Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Музыка»




Образовательные задачи

Шестой год жизни

Слушание музыки:

— поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на нее, побуждать самостоятельно определять настроение, характер музы­кального произведения, вести разговор о музыке в форме диалога, побуж­дать к ее интерпретации;

— дать понятие «жанра» музыкального искусства: инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец (русская плясовая, вальс, полька и др.), учить определять его, узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов, отгадывать пьесы, включенные в музыкальную викто­рину;

— работать над развитием интонационно-мелодического слышания музы­ки, лежащего в основе понимания ее содержания.

Музыкальное движение:

на основе слышания в музыке не только ее общего настроения, но и темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы, поощрять ее вы­разительное воплощение в движениях;

— формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков);

— продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в про­странстве;

— работать над техникой исполнения танцевальных движений, покомпо­нентно отрабатывая их сложные варианты;

— учить народным и бальным танцам (полька, галоп), продолжать работать над эмоциональным общением в них;

— поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над му­зыкально-двигательными сюжетными этюдами.

Пение:

— учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто;

— строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий средний, низкий), продолжать работать над голосом, главным образом с примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно и осторожно рас­ширяя диапазон вверх;

— петь звонко, легко, «проливать» дыхание, ощущать его резонирование, четка но легко произносить слова в распевках и песнях;

 

 

— следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, обра­щать внимание на свободу нижней челюсти;

— слушать красиво звучащие сольные и хоровые вокальные произведения. Игра на детских музыкальных инструментах:

— развивать звуковысотный слух, обучая подбору по слуху образцов-инто­наций, построенных на интервальной основе, и мелодий на звуковысот-ных инструментах;

— продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах;

— развивать чувство музыкального ритма, предлагая для освоения посте­пенно усложняющиеся ритмические структуры;

— продолжать формировать детское инструментальное творчество, музы­кальную импровизацию.

Музыкальная игра-драматизация:

предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ро­левая палитра которых включает не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах;

— подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов;

— вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персо­нажей;

— учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические, мимические и инто­национные характеристики, развивать творческие способности;

— развивать умение использовать в игре предметы-заместители, вообража­емые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры.

Театрализованная игра:

проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматиза­цию, и как собственно театральную постановку;

— помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самосто­ятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле;

— придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры, оформите­ли сцены), что повышает интерес к игре.

Седьмой год жизни Слушание музыки:

предлагать задачи на повторение и обобщение музыкального материала и знаний о музыке;

— дать представление о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная);

— формировать умение слышать в произведении развитие музыкального образа;

— продолжать знакомить с музыкальными инструментами (арфа, фагот, гобой);

— продолжать формировать умение слышать мелодию и ориентироваться на нее при определении настроения музыкального произведения;

 

 

— поддерживать желание и умение воплощать в творческом движении на­строение музыки и развитие музыкального образа.

Музыкальное движение:

— пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать рабо­тать над техникой и качеством их исполнения (пружинностью, легкос­тью, координацией);

— продолжать учить народным и бальным танцам (галоп, вальс), развивать эмоциональное общение в них;

— учить выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа;

— продолжать работать над развитием ориентировки в пространстве, пред­лагая детям роли ведущих, организующих передвижение в зале;

— развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных этюдах, стимулировать создание развернутых творческих композиций.

Пение:

— учить петь выразительно и музыкально;

— работать с певческими голосами, не допуская форсирования звука и утом­ления голоса;

— продолжать работу над формированием певческих навыков (дыханием, резонированием голоса, артикуляцией), добиваясь у всех детей позици-онно высокого, а значит звонкого и полетного звучания;

— укрепляя примарный диапазон и нижний регистр всех типов голосов, учить постепенно овладевать верхним регистром;

— продолжать работать над интонированием мелодии голосом, использо­вать пение без аккомпанемента.

Игра на детских музыкальных инструментах:

— работать в оркестре и ансамблях детских музыкальных инструментов, за­креплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;

— учить воспроизводить в совместном музицировании общий характер, на­строение музыкального произведения, тембровые и динамические крас­ки, ритмическую и мелодическую структуры;

— продолжать формировать представления о форме музыкального произ­ведения (одно-, двух-, трехчастная), учить ее чувствовать;

— развивать творческую активность, мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации.

Музыкальная игра-драматизация:

— включать в музыкальные игры-драматизации хоровое, малогрупповое и сольное пение, учитывая при этом голосовые особенности и возможности:

— формировать на занятиях сценическую речь (выразительную и дикцион-но четкую) и сценическое движение, учить пользоваться интонациями, выражающими не только ярко контрастные, но и более тонкие и разно­образные эмоциональные состояния (произносить текст или петь удив­ленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе);

— учить взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, подчиняться замыслу ре­жиссера-постановщика спектакля;

— на всех этапах подготовки игры-драматизации предлагать творческие за­дания, создавать условия для свободного самовыражения.

