуждении работника и т.д.

Трудовые споры могут возникать в результате сочетания нес­кольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие — социальный, третьи — юридический характер.

Необходимо уяснить, какие виды трудовых споров предусмот­рены законодательством.

Следует иметь в виду, что по своей юридической природе все трудовые споры делятся по субъектам, в них участвующим (сторо­нам спора), на индивидуальные и коллективные.

В индивидуальных трудовых спорах участвуют, с одной сторо­ны, работник, с другой — работодатель (собственник).

В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, группа работников, работники организации (организаций), с дру­гой — работодатель (собственник) одной или нескольких органи­заций.

По содержанию требований трудовые споры подразделяются на споры об установлении условий труда (неисковые споры) и споры о применении уже установленных нормативными актами или сог­лашениями условий труда (исковые трудовые споры).

Следует знать основные принципы рассмотрения трудовых споров: демократизм, бесплатность, доступность и удобство для обращения в юрисдикционный орган; законность, гласность; быстрота разрешения: принцип обеспечения реального восстанов­ления нарушенных прав.

Одним из важных вопросов в данной теме является вопрос о подведомственности. Следует хорошо знать, какими нормативны­ми актами определяется подведомственность органов по рассмот­рению трудовых споров (ст. 383—392 Трудового кодекса), а также принципы их деятельности.

Студент должен обратить внимание, что индивидуальные тру­довые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Следует иметь в виду, что индивидуальные трудовые спо­ры могут рассматриваться и в Федеральной инспекции труда, ми­ровыми судьями и вышестоящими организациями.

Трудовой кодекс РФ в статье 381 дает легальное определение индивидуального трудового спора. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права коллективного договора, соглашения, локального нор­мативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявле­но в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между ра­ботодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заклю­чить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работода­теля от заключения такого договора.

В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (орга­низации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работ­ников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собра­нием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утвержде­нием на общем собрании (конференции) работников организа­ции. Представители работодателя назначаются руководителем ор­ганизации.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 386 ТК РФ) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивиду­альный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 Трудового кодекса).

КТС принимает решение тайным голосованием простым боль­шинством голосов присутствующих на заседании членов комис­сии. Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудо­вым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения (ст. 388 Трудового ко­декса).

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (ст. 390 Трудового кодекса). Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работо­дателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии ре­шения комиссии.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по за­явлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решени­ем комиссии по трудовым спорам либо, когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответ­ствует законам или иным нормативным правовым актам.

Трудовым законодательством предусмотрен судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, который дает ос­нование непосредственного обращения в суд (см. ст. 391 ТК РФ).

Важно знать, что решение о восстановлении на работе незакон­но уволенного работника, о восстановлении на прежней работе ра­ботника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

Статья 23 ГПК РФ предусматривает возможность рассмотрения трудовых дел мировым судьей, за исключением дел о восстановле­нии на работе. Студентам следует учесть ст. 121 и 122 ГПК РФ.

Студентам следует обратить внимание на возможность восстанов­ления на работе государственным инспекторам труда (ст. 357 ТК РФ).

Порядок разрешения коллективных трудовых споров предус­мотрен гл. 61 Трудового кодекса РФ. В ст. 398 ТК РФ дается ле­гальное определение коллективного трудового спора, примири­тельных процедур, что понимать под днем начала коллективного трудового спора, а также дается понятие забастовки.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спо­ра примирительной комиссией, рассмотрение коллективного тру­дового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении пос­редника и (или) создании трудового арбитража.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе ук­лоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Решение о создании Комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Студентам следует иметь в виду, что работодатель создает необ­ходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен прими­рительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии имеет для сторон этого спора обязательную силу.

После составления примирительной комиссией протокола раз­ногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллек­тивных трудовых споров.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его И приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами!! коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии с ТК РФ он создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Необходимо учесть гарантии членам примирительной комиссии трудового арбитража, участвующим в разрешении кол­лективного трудового спора.

Следует знать, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также отказа от выполнения его рекомен­даций работники могут приступить к проведению забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Студент должен знать, как реализуется конституционное право на забастовку (ст. 409—415 Трудового кодекса). Если примири­тельные процедуры не привели к разрешению коллективного тру­дового спора, то работники или их представители вправе присту­пить к организации забастовки. Участие в забастовке является доб­ровольным. Представители работодателя не вправе организовы­вать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представи­тельства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее упол­номоченного работниками на разрешение коллективного трудово­го спора. Решение считается принятым, если за него проголосова­ло не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

После пяти календарных дней работы примирительной комис­сии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять ка­лендарных дней.

Студент должен знать, в каких случаях забастовка признается незаконной (ст. 413 Трудового кодекса).

Необходимо проанализировать и гарантии и правовое положе­ние работников в связи с проведением забастовки (ст. 414 Трудо­вого кодекса).

На время забастовки за участвующими в ней работниками сох­раняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработ­ную плату за время их участия в забастовке, за исключением работ­ников, занятых выполнением обязательного минимума работ (ус­луг) и т.д.

Студент должен знать, какие виды ответственности предусмот­рены за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...