Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции систем ожидания Мак Грегора




Теория «Икс» Теория «Игрек»
· - Типичный индивид негативно относится к труду и по мере возможности постарается избежать участия в работе. · - Типичный индивид не склонен принимать на себя ответственность, не амбициозен и, прежде всего, нуждается в безопасности. · - Участие людей в процессе труда осуществляется только под принуждением, под контролем. · - Труд так же естествен для человека, как игра или отдых. · - Человек не является прирожденным лентяем. Его негативное отношение к труду - результат приобретенного опыта. · - Решая поставленные задачи, работники будут самостоятельно регулировать свою деятельность и контролировать трудовой процесс. · - Заложенный в человеке потенциал позволяет сотрудникам в надлежащих условиях не только принимать на себя, но и искать дополнительную ответственность. Они обладают воображением, изобретательностью и творческими способностями.
· - В соответствии с логикой модели основная роль управленцев заключается в принуждении к труду и контроле за действиями работников. · - В соответствии с логикой модели основная роль управленцев заключается в развитии потенциальных способностей работников и в оказании помощи в их применении для решения общих задач.

Конечно, это несколько утрированные представления, но они все же дают возможность найти ответ на вопрос о том, почему в организации доминирует та или иная модель. Все данные говорят за то, что поведение подчиненных во многом определяется системой ожиданий руководителя, его убеждениями. Эти убеждения и описаны Мак Грегором. Очевидно, модели авторитарная и опеки базируются, скорее, на концепции «Икс», а поддержки и коллегиальная - на «Игрек».

Любая модель сама по себе ни хороша, ни плоха. Она либо адекватна условиям, в которых работает организация, либо нет. Однако надо знать, что существует теория «самосбывающихся пророчеств», которая гласит, что рано или поздно подчиненные начинают соответствовать ожиданиям руководителя.

В. Роль индивида в организации.

Знание о том, почему люди ведут себя так, а не иначе, становится основой успешного руководства. Многочисленные факторы формируют поведение работника, но их можно свести в две группы: это его личные характеристики и характеристики ситуации (его внешней среды). Не существует единственно верного универсального метода управления поведением в любой ситуации, поэтому менеджеры должны искать различные подходы для различных ситуаций.

Управление организациями в целом состоит из управления поведением отдельных людей и управления группами людей. Здесь мы сосредоточим внимание на управлении поведением отдельных людей, т.к. управление групповым поведением рассматривается в главе, посвященной командной работе.

Факторы (переменные), влияющие на индивидуальное поведение, можно представить следующим образом:

Внешняя среда:

Работа

Проектирование работы

Организационная структура

Политика и правила

Лидерство

Поощрения и санкции

Вне работы

Семья

Хозяйство

Досуг и увлечения

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...