 

Театрализованная игра:

— относиться к театрализованной игре как к виду досуговых игр, включать в нее музыкальные игры-драматизации и другие формы детского само­деятельного театра;

— организовывать участие в постановке спектаклей как исполнителей оп­ределенных ролей, музыкантов, сопровождающих спектакль, и его офор­мителей (дети рисуют, размещают декорации, предлагают свои дизайнер­ские идеи костюмов);

— быть для детей партнером и равноправным участником творческой дея­тельности.

Содержание психолого-педагогической работы

Слушание музыки. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются для прослушивания более сложные произведения. Усложнение музыкальных про­изведений идет от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности, от небольших по объему, простых по фор­ме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным, от содержа­щих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контраст­ности и появления полутонов настроений.

Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его фор­му, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.

Уровень развития у детей речи и мышления позволяет воспитателю вести с ними разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее развернутой интер­претации.

На занятиях по слушанию необходимо широко использовать музыку в аудио­записи, стихи, художественную прозу, диафильмы, диапозитивы с произведени­ями живописи, архитектуры, скульптуры и народного декоративно-прикладно­го искусства, организовывать посещение доступных по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов, музейных экспозиций.

 

Примерный репертуар

И.-С. Бах «Шутка» из сюиты № 2 (флейта, оркестр), «Весенняя песня» (детский хор), К.В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (скрипка и ф-но), Л. Бетховен «Ярость по поводу утерянного гроша» (ф-но), «Сурок» (детский хор), Ф. Шопен «Вальсы» до диез минор, ля минор (ф-но), И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае» (оркестр), М. Глинка «Ноктюрн» ми бемоль мажор (арфа), П. Чайковский «Марш», «Русский танец», «Вальс цветов», фрагменты из балета «Щелкунчик» (оркестр), «Зимнее утро» «Шарманщик поет», «Баба Яга» из «Детского альбома» (ф-но), «Май. Белые ночи», «Декабрь. Святки» из альбо­ма «Времена года» (ф-но), М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (оркестр), «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» из сюиты «Картинки с выставки» (ф-но), Э. Григ «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» (оркестр), С. Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» (оркестр), «Утро», «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами» (ф-но), Д. Шостакович «Вальс-шутка» (оркестр), «Шарманка», «Грустная сказка», «Веселая сказка» (ф-но), Г. Свиридов «Дождик», «Звонили звоны», «Колдун» (ф-но), С. Слонимский «Дюймовочка», «Под дож­дем мы поем» (ф-но), В. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает», «Каприччио» (ф-но, оркестр), рус. нар. песня «Светит месяц» (рус. нар. оркестр), рус. нар. песня «Лебедушка» (хор, оркестр), «Камаринская» обр. рус. нар. песня (балалайка, гитара), «Уральская плясо­вая» (гусли, баян), рус. нар. песня «Во кузнице» (хор, нар. оркестр).

 

Музыкальное движение. Занимаясь музыкальным движением с детьми стар­шего дошкольного возраста, необходимо использовать высокохудожественную музыку, содержащую яркие образы, различные по настроению.

Продолжая работу над основными движениями, предлагать детям музыку, под которую могут быть воспроизведены: ходьба радостная, спокойная, торже­ственная, мягкая, пружинистая, осторожная, спортивный и танцевальный шаг, бег легкий, сильный, мягкий, острый, осторожный, устремленный, прыжки мяг­кие, легкие, сильные, на одной ноге, на двух ногах, меняя ноги, движения рук мягкие и жесткие, плавные и напряженные, широкие и мелкие и т.д.

Музыкальный руководитель может больше работать над техникой исполне­ния основных и танцевальных движений, помня о покомпонентной отработке сложных движений. Полезно проводить на занятиях разминку с тренировкой мышечных ощущений, гимнастику жестов, танцевальную гимнастику, включать игровые упражнения и этюды с использованием воображаемых предметов и ситуаций. В работе над музыкально-двигательными этюдами главными явля­ются индивидуальные творческие проявления детей. Взрослый может обсудить с ними общий замысел и настроение этюда, а затем предложить задачу на его индивидуальную музыкально-двигательную интерпретацию. Лучшие варианты, отобранные самими детьми, могут стать основой групповых композиций.

Музыкально-двигательная импровизация в сюжетных этюдах — один из наиболее доступных и интересных детям видов музыкального творчества.

