Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития выносливости у учащихся 13-14 лет.




Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в единстве с двигательными действиями. Следовательно, только используя разнообразные виды и элементы двигательной деятельности, систематически упражняясь в них, можно добиться желаемого развития способностей. В практике физического воспитания используют два основных пути развития физических способностей.

Первый путь сводится к попутному стимулированию способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, а также при дальнейшем варьировании и совершенствовании их в усложнённых условиях.

Второй путь характеризуется специальной организацией развития способностей, опираясь главным образом на использование усвоенных действий. Для этого, с одной стороны, широко используются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения, с другой – всегда в конечном счёте используются и основные для данной двигательной деятельности движения или их разновидности.

Упражнения расчётливо дозируются возрастающим количеством или продолжительностью повторений, ускорением темпа или повышением скорости движений, использованием отягощений и другими приёмами.

В среднем школьном возрасте ведущим становится второй путь развития физических качеств.

Так же при развитии физических качеств важно учитывать чувствительные (сенситивные) периоды. Для выносливости этот период приходится на 11-14 лет и совпадает со средним школьным возрастом. Но работать над этим качеством обязательно нужно начинать с младшего школьного возраста и в первую очередь развивать общую выносливость,т.е. повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах деятельности. В качестве главных средств развития общей выносливости должны использоваться естественные движения, связанные с относительно легко регулируемой, ритмичной, одновременной работой большей части мускулатуры. Это прежде всего бег в равномерном темпе, ускоренная ходьба, повторные прыжки в чередовании с ходьбой, а так же передвижение на лыжах. (14)

Исходя из этих данных, нами были составлены карты-комплексы для развития общей и специальной выносливости (23).

Наша методика предъявляла повышенные требования:

- к функциональному потенциалу ЦНС;

- к функциональному потенциалу опорно-двигательного аппарата;

- к функциональному потенциалу вегетативных функций

(сердечно-сосудистой, дыхательной);

- к наличию энергетических ресурсов в организме;

- к личностно-психологическим особенностям (типу ВНД,

свойствам темперамента, характеру, способности к волевым

усилиям);

- к уровню освоения техники двигательного действия.

С помощью наших тестов в начале и конце эксперимента мы измеряли такие свойства учащихся, как:

1. общая выносливость;

2. скоростная выносливость;

З. силовая выносливость;

4 статическая выносливость.

Наши карты-комплексы составлялись в соответствии с требованиями программы, возрастными возможностями организма подростка.

В разделе лёгкой атлетики использовались комплексы № 1-4 (сентябрь, май), в баскетболе № 3-4, в волейболе № 5-6, в гимнастике № 7-8, в лыжной подготовке № 9-10 (Например: карты-комплексы 1, 5, 7; полностью все карты-комплексы 1-10 приведены в приложении 1-10).

Карта-комплекс 1.

Применяемая в разделе лёгкой атлетики.

 

  Упражнение     Время выпол-нения (с)   Число повто-рений   Интер-вал отдыха между повто-рения-ми (с)   Число серий   Интер-вал отды-ха между серия-ми (с)   Харак-тер отдыха   Мето-ды орга-низа-ции уч-й дея-ти
1. Бег на ме-сте с высо-ким подни-маниием бедра в максималь-ном темпе     2-3   10-15     30-40   Ходь-ба, упраж-нения на дыха-ние и на рас-слаб-ление   Фронтальный
2. Бег 30 метров с высокого старта   -           Групповой
3. Подтяги-вание из положения виса   -   6-8   -       Групповой
4. В висе на переклади-не поднима-ние прямых ног до угла 90.   -   8-10   -       Групповой
5. Бег 150 метров (90% интен-сивности)   -   2-3   80-90     - Фронтальный

 

Карта-комплекс 5.

 

Применялась в разделе спортивных игр.

 

  Упражнение     Время выпол-нения (с)   Число повто-рений   Интер-вал отдыха между повто-рения-ми (с)   Число серий   Интер-вал отды-ха между серия-ми (с)   Харак-тер отдыха   Мето-ды орга-низа-ции уч-й дея-ти
1. Прыжки боком на двух ногах через гим-настичес-кую скамей-ку с прод-вижением вперёд     -   -     40-50   Ходь-ба, упраж-нения на дыха-ние и на рас-слаб-ление   Поточ-ный
2. Передача набивного мяча (2 кг.) из-за голо-вы сидя, ноги врозь по высокой траектории   -   13-15   2-3       Групповой  
3. Подним-ние прямых ног из поло-жения лёжа с зажатым между сто-пами бас-кетбольным мячом   -   10-12   2-3       Фронтальный
4. Подтяги-вание рука-ми лёжа на спине на наклонной скамейке   -   2-3       - Поточ-ный
5. Челноч-ный бег с ведением баскетболь-ного мяча 10*10 м.   -     50-60     - Групповой

 

Карта – комплекс 7.

Применялась в разделе гимнастики.

 

  Упражнение     Время выпол-нения (с)   Число повто-рений   Интер-вал отдыха между повто-рения-ми (с)   Число серий   Интер-вал отды-ха между серия-ми (с)   Харак-тер отдыха   Мето-ды орга-низа-ции уч-й дея-ти
1. Лазание по канату   -         -   Ходь-ба, упраж-нения на дыха-ние и на рас-слаб-ление   Поточ-ный
2. Из виса подъём переворо-том в упор   -   3-5       -     60-90 Инди-виду-альный  
3. Сгибание и разгиба-ние рук в упоре на брусьях   -   8-10   -       Групповой
4. Прыжки на скакалке в среднем темпе   -     -     Фронтальный  
5. Бег в среднем темпе   3,5-4 мин   -   -     - Фронтальный  

Данные карты-комплексы применялись в конце основной части урока. Для этого использовались следующие методы организации учащихся на уроке:

* фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися;

* поточный – выполнение упражнения по очереди друг за другом беспрерывным потоком;

* посменный – все учащиеся в группе распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнений;

*групповой – учащиеся распределяются на группы, каждая по заданию учителя занимается самостоятельно;

* индивидуальный – каждый учащийся выполняет упражнение.;

* широко применялся метод индивидуално-круговой тренировки, он предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывнрй или интервальной работы (34, 22).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...