Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по источникам составления.

Значение и функции бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс рассматривается с точки зрения теории (счетоведения) и с точки зрения практической деятельности (счетоводства)

С точки зрения теории – бухгалтерский баланс – это модель, заданная в системе бухгалтерского учета, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации.

Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйствующего субъек­та, включаемых в актив баланса, и юридических источников их формирования в виде заемного и собственного капитала, отражае­мых как пассив (обязательства) баланса на отчетную дату.

С точки зрения счетоводства - бухгалтерский баланс – это отчетная форма или бланк баланса и то, что в этом бланке указано и составляет содержание баланса.

Функции бухгалтерского баланса. 1) Самостоятельный бухгалтер­ский баланс является одним из признаков юридического лица, выпол­няет экономико-правовую функцию. Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета — имущественной обособленности хозяйствующего субъекта.

2) Бухгалтерский баланс служит основным источником информа­ции для обширного круга пользователей, поскольку он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, причастных к управ­лению, с имущественным состоянием организации.

3) Информиро­вание о степени предпринимательского риска, то есть из баланса получают ответ на вопрос — сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими ли­цами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения.

4) По бухгалтерскому балансу определяют финансовые результа­ты работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, на основании которых судят о способности руководителей сохранять и приумножать вве­ренные им материальные и денежные ресурсы.

19 Признаки классификации и виды ББ. В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. Классификация бухгалтерских балансов по следующим приз­накам: 1) срок составления; 2) источник составления; 3) объем информации; 4) характер деятельности; 5) объект отражения; 6) способ очистки.

по сро­кам составления) Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация устава). Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образо­ванных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистри­рованный в уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредите­лей по взносам в уставный капитал.

Во втором случае вступительный баланс может соответствовать заключитель­ному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса.

Текущие балансы. разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода пери­одически в течение всего времени функционирования предприятия и подраз­деляются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (ис­ходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода.

Санируемые балансы. Потребность в такой разновидности балансов воз­никает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (не в состоянии выплачивать долги) и необходимо опре­делиться: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активнос­ти) путем объявления о банкротстве или испытать последний шансубедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления саниру­емого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия иразрабатываются неоднократно:

на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предп­риятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется переда­точным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

по источникам составления.

Инвентарные балансы составляются только на основании инвентарной ве­домости имущества, средств в расчетах, обязательств.

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу поло­жены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объему информации

Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

Сводные (или консолидированные) балансы. Различают два вида сводных ба­лансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведом­ственным единичным предприятиям путем простого суммирования однои­менных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет груп­па (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компа­ниями. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосред­ственное управление их деятельностью.

По характеру деятельности К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия, зарегистрированная в его уставе. Все прочие виды де­ятельности считаются неосновными

По объекту отражения Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделен­ные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделе­ния предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).

По способу очистки балансы-брутто включают регулирующие статьи, а балансы-нетто – не включают их.

20 По своему строению бухгалтерский баланс — это два ряда чи­сел, итоги которых должны быть постоянно равны друг другу.

Любой бухгалтерский баланс представляет собой состояние имущественной массы как группировку разнородных видов иму­щества (материальных ценностей, находящихся в непосредствен­ном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновремен­но — как капитал, образованный волей определенных хозяйству­ющих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валю­те Российской Федерации. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки де­ятельности хозяйства.

Построение баланса начинается с создания его основы (балансо­вой таблицы), с определения главнейших его черт.

Бухгалтерский баланс в РФ содержит два раздела в активе, три – в пассиве:

1. Внеоборотные активы;

2. Оборотные активы;

3. Капитал и резервы;

4. Долгосрочные обязательства;

5. Краткосрочные обязательства.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса. В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности. В США, Великобритании принята схема построения баланса в порядке убывающей ликвидности в активе. Пассив баланса в РФ строится по возрастанию степени срочности возврата, в США, Великобритании – по убыванию.В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы отражаются в левой части баланса, а пассивы – в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами. Независимо от избранного варианта применятся уравнение:Активы = Обязательства + Собственный капитал.В Великобритании «Закон о компаниях» 1985 г. предусматривает обе формы построения баланса. Однако при расположении статей применяется уравнение:Активы – Обязательства = Капитал собственника.Форма и содержание отечественного баланса в настоящее время максимально приближены к применяемому в зарубежной практике. Отечественные балансы составляются по принципу «баланса-нетто», в соответствии с которым в итоговой сумме активов основные средства, доходные вложения в материальные ценности и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости. В отечественной и зарубежной практике активы отражаются в балансе по фактической себестоимости приобретения или возведения.

