Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательно-исследовательская деятельность




Образовательные задачи

Шестой год жизни

Развивать общие познавательные способности детей (наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки):

— учить называть признаки используемых предметов (острый, тупой, зазуб­ренный, зубчатый и др.), выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с другими (например, столяру нужны пила, доски, руба­нок, отвертка, клещи, напильник, гвозди, винты, шурупы, клей и др.);

— находить причины и следствия событий, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры и т.д.;

— развивать символическую функцию мышления в процессе овладения эле­ментами традиционной системы составления карт (условными обозна­чениями), умение создавать систему знаков и применять ее, понимать планы-карты, считывать маршруты, придумывать символы или знаки со­бытий или мест (пиктограммы);

— поддерживать и развивать интерес к природе, ее живым и неживым объек­там и явлениям, побуждать к наблюдениям за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов пере­движения, питания, приспособления и к наблюдениям за развитием рас­тений, их различиями и особенностями;

— учить классифицировать объекты по характерным признакам (плоды, жи­вотные, растения, грибы, наземный, воздушный и водный транспорт, посу­да кухонная, столовая, чайная и т.д.).

Седьмой год жизни

Продолжать развивать общие познавательные способности (выявлять об­щее и различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным):

— учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами, пред­сказывать изменения предметов в результате воздействия на них, про­гнозировать эффект от своих действий;

— учить находить причины и следствия событий, происходящих в истор;-:-ко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с обра­зом жизни других людей, живших в другом времени или в другой геогра­фической области, выделять общее и частное в поведении людей и яате-ниях культуры, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке и т.д.;

— систематизировать группы предметов по заданным и самостоятельно ос-наруженным свойствам, описывать словами, что именно было сделано;

— продолжать развивать символическую функцию мышления в процессг использования элементов традиционной системы составления карт (ус­ловных обозначений), умение создавать систему знаков и применять а^| строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршрута. придумывать символы или знаки событий или мест (пиктограммы), выполнять

 

 

опыты и наблюдения по моделям и схемам, составлять природо­охранные знаки с использованием различных символов;

— узнавать профессии, изучать особенности взаимодействия людей друг с дру­гом в трудовом коллективе ради достижения общей цели (например, дирек­тор завода, инженер, рабочий — все работают над выпуском автомобиля);

— знакомить с ростом, развитием и размножением живых организмов, их потребностью в пище, свете, тепле, воде и других экологических факторах, со свойствами объектов неживой природы (песка, глины, камней, воздуха, воды), с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), причинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают выжить животным в условиях холода, растения с толстыми мясистыми листьями, как правило, встречаются в условиях отсутствия влаги, загряз­нение водоемов, вырубка леса приводят к гибели их обитателей);

— поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе), побуж­дать наблюдать за поведением животных, выделять характерные особеннос­ти их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;

— формировать на основе исследовательской деятельности природоохран­ные навыки поведения в природных условиях и населенных пунктах (по­чему нужно забирать мусор с собой после отдыха или бросать в урны, не пугать животных в парках, на природе).

Содержание психолого-педагогической работы

На шестом году жизни воспитатель знакомит детей с разными характерис-тками свойств предметов (плотный, рыхлый, гибкий, негнущийся, хрупкий, прозрачный, близкий, далекий, вертящийся, вращающийся).

Формирует элементарные представления о том, что ближнее и отдаленное пространство могут быть изображены с помощью общепризнанных условных символов на различных картах (планах местности, картах города, области, стра­ны, мира). Разные области с разными природными условиями обозначаются на <арте по-разному («Пустыни — желтым цветом, Северный и Южный полюсы, а также вершины высоких гор, где никогда не тает снег, — белым, горы — корич­невым, леса — зеленым и т.д.). Учит составлять простейшие планы и схемы окружающего пространства (группы, участка, квартала).

В игровой форме (пантомима, флажки, сигналы, рисуночное и символьное письмо) взрослый знакомит детей с разными способами передачи сообщений, маршрутами передвижения транспорта, работой почты и других средств связи, массовой информации и коммуникации.

