Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика возрастных возможностей




 

Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется на мир лю­дей, осваивает взаимосвязи в социальном мире.

Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, но и к ува­жению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию.

В общении со сверстниками в игре и других видах деятельности осуществля­ются обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т.е. все, что способствует общности детей, выполняющих совместную деятельность. С возрастом общение приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близо­сти со сверстником. К 7 годам ребенок выделяет личностные особенности сверст­ника («Интересные игры придумывает», «Хорошо бегает», «Очень добрый» и т.д.).

У детей, если они вместе провели несколько лет, возникает достаточно спло-| ченное детское общество. Существенно увеличивается по сравнению с младши­ми дошкольниками интенсивность и широта круга общения. Возрастает устой­чивость игровых объединений, их средняя величина достигает 3—4 человек, иногда,! особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по 8—9 человек.

 

У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуника­тивных умений и более гибкое их использование. Аргументы, применяемые

и хтя обоснования предложений, просьб, оценок, становятся более совер-ленными по своему содержанию.

У детей седьмого года жизни резко возрастает потребность в дружеских сношениях со сверстниками. Оценки, которые дети дают сверстникам, имеют аолее обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастно-ли старших дошкольников к жизни группы детского сада («Дружит со всеми», «Хорошие советы дает, если дети поссорятся», «Заступается, если кого-то оби-ьлют»).

Этические мерки, формирующиеся у ребенка в результате усвоения норм и."фавил поведения и отражающие его отношение к универсальным человечес-юш ценностям, он применяет не только к собственной личности.

Ребенок становится более самостоятельным, независимым от взрослых. Обога­щается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. В отличие от детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые в силу ограниченности знаний о себе принимают на веру оценку взрослого, у старше­го дошкольника появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств.

В старшем дошкольном возрасте ребенок чаще начинает оценивать свои лич­ностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и само­оценки. Дети прежде всего оценивают те качества и особенности поведения свер­стников и самих себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.

На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные суж­дения о себе становятся более полными, детализированными, развернутыми. Ре­бенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Олег меня любит: играет со мной, дает игруш­ки, угощает»). К концу дошкольного возраста возникает важное новообразова­ние — осознание своего социального «я» и появление на этой основе внутрен­ней позиции — понимание ребенком разного отношения к нему людей и стрем­ление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

 

Образовательная область «Социализация»

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам;

— развивать умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками), с новым ребенком в группе дет­ского сада и др.;

 

— создавать условия для формирования нравственной основы первоначаль­ных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);

— воспитывать трудолюбие и ответственность (стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, дово­дить начатое дело до конца);

— обогащать представления о людях, их эмоциональных состояниях, дело­вых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений.

— создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного об­щения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах дет­ской деятельности;

— обеспечивать право выбора роли, игрушки, материалов, возможность са­мостоятельного принятия решений;

— развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, при оценках своих и чужих поступков выделять особенности другого человека и самого себя:

— подводить к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

— способствовать освоению норм и правил жизни в обществе, группе, выра­женных в понятиях: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно»;

— помогать осознавать себя членом детского общества, усваивать правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех чле­нов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользова­ние игрушками, предметами, материалами), в праве на обособление в игре, выбор партнера, первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эти кубики»), на собственность («Это моя кукла — я из дома принесла»), объяснить необратимость закона дарения, учить прислушиваться к пред­ложениям и советам других детей, уметь уступать;

— обучать элементарным правилам этикета, задавать этически ценные об­разцы общения («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «до свида­ния», «до завтра», «благодарю вас», «спасибо», «будьте добры», «будьте лю­безны», «не могли бы вы...» и т.д.);

— поддерживать в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоин­ства; способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благо­родных качеств, всем своим видом давать ребенку понять, что взрослый го­тов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи.

