Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовании систем управления




Одним из наиболее важных этапов экспертизы, самым первым этапом ее проведения является выбор группы экспертов - из своей организации или «со стороны».

Выдвижение специалистов в состав экспертной группы может производиться коллективами подразделений организации путем открытого или тайного голосования, что позволяет отобрать экспертов, пользующихся общим доверием.

В случае же приглашения специалистов «со стороны» процедура их отбора существенно усложняется. Применяют четыре основных метода отбора экспертов: на основании самооценки, оценки результатов прошлой деятельности кандидатов в эксперты, определения их компетентности и, наконец, отбор группой каждого кандидата.

В экономических и социологических исследованиях важную роль играет предпочтение, включающее такие понятия, как «выбор», «полезность», «вероятность». Для определения перечисленных понятий используются различные, в том числе и экспертные оценки.

Все виды оценок имеют четыре компонента: субъект, предмет, характер и основание. Итоговая оценка имеет два компонента: ощущения эксперта и сама модель или отдельные ее свойства.

По своему характеру оценки разделяются на абсолютные и сравнительные.

В экспертном оценивании в равной мере имеют место как абсолютные, так и сравнительные оценки. Абсолютные оценки могут, например, использоваться при оценивании объекта возможного социологического исследования (хороший - плохой), сравнительные - для выбора (например, одной из предложенных альтернатив).

Использование таких понятий как «хороший», «плохой», «лучше», «хуже» - подразумевает существование для оцениваемых объектов определенных образцов, стандартов, которые облегчают оценивание.

Оценивание же объектов в социологическом исследовании бывает затруднено как раз из-за отсутствия для них точных стандартов.

Под основанием оценки понимаются позиция субъекта или доводы, которые склоняют его к определенному предпочтению. Основания чаще всего не находят явного выражения, более того, субъект иногда не может даже себе объяснить, почему он пред­почел тот или иной предмет. В экспертном оценивании могут быть получены различные оценки, имеющие один предмет, но разные основания. Так, деятельность химического комбината может быть оценена высоко с позиции важности его продукции для народ­ного хозяйства и очень низко - с позиции охраны окружающей среды.

Экспертные оценки, применяемые в социологическом иссле­довании, генерируются на основании сравнения исследуемых объектов либо между собой, либо с определенным эталоном. Сложность структуры социальных объектов обусловливает необ­ходимость проведения предварительного качественного анализа с целью выделения наиболее характерных свойств исследуемого объекта, соответствующих предварительной гипотезе исследова­ния. Этап качественного анализа представляется важным, поскольку от того, насколько удачно выделены свойства (признаки) изучаемого объекта, зависит возможность их измерения.

Признаки социальных объектов можно приблизительно разде­лить на два типа:

1) количественные признаки, измеряемые с помо­щью известных эталонов (так, в рублях оцениваются затраты на внедрение нововведений, заработная плата людей);

2) качествен­ные признаки, выделение и измерение которых в экспертном оце­нивании может быть связано с определенными трудностями, по­скольку качественные характеристики объектов не имеют установ­ленных эталонов измерения, их приходится конструировать самим исследователям в соответствии со структурой самого объекта и согласно гипотезе исследования.

Иногда для проведения экспертного оценивания достаточно выделить определенные характеристики объекта и дать им вер­бальную (словесную) качественную оценку. Такого рода экспертную оценку можно получить методом «мозгового штурма» либо во время дис­куссии или совещания, когда эксперты должны оценить несколько предложенных гипотез, вариантов развития, сложившуюся соци­альную ситуацию. Вербальные качественные экспертные оценки используются на начальном этапе исследования при выделении ха­рактерных особенностей социального объекта.

Одна из особенностей процесса генерации качественных оце­нок - ограничение числа экспертов, участвующих в опросе; вто­рая особенность - сравнительная ограниченность дальнейшей об­работки качественных оценок. Являясь входными данными для аппарата теории группового выбора, качественные оценки вместе с тем исключают использование статистического анализа.

Для оценивания качественных характеристик необходимо найти способ определения меры интенсивности выражения свойства социального объекта, т.е. получить количественное выражение качественной оценки.

С этой целью конструируется специальный эталон измерения (шкала), который должен удовлетворять следующим основным требованиям:

1) измерять те свойства и характеристики, которые планируются для измерения, не смешивая их с другими - принцип обоснования измерения;

2) повторные измерения объекта должны давать те же результаты, что и предыдущие - требование устойчивости шкалы;

3) степень выраженности свойства или признака долж­на быть хорошо различима - требование точности шкалы.

Наиболее часто используются в экспертном оценивании социальных объектов шкала интервалов и шкала порядка.

