Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние средств массовой информации на мировую политику




Понятие «мировая политика»

Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.
Тенденции в развитии международных отношений: интернационализация почти всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности; формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями, преступностью и терроризмом; демилитаризация и демократизация - постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.
Влияющие факторы: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.
Основные субъекты: народы; государства; межгосударственные объединения; всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.
Мировая политика - это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений.
Структура мировой политики:
- внешнеполитическая деятельность суверенных, независимых национальных государств; деятельность на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на это государствами и народами;
- политические акции региональных межгосударственных и общегосударственных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода.
Международная политика представляет собой наиболее важную часть международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Почему человечество подавляющую часть своей истории провело в войнах? Для этого необходимо выявить сущность международной политики, проанализировать связи внешней и внутренней политики.
Существуют три точки зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Первую точку зрения наиболее полно выразил. Г. Моргентау, проф. Чикагского университета. Он полагает, что “сущность международной политики идентична политике внутренней. Внутренняя политика - борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах. Вторую точку зрения сформулировал австрийский социолог Л.Гумплович (1833-1909), который считал, что внешняя политика определяет внутреннюю. На основе признания борьбы за существование главным фактором социальной жизни Л. Гумплович сконструировал систему законов международной политики, среди которых важнейшим является закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за приграничной линии. Из основного закона он вывел второй закон, который заключается в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Третья точка зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики представлена марксизмом, согласно которому внешняя политика определяется внутренней и является отражением и продолжением внутри общественных отношений. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

Влияние средств массовой информации на мировую политику

В течение длительного времени главным источником информации для широкой публики служила пресса, газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира и реагировать на происходящие в нем события.
С появлением радио радикальным образом изменился механизм освещения информации, сделалось возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах.
Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный политический инструмент оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. В 70 - 80-х годах телевидение стало доминирующим СМИ. В настоящее время оно обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение.
В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
Необходимо отметить, что, апеллируя к таким чувственным компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний.
Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.
Вступив на путь свободного развития, СМИ сталкиваются с множеством препятствий. Чиновничий произвол, стремление «подправить» либеральное законодательство с помощью местных репрессивных указов, ограничивают свободу СМИ. Все это угрожает и самим потребителям информации, поскольку ведет к распаду единого информационного пространства.
Другим препятствием является экономическая зависимость СМИ, которая без сомнения, влияет на качество доводимой до народа информации, способствует созданию целых информационных империй, во главе которых стоят крупные политические деятели. Политические лидеры и организации используют зависимые от них СМИ в своих целях. Для этого широко применяются политическая реклама, формирование нужного имиджа, создание негативного отношения к противнику, а также откровенный показ компроматов.
Очень часто, с целью создания нужного общественного мнения, СМИ искажают информацию или же интерпретируют ее в пользу той или иной политической организации. Информация доходит до потребителя, претерпев множество изменений. В частности, сейчас есть все основания полагать, что применяемая политико-географическая мифология выдержит испытание на прочность и, изменившись в деталях, в целом сохранится.
Особую роль в политической борьбе сейчас отводится телевидению. Дороговизна печатных изданий сделала телевидение одним из самых доступных источников получения политической информации для больших слоев общества. Особенно это касается наиболее отдаленных уголков нашей страны, куда пресса попадает с большим опозданием.
Телевидение сейчас — самое мощное средство воздействия на избирателей. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения “телевизионным окружением“, позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.
Кроме того, иногда правящая элита не допускает своих оппонентов к нормальному и достаточному использованию телевидения. В этом случае необходимо заранее договориться о платных выступлениях на независимых телеканалах, либо эффективно использовать подобные запреты в свою пользу и грамотно заменить их другими формами агитации.
В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц, и теледебаты, и прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.
Телевидение обладает наиболее широкими техническими возможностями для влияния на аудиторию. Умело подобранные видеофрагменты, обрамленные соответствующими комментариями, могут вызвать большой отклик у зрителей и иметь широкий общественный резонанс. Высокая стоимость оборудования закрывает путь на телевидение тем, кто не обладает соответствующей финансовой поддержкой.
При планировании PR-деятельности нужно учитывать следующие особенности телевидения как средства массовой информации: лишь немногие телевизионные программы "живут" в прямом эфире, большинство программ выходит в эфир в записи; На работу над телевизионными программами иногда уходят месяцы; Телевизионный материал можно "отложить" и использовать позднее; Монтаж может привести к разрушению последовательности или даже к изменению смысла видеоматериала; Работа над телевизионной программой требует выполнения ряда условий: изучение проблемы, поиск мест для съёмки, установка осветительного оборудования, инженерное обеспечение.
Влияние телевидения на ход предвыборных кампаний просто трудно переоценить. Изменились и стали более изощренными технологии телевизионного процесса при работе с кандидатами. Под воздействием как объективных изменений в политическом процессе, так и специфики современных СМИ, избирательные кампании выливаются в, своего рода, популярные спектакли или даже спортивные репортажи со своими победителями, проигравшими, напряженными перипетиями борьбы.
Знание информационных технологий и методов искажения информации, позволит избирателю сделать тот выбор, от которого может зависеть судьба страны.

 

3 .Проблемы глобализации в мировой политике

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.

Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.

Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.

Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики.

Предпосылками глобализации в политической сфере послужили, во-первых, технологическая революция 1950-60-ых гг., повлекшая развитие материального производства, сфер транспорта, информатики и коммуникации. И, во-вторых, как следствие первого, выход экономики за национальные рамки.

Государство больше не способно полностью контролировать обмен в экономической, политической и социальной сферах, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. С точки зрения сторонников неолиберализма, полноправными субъектами международных отношений могут выступать транснациональные компании, неправительственные организации, отдельные города или иные территориальные общности, различные промышленные, торговые и иные предприятия, наконец, отдельные индивиды.

