Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация двигательной деятельности




Виды занятий Особенности организации
Четвертый год жизни Пятый годжизни
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, характер и продолжительность зависят от инди­видуальных данных и потребностей детей
Занятия: — по физической культуре; — по плаванию 2—3 раза в неделю (15 мин) в помещении, на участке; 1—2 занятия в неделю 2—3 раза в неделю (20 мин) в помещении, на участке; 1—2 занятия в неделю (20— 25 мин) группой (6—10 чело­век)
' Утренняя гимнастика Ежедневно (6—8 мин) Ежедневно (6—8 мин)
Двигательная разминка, воз­душные процедуры после днев­ного сна Ежедневно, по мере пробуж­дения и подъема детей (5—-6 мин) Ежедневно, по мере пробуж­дения и подъема детей (7— 10 мин)
Подвижные игры и физические упражнения на открытом воз­духе Ежедневно, не менее 2 раз в день (10—15 мин) Ежедневно, 2 раза в день (10—15 мин)
Физкультурный досуг 1 раз в месяц (15—20 мин) 1 раз в месяц (20—30 мин)
Физкультурные праздники, в том числе на воде 1—2 раза в год (30—40 мин) 2—3 раза в год (40—60 мин)
День здоровья Не реже 1 раза в квартал Не реже 1 раза в квартат
Участие родителей в занятиях, физкультурно-массовых меро­приятиях детского сада В течение года В течение года

Образовательная область «Здоровье»

Образовательные задачи

Четвертый год жизни:

содействовать охране и укреплению здоровья детей;

— осуществлять необходимые мероприятия, содействующие укреплению иммунной системы организма ребенка и предупреждению острых рес-пираторно-вирусных инфекций;

— создавать условия, способствующие устойчивой работоспособности и со­противляемости организма утомлению;

— формировать предпосылки здорового образа жизни.

Пятый год жизни:

— продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки;

— содействовать усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни;

— обеспечить возможность удовлетворения биологической потребности ре­бенка в двигательной активности.

 

Содержание психолого-педагогической работы

Режим (табл. 4). В отличие от раннего возраста режим дня детей четвертого и пятого года жизни предусматривает увеличение продолжительности периода бодрствования, а длительность суточного сна уменьшается до 12—12,5 ч, из которых 1,5—2 ч отводится дневному сну.

Таблица 4

Примерный режим дня

Режимные моменты Четвертый год жизни Пятый год жизни
Утренний прием, игры 7.00—8.30 7.00—8.30
Завтрак 8.30—9.00 8.30—9.00
Игры, подготовка к занятиям 9.00—9.20 9.00—9.15
Занятия (общая длительность с перерывами) 9.20—10.10 9.15—10.20
Подготовка к прогулке, прогулка, возвраще­ние с прогулки 10.10—12.30 10.20—12.30
Обед 12.30—13.10 12.30—13.10
Подготовка ко сну, сон 13.10—15.10 13.10—15.10
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.10—15.40 15.10—15.40
Полдник 15.40—16.10 15.40—16.10
Игры, досуг, кружки 16.10—16.50 16.10—16.50
Подготовка к прогулке, прогулка, возвраще­ние с прогулки 16.50—18.20 16.50—18.20
Уход домой До 19.00 До 19.00

Примечания. Занятия учебного характера в летний период не проводятся, они заме­няются прогулкой. Продолжительность прогулки максимально увеличивается, игры, фи­зические упражнения и отдельные виды занятий проводятся на свежем воздухе.

 

Дети четвертого и пятого года жизни должны обязательно спать днем. В со­ответствии с особенностями сна, нервной системы, состояния здоровья осуще­ствляется индивидуальный подход к детям.

Можно допустить некоторые изменения в последовательности проведения или длительности отдельных видов деятельности детей в течение дня. При этом обязательно сохраняются основные принципы построения режима: достаточ­ная ежедневная длительность пребывания детей на воздухе (до 3—4 ч), полно­ценный сон, рациональное чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание (через 4—4,5 ч), активный отдых.