Воспитатель предоставляет детям возможность выращивать овес, лук и дру­гие растения, наблюдать за их размножением и развитием (ухаживать за ними, делать предположения об их развитии), организует наблюдения за поведением -лтвотных в живом уголке и природе (хомяк, попугай, канарейка, синица, воро­бей, ворона, лягушка, дождевой червь и др.). Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе и отмечают их в календарях погоды и природы. Вос­питатель создает условия для проведения экспериментирования, например, угол-га! самостоятельной деятельности, мини-лаборатории. В них собраны природ­ный (шишки, камешки, семена, песок, глина, почва), искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов. В процессе эксперимента

 

 

дети сначала самостоятельно выстраивают гипотезу, после сравнива­ют ее с окончательными результатами (например, если бросить лед в стакан с водой, то он: утонет, будет плавать, растворится, растает), самостоятельно вы­полняют опыты по схемам.

При организации исследований в природе воспитатель знакомит детей с правилами поведения («Нельзя рвать растения, собирать гербарий, убивать на­секомых, пауков, разрушать муравейники, гнезда»). При этом для запрещающих правил всегда дается альтернатива («Нельзя разрушать муравейник, но можно наблюдать за муравьями, нельзя ловить бабочек, но можно наблюдать за их полетом, наслаждаться их красотой»). Воспитатель организует участие детей в исследовательских проектах различной продолжительности.

Поддерживает самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе и т.д.).

На седьмом году жизни воспитатель учит детей ориентироваться в окружаю­щем мире по символам и знакам, знакомит с основными знаками дорожного движения для пешеходов, показывает планы помещений, календари и ежеднев­ники, структуру расписаний и планов на будущее, составляет их вместе с деть­ми и поощряет использовать в играх, показывает, как пользоваться дневниками, тетрадями, а также знакомит с деньгами, предлагает делать игрушечные образ­цы для игры, придумывать свои знаки и символы.

Воспитатель учит детей находить связь между климатом и образом жизни людей, знакомит с изменениями климата на протяжении веков, как человек приспосабливался к окружающему, как менялась его деятельность, воспитыва­ет ответственность за свое поведение в природе и обществе.

Учит классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам (цвету, красочности, привлекательности, обыденности и необычности, форме, размеру, весу, скорости передвижения, назначению и т.д.).

Конкретное содержание работы с детьми воспитатель выбирает в зависи­мости от непосредственного опыта и интересов детей. Ему важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, в географическом, исто­рическом или культурологическом «исследовании» исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. При выборе содержания работы не нужно перегружать детей большим количеством отдельных сведений энциклопедического характера, а организовывать ее как самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность. Потребность в знаниях историко-географического характера возникает в ходе чтения про­изведений детской художественной литературы, знакомстве с народными худо­жественными промыслами и т.д.

На карте могут быть проложены маршруты и разыграны исторические пу­тешествия («Как для рождественских пряников пряности привезли», «Как на ярмарку в Москву товары доставили», «Как приехали на Русь мастера Кремль строить» и т.д.).

Прослушанные детьми описания могут стать основой для построения простых макетов старинных кораблей и карет, дети придумывают самостоятельно или с помощью взрослого, какие товары они могли бы везти, рисуют костюмы прошльгл времен, обсуждают, кто прежде всего путешествовал, с какой целью и когда («Нг Руси выбирали зиму, когда замерзали реки и болота и не нужно было прорубать просеки в лесах и мостить мосты»), как долго длилось тогда путешествие и т.д.

 

 

Планируя работу, воспитатель обязательно отталкивается от личного опыта летей, использует знания, полученные ими на экскурсиях в музеи (кремли и монастыри, палаты бояр, художественные галереи) и к историческим памятни­ки во время поездок и путешествий с родителями.

Взрослый обсуждает с детьми и фиксирует их впечатления об этих поезд-ракьо наиболее интересных предметах-сувенирах (камнях, ракушках, растениях, куклах, играх) или событиях (катание на лодке по озеру, на ослике, пони, верб­люде, с горок в парке аттракционов, с горы на лыжах).

Работа с историческими и географическими материалами должна иметь твор­ческий, развивающий характер. Важно не просто сообщать сведения, а учить де­тей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху, прослеживать ее приметы в современности, учить обнаруживать взаимосвязи географического положения местности и образа жизни людей. Понимать общее и различное в традициях народов, уважать чужое мировоззрение, отличающееся от своего.