Шкала интервалов применяется для отображения величины различия между свойствами объектов и представляет собой полностью упорядоченный числовой ряд с измеренными интервалами между пунктами. Основное свойство шкалы интервалов - paвенство интервалов. Интервальная шкала может иметь произвольные точки отсчета и масштаб.

Шкала порядка применяется для упорядочения объектов по одному или совокупности признаков по принципу «лучше»; «хуже»; «меньше, чем»; «больше, чем». Принято говорить, что упо­рядоченные элементы ранжированы. Числа в шкале порядка от­ражают только порядок следования объектов и не дают возможности определить, насколько один объект предпочтительнее другого.

Использование шкалы интервалов и шкалы порядка в качестве эталонов делает возможным балльное оценивание и ранжирование социальных объектов.

Достоверность экспертного оценивания проблем зависит от компетентности, креативности, аналитичности и широты мышления экспертов.

В социологических исследованиях проблемы, имеющие недостаточный информационный потенциал, обладающие многовариантностью и неоднозначностью, встречаются достаточно часто. В исследовании подобного рода проблем применяются вероятно­стные экспертные оценки, достоверность которых зависит от опыта и эрудиции эксперта, его одаренности, наличия чувства перс­пективы в развитии проблемы, интуиции.

Метод «сценариев»

Метод «сценариев» - один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в бу­дущем на основе сложившейся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследо­вания.

Метод «сценариев» - это совокупность приемов изящного изложения процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управленческих. С помощью этого метода осуще­ствляется набор прогнозов по каждому рассматриваемо­му решению, по возможным положительным и отрицательным последствиям. При составлении сценария должна быть решена задача, связанная с установлением логической последовательности событий, чтобы было видно, как происходит переход системы из предыдущего состояния в последующее. При этом эксперт должен отбирать толь­ко относящуюся к конкретной ситуации информацию с учетом объективных закономерностей развития. Необхо­димо показать, какими возможностями располагает каж­дое «действующее лицо» для управления ходом процесса, перечислить возможные варианты развития. Составление сценария с учетом этих требований - трудная задача.

Сценарий - это попытка подробно описать последо­вательность событий, с определенной вероятностью ве­дущих к конечному состоянию, или учесть возможные последствия производимого выбора. Сценарии представ­ляют собой качественные описания, хотя и достаточно детализированные. Их основное достоинство - они по­зволяют объединить анализ множества факторов. Назна­чение «сценарного метода» - обеспечение научно обосно­ванными прогнозами принятие решений в конкретных областях управленческой деятельности.

Структура сценария состоит из содержательной и количественной частей. Они напоминают литературные сценарии с прологом (история развития объекта), основ­ной частью (ситуация, требующая разработки решения, цель решения, конфликт между участниками) и эпило­гом (решения и возможные последствия). В содержатель­ном плане сценарий представляет собой практическую реализацию принципа последовательного разрешения неопределенности. Все процедуры метода основаны на сочетании содержательного логико-эвристического ана­лиза и формальных методов исследований.

Процесс разработки сценария реализует следующие функции: описательную, объяснительную и предсказа­тельную. Сценарий позволяет определить возможные тра­ектории развития системы. В нем должны быть четко описаны следующие параметры:

- внутренние факторы (причины процесса саморазвития объекта);

- фоновые переменные (факторы внешней среды);

- факторы управле­ния (факторы, с помощью которых осуществляется це­ленаправленное воздействие на систему и ее элементы);

- сценарные переменные (факторы, значения которых непредсказуемы);

- индикаторы (параметры, критичные к предельным состояниям системы).

Процесс разработки сценария делится на два больших этапа: подготовительный или предсценарный и сценар­ный.

Предсценарный этап - это содержательное исследование и описание прогнозируемых процессов, построение мо­делей системы и подготовка всей необходимой информации для синтеза сценариев. Данный этап выполняет опи­сательную и объяснительную функции прогнозных иссле­дований.

На предсценарном этапе должна быть проведена вся подготовительная работа и получены следующие резуль­таты:

- сформулированы цели, задачи и условия прогноза;

- собрана информация и составлено содержательное описание объекта прогнозирования, сформулирована ра­бочая гипотеза о механизме его функционирования и развития;

- произведена декомпозиция системы (объекта);

- разработана формальная схема функционирования;

- сформулированы основные ограничения процессов функционирования и развития системы и определены индикаторы состояния системы;

- выбраны средние значения фоновых переменных, сценарных параметров и альтернатив управления и пост­роены базовые сценарии для системы в целом и ее эле­ментов.

Сценарный этап обычно начинается с проведения рас­четов по всем базовым сценариям. Цель расчетов - про­верка содержательных базовых сценариев на допусти­мость и реализуемость, уточнение исходных значений фоновых переменных и сценарных параметров, количе­ственно-качественный анализ сценариев. Процесс пост­роения сценариев - это выдвижение различных альтер­натив развития рассматриваемой системы и последующая проверка каждой из них. Последовательное сравнение альтернатив обычно позволяет экспериментально опреде­лить основные тенденции развития и близкие к опти­мальным траектории значений управляющих параметров. Обычно разрабатываются 2-3 сценария.