Седьмой год жизни:

— способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относя­щегося к ее символике (флагу, гербу, гимну);

— воспитывать положительное отношение к окружающим, терпимость (то­лерантность) к детям и взрослым (независимо от их социального проис­хождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероиспове­дания, пола и возраста), уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взгля­дам других людей, умение цивилизованно возражать, убеждать и т.д.;

— развивать инициативу в общении со взрослыми, расширять круг обще­ния, формировать способы контактов с малознакомыми людьми: персо­налом детского сада (воспитателем другой группы, заведующим, медсестрой

 

 

и др.), гостями (например, учителями соседней школы), готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддержать тему разговора, от­зываться на просьбу, предложение;

— помогать распознавать переживания близких взрослых и сверстников (ра­дость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, гнев, злость), понимать причину изменения настроения, видеть связь между поведением взрос­лых или детей и их эмоциональным состоянием;

— способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отноше­нию к окружающим;

— развивать коммуникативные умения и социальные навыки, высказывая просьбы, предложения, давая поручения, называть другого человека по имени, смотреть в лицо;

— быть способным принять точку зрения другого человека, посмотреть на себя со стороны, выбрать приемлемую в данной ситуации линию поведения;

— обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с пра­вилами и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада: разрешать возникающие конфликты путем переговоров, искать кон­структивные выходы из затруднительных ситуаций;

— воспитывать умение прислушиваться к себе: собственным переживани­ям, эмоциональным состояниям («Я рад», «Мне весело», «Я огорчен», «Мне страшно» и т.д.);

— учить использовать социально приемлемые способы выражения нега­тивных эмоций;

— чувствовать отношение к себе окружающих;

— воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, поддер­живать уверенность в себе («Я могу!»), потребность в признании окружа­ющими людьми («Я хороший!») и в проявлении самостоятельности;

— помогать ребенку анализировать и адекватно оценивать свои возможно­сти в различных видах деятельности («Умею интересно играть, но не очень хорошо танцую» и т.д.);

— способствовать овладению элементарными правилами безопасного по­ведения дома (знать, к каким вещам в доме запрещено прикасаться), на улице, в общественных местах, знать, как вести себя в экстремальных си­туациях (при пожаре, если гроза застанет на улице, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения).

Все основные задачи по социализации детей решаются и в других разделах Программы. Такая интеграция способствует более полному пониманию ребен­ком важных социальных явлений, общечеловеческих ценностей, лежащих в ос­нове этически ценных взаимоотношений, социально принятых норм и правил *изни в обществе и группе детского сада. Интеграция содержания разных ви-:ов детской деятельности особенно ценна и для осознания ребенком собствен­ного существования в социальном мире, своего места в системе отношений с жружающими взрослыми и сверстниками.

Содержание психолого-педагогической работы

Как и в предыдущие возрастные периоды, в основе всей работы по социаль­ному развитию лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной при­вязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к

 

взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому чело­веку, вместе порадоваться.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир людей — взрослых и сверстников, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театральной (инсценировках сказок, представлениях кукольного. теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализо­ванных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения меж­ду детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье.

Для развития интереса к миру людей и обогащения представлений о соци­альной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок. прогулки и экскурсии, демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблю­дать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых видеофильмов с детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках.

Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с семейными тради­циями, преданиями, интересными судьбами, случаями из жизни, хранящимися в семье почетными грамотами, военными орденами и медалями, наградами и памятными знаками, привлекать их к посильному участию в подготовке раз­личных семейных праздников. Побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих традиции (предпочтения, интересы, увлечения) семьи, ее историю. Желательно напоминать детям даты их рожде­ния и даты рождения членов их семьи.

Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста, рассматривая с ребенком фотографии родственников, помогать находить внеш­нее сходство с родными (цвет волос, глаз), а также рассказывать о своей работе. объяснять, где и кем они работают, как важен их труд.

Дети старшего дошкольного возраста могут знать имена-отчества не только родителей, но также дедушек и бабушек, знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, муж, жена, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра), понимать родственные отношения: дети — родители (мама, папа — сын. дочь, бабушка и дедушка — родители мамы или папы ребенка), бабушка и де­душка — внук, внучка, брат — сестра (дядя или тетя — брат или сестра мамы или папы). Инициировать проявления ребенком уважительного отношения к близ­ким, желания радовать старших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительного отношения к труду и занятиям других чле­нов семьи. У детей седьмого года жизни можно сформировать элементарные представления о родословной как об истории семьи и народной традиции, ха­рактерной для народов России, а также интерес к созданию образа своей семьи.

Важно обсуждать с детьми, как по-разному живут люди в России, какие события происходят в разных регионах, как люди помогают друг другу, давать представление о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей, в какой поддержке они нуждаются, о жизни людей в разных странах земного шара, об их желании жить в мире.

Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрос­лых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия. Необходимо

 

поддерживать у ребенка стремление выполнять просьбы взрослого, других детей,:гкликаться на их предложения.

