Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика и особенности регулирования валютно-финансового механизма РК




Основой валютно-финансового регулирования являются валютные отношения. Валютные операции совершаются по валютным курсам, являющимся соотношением двух валют. Валютный курс может быть определен как количество единиц одной валюты, которое надо отдать, чтобы приобрести единицу другой валюты. Валютный курс дает возможность реализовать связь между различными национальными валютами, обеспечить их международное сравнение и осуществление операций.

Далее, для того чтобы раскрыть сущность и содержание понятия «валютные операции», необходимо дать определение основным, ключевыми терминами данной темы. Прежде всего, это - иностранная валюта. Валютный рынок включает Казахстанскую фондовую биржу (КФБ), на которой проводятся ежедневные торги в режиме «онлайн» с использованием системы электронных торгов, внебиржевой межбанковский рынок, а также сеть из более чем 3300 пунктов обмена валюты, проводящих обменные операции с наличной валютой.

Банки могут участвовать в торговых сессиях за свой собственный счет или от имени своих клиентов. Банки также могут проводить операции на внебиржевом межбанковском рынке по свободным договорным курсам. Коммерческие банки устанавливают свои собственные обменные курсы без ограничений.

Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). По состоянию на 1 января 2011 года АФН выдано 39 лицензий на проведение банковских операций. НБК проводит интервенции от своего имени и без участия маркет - мейкеров. Интервенции могут осуществляться как на биржевом, так и на межбанковском рынке.

Валютные фьючерсы котируются на КФБ. Форвардные валютные операции также проводятся на межбанковском рынке.

Национальная валюта, используемая в операциях между резидентами и нерезидентами, отнесена к валютным активам. Поэтому на такие операции распространяется действие всех положений валютного законодательства в отношении операций с капиталом.

Основным курсом валютного рынка является курс по кассовым сделкам (курс «спот» или курс телеграфного перевода). Этот курс предполагает совершение валютной сделки немедленно или в течение двух дней.

Курсы валют постоянно изменяются - они могут изменяться даже в течение одного рабочего дня банка, поэтому при совершении сделки нередко указывается, по какому курсу, т.е. на момент открытия или закрытия банка, она будет осуществляться.

Свыше 60% всех международных валютных сделок осуществляется по форме кассовых сделок на межбанковском рынке. Остальные сделки реализуются в основном как «своповские сделки» (на их долю приходится около трети всех сделок). «Своповские сделки» объединяют фактически две операции - наличную и срочную. Курс валюты фиксируется в момент заключения сделки, но участники сделки предоставляют гарантии возмещения премии или дисконта при изменении курса. Лишь 4% сделок приходится на сделки, осуществляемые на фьючерсных (срочных») рынках (форвард - сделки).

Валюта в РК включает: находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену тенге в виде банкнот НБ РК и монеты; средства в тенге на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РК; средства в тенге на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РК на основании соглашения, заключения, заключаемого Правительством РК и НБ РК с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РК в качестве законного платежного средства; ценные бумаги в валюте РК - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в тенге.

В результате влияния мирового финансового кризиса в РК был осуществлена девальвация. 2 февраля 2010 года фактический валютный режим переведен из категории традиционного механизма привязки в категорию стабилизированного режима с обратной силой по состоянию на 1 января 2009 года согласно пересмотренной методологии классификации. Таким образом, изменение отражает лишь модификацию методологии и не говорит о том, что в валютном режиме страны или других мерах (экономической) политики усматривается существенное изменение.

февраля 2009 года тенге был девальвирован на 18% и, в соответствии с заявлением НБК установлен коридор +/ - 3%. По этой причине с 4 февраля 2010 года валютный режим переведен в категорию привязанных обменных курсов в рамках горизонтальных коридоров из категории стабилизированного режима (де-юре и де-факто).

Как отмечается в Ежегодном докладе о валютных режимах и валютных ограничениях, в 2010 году предусмотрено право на введение режима специального разрешения для проведения отдельных валютных операций в случае угрозы экономической безопасности Республики Казахстан (РК) и стабильности ее финансовой системы. Решение о введении, продлении режима специального разрешения, а также перечень операций, которые могут проводиться только при наличии специального разрешения, определяются Президентом РК после совместных консультаций Правительства РК и Национального банка Казахстана (НБ РК).

 