Преимущества данного метода: возможность заблаговременно выявить неэффек­тивные с точки зрения последствий решения; разработать несколько прогнозных вариантов развития ситуации и спрогнозировать поведение объекта в каждой из них.

В настоящее время «сценарный метод» является одним из эффективных методов разработки стратегических решений. Инструмент данного метода - стратегические беседы как эффективный метод стратегической аналити­ки. Результатом бесед должны стать количественные сце­нарии бизнес-развития на определенную стратегическую перспективу. Стратегические беседы должны быть целевыми, свободными, хорошо организованными. Для это­го необходимо правильно формировать соответствующие группы персонала, направлять их на результативные об­суждения.

Метод «сценариев» - это инструмент, позволяющий получать информацию для принятия ключевых решений по стратегии развития организации в соответствующей перспективе. Он относится к комплексным методам раз­работки альтернатив управленческого решения. Он способствует разработке решения проблемы на ос­нове выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков.

Сценарии строятся не только на рассу­ждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследова­ния. Сценарий - это описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования. Составление сценария разделено на следующие этапы:

• формулировка вопроса:

• собирается и изучается вся базовая информация;

• выявляются все внутренние проблемы;

• формулируется точный вопрос исследования;

• определение сфер влияния - изучается влияние окружения на объект исследования;

• установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;

• введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, ко­торые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при состав­лении сценариев;

• определение последствий - определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;

• принятие решения - на основе выбранного варианта решения вопроса выбираются меры по претворению его в жизнь.

Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сцена­рия. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли:

• выявляют общие закономерности системы;

• анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;

• определяют источники этих факторов;

• анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках на­учно-технической информации;

• создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствую­щей проблемы.

Эвристические методы

Эвристические методы основаны на логике, инту­иции и опыте лиц, принимающих решение. Данные методы позволяют «уловить» и использовать эти процессы при разработке альтернатив. В зависимости от используе­мого подхода эвристические методы подразделяются на формально-эвристические и неформально-эвристичес­кие.

Основа формально-эвристических методов - формали­зация приемов решения сложных задач человеком путем моделирования его мыслительных процессов. Включают метод эволюционного моделирования, лабиринтные ме­тоды и др.

Эволюционное моделирование предполагает наличие исходного опыта по процессу принятия управленческих решений. Этот опыт­ный, информационный материал необходим, чтобы запу­стить модель эволюции. На основе имеющегося опыта разрабатывается несколько вариантов решения, позволя­ющих подойти к ликвидации проблемы и достижению цели решения с разных позиций. Каждый вариант иссле­дуется на основе заранее определенных критериев. В ре­жиме испытаний исходное, опорное решение («родитель­ское») изменяется случайным образом, в результате чего производится «потомок» (генерированная идея). Если «потомок» хуже «родителя», он отбрасывается, и путем очередной мутации рождается новый «потомок». Если же «потомок» лучше, то отбрасывается «родитель», а «пото­мок» занимает его место. И процедура повторяется вновь. Основное достоинство данного метода: возможность ис­пользования вычислительной техники, что позволяет про­водить поиск довольно быстро. Однако нельзя получить выдающегося, нестандартного, творческого решения.

Лабиринтные методы основаны на пошаговом поиске с последующей оценкой возможного продолжения пути ликвидации проблемы. Если направление «тупиковое», происходит возврат в исходную точку, и процесс повто­ряется вновь, пока не будет найден путь дальнейшего перемещения.

Концептуальное моделирование основано на сборе ис­ходной информации при анализе ситуации и построении структурной модели, позволяющей вычленять наиболее важные элементы отношений. Основное средство для достижения цели - метод структуризации, базирующий­ся на принципе декомпозиции (разъединении).

В основе неформально-эвристических методов лежит управление интеллектуальной деятельностью человека. Необходимость такого управления обусловлена особенно­стями его мышления (неформальность, способность к обобщениям, к ориентации в неопределенной ситуации, склонность к рассеиванию и к потере информации). Для усиления первых трех свойств и нейтрализации двух пос­ледних используется психо-интеллектуальная генерация идей.