Важно использовать естественно возникающие ситуации и специально созда­вать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных ценностей, дело­вых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.

Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное со­стояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных ситуа­циях (когда кого-либо из детей не приняли в игру, дали самую неинтересную роль, наименее привлекательную игрушку), важно обучать ребенка определе­нию связи между поведением людей и их эмоциональным состоянием, пони­манию такой модели рассуждений («Можно так сделать — будет хорошо дру­гому и радостно мне», «Этого делать нельзя, потому что огорчится другой чело­век и будет неприятно мне»), формированию не только понимания, но и умения действовать в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выра­женными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».

Для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных цен­ностей важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, раз-зивающие гибкое социальное поведение:

— умение общаться с детьми разного пола и возраста, доброжелательно, с особым вниманием общаться с новым ребенком в группе детского сада, ребенком — гостем дома;

— расширение круга общения со взрослыми, формирование способов контак­тов с малознакомыми людьми (воспитатель другой группы, заведующий, ме­тодист, психолог, гости детского сада, родители кого-либо из сверстников);

— развитие стремления по собственной инициативе здороваться, прощать­ся, благодарить взрослого, сверстника, использовать различные варианты обращений («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «всего доброго», «до встречи», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.);

— установление контакта с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, пантомимика): тактично, с уважением обращаться с предложе­ниями, вопросами, просьбами, внимательно выслушивать ответ, в вежли­вой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека, приветли­во улыбаться, доброжелательно предлагать свою помощь другим;

— умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, сове­ты, просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и сове­там других детей;

— стремление понять другого человека, помочь, если он устал или плохо себя чувствует, пожалеть близких взрослых и сверстников, которые чем-то огор­чены, обижены, отнестись с вниманием, позаботиться о больном человеке;

— умение проявить чувство собственного достоинства, защитить себя, когда сверстник, а в ряде случаев и взрослый, кричит, разговаривает насмешли­во, категорично командует;

— умение общаться с детьми-лидерами, использующими свою способность повлиять на другого для достижения эгоистических, корыстных целей (получение наиболее привлекательных игрушек, ролей и т.д.), способ­ность отказывать, противостоять давлению, нажиму со стороны более активных

 

сверстников с помощью социально принятых форм общения (во­просы: «Почему ты так поступаешь? Почему я должен тебе это отдать?», уговоры: «Давай по-доброму играть!», объяснений: «Мне хочется порисо­вать, поиграй с другими детьми, пожалуйста...»);

— способность почувствовать противоречия в способах общения и харак­тере отношения к людям (например, ребенок в игре разговаривает мяг­ким тоном, использует «волшебные» слова — «спасибо», «пожалуйста», выражает положительные оценки в адрес другого — «молодец», «здоро­во», но при этом осуществляет только свой замысел и не позволяет нико­му изменить сюжет, внести новые элементы в постройку. — «Это ты хоро­шо придумал, но пока этого нам не надо», — говорит он);

— умение прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоцио­нальное состояние («Я рад». «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т.д.);

— способность открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные.

В формировании предстаатения о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (воспитателя, членов семьи). Она зависит от социально-психологической компетентности воспитателя, его умения по­нять ребенка, стремления находить хорошее в поведении, возможности «пред­видеть» эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки.

Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, приобретенная в индивиду­альном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапли­вает в общении со сверстниками и взрослыми.

Произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности спо­собствуют различные виды игр, в том числе — режиссерская. В ней ребенок вмещает в свое «я» множество разных образов и позиций. В ролевых взаимо­действиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективной оцен­ки своих и чужих поступков.

Для развития у ребенка уверенности в себе, становления чувства собствен­ного достоинства необходимо, чтобы взрослый всем своим поведением пока­зывал, что он понимает ребенка и готов порадоваться его успехам, посочувство­вать в случае неудачи и т.д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогают поддерживать в ребенке самоуважение, являются пред­посылкой для самовыражения и личностного роста, способствуют развитию стремления к выражению своей истинно человеческой сущности (проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданствен­ности, патриотизма).

Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внима­ния и охраны со стороны всех специалистов дошкольного учреждения, работа­ющих с детьми, и родителей.

Достижения в развитии общения и отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, а также в становлении образа самого себя и отношения к себе концентрируются в такой комплексной базисной характеристике личности, как социальная компетентность, или зрелость.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...