Воспитатель организует наблюдения детей за поведением животных, учит выде­лять характерные особенности их внешнего вида (покрыты шерстью, перьями и т.д.), способы передвижения (бегают, прыгают, летают, садятся на деревья, плавают и могут передвигаться по суше), питания (питаются молоком, мясом, мелкими насеко­мыми, семенами, листьями растений и др.), помогает устанавливать общее и различ­ное в их внешнем виде, поведении и приспособлении к окружающей среде. Дети наблюдают за солнцем (где оно всходит и где заходит, какого цвета утренние и вечерние лучи, как зависит яркость от местоположения солнца), за состоянием воды в разное время года (дождь, снег, иней, роса).

Воспитатель организует сбор простейших коллекций природного материа­ла, открыток, скульптур (фигурок), марок, отображающих как отдельные при­родные объекты, так и ландшафты, природные зоны. На основе таких коллек­ций в группах создаются мини-музеи.

Проводит исследования, помогающие детям понять и принять правила по­ведения в природе («Куда девается мусор, почему нельзя шуметь в лесу, почему нужно беречь деревья»).

 

Конструирование

Образовательные задачи

Шестой год жизни

Конструирование из строительного материала: —- учить преобразовывать образцы в соответствии с заданными условиями

(машины для разных грузов, гаражи для разных машин, горки разной

высоты с одним скатом и двумя и т.д.);

— подводить к пониманию зависимости структуры конструкции от ее прак­тического использования;

— поощрять конструирование по собственному замыслу (индивидуально­му и коллективному).

Конструирование из деталей конструктора:

— поддерживать создание на основе самостоятельного экспериментирова­ния с деталями конструктора простых конструкций по собственному замыслу;

 

 

— учить создавать разные поделки на одной основе;

— развивать воображение и творчество, умение использовать свои конст­рукции в игре.

Конструирование из бумаги:

— формировать обобщенные способы формообразования: закручивание пря­моугольника в цилиндр, круга в тупой конус, учить создавать выразитель­ные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знако­мые способы, в том числе и очень простые (разрывание, скручивание, сминание и др.);

— поощрять творческие проявления и инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей компози­ции.

Конструирование из природного материала:

— формировать создание художественного образа с опорой на материал (его форму, фактуру, цвет) и свой опыт, учить видеть материал с точки зрения возможностей его использования в конструировании;

— развивать сенсорные и умственные способности;

— помогать овладевать анализом природного материала как основы для получения выразительных образов;

— осваивать такие приемы, как изменение пространственного положения основы, дополнение ее и извлечение лишнего;

— формировать воображение и творчество;

— поддерживать желание рассказать о своей поделке;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Седьмой год жизни

Конструирование из строительного материала:

— развивать умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на ос­нове этого создавать ее образ;

— формировать умение создавать варианты одного и того же объекта в со­ответствии с постепенно усложняющимися условиями;

— учить конструировать знакомые объекты по фотографии, рисунку, схеме а также по собственному замыслу;

— организовывать коллективное конструирование на основе создания общего замысла и распределения операций его исполнения, формировать умение договариваться и строить совместную деятельность, способствовать развер­тыванию детских игр с использованием полученных конструкций.

Конструирование из деталей конструктора:

развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность, спо­собствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной. той же основе;

— организовывать конструирование по собственному замыслу без опорн на рисунки и схемы сборки моделей;

— учить встраивать в свои конструкции механические элементы (подвиж­ные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.д.), использо­вать созданные конструкции в играх;

— формировать коллективную деятельность.

 

Конструирование из бумаги:

- развивать творческое мышление и воображение, умение преобразовы­вать плоскостной материал в объемные формы;

- способствовать овладению способами закручивания полукруга в острый конус и преобразования квадрата в куб, плетения;

- учить использованию одних и тех же способов формообразования для создания разных поделок, поощрять деятельность в этом направлении;

- развивать у детей самостоятельное конструирование в соответствии с интересами и потребностями (например, для изготовления кукольной одежды и т.д.);

- формировать коллективное сюжетное конструирование.