Процесс решения сложных задач с использованием генерации идей осуществляется в виде целенаправлен­ной, управляемой беседы-дискуссии двух непосредствен­ных участников: ведущего и решающего. Ведущий ставит перед решающим вопросы, на которые решающий дол­жен высказать свои суждения. Вокруг этих суждений за­вязывается дискуссия. В помощь ведущему могут быть выделены оппоненты и эксперты. Задача оппонентов - критика суждений решающего и вовлечение его в дискус­сию. Задача экспертов - помочь ведущему оценить суж­дения и наметить последствия дальнейшего обсуждения. Несколько возможных схем организации сеансов генера­ции идей:

- по числу ведущих: полиуправление (несколько ве­дущих), моноуправление (один ведущий), автогенерация (отсутствие ведущего);

- по числу решающих: односторонние схемы (один решающий), многосторонние схемы (много решающих);

- по виду контакта: с непосредственным контактом (в одном помещении), с опосредованным контактом (че­рез технические средства).

Условия для обеспечения целенаправленности генера­ции:

- необходимо обеспечить психологический комфорт (создание удобства рабочего места, приподнятого настро­ения и чувства раскованности решающего);

- обеспечить структуризацию процесса поиска реше­ния (разработать психоэвристическую программу, содер­жащую перечень обсуждаемых вопросов, цели дискуссии и рекомендации);

- создать системы информационного и техническо­го обеспечения.

В результате генерации должен быть получен набор данных, составляющих основной информационный мас­сив или поле возможных решений.

На концепции психоинтеллектуальной генерации идей базируется целый ряд методов психологической акти­визации. Выбор способа генерации производится в зави­симости от характера задачи. При решении неотложных вопросов наилучшими методами могут являться прямая мозговая атака или деловые игры. В изобретательском творчестве - разновидности мозговой атаки и синектические методы. В задачах прогностики - анкетные мето­ды, морфологический анализ и др.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для разработки решения, на начальном этапе излагают свои предложения в письменном виде самостоятельно, независимо от дру­гих. Затем каждый участник докладывает суть своего про­екта, представленные варианты рассматриваются члена­ми группы (без обсуждения и критики), и только после этого каждый член группы независимо от других в письменной форме представляет ранжирование рассмотрен­ных идей. Предложения, получившие наивысшую оцен­ку, принимаются за основу решения. Особенность дан­ного метода и его достоинство - несмотря на совместную работу членов группы, не происходит ограничения индивидуального мышления.

Методика атаки разносом может быть применена для обнаружения недочетов, ошибочных заключений и выво­дов в исследовании, находящемся на стадии завершения.

В заседании принимают участие до 50 человек, которые заранее ознакомлены с рабочим документом, являющим­ся предметом обсуждения. Все участники выступают по очереди. Задачей каждого выступающего является обна­ружение возможно большего числа недостатков работы. О достоинствах работы и путях ликвидации недостатков не упоминают. Время одного выступления 1-3 мин., зап­рещается повторять недостатки, отмеченные другими участниками. Иногда целесообразно проводить обсужде­ние в два круга, предоставляя возможность повторного выступления желающим уточнить свои замечания.

Атака разносом является действующим средством не­гативного анализа. Поэтому авторам обсуждаемого доку­мента не следует присутствовать на обсуждении. Органи­зация атаки разносом аналогична прямой мозговой атаке.

Синектические методы базируются на методе мозгового штурма, проводимого специальной группой специалис­тов, отличающихся гибкостью мышления, широким кру­гозором. Такие группы, накапливая приемы и опыт ра­боты, добиваются положительных результатов при нахож­дении новых технических решений.

Синектика - это метод прогнозирования по аналогии, перенесения выводов относительно некоторых признаков с одного предмета на другой. На первом этапе руководи­тель ставит задачу, отвечает на вопросы членов группы. На втором этапе каждый из участников предлагает свои идеи, пытаясь взглянуть на проблемы с различных точек зрения, таким образом, преодолевая «психологическую инерцию». Руководитель выбирает одну из них и формирует ее сущность (ключевые представления). На третьем - участники ведут поиск аналогий к ключевому представле­нию, используя известные факты из других областей зна­ний. На четвертом - руководитель пытается применить некоторые из аналогий и представлений, предложенных членами группы, к поставленной задаче. Далее осуществляется экспертная оценка выбранного направления, и при положительном заключении работа продолжается до принятия решения.

Морфологические методы при разработке альтернатив - это подход к установлению типичных логических связей и взаимообусловленности. Чаще всего данная группа ме­тодов применяется при выявлении возможных вариантов технических, экономических, организационных решений.

Строится морфологическая таблица. Весь процесс раз­работки вариантов решения в таблице представляется в области трех полей. Первое поле - информационное слу­жит для обозначения всех операций сбора, предваритель­ной обработки, хранения и передачи информации. В аналитическом поле представляются операции, связанные с анализом информации и выбором альтернатив. В целе­вом - формируются выводы, целевые установки, ограни­чения и требования к решению. Прослеживаются все операции, протекающие в процессе разработки и приня­тия решения.

На практике ни один из методов не применяется изо­лированно от других, получение эффективного решения возможно лишь путем целесообразного их сочетания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...