В связи с появлением в жизни детей дошкольного возраста элементов учеб­ной деятельности важно соблюдать следующие требования и ограничения:

— не перегружать ненужными знаниями и избыточной информацией, при­водящей к переутомлению, перенапряжению нервной системы;

 

 

— ограничивать длительность занятий, других форм организованной дея­тельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможно­стями детей;

— не принуждать ребенка к обязательному выполнению задания, если он устал, отказывается работать, его внимание рассеянно;

— на занятиях избегать излишних повторений, снижающих интерес и ак­тивность ребенка;

— не допускать длительного пребывания ребенка в малоподвижной (ста­тичной) позе;

— повышать работоспособность детей, применяя активизирующие внима­ние приемы (дидактические игры, двигательные элементы, технические средства обучения);

— с учетом состояния детей (степень заинтересованности, частота отвлече­ний и др.) изменять содержание и форму учебной работы на протяже­нии одного занятия;

— не проводить занятия на фоне даже незначительного утомления (напри­мер, сразу после интенсивной двигательной деятельности, после преды­дущих трудных занятий), сразу после сна;

— строго соотносить дополнительные нагрузки (кружки, факультативы и др.) с возможностями ребенка, не допуская перегрузок, переутомлений и нарушений режима дня.

Гигиенические условия. В помещении группы поддерживаются комфортная температура и влажность воздуха (соответственно 21, 22 °С и 40—60%), обеспе­чивающиеся регулярным проветриванием, в том часле и в присутствии детей (одностороннее проветривание в течение 5—10 мин каждый час).

В гимнастическом зале и спальне температура воздуха поддерживается в лределах 17—19 °С при соответствующей одежде детей.

Необходимо создавать все условия для максимального доступа дневного света в групповое помещение.

Питание. Пищевой рацион должен быть разнообразным, соответствующим существующим нормам и требованиям.

Детей приучают правильно пользоваться столовыми приборами, салфетка­ми, быть аккуратными, тщательно пережевывать пищу.

Недопустимо насильственное кормление. Не следует подгонять медлитель­ных детей, кормить тех, кто может есть самостоятельно.

Закаливание. Независимо от форм и методов закаливания необходимо со­блюдать его основные принципы: постепенность, непрерывность, индивиду­альный подход, положительное эмоциональное отношение ребенка к процеду­ре, благоприятные гигиенические условия.

Для закаливания важное значение имеет рациональная одежда детей в по­мещении и на прогулке. При нормальной температуре воздуха одежда состоит из двух слоев, включая белье. Для занятий физической культурой — трусы, май­ка, спортивные тапочки, носки. В холодный период года в зависимости от по­годных условий на прогулке одежда детей состоит из 3—5 слоев. В холод дети выходят на прогулку при температуре воздуха в пределах —18——20 °С в безвет­ренную погоду.

Закаливание воздухом осуществляется в виде местных и общих воздействий (см. рисунок) (после дневного сна, во время утренней гимнастики, в повсед­невных играх).

 

Начальная температура 22 С
Начальная температура 22 С  
Местные воздействия
Общее воздействие
Конечная температура 19-20 С  
Конечная температура 18-16 С

 

 


Рис. Схема закаливания воздухом в помещении

 

В теплое время года воздушные ванны на участке проводятся при темпера­туре воздуха не ниже 18 °С.

Для закаливания целесообразно использовать также хождение босиком в помещении при температуре пола не ниже 18 °С, продолжительность увеличи­вается постепенно с 3—4 до 15—20 мин.

Эффективность закаливания достигается использованием комплекса средств — сочетанием различных вариантов водных процедур с воздушными ваннами и воздействием ультрафиолетовой радиации.

Перед началом закаливания водой в качестве подготовительной процедуры, а также для физически ослабленных детей используют щадящие водные про­цедуры — влажные обтирания до пояса (температура воды та же, что и при общих обливаниях); обливание ног водой контрастных температур (35—36 °С и 24—25 °С) с постепенным расширением диапазона разницы температур (со­ответственно 40—42 °С и 16—18 °С) с учетом самочувствия детей.

Хороший способ закаливания — купание и плавание. Температура воды в бассейне должна быть в пределах 28—30 °С.

Культурно-гигиенические навыки. К 5 годам дети сознательно и самостоя­тельно осуществляют следующие действия: моют руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, после загрязнения, туалета; моют лицо; насухо вытираются полотенцем; аккуратно едят, пользуются ложкой, вил­кой, салфеткой, культурно ведут себя за столом; полощут рот питьевой водой после приема пищи; используют носовой платок; аккуратно пользуются туа­летом; самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно складывая одежду; следят за своим внешним видом (одежда, прическа), при необходимости обра­щаются за помощью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим само­стоятельно и правильно одеться; могут пользоваться зеркалом и расческой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...