Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы становления современного российского государства

Становление новой Росссийской государственности в 1993 -2009 гг.

 

Этапы становления современного российского государства

Исследователи выделяют различные этапы в становлении современного российского государства. Так, О.Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. – август 1991 г.); революционный (август 1991 г. – август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. – декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.).[1]

В.Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. - и один незавершенный (начался с приходом к власти В.Путина).[2]

В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.).

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулиро­вания экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, созда­ние институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих бан­ков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответст­вующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддерж­ку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвиже­ние реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечи­вая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзор­ность намерений реформаторов ограничить вмешательство госу­дарства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций дирек­тивного управления и непосредственного контроля за деятель­ностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровож­давшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновени­ем номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим ин­тересам.

Не сбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором экономических отношений в стране станет «само­развивающийся» рынок. Напротив, в течение этого периода уси­лилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственно­сти, не имея возможности собирать налоги в размере, необходи­мом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

Этот кризис проявился в неспо­собности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние вла­сти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности орга­нов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей пре­ступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в пер­манентных кризисах правительства; в падении внешнеполити­ческого престижа и влияния российского государства; в неопре­деленности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта.

К осени 1998 г. выявились пороки выбранной модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе совре­менных российских реформ. Мнение об оздоровлении государства и усилении его роли разделяли основные политические силы страны в широ­ком спектре: от «правого» центра до национал-патриотических сил.

Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, за­явивший о необходимости корректировки курса реформ.

Основная цель этой корректировки - повысить роль государ­ства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к методам жесткого госу­дарственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необ­ходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неиз­бежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили сущест­венную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику разви­тия современных государств. Эта логика оценивалась ими в поняти­ях «уменьшение - возрастание» роли госу­дарства, тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло мето­ды и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».
Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2—3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

 

 

Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, президент Б. Н. Ельцин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести». В марте 1992 г. подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между входящими в состав РФ субъектами (республиками, краями областями, округами). Договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ. Не подписали договор Татарстан (присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия) и Чечня. Договор стал первым крупным шагом конституционной реформы России.
В 1992 г. правительством во главе с Е. Т. Гайдаром начала осуществляться экономическая реформа, основанная на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии предпринимательства. Эти меры привели к значительному ухудшению уровня жизни, обострили обстановку в стране. В результате в декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов выразил недоверие правительству Е. Т. Гайдара и сформировал новое правительство во главе с В. С. Черномырдиным.
События 1993 г.
Еще более обострилась обстановка на VIII съезде народных депутатов в марте 1993 г. В стране сложилось своеобразное двоевластие: в оппозиции к главе исполнительной ветви власти Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину выступили глава законодательной ветви власти председатель Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой, поддержанные частью депутатов Верховного Совета. Летом Конституционной комиссией был разработан проект новой Конституции, но это не ослабило напряженность в стране.
К началу осени 1993 г. противоборство двух ветвей власти достигло кульминации. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин своим указом приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Одновременной из-под пера президента вышел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Эти меры вызвали незамедлительную реакцию Верховного Совета. Своим постановлением от 22 сентября 1993 г. он признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции Российской Федерации. В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады, а 3 октября предпринята попытка овладеть Останкинским телецентром. В ответ на действия оппозиции президент объявил военное положение, и в город были введены войска. 4 октября войска стали прицельно расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сотен человек были убиты, многие ранены. Руководители оппозиции арестованы. Двоевластие ликвидировано, но социально-политическая и экономическая обстановка оставалась сложной.
Принятие Конституции 1993 г.
Основным политическим итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание и одновременно референдум по принятию новой Конституции, которая была одобрена большинством населения страны. Конституция существенно увеличивала полномочия президента, Россия становилась президентско-парламентской (смешанной) республикой. Президент получил право формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом выступал двухпалатный парламент – Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представлявшего субъекты Федерации, и Государственной Думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам. Судебная ветвь власти согласно Конституции представлена Конституционным судом и судами общей инстанции. В компетенцию Конституционного суда входит толкование Конституции и осуществление контроля за ее исполнением.
Переход к рыночной экономике
К 1992 г. необходимость перехода к рыночной экономике стала очевидной. Повседневными явлениями стали дефицит (нехватка) товаров, пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Руководство России во главе с Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию – достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Идеологом и основным проводником стал Е. Т. Гайдар. В «команду» Гайдара входили так называемые «молодые реформаторы» – А. Шохин, А. Чубайс, а также Г. Бурбулис, один из лидеров партии «Демократическая Россия». Новый экономический курс получил название «шоковая терапия». Ее суть состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ в Польше. С января 1992 г. цены освобождались от государственного регулирования (либерализация цен), уменьшалась расходная часть бюджета, отменялось государственное дотирование (финансирование) убыточных отраслей и регионов, предприятия переводились на полное самообеспечение.
В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика освобождения внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров и свободной конвертации (обмена рубля на валюту других стран). Последствия проведенных мер оказались очень противоречивыми. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило власти весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты занятым в государственном секторе экономики. При дефиците товаров и кризисном состоянии экономики в целом начался безудержный рост инфляции (гиперинфляция).
Другим направлением экономической реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель комитета по управлению имуществом А. Б. Чубайс. Приватизация проводилась в два этапа. На первом – 1992–1993 гг. – объявлялось о безвозмездной передаче всем гражданам России части государственной собственности путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Однако на деле в условиях обнищания и экономической безграмотности населения ваучеризация привела к распродаже за бесценок предприятий и целых отраслей. Приватизация привела по существу к деиндустриализации России. В наибольшей мере спад производства затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные формы. Также произошел глубокий социальный раскол общества. Лишь 5 % населения получили собственность и экономическую власть.
Заслугой нового правительства во главе с В. С. Черномырдиным стало постепенное подавление гиперинфляции. Однако достигнуто это было в значительной мере за счет постоянных задержек выплаты заработной платы трудящимся и военнослужащим.
Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России