Таблица 2 - Изменения в валютном законодательстве

Характеристика изменения в валютном законодательстве
1 С 1 января 2008 года отменено требование получения лицензии на открытие резидентами счетов в банках-нерезидентах. Резиденты обязаны уведомить НБК об открытии счетов в иностранных банках в 30-дневный срок после заключения договора с иностранным банком, а физические лица, открывшие счета в иностранных банках в период пребывания за рубежом, - в 30-дневный срок после возвращения из-за границы.
2 С 1 января 2008 года все платежи в предоплату импорта осуществляются без ограничений. Ранее без ограничений разрешалось осуществлять предварительную оплату по импорту на период до 180 дней. Если сумма предварительной оплаты по импорту превышала 10 тыс. долларов, то оплата более чем за 180 дней до даты поставки товара рассматривалась как движение капитала и требовала лицензии НБК.
3 Для проведения платежей по импорту требуется представление импортного контракта либо других документов, подтверждающих обоснованность платежа. С 1 января 2008 года резиденты и нерезиденты могут покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений по целям - предоставление импортного контракта при покупке иностранной валюты.
4 С 1 января 2008 года паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, обслуживающем банковский счет импортера (ранее - в таможенном органе и обслуживающем банке). Паспорт сделки проверяется на соответствие условиям импортного контракта и контролируется банком до завершения сделки. Отсрочка платежа по импорту либо авансирование импорта относятся к коммерческим кредитам и в установленных случаях импортер-резидент должен регистрировать коммерческий кредит в НБК. До 1 января 2008 года авансирование импорта на срок более 180 дней и на сумму свыше эквивалента 10 тыс. долларов США требовало получение лицензии НБК.
5 До 1 января 2008 года сроки репатриации ограничивались 180 днями вне зависимости от условий сделки и для зачисления экспортной валютной выручки на счета в уполномоченных банках по истечении 180 дней с даты экспорта требовалась лицензия НБК.
6 По экспортным сделкам, предусматривающим перемещение товара на сумму свыше эквивалента 10 тыс. долларов США, для целей учета требуется оформление паспорта сделки. С 1 января 2008 года паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, обслуживающем банковский счет экспортера (ранее - в таможенном органе и обслуживающем банке). До 1 января 2008 года отсрочка оплаты за экспорт на срок более 180 дней и в сумме свыше эквивалента 10 тыс. долларов США требовала получения лицензии НБК.
7 С 1 января 2008 года отменено требование получения лицензии НБК для предоплаты за услуги нерезидентов в сумме, превышающей 10 тыс. долларов, в случае если поставка услуги отсрочена на срок свыше 180 дней.
8 Требования репатриации распространяются на валютную выручку, полученную от экспорта услуг (работ). Начиная с 1 января 2008 года период, в течение которого должна быть репатриирована валютная выручка от экспорта услуг (работ), был изменен со 180 дней до длительности периода, предусмотренного условиями сделки.
9 Резиденты должны уведомить НБК о валютных операциях с ценными бумагами нерезидентов, если сумма операции превысила эквивалент 50 тыс. долларов США, и с ценными бумагами резидентов, если сумма операции превысила эквивалент 300 тыс. долларов США.
10 До 1 января 2008 года резидентам для проведения операций с производными финансовыми инструментами с нерезидентами требовалось разрешение НБК, за исключением операций, осуществляемых казахстанскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках полученной ими лицензии.
11 До 1 января 2008 года для коммерческих кредитов, предоставляемых резидентами нерезидентам, на срок более 180 дней и свыше суммы 10 тыс. долларов США, требовалась лицензия НБК.
12 Сделки, относящиеся к операциям прямого инвестирования, подлежат регистрации в НБК в следующих случаях: (1) если объем прямых инвестиций резидента в зарубежное предприятие превысил эквивалент 50 тыс. долларов США (до 1 января 2008 года - свыше эквивалента 10 тыс. долларов США); (2) если объем прямых инвестиций нерезидента в казахстанское предприятие превысил эквивалент 300 тыс. долларов США.
13 До 1 января 2008 года приобретение юридическим лицом-резидентом прав собственности на недвижимость у нерезидента, в случае если сумма такого приобретения превышала 10 тыс. долларов США, подлежало регистрации в НБК.
14 Ссуды в размере, превышающем эквивалент 50 тыс. долл. США (до 1 января 2008 года - эквивалент 10 тыс. долл. США), предоставляемые на срок свыше 180 дней, подлежат регистрации в НБК. Ссуды, предоставляемые резидентам на срок свыше 180 дней и на сумму свыше эквивалента 300 тыс. долл. США, подлежат регистрации в НБК.
15. С 9 марта 2010 года все суммы переводимые за границу более 3000 у. е. подлежат мониторингу, а разовая операции эквивалентная 14000 у. е. становится предметом для интереса финансовой полиции

 

Таким образом, результатами либерализации валютной политики стали следующие достижения:

отменено требование получения лицензии НБК для открытия счета в иностранном банке для физических и юридических лиц. Резиденты обязаны уведомить НБК об открытии счетов в иностранных банках;

оформление паспорта сделки по импортным контрактам, сумма которых превышает эквивалент 10 тыс. долл. США производится в обслуживающим банке (ранее и в банке и в таможенном органе);

с 01.01.2008 года отменено требование получения лицензии НБК для предоплаты импорта на срок свыше 180 дней до даты поставки товара и в сумме свыше эквивалента 10 тыс. долларов США. В установленных случаях импортеры-резиденты обязаны регистрировать коммерческие кредиты (отсрочка платежа по импорту либо авансирование импорта) в НБК (кроме паспортизируемых сделок). Оформление паспорта сделки по экспортным товарным контрактам, сумма которых превышает эквивалент 10 тыс. долл. США производится в обслуживающим банке (ранее и в банке и в таможенном органе). Отменено требование получения лицензии НБК для отсрочки платежа по экспорту на срок свыше 180 дней с даты поставки товара и в сумме свыше эквивалента 10 тыс. долларов США. В установленных случаях экспортеры - резиденты обязаны регистрировать коммерческие кредиты (отсрочка платежа по экспорту либо авансирование экспорта) в НБК. Срок репатриации экспортной выручки изменен со 180 дней на срок, устанавливаемый экспортером / импортером самостоятельно исходя из условий сделки.