Примерный репертуар

Шестой год жизни

Игровые упражнения: «Сильный шаг и острый бег» (Ф. Надененко «В темпе марша»). «Бег» (Е. Тиличеева «Бер>), «Бег и кружение» (К. Вебер «Рондо» фрагмент), «Пружинящи;: шаг» (Т. Ломова «Прогулка»), «Бег легкий и сильный» (Ф. Шуберт «Экоссез»), «На лыжах* (А. Моффат «Детская песенка» фрагмент), «Приставной шаг» (нем. нар. мелодия).

Этюды: «Заблудились!» (Н. Сушева «Приятная прогулка»), «Берегитесь, мыши!» (Н. Су-шева «Мышки»), «Не упускай меня из виду» (Л. Бетховен «Экоссез»), «Звенящие капли росы» (С. Майкапар «Росинки»), «Мальчик гуляет, мальчик зевает» В. Гаврилин, «Цветок растет, качается и засыпает» (В. Витлин «Цветок»), «Цапли и лягушки» («Цап-цап-цап». муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. В. Орлова).

Игры: «Игра с пением» (рус. нар. песня «А мы просо сеяли»), «Игра с пением» (рус. нар песня «Колпачок»), «Игра с пением» (рус. нар. песня «Ой, заинька, по сеничкам»), «Ловкий заяц» (Н. Ладухин «Маленькая пьеса» фрагмент), «Игра в домики» (В. Витлин «Игра в домики»).

Танцы: «Полька» (А. Жилинский «Латышская полька»), «Танцуем тарантеллу» (А. Фер-ро «Маленькая тарантелла»), «Танец снежинок» (П. Чайковский «Вальс снежных хло­пьев» фрагмент из балета «Щелкунчик»), «Идем на елку» (П. Чайковский «Марш» фраг­мент из балета «Щелкунчик»).

Седьмой год жизни

Игровые упражнения: «Стряхивание капель дождя» (Н. Любарский «Дождик»), «Ка­чание рук и «мельница»» (англ. нар. мелодия), «Качание» (В. Ребиков «На качелях»! «Свободные руки» (рус. нар. мелодия «Ой, утушка луговая» в обр. Т. Ломовой), «Регули­ровщик движения» (Л. Вишкарёв «Марш»), «Мячики» (Л. Шитте «Этюд» соч. 108, № 20». «Пружинка и пружинящий шаг» (Ф. Шуберт «Марш»), «Учимся плясать по-русски» (С. Вольфензон «Вариации на тему "Из-под дуба"»), «Готовимся к польке» (Д. Шоста­кович «Полька»). «Выворачивание круга» (венг. нар. мелодия).

Этюды: «Кошки и котята» (А. Мынов «Приятная прогулка»), «Воздушный шарик нг ладонях» (В. Витлин «Игра с воздушными шарами»), «Развеселите нас!» (В. Ребихса

«Паяц», «Обидели» (М. Степаненко «Обидели»), «Не плачь!» (А. Гречанинов «Материнские ласки»).

Игры: «Угадай-ка!» (франц. нар. песня), «Игра с пением» (рус. нар. песня «У меня ль «о садочке»), «Змейка с воротцами» (рус. нар. мелодия «Заплету я плетень» в обр. Н. Рим--чого-Корсакова), «Кружки и цепочки» (С. Затеплинский «Танец»).

Танцы: «Вальс осенних листьев» (В. Косенко «Вальс»), «Хоровод» (Н. Сушева «В хоро-«де»), «Полька» (Д. Шостакович «Полька» из цикла «Танцы кукол»), «Новогодний марш» 1. Сушева «Новогодний марш»), «Свободная пляска» (рус. нар. мелодии «Травушка-му­равушка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Как пошли наши подружки». «Я на горку шла»).

Пение, В процессе певческой работы необходимо развивать у детей не толь­ко вокальные, но и музыкальные и актерские способности.

Продолжать работу над резонансной техникой пения, добиваясь с помощью специальных упражнений высокой певческой позиции. Организованный та­ким образом звук становится звонким, полетным, легким. Голос при этом не устает и позволяет ребенку решать художественные задачи. Степень чистоты штонирования мелодии значительно возрастает.

Работать с хором с учетом природных типов голосов, распевать детей по голосам перед пением, использовать репертуар, соответствующий типам голосов. Работу над резонансной техникой пения нужно продолжать в примарном диапазоне. В распев­ках и песнях можно увеличить диапазон за счет хода вниз и осторожно вверх.

Работая над артикуляцией, особое внимание следует обращать на свободу нижней челюсти и активность губ. Это поможет избежать напряжения гортани. Следить за положением корпуса в пении (прямая спина и развернутые пле­чи помогают организации дыхания).

