Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема прямого действия Конституции.

Религиозная правовая традиция.

Общие черты, свойственные для религиозной правовой традиции в целом:

1) ярко выраженная по сравнению с другими правовыми традициями религиозная доктринальность и концептуальность. Согласно религиозным представлениям право исходит от Бога, Его пророков, впоследствии обосновывается религиозными доктринальными учениями правоведов и судейской практикой.

2) в процессе своего возникновения и развития оно было подвержено лишь незначительному влиянию со стороны других, в частности светских правовых традиций;

3) высокий статус религиозных правоведов, судей и правителей государственной системы.

4) она глубоко укоренена в обычном и религиозном образе жизни, т. е. основана и формировалась под влиянием родовых обычаев и традиций, а впоследствии, — на базе письменных текстов религиозной культуры — Вед, Библии, Корана и др.

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права).

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Внутригосударственное и международное право в современном мире.

Международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм.

Национальное право - право, целиком находящееся в компетенции одного государства

Между международным и национальным (внутригосударственным) правом — этими самостоятельными правовыми системами — существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих стран; установления конституций учитываются при согласовании положения договора о порядке вступления его в силу и т.д.).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, в части обеспечения основных прав человека, защиты окружающей среды).

Принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории, всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Система мер, обеспечивающая такое выполнение, называется имплементацией. Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории (это называют иногда генеральной рецепцией).

В теории поставлен вопрос о примате международного права над национальным или наоборот. Согласно распространенной точке зрения примат международного права означает его главенствующую роль в сопоставлении с национальными правовыми системами. Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы, которые объективно могут быть конкурентными. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его в основу гармонизации разных национальных интересов государств.

Проблема прямого действия Конституции.

Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации, Часть 1 ст. 15 в ней гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". Она означает, что Конституция Российской Федерации - полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, то есть для разрешения дел по существу.

Практическое значение прямодействия конституции состоит в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов.

Прямодействие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.
Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции.
2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...