21 Актив ББ. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках денежной наличности.

Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные или основной капитал (I раздел) и текущие (оборотные) активы (II раздел).

Любая статья актива баланса позволяет получить следующую характеристику экономических ресурсов: в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина. Актив баланса содержит два раздела:

I. Внеоборотные активы;

II. Оборотные активы

В разделе I актива баланса “Внеоборотные активы” представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

В разделе II актива баланса “Оборотные активы” отражаются не текущие активы несколькими группами. В группе “Запасы” отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.

Вторую группу текущих активов представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа “Денежные средства” представлена статьями “Касса”, “Расчетные счета”, “Валютные счета”, “Прочие денежные средства”.

В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта

22 Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязано за них предприятие.Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. По степени принадлежности используемый капитал подразделяется на собственный (I раздел пассива) и заемный (II и III разделы пассива).Любая статья пассива баланса позволяет получить следующую характеристику источников образования экономических ресурсов: за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина. Пассив баланса состоит из трех разделов). Раздел III баланса представлен собственным капиталом, а в разделах IV и V отражается привлеченный капитал.В разделе III баланса “Капитал и резервы” самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток. Статьи раздела IV баланса “Долгосрочные обязательства” характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.Раздел V баланса “Краткосрочные обязательства” объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.

15 Оценочные обязательства. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена

Условия признания оценочного обязательства в отношении прошлого события хозяйственной жизни организации, не выполнявшиеся на одну отчетную дату, могут выполняться по состоянию на последующие отчетные даты, если вследствие изменений в законодательных и иных нормативных правовых актах и (или) действий организации и (или) других лиц у организации нет возможности избежать связанных с таким событием расчетов.

Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива.

По каждому признанному в бухгалтерском учете оценочному обязательству в бухгалтерской отчетности организацией раскрывается в случае существенности как минимум следующая информация:

а) величина, по которой оценочное обязательство отражено в бухгалтерском балансе организации, на начало и конец отчетного периода;

б) сумма оценочного обязательства, признанная в отчетном периоде;

в) сумма оценочного обязательства, списанная в счет отражения затрат или признания кредиторской задолженности в отчетном периоде;

г) списанная в отчетном периоде сумма оценочного обязательства в связи с ее избыточностью или прекращением выполнения условий признания оценочного обязательства;

д) увеличение величины оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости за отчетный период (проценты);

е) характер обязательства и ожидаемый срок его исполнения;

ж) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины оценочного обязательства;

з) ожидаемые суммы встречных требований или суммы требований к третьим лицам в возмещение расходов, которые организация понесет при исполнении обязательства, а также активы, признанные по таким требованиям в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

16 Порядок обобщения и взаимой сверки данных тек. анал-го и син-го учета. Полученные на счетах данные об оборотах и остатках хозяйственных средств и их источников используются для составления отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности. Поэтому они должны быть достоверными и правильными. В течение отчетного периода в учетных записях могут быть допущены ошибки различного характера: указана неправильная сумма, сделана запись только на одном счете, одна и та же запись отражена дважды и т.д. Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета, а также для принятия управленческих решений необходимо иметь обобщенные данные. Такое обобщение обычно проводится в конце месяца путем составления оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам.

Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в первой графе которой записываются наименования всех синтетических счетов, ведущихся на предприятии, а далее располагаются три пары колонок:

· остатки по счетам на начало отчетного периода;

· дебетовые и кредитовые обороты по счетам за отчетный период;

· остатки по счетам на конец отчетного периода или на начало следующего.

В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно соблюдаться три равенства:

1. Сальдо начальное по Дт = Сальдо начальное по Кт.

2. Сумма оборотов по Дт всех счетов = сумме оборотов по Кт всех счетов.

3. Сальдо конечное по Дт = сальдо конечное по Кт.

Отсутствие равенства итогов в графах говорит о том, что при записи на синтетических счетах или при подсчете допущены ошибки, которые необходимо выявить. Если не сходятся итоги начальных сальдо (гр.1 и гр.2), это свидетельствует о том, что неправильно записаны начальные сальдо из баланса. Если не сходятся итоги оборотов (гр.3 и гр.4), ошибку следует искать в нарушении принципа двойной записи (запись сделана только на одном счете или на счетах записана неодинаковая сумма). При правильном отражении начальных сальдо и соблюдении принципа двойной записи итоги гр.5 и 6 не совпадают только из-за неправильного подсчета сальдо на конец периода. Тождественность синтетического и аналитического учета определяется с помощью оборотных ведомостей по аналитическим счетам и взаимной сверки их с итогами соответствующих синтетических счетов. Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются для всех счетов группы, ведущихся внутри одного синтетического счета или субсчета.