Примерный репертуар

«Две тетери» (рус. нар. песня в обр. В. Агафонникова), «На зеленом лугу» (рус. нар. песня в обр. Н. Метлова), «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, ел. Н. Найдёновой), «Солнышко» (муз. Т. Попатенко. ел. Н. Найдёновой), «У кота Воркота» (рус. нар. песня), «Поет, поет соловушка» фус. нар. песня в обр. Г. Лобачёва), «Ая по лугу» (рус. нар. песня в обр. Н. Метлова), «Веснянка»»укр. нар. песня в обр. Г. Лобачёва, свободный пер. О. Высотской), «Во кузнице» (рус. нар. песня в обр. А. Жарова), «Во сыром бору тропинка» (рус. нар. песня в обр. В. Рустамова), «Ходила младешенька по борочку» (рус. нар. песня в обр. Н Римского-Корсакова), «По грибы» (муз. В. Оловникова, ел. Н. Алтухова), «Осень» (муз. В. Иванникова, ел. М. Грюнер), «Снежинки» (муз. В. Шаинского, ел. А Внукова), «Если снег идет» (муз. В. Семёнова, ел. Л. Дымовой), «Мама» (муз. Л. Бакалова, ел. С. Виг-дорова), «Песенка про двух утят» (муз. Е. Поплиновой, ел. Н. Пикулевой), «Жаворонушки, при­летите-ка!», «Кулик-весна!» (рус. нар. календ, песни), «Ты откуда, облако?» (муз. Г. Левкодимова, ел. В. Степанова), «Не летай, соловей» (рус. нар. песня в обр. А Егорова).

Игра на детских музыкальных инструментах. От преимущественно репро­дуктивных, объяснительно-иллюстративных методов, характерных для работы с предыдущей возрастной группой, следует постепенно переходить к поиско­вым, продуктивным методам обучения (например, дети могут самостоятельно предлагать варианты оркестровки того или иного произведения, которые тут же исполняются и выбирается лучший вариант). Воспитатель поощряет ини­циативу и творческие проявления в импровизации и подборе мелодий по слу­ху. Необходимо знакомить детей с разнообразными по жанру и характеру произ­ведениями, тщательно отбирать музыкальный материал, включающий эталон­ные мелодические построения, небольшие, но выразительные, яркие мелодии.

Побуждать детей играть музыкальные пьесы с воспитателем на одном инст­рументе поочередно, по фразам.

Музыкальному руководителю важно хорошо знать методику организации ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов на слуховой основе. правила инструментовки пьес, соответствующие характеру музыки. Уметь ра­ботать индивидуально, с подгруппами и группой в целом.

Примерный репертуар

Е. Тиличеева «Колыбельная», «Лесенка», «Кап-кап» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко). М. Красев «Кукушка», «Елочка», Г. Гриневич «Мишке спать пора», «Я рассею свое горе (рус. нар. песня в обр. М. Раухвергера), «Поезд» (рум. нар. песня), «Две тетери» (рус. нар. песня в обр. В. Агафонникова), «Приглашение» (укр. нар. песня), «Ой, за гаем, гаем» (укр. нар. песня), Л. Хереско «Лестница», Н. Потаповский «Охотник», Л. Моцарт «Волынка», Г. Стру­ве «Гамма», «Калинка» (рус. нар. песня), А. Абелян «Полька», Г. Стрибогт «Вальс петушков». Ф. Куперен «Кукушка», А. Холминов «Дождик», А. Лепин «Лошадка», П. Чайковский Рус­ский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик», И.-С. Бах «Шутка» из сюиты № 2.

Музыкальная игра-драматизация и театрализованная игра. В старшем возрас­те детям можно предложить более сложные по содержанию и большие по объе­му игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ролевая палитра ко­торых может включать не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах.

Музыкальная игра подготавливается системой двигательных этюдов, помогаю­щей детям найти выразительные пантомимические движения и жесты для харак­теристики ее персонажей. Каждая роль осваивается сначала всей группой. Прислу­шиваясь к музыкальной характеристике образа, они самостоятельно ищут отли­чающие его выразительные движения. Затем воспитатель вместе с детьми выбирает исполнителей (с учетом многих, в том числе компенсаторных психологических моментов). В каждой игре-драматизации должны участвовать все дети группы.

Если игра содержит вокальный материал, его надо проанализировать с точки зрения соответствия вокальным возможностям детей. Если вокальная партия высока, ее следует транспонировать в удобную тональность, если какие-либо сольные или хоровые ее отрывки насыщены трудными для детей скачками, хо­дами, их можно заменить речитативами. Воспитатель должен заранее детально продумывать решение той или иной мизансцены, четко формулировать актер­скую задачу, которую он ставит перед детьми. Если задача ясна, дети, как правило успешно с ней справляются, с большой радостью «играют сказки», чувствуя себ«настоящими артистами, и что особенно важно, замечательно импровизируют.

Примерный репертуар

«Гуси-лебеди» (муз. Т. Попатенко, либретто И. Токмаковой), «Кошкин дом» (муз. В. Золотарёва, ел. С. Маршака).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...