Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство к лабораторной работе №8




«Изучение способа интерпретации результатов эгоскопических методик исследования (на примере теста Томаса)»

1. Цель работы: изучение способа интерпретации результатов эгоскопических методик на примере теста стиля поведения в конфликтной ситуации Томаса.

Задачи

1. Изучить способ интерпретации пиктополиграфических результатов эгоскопических методик.

2. Приобрести практические навыки интерпретации пиктополиграфических результатов эгоскопических методик.

Теоретическое введение

Для использования комплекса «Эгоскоп» в практической деятельности необходимо знание используемых психологических методик и опыт интерпритации пиктополиграфических данных. Данная лабораторная работа направленна на получения опыта интерпретации данных на примере методики Томаса, реализованной в комплексе «Эгоскоп».

Методика американского социального психолога К.Томаса (1973) предназначена для определения типических способов реагирования на конфликтные ситуации [5]. С ее помощью можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе. Склонен ли он стремиться к компромиссам и избегать конфликтов или, наоборот, идет на их обострение. Впервые эта методика была адаптирована и применена в России Н.В. Гришиной в ее кандидатской диссертации [6].

Тест Томаса строится на основе двумерной модели поведения человека в конфликтных ситуациях, измерениями которой являются напористость и кооперация. Шкала напористости отражает степень важности для человека достижения своих целей в совместной работе, а шкала кооперации показывает важность для человека интересов других участников совместной деятельности. В соответствии с этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы поведения человека в конфликтной ситуации (рис. 12):

1. Конкуренция (соревнование) – соперничество, основанное на стремлении личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц; при таком поведении только одна из сторон, участвующих в конфликте, оказывается в выигрыше.

2. Приспособление – противовес конкуренции, готовность человека ради другого пожертвовать своими интересами, вследствие чего он оказывается в проигрыше.

3. Компромисс – готовность к взаимным уступкам. В этом случае обе стороны отказываются от части своих интересов для достижения определенных общих целей.

4. Избегание – отсутствие стремления, как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей. При таком поведении ни одна из сторон не достигает успеха.

5. Сотрудничество – кооперация, основанная на полном удовлетворении интересов всех участников конфликта. В этом случае обе стороны оказываются в выигрыше.

 

Рис. 12. Типы поведения в конфликтной ситуации в методике Томаса

В тесте описывается каждый из пяти перечисленных вариантов двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Каждый ответ оценивается в 1 балл, который присваивается выбранному смысловому кластеру. Результаты теста представлены в виде диаграммы, каждый столбик соответствует одному из пяти вариантов поведения.

Инструкция и таблица со сформированными предъявляемыми парами утверждений приведена в приложении 1.

Используемое оборудование

Для проведения исследования используется комплекс «Эгоскоп» и набор электродов (табл. 1). При необходимости следует использовать комплект дополнительных датчиков.

Порядок интерпритации пиктополиграфических результатов эгоскопических методик

Общие положения

После проведения методики на комплексе «Эгоскоп» результаты исследования сохраняются в заранее определенную директорию на жестком диске ПК. Полученные результаты исследования представляют собой:

1) стандартные бальные значения прохождения теста, диаграммы и краткую (автоматически сформированную) интерпретацию полученных тестовых баллов;

2) профиль смысло-эмоциональной значимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...