В отличие от оборотной ведомости по синтетическим счетам итоги оборотов в оборотной ведомости по аналитическим счетам, как правило, не совпадают (они могут совпадать лишь случайно). Для проверки правильности ведения синтетического и аналитического учета следует сравнить конечные итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам с данными синтетического счета и оборотной ведомости по синтетическим счетам «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Равенство начального сальдо, оборотов по дебету и кредиту, конечного сальдо подтверждает тождественность синтетического и аналитического учета, что имеет большое значение для контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, состоянием расчетов с дебиторами и кредиторами.

Более подробные сведения об оборотах предприятия получают из шахматной оборотной ведомости. Шахматная оборотная ведомость обобщает данные об оборотах по счетам и служит для раскрытия их содержания и проверки правильности корреспонденции счетов. Сумма оборотов по дебету счетов должна всегда равняться сумме оборотов по кредиту счетов.

24 Взаимоувязка показателей ББ и др. форм отчетностей. Для отчетных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности характерна логическая и информационная взаимосвязь. Сущность логической связи состоит во взаимном дополнении отчетных форм, их разделов и статей. Отдельные наиболее важные статьи баланса детализируют в сопутствующих формах. Например, балансовую статью «Нематериальные активы» детализируют в разделе I приложения к балансу по форме № 5. Статью «Основные средства» расшифровывают в этом же приложении. Расшифровку других показателей баланса можно найти в других разделах формы № 5, Главной книге и журналах-ордерах Связь 1. Нераспределенную (чистую) прибыль приводят в бухгалтерском балансе (раздел III), отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отчете об изменениях капитала (раздел V). Кроме того, в форме № 2 показывают факторы, под влиянием которых сложился данный финансовый результат. Связь 2. Конечное сальдо отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств показывают в бухгалтерском балансе (разделы I и IV) и в отчете о прибылях и убытках. Связь 3. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения общей суммой отражают в бухгалтерском балансе (разделы I и II), а их расшифровку по видам вложений приводят в приложении к балансу по форме № 5 (в разделе «Финансовые вложения»). В справочном разделе формы № 5 эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации) показывают по рыночной стоимости. Связь 4. Дебиторскую задолженность по отдельным видам на начало и конец отчетного периода отражают в бухгалтерском балансе (раздел II), а подробная расшифровка ее статей представлена в форме № 5 (в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»). Связь 5. Кредиторскую задолженность по ее отдельным элементам на начало и конец отчетного периода приводят в бухгалтерском балансе (раздел V), а подробная расшифровка ее статей дана в форме № 5 (в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»). Связь 6. Капитал и резервы по их видам находят отражение в бухгалтерском балансе (раздел III), а их движение за отчетный период — в отчете об изменениях капитала (раздел I). В данном отчете (форма № 3) раскрывают факторы, повышающие и понижающие размер собственного капитала предприятия. Связь 7. Общую сумму резервного капитала на начало и конец отчетного периода приводят в бухгалтерском балансе (раздел III), а подробная расшифровка финансовых резервов по их видам представлена в отчете об изменениях капитала (раздел «Резервы»). Связь 8. Общая сумма доходных вложений в материальные ценности на начало и конец отчетного периода в бухгалтерском балансе (раздел I) аналогична сумме по данной статье, показанной в приложении к балансу по форме № 5 (раздел «Доходные вложения в материальные ценности»). В приложении к балансу дают расшифровку этой статьи и приводят амортизацию доходных вложений в материальные ценности.

17 ББ как классическое доказательство использования в БУ способа «Балансовое обобщение» Балансовое обобщение информации характеризуется двойственным характером отражения объектов, заключающимся в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах. Оно дает возможность устанавливать и анализировать соотношения между ресурсами и их источниками, производством продукции и ее распределением, между затратами на производство и ее выпуском, и поэтому широко применяется в учете и анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия решений.

Балансовое обобщение применяется не только непосредственно в бухгалтерском учете, но также и в национальной и международной статистике, государственном управлении, финансовом управлении на предприятиях и т.д.

Однако впервые балансовое обобщение информации было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние предприятия. В этом смысле бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества и капитала организации на начало и конец периода, исследовать динамику ключевых показателей ее деятельности. Баланс показывает пользователям бухгалтерской информации, как используются вложенные в данную организацию средства, может ли она выполнять взятые на себя обязательства, не угрожают ли ей финансовые затруднения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...