Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм развернутого анализа учебника

 

План анализа Объекты и уровни оценивания Макс.балл Балл Примеры из учебника (страницы)

 

1.   2.     Нормативные оценки 1.1.Адресат учебника Авторы. Название учебника и курса (Всеобщей, российской, региональной истории…) ……………………………………………………………. …………………………………………………………….Характер курса (пропедевтический, элементарный, систематический, интегрированный и др.) ……………………………………………………………. Количество часов (тип ОУ, класс, уровень - базовый, углубленный)………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………… Хронологические рамки изучаемого материала……… ……………………………………………………………   1.2. Соблюдение полиграфических норм     Построение учебника   2.1. Методологическая основа построения содержания (цивилизационная, формационная, стадиальная, комплексная, проблемная, др. вариант)     2.2. Структурирование материала   2.3. Системность в отборе смысловых единиц знаний, соотношение фактического и теоретического материала   2.4. Наличие и соотношение различных компонентов исторических знаний (экономика, политика, социальные отношения, культура и др.), системность в их предъявлении   · Наличие грифа, рекомендующего (допускающего) к печати и использованию в РФ, регионе · Соответствие программе курса, учебному плану · Соответствие обязательному минимуму содержания образования · Наличие системы учебников, обеспечивающих изучение курса в целом · Наличие учебно-методического комплекса к учебнику: книга, рекомендации для учителя другие пособия и средства обучения (рабочая тетрадь, хрестоматия, сборник заданий, книга для чтения, наглядность и др.)   · Четкость шрифта, качество бумаги · Выделение основного, дополнительного и пояснительного материала (курсив, петит, цвет, условные знаки-символы, рубрики) · Выделение опорных знаний (дат, понятий, терминов) · Рациональное расположение материала на странице, форзаце, нахзаце книги · Отсутствие опечаток и т.п. · Качество выполнения иллюстраций   ………………………….. · Четко проявляется · в отдельных вопросах · отсутствие   · Деление на главы, параграфы, пункты · Выделение информационного, вспомога-тельного и методического блоков · Выделенеие обязательного и вариативного материала   · Теоретические положения, ведущие идеи курса · Понятия (всеобщие, общие, особенные, частные) · Отбор фактического материала (единичные факты, события, явления, процессы) · Отбор персоналий   · Присутствует · частично · отсутствует               по 1                                          
3. Педагогическая оценка   3.1. Научность, степень объективности и достоверности изложения материала, его соответствие современному уровню развития науки     3.2. Системный подход к отбору содержания, целостность замысла   3.3. Реализация принципа историзма     3.4. Доступность     3.5. Наглядность представленной информации   3.6. Отражение межпредметных связей   · Соответствие современным взглядам на содержание образования · Соответствие современной педагогической теории · Соответствие современному уровню развития исторической науки · Отсутствие теоретических, фактических ошибок · Корректность формулировок     · учебника в целом · лишь отдельных тем   · Достаточно полно · частично · отсутствие   · Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика · Увлекательность изложения · Академический стиль изложения   · Наличие изобразительных и условно-графических видов иллюстративного мате-риала (репродукции, модели, схемы, фото, карты и др.) · Характер информации в пояснительных текстах к иллюстрациям (название изображения, вид, основная идея и др.) · Взаимосвязь основного текста и иллюстративного материала   · С каждым учебным предметом                     до 2     до 2     по 1    
4. Методический аппарат учебника   4.1. Наличие содержания, ориентированного на дифференциацию обучения (разноуровневость текста)     4.2. Реализация развивающего потенциала пред-лагаемого материала (обеспечение условий организации учебной деятельности ученика, развития его познавательных способностей и потребностей, культуры труда)     4.3. Формирование приемов умственной деятельности ученика   4.4. Приемы изложения основного материала     4.5. Формирование мотивационной сферы ученика   4.6. Наличие преемственных связей   4.7. Возможность использования пособия в различных методических системах и технологиях     · Систематически · в отдельных темах · отсутствие   · Разноуровневость заданий (репродук-тивные, частично-поисковые, поисковые) · Различные виды вопросов и заданий (опережающие, повторительно-обобщающие, для самоконтроля, по работе с документами, с иллюстрациями и др.) · Расположение заданий, вопросов (в начале темы, параграфа; внутри основного текста; после основного материала; к иллюстрациям; к документам) · Возможность организации самостоятельной работы школьника (наличие инструктажа, памяток, пояснений, тематических указателей, словарей, оглавления, библиографии и т.п.) · Наличие и разнообразие дополнительного материала (первоисточники, фрагменты научной, художественной литературы, таблицы, биографические справки и т.д.)   · Использование общеучебных методов познания (анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обоб-щения, выделение главного и др.)   · Наличие вступлений, обобщений (резюме), заключений · Использование приемов повествования, объяснения, образного описания, проблемного, обобщающего изложения и др.   · Понимание самоценности образования · Целей изучения предмета, темы   · Межкурсовых · Внутрикурсовых   · Ориентация на конкретную технологию, систему обучения · Универсальность         по 1     по 1     по 1     по 1     по 1       по 1     по 1                
5. Уровень реализации воспитательных и мировоззренческих функций 5.1. Разнообразные направления воспитания   5.2. Наличие содержания, ориентированного на основные мировоззренческие положения, ценностные ориентиры   5.3. Предоставление возможности учащимся сформировать собственное отношение к излагаемому материалу, сделать свои выводы и т.д. · Патриотическое, социально-политическое, трудовое,экологическое, нравственное, этическое, эстетическое и др.   · Раскрываются · только декларируются · отсутствуют   · Систематически · в отдельных темах · отсутствует     по 1        
6. Выводы о возможности использования данного учебника Соответствие учебника по структуре и содержанию школьным программам (в качестве основного, дополнительного, факультативного пособия); Основному минимуму содержания; возрастным возможностям учащихся. Основные направления повышения эффективности использования данного пособия, пути коррекции структуры и содержания учебника (при необходимости). Пути использования методического аппарата. ИТОГО:   ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..   ~ 155   ………  

 

…………………………………………………………………….

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...