Конструирование из природного материала:

- развивать творческое воображение, умение строить выразительный об­раз с опорой на наглядность (природный материал) и собственные пред­ставления;

- учить использовать один и тот же материал и как основу, и как деталь образа;

- самостоятельно применять уже знакомые приемы (изменение простран­ственного положения основы, дополнение ее и извлечение лишнего) в разных условиях;

- поощрять сюжетное конструирование в разных условиях (детском саду, на участке с использованием снега, камней, песка, бревен);

- развивать инициативную речь (описание своих героев, включение их в общий сюжет и придумывание рассказа, сказки, создание на этой основе книжек с иллюстрациями);

- организовывать выставки детских работ, украшать ими интерьеры дет­ского сада.

Содержание психолого-педагогической работы

Конструирование из строительного материала. Реализация воспитателем раз­решающей системы обучения конструированию, например, такой как преобра­зование образца по условиям (конструирование по условиям), затем — по схе­мам и далее — по собственному замыслу детей.

Задачи на преобразование могут быть разными. Например, построив двухэтаж­ный дом с балконом, воспитатель предлагает одним детям («Построить такой же лом, но чтобы балкон был с той же стороны, что и вход», другим: «Построить такой же дом, но трехподъездный с балконом над первым (вторым, третьим) подъездом»).

Конструирование по условиям усложняется. Детям задают одновременно несколько условий («Построй мост через реку определенной ширины (лист бумаги) для транспорта» или «Мост через реку для пешеходов», «Мост и для пешеходов, и для транспорта», «Пожарную часть для определенных машин»). Создание детьми разных вариантов одного и того же объекта обогащает их конструкторский опыт, развивает обобщенные представления о конструируе­мых объектах. В процессе конструирования по условиям у детей формируются средства построения собственной деятельности (создание замысла, соответ­ствующего условиям, планирование, отбор и «изобретение» новых способов, контроль) и осознание способа выполнения.

После этого можно предлагать детям конструировать по фотографии, ри­сунку, схеме, на которых изображены знакомые объекты (дом, мост, пароход, машина и т.д.).

 

Затем дети будут способны конструировать по собственному замыслу объекты достаточно сложных и оригинальных конструкций. Для такой работы необходимо:

— на каждого ребенка иметь по набору настольного строительного матери­ала, содержащего разнообразные детали (кубики, кирпичики, призмы, брус­ки, цилиндры, пластины разной толщины и длины и др.), разнообразные игрушки (машинки: грузовая, легковая, подъемный кран, трактор, фигур­ки людей, животных и др.);

— иметь в группе два набора крупного строительного материала, а также крупных модулей для перевода детей от мелко- к крупномасштабном} конструированию. Это способствует возникновению новой тематики и замыслов, связанных с игровой деятельностью;

— создавать условия для коллективного конструирования и развития игры на их основе.

Конструирование из деталей конструктора. Построение взрослым развиваю­щей системы конструирования из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.

Одна из них может быть следующей:

— самостоятельное экспериментирование с новым материалом (создание конструкций разнообразной тематики), выявление разных свойств мате­риала и способов его крепления (создание оригинальных конструкций разнообразной тематики, придуманной самими детьми);

— решение задач проблемного характера: достраивание блоков разных кон­фигураций (Г-образная, Т-образная, П-образная фигуры, толстый брусок I. созданных взрослым, и получение разных конструкций на одной и той же основе, формирование детского творчества, практическое эксперимен­тирование поискового характера с новыми деталями конструктора, со­здание новых конструкций, в том числе и оригинальных, интеллектуаль­ная активность — поиск разных способов для решения одной и той жт задачи и получение удовольствия от процесса поиска, широта тематики конструирования, поиск новых тем;

— конструирование по собственному замыслу, в том числе и сюжетное, раз-витие воображения — создание выразительных и оригинальных «обра­зов» (конструкций), включение их в более широкий контекст (сюжет) и стремление в связи с этим к усовершенствованию уже готовых конст­рукций.

Используемые конструкторы должны соответствовать следующим требова­ниям:

— иметь достаточно простые способы крепления;

— позволять детям конструировать по разным темам (не быть узко темати­ческими);

— не содержать рисунков и схем сборки конструкции, подсказывающих те­матику и последовательность создания той или другой модели. Послед­нее сковывает поисковую деятельность детей, их творчество.