Политическое развитие. С конца 1994 г. общественно-политическую жизнь в стране все больше определяла борьба партий и блоков за голоса избирателей на выборах в Государственную Думу. Они состоялись в декабре 1995 г. Пятипроцентный барьер, необходимый для получения мест в Думе, преодолели КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (лидер В. В. Жириновский), новый правительственный блок «Наш дом – Россия» (лидер В. С. Черномырдин), «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский). Согласно Конституции РФ выборы в верхнюю палату Федерального собрания – Совет Федерации – не проводились. Ее депутатами стали главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
В мае 1996 г. началась новая политическая кампания – выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгановым. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали около 55 % общего числа избирателей. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.
На заключительном этапе президентства Ельцина вновь обострились политическая и экономическая обстановка. В июне 1998 г. в отставку было отправлено правительство В. С. Черномырдина. Новым премьер-министром стал С. В. Кириенко. Правительство приступило к подготовке антикризисной программы, но это не спасло положения. 17 августа 1998 г. премьер-министр объявил о дефолте, т. е. правительство признавалось в неспособности рассчитываться по обязательствам государства как перед западными кредиторами, так и гражданами России. Счета частных банков замораживались, рубль девальвировался (обесценивался). Кризис привел к новому спаду промышленного производства, резкому росту инфляции, очередному падению уровня жизни населения. Кризис также отрицательно повлиял на демографическую ситуацию в стране: к середине 1999 г. численность населения упала до 146 млн человек, сократившись за десятилетие на 2 млн человек.
Кризис политической власти проявлялся в частой смене председателей правительства: после Кириенко этот пост занимали Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Однако смена лидеров не меняла положение в стране.
В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В них участвовали 26 партий, движений и избирательных блоков самого широкого политического спектра. В результате выборов в Думу прошли КПРФ, блок «Единство» (лидер – глава Министерства по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу), «Отечество – Вся Россия» (лидеры экс-премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (СПС) (лидеры С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада), «Блок Жириновского», «Яблоко». Остальные партии и блоки не преодолели пятипроцентного барьера.
31 декабря 1999 г. о своем досрочном (срок президентских полномочий в России составлял 4 года) уходе в отставку объявил Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах в марте 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ (на первый срок). В 2000 г. для совершенствования механизма управления страной были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный). В каждый из округов президентом был назначен его представитель, который призван был согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции.
Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.) Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили свое существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Эта партия в дальнейшем стала главной опорой в продолжении политических и экономических преобразований.
В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. Подавляющая часть депутатских мест принадлежала представителям партии «Единая Россия» (350). Также места получили КПРФ, ЛДПР, блок «Родина». Представители правых оппозиционных партий («Яблоко», СПС) в Думу не прошли, так как не набрали необходимого числа голосов избирателей и не преодолели пятипроцентный барьер. Председателем Думы стал лидер партии «Единая Россия» Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации, председателем Совета Федерации – С. М. Миронов.
В марте 2004 г. состоялись очередные выборы Президента страны. Набрав около 71 % голосов, В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. Новым главой правительства, еще до выборов, был утвержден М. Е. Фрадков. Было продолжено укрепление вертикали власти. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их парламентами субъектов Федерации по представлению президента. Также был принят закон о выборах в Государственную Думу, изменявший избирательную систему, по которой должно было проводиться голосование в Думу в 2007 г. Состоялся переход от смешанной избирательной системы (половина состава Думы формировалась по партийным спискам, половина – от избирательных округов) к пропорциональной системе – все депутаты избираются по партийным спискам. Одновременно до 7 % был увеличен порог, «перешагнув» который партия получала право на места в Госдуме. В 2005 г. произошло создание Общественной палаты – совещательного органа, призванного содействовать диалогу власти и общества.
В 2007 г., в преддверии выборов в V Государственную Думу, после объединения Партии жизни, Партии пенсионеров и «Родины» возникла левоцентристская партия «Справедливая Россия», возглавляемая С. М. Мироновым. Она выступает за усиление социальной направленности экономической политики. На выборах 2007 г. в Государственную Думу наибольшее число голосов вновь получила партия «Единая Россия». Кроме нее места в парламенте получили КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».
На выборах Президента РФ в 2008 г. большинство голосов получил Д. А. Медведев. Пост председателя правительства занял В. В. Путин, ставший лидером партии «Единая Россия».
В конце 2008 г. внесены поправки в Конституцию РФ об изменении срока полномочий Президента РФ (до 6 лет) и Госдумы (5 лет).
Экономическое развитие. В 1992–1995 гг. происходило падение уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. К 1996 г. общий объем производства сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддерживать экономику и социальную устойчивость в стране. Финансовый кризис августа 1998 г. (дефолт) имел разрушительные последствия для экономики, но в то же время и некоторые положительные последствия. Сократился из-за дороговизны ввоз зарубежных промышленных и продовольственных товаров, что способствовало развитию отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором в конце 1990-х гг. стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть. Начался медленный подъем производства.