К традиционным политическим, экономическим, военным отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, спортивными, деловыми кругами этих государств, причем их роли могут иногда быть равными. Утрата государством прежних места и роли в международном общении нашла выражение и в терминологии - замене термина «интернациональный» термином «транснациональный», то есть осуществляемый помимо государства, без его непосредственного участия.

На смену старым проблемам международной безопасности приходят новые, к которым государства и другие субъекты международной политики оказались не вполне готовы. К таким проблемам относится, например, угроза международного терроризма. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчеркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный, очевидный фактор в международных отношениях. Последние события показали, что в мировой политике произошли качественные сдвиги.

 

4. Основные приоритеты внешней политики Республики Беларусь

Для внешней политики Республики Беларусь прошедшие годы были временем тяжелой, динамичной и целеустремленной работы, которая происходила в чрезвычайных условиях изоляции и давления на ее политическое руководство. Международное положение страны характеризовалось нарастанием нестабильности окружающей ее международной среды, резким увеличением внешней задолженности, системным кризисом в отношениях с Российской Федерацией, застоем в политических отношениях с Западом и поисками новых стратегических союзников.

Политическое руководство Беларуси в условиях фактического торможения проекта Союзного государства продолжало стратегический курс на многовекторную внешнюю политику, стремясь по мере возможности ослабить политическую, энергетическую и информационную зависимость от Москвы. Вместе с тем неизменным оставался принципиальный курс Минска на всестороннее развитие всего спектра белорусско-российских отношений на основе суверенного равенства государств и их равноправия. Беларусь продолжала получать дипломатическую поддержку Москвы на форумах международных организаций при обсуждении белорусского вопроса.

Неудача с реализацией проекта Союзного государства стимулировала укрепление курса на независимое развитие Беларуси, более активное выступление на международной арене с позиций достоинства, самоуважения и прагматизма. На этом фоне еще более четко высветлились национальные интересы белорусского государства, выражающиеся в обеспечении наиболее благоприятных внешних условий для сохранения и достойного развития

белорусской нации.

В прошедшие годы Беларусь продолжала вносить весомый вклад в обеспечение европейской и мировой безопасности. С момента обретения независимости она была и остается «неттопоставщиком безопасности». И не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Новый термин «нетто-поставщик региональной безопасности» в отношении нашей страны означает, что ее вклад в европейскую безопасность существенно больше, чем те риски, которые теоретически могут исходить с территории Беларуси. При этом безопасность в данном случае понимается не в узковоенном смысле, а в современной, расширенной трактовке, включающей военный, экономический, экологический и энергетический компоненты. С сожалением следует констатировать, что наш исторический шаг по пути ядерного разоружения, который Беларусь сделала первой в мире, остался недостаточно оцененным и признанным со стороны международного сообщества, в том числе западных держав. А что нам стоила ликвидация огромных арсеналов обычных вооружений и сокращение примерно в 10 раз почти полумиллионной группировки войск на территории Беларуси?

О том, что Республика Беларусь является активным участником процесса по обеспечению безопасности, свидетельствуют и ее усилия по решению ряда конкретных проблем, связанных с безопасным функционированием объектов критической инфраструктуры: нефте-и газопроводов, электростанций, в том числе и атомных, общеевропейских транспортных коридоров. Вклад Беларуси в региональную энергетическую безопасность действительно весом. Так, что касается поставок российского газа в Западную Европу, наша страна — «транзитер № 2» после Украины.

Причем заместить белорусский маршрут в среднесрочной перспективе нереально, а в долгосрочной — нерентабельно. Кроме того, Беларусь обеспечивает безопасность границ, предотвращая проникновение террористов, незаконных мигрантов, ввоз наркотиков, незаконные поставки оружия, в том числе его ядерных компонентов. Острейшая для Евросоюза проблема нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ

не может быть решена без Беларуси. Мы в сотрудничестве с международными организациями, соседями вносим принципиально важный вклад в недопущение этого преступного потока в Европу.

Внешнеполитическая стратегия любого государства определяется прагматическими целями и прежде всего потребностями экономики. Беларусь — средняя по европейским масштабам страна, у нас нет геополитических амбиций. Но у нас есть конкретные интересы на глобальном геополитическом пространстве — обеспечить стабильный экономический рост и удовлетворение потребностей наших граждан. Экономика Беларуси чрезвычайно открытая и динамично развивающаяся, ее основа — технологичные перерабатывающие отрасли. Важнейшее условие ее нормального функционирования — обеспечение растущих рынков сбыта для нашей продукции, а также бесперебойных и по взаимоприемлемым ценам поставок энергоресурсов, укрепление экономической безопасности страны. На решение этих задач и направлена внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь. Естественно, что вся работа по установлению контактов с потенциальными импортерами и инвесторами ведется в тесном взаимодействии с отечественными производителями и экспортерами. И надо сказать, это сотрудничество приносит положительные результаты.

Усилия, предпринимаемые внешнеполитическим ведомством Беларуси по данному направлению во взаимодействии с другими ведомствами, следует рассматривать в контексте стратегического курса на диверсификацию поставок углеводородного сырья в Беларусь. Экономика государства не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Сейчас это слишком рискованно. Беларусь приступила к реализации поставок нефти из

Венесуэлы, что направлено на расширение закупок этого стратегически важного сырья у третьих стран, ослабление монопольной зависимости от России и загрузку белорусских нефтеперерабатывающих заводов.

Покупка венесуэльской нефти — это смелый геоэкономический и геополитический проект со стороны европейского государства, стремящегося укрепить свою энергетическую безопасность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...