Некоторые конструкторы Лего-Дакта позволяют детям встраивать в своя модели механические элементы — подвижные колеса, вращающееся основа­ние подъемного крана и т.д.

Конструирование из бумаги. Овладение несколькими новыми способами кон­струирования: отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата,

 

к его центру; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квад­рата, к противоположным сторонам; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к соответствующим сторонам; закручивание прямо­угольника в цилиндр; закручивание круга в конус (тупой конус); закручивание полукруга в конус (острый конус); плетение; преобразование квадрата в куб.

Обобщение этих способов конструирования при их переносе в новую ситу­ацию развивает творчество, интеллектуальную инициативу, стремление к поис­ку новых решений с опорой на уже знакомые способы. Самостоятельное изго­товление детьми, например, карнавальных и праздничных костюмов, атрибутов пя игры, моделирование одежды для кукол на основе знакомых для них спо­собов и приемов конструирования является эмоционально-насыщенной и лич-ностно-значимой деятельностью.

Для решения этих задач необходима организация системы обучения конст­руированию из бумаги:

— вначале каждый способ отрабатывать с детьми отдельно, вне связи с из­готовлением конкретной поделки, а затем демонстрировать, что на осно­ве этого способа можно сделать много поделок разной тематики. Воспи­татель при этом передает в речевой форме ход способообразования;

— создавать проблемные ситуации (через называние, например, темы по­делки), чтобы активизировать детей к использованию основных спосо­бов и дополнительных деталей, а затем и к комбинированию их по свое­му усмотрению;

— сочетать индивидуальные и коллективные формы работы для сюжетного конструирования, организуя содержательное общение детей;

— обеспечивать взаимосвязь конструирования с другими видами детской деятельности (игрой, театром).

Конструирование из природного материала — один из типов художественной деятельности, поскольку ребенок создает художественный образ, идущий, с од­ной стороны, от материала (фактуры, цвета, причудливой формы и т.д.), а с другой — от многоаспектного опыта самого ребенка. Он не столько отображает конкретный объект, сколько через цвет, форму, нарушение пропорций (огром­ная голова, маленькие глазки, ножки и др.) выражает свои чувства и отноше­ние к создаваемому образу.

Такое конструирование способствует:

— сенсорному развитию (узнавание в причудливом по конфигурации при­родном материале известных форм, знакомство с богатством цветовых оттенков, их называние);

— развитию образного мышления и творческого воображения — умение строить образ с опорой на наглядность (природный материал) и имею­щиеся у ребенка представления (многоаспектный детский опыт);

— формированию инициативной, образной, эмоциональной описательной речи (ребенок хочет рассказать про свое «конструкторское сочинитель­ство», вербально его обогатить).

Организация воспитателем системы обучения конструированию из природ­ного материала как художественному типу деятельности, формирующему спо­собы и приемы построения образа, может быть такой:

— анализ одного и того же материала как основы получения разных обра­зов способом «опредмечивания» («Это похоже на осьминога, а вот это —

 

 

на шалаш»), овладение приемами изменения пространственного положе­ния материала, дополнения его и извлечение лишнего;

— предъявление детям проблемных задач на построение образов двумя спо­собами — опредмечивания (дополнение основы некоторыми деталями или извлечение некоторых из них) и включения (использование одного и того же материала и как детали образа, и как основы, многофункцио­нальное использование одного и того же материала, как основы, как час­ти, как детали);

— сюжетное конструирование, неоднократное возвращение к своим подел­кам, их усовершенствование в соответствии с общим сюжетом.

Обеспечение взаимосвязи конструирования с другими видами детской дея­тельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением сказок, рассказов и др.) — важная составляющая обогащения образного видения мира.

Рассматривание и совместное обсуждение детских работ с целью подготов­ки выставок.

Создание доверительной атмосферы, готовность взрослого прийти на по­мощь ребенку (если он в ней нуждается) делают каждого ребенка более уве­ренным и успешным.

Для развития самостоятельного творческого конструирования из бумаги, природных материалов необходимо создание «детских мини-мастерских».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...