Главными экономическими задачами, начиная с 2000 г., стали быстрое повышение темпов экономического развития и на этой основе повышение уровня жизни населения. Удалось погасить большую часть внешней задолженности СССР и России. Подчеркивалась необходимость активизации усилий государства для создания (с привлечением капиталов частного бизнеса) технопарков (технополисов), где будет концентрироваться разработка высоких технологий. Особое внимание решено уделить развитию нанотехнологий. Возникло понимание того, что Россия не должна зависеть от перепадов цен на невосполняемые природные ресурсы – энергоносители и сырье, пока являющиеся основным продуктом ее экспорта.
Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. В настоящее время серьезной социально-экономической проблемой остается 10—15-кратный разрыв в уровне доходов между бедными и богатыми. Значительная часть россиян живут ниже уровня бедности. Средняя продолжительность жизни в России по-прежнему меньше, чем в развитых странах. Численность населения России продолжает сокращаться, однако темпы сокращения в 2007–2008 гг. несколько замедлились.
В 2005 г. начато осуществление четырех национальных проектов в социально значимых областях: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство».
Национальное развитие. После распада СССР один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики. С руководством самопровозглашенной республикой Ичкерия (Чечня), которое не подписало Федеративный договор, у федерального руководства сложились специфические отношения. Ичкерия настойчиво стремилась к выходу из состава России. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало первому этапу войны в Чечне, завершившемуся в конце 1996 г. подписанием в г. Хасавюрте (Чечня) соглашения о мире. Соглашение предусматривало вывод федеральных Вооруженных сил из Чечни и проведение в Республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских устремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась напряженной и взрывоопасной.
Осень 1999 г. ознаменовалась новым обострением положения вокруг Чечни. Начался второй этап чеченской войны. В сентябре 1999 г. в ряде городов России, в том числе и Москве, были совершены террористические акты, унесшие жизни нескольких сот человек. Ответные меры правительства носили жесткий и решительный характер. В конце января 2000 г. была взята столица Чечни город Грозный, после чего военные действия перенеслись в горы. К концу 2000 г. под контролем федеральных сил находились все населенные пункты Чеченской Республики. Успех и решительность боевых действий привели к росту популярности президента Путина. В Чеченской Республике была создана гражданская администрация, возглавляемая А. А. Кадыровым, бывшим муфтием (духовным лидером) Чечни. В марте 2003 г. на референдуме в Чеченской Республике была принята новая Конституция, согласно которой Чечня является неотъемлемой частью Российской Федерации. Президентом Чеченской Республики стал А. А. Кадыров (с 2007 г. – Р. А. Кадыров).
Культурное развитие. Социально-экономические изменения вызвали перемены в области образования. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты. Сеть негосударственных вузов составила около 28 % от общего числа вузов. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Недостаточность финансирования, нехватка квалифицированных кадров в образовательных учреждениях приводили к падению качества учебной подготовки.
Значительные трудности переживала отечественная наука. Возникла острая нехватка финансов, ослабла материально-техническая база научных учреждений, что заставило многих ученых покинуть страну и продолжать работу за рубежом («утечка мозгов»). Однако отечественные научные исследования не прекратились, в частности в области космоса.
С конца 1990-х гг. положение дел в науке стало меняться к лучшему. Началась модернизация материально-технической базы исследований, увеличились государственные ассигнования на нужды всех отраслей науки. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали Ж. С. Алферов (2000 г. – за фундаментальные исследования в сфере информационных и коммуникационных технологий, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи), А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург (2003 г. – за работы в области квантовой физики).
В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. В условиях рыночной экономики динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, часто не лучшего художественного качества. Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Появились отечественные сериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы, детективная литература, рекламные ролики. Частное предпринимательство занимало прочные позиции в сфере досуга, развлечений, производстве и тиражировании аудивизуальной и печатной продукции.
Ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. В 1997 г. по инициативе выдающегося российского ученого Д. С. Лихачева был создан телеканал «Культура». Повысилось внимание к культуре и традициям различных религиозных концессий. Верующим возвращались православные храмы и многие мечети.
В литературе расширилось многообразие направлений и жанров. Продолжателями реалистических традиций оставались Б. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ч. Т. Айтматов, Ю. М. Поляков и др. Массовыми тиражами издавались произведения А. И. Солженицына, в 1994 г. вернувшегося в Россию. В русле постмодернизма создавали свои произведения В. Пелевин, В. Пьяцух, Вен. Ерофеев. Широкой популярностью пользовались «бытийные» романы Л. Е. Улицкой.
На современную драматургию и классический репертуар ориентировались известные театральные режиссеры Г. Б. Волчек (московский театр «Современник»), М. А. Захаров (московский театр «Ленком»), О. П. Табаков (МХТ им. А. П. Чехова и «Табакерка»). Современные авангардные течения получили распространение в театральном искусстве (режиссеры П. Н. Фоменко, Р. Г. Виктюк, Л. П. Додин, А. А. Житинкин) и в музыке (композиторы Э. В. Денисов, А. П. Шнитке, С. А. Губайдуллина). Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. Горина, Н. Коляды, Е. Гришковца. Получили мировую известность музыканты Ю. А. Башмет, М. В. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев. В России и за рубежом работали лучшие отечественные дирижеры – Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, В. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев, В. Спиваков.
На рубеже столетий динамично развивается кинематограф. Успехом у зрителя пользуются фильмы «Остров» (режиссер П. С. Лунгин), «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» (режиссер Н. С. Михалков), «Брат» и «Брат-2» (в главной роли – С. Бодров-мл.), «Возвращение» (режиссер – С. Звягинцев). Известность получили разные по жанрам работы режиссера А. В. Рогожкина – фильмы «Особенности национальной рыбалки», «Блокпост», «Кукушка».
В художественном творчестве широкую известность получили произведения скульпторов З. К. Церетели, О. К. Комова, В. М. Клыкова и др., живописцев И. С. Глазунова, А. М. Шилова.
Художественному творчеству представителей новых направлений в искусстве (постмодернистам) присущи особенности: смешение художественны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...