С 1 ноября 2010 года прекратили свое действие следующие регистрационные свидетельства и свидетельства об уведомлении, выданные НБРК:

открытие физическим лицом счета в иностранном банке;

коммерческие кредиты, связанные с экспортом / импортом, по которым требуется оформление паспорта сделки;

коммерческие кредиты, предусматривающие расчеты по экспорту / импорту работ, услуг.

августа 2010 года введен в действие Закон Республики Казахстан от 4 июля 2010 года №167-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» [11].

Валютный контроль в РК осуществляется НБК, иными государственными органами в пределах полномочий, установленных законами РК, и агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, а также другие организации, на которые в соответствии с полученными лицензиями возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операций. НБК осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства и за надлежащим исполнением функций агентов валютного контроля уполномоченными банками и уполномоченными организациями. Минфин обеспечивает мониторинг и контроль по займам Правительства, контроль за целевыми займами и эффективным использованием гарантированных государством займов, мониторинг государственного и гарантированного государством долга. Министерство индустрии и торговли выдает лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг) и иные виды деятельности в пределах своей компетенции, и контролирует выполнение лицензиатами установленных квалификационных требований и лицензионных правил. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) отвечает за лицензирование организации банками обменных операций с иностранной валютой в рамках общей банковской лицензии. Таможенные органы (Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК) осуществляют таможенный контроль и принимают участие в осуществлении экспортного и импортного валютного контроля.

В условиях финансовой глобализации проблемы валютного регулирования являются проблемами степени открытости страны, ее интеграции в мировую экономику. Данная работа ставит целью определить взвешенный подход к валютному регулированию, найти приемлемое сочетание внешней либерализации и государственного контроля за операциями по счету движения капитала платежного баланса.

Анализ мер валютного регулирования традиционно начинается с предпосылки о том, что перемещение международного капитала, обеспечивающего межвременную торговлю, увеличивает общественное благосостояние. И, таким образом, любое вмешательство извне, со стороны государства снижает общественное благосостояние за исключением того случая, когда государственное регулирование устраняет последствия так называемых «дефектов» рынка.

Что означает свободное перемещение международного капитала для РК? Как известно, открытая экономика с выгодными инвестиционными возможностями не нуждается для их использования в увеличении собственных внутренних сбережений. Можно одновременно увеличивать инвестиции не изменяя размеров сбережений и жизненного уровня населения. В условиях, когда РК предстоит реформа энергетической отрасли и ЖКХ, это существенный довод в пользу открытости.

В то же время, внутренние инвестиции и иностранные инвестиции - два различных способа, которыми страна может использовать текущие сбережения. И здесь национальный капитал может искать более надежного и выгодного применения за рубежом, причем легальными и нелегальными способами.

Риски усиливаются в случае недостаточно развитого и устойчивого финансового сектора по следующим соображениям. Во-первых, это: опасения со стороны инвесторов о невозможности или нежелании правительства защитить национальную валюту с помощью повышения процентной ставки; сомнения относительно перспектив экономики со слабым финансовым сектором в целом и, в частности, с точки зрения бюджетных затрат на проведение санации и реформы; сомнения относительно автономности и независимости финансовых институтов.

Во-вторых, отсутствие адекватной системы банковского надзора негативно влияет на устойчивость банковской системы в целом к резкому изменению направления капиталопотоков.

В-третьих, при отсутствии качественной системы оценки кредитного риска кредитор устанавливает процентную ставку, отражающую только усредненное качество проектов. Высококласные заемщики предпочитают не заимствовать по такой завышенной ставке. Таким образом, предполагается, что финансируются, в основном, низкоэффективные проекты, т.е. эффективность использования капитала снижается.

В-четвертых, недостаток современных инструментов денежного рынка ограничивает центральный банк в проведении политики процентной ставки, управлении ликвидностью, а также сигнальную функцию денежно-кредитной политики.

В результате, указанные информационные искажения, усиленные дополнительными рисками, создают благодатную почву для внезапного изменения рыночных ожиданий, переоценки рисков и, как следствие, оттока средств с внутреннего рынка и, как его крайнего выражения, валютного кризиса. Неоднозначные результаты проверки эффективности валютного регулирования подсказывают нам подход к этой проблеме с более широкой перспективы макроэкономической и финансовой стабильности, или, иначе говоря, его антикризисного потенциала. Основная проблема заключается в том, чтобы определить воздействие валютного регулирования на ключевые макроэкономические показатели в кризисные и межкризисные периоды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...