Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ №53 Художественный стиль до Горация

Лирические стихотворения Горация уже в античности стали называться одами, и такое название они сохранили до нашего времени. Восхищаясь греческой поэзией, Гораций ставит в себе заслугу, что он перенес на римскую почву греческую лирику – искусство Алкея, Сафо и Анакреонта.

Первый сборник состоит их 38 стихотворений. Первые шесть од третьей книги получили название «римских од», так как в них прославляются Рим и политика Августа почти все оды Горация имеют обращение – это не то что иное как своего рода посвящение к различным современника поэта или вымышленным лицам. Уже в первых одах есть отклики на политическую жизнь римского общества. Когда Октавиан в 27 г. Получил титул «Август» («Возвеличенный») и власть его – религиозную санкцию, Гораций на это откликнулся своими одами, в которых прославляются новые боги, покровительствующие роду Юлиев, (Аполлон, Венера, Меркурий), и обожествляются предки Августа. Требование «Золотой середины», которое Гораций развертывает в оде к Лицинию (II,10), есть отражение философии умеренных стоиков. Оно отвечало духу времени как оправдание изменчивости счастья. Повторяющаяся тема о неизбьежности смерти связана у Горация с призывом к наслаждениям быстротечной жизни, к радостям любви. Тема любви варьируется Горацием на все лады. Перипетии непостоянной любви поэт рисует в высокохудожественной форме диалога в стихотворении III, 9. В одах Горация проходят Лидии, Хлои, Гликеры. В таких стихотворениях Гораций выступает как повеса, который воспевает вино и чувственные наслаждения, без заботы о будущем, о завтрашнем дне. Но в любви Горация нет той силы страсти, которое отличает творчество других лирических поэтов. Любовь его неглубокая, героини мало конкретны. Можно усомниться в действительности существования их, обращения же объясняются особой литературной формой, принятой в лирике и создающей известную интимность. Первые шесть од третьей книги представляют единое целое. Поэт задался целью внушить молодому поколению те черты, которыми должен отличаться доблестный римлянин. Уже с самого начала Гораций предупреждает что, он настраивает лиру на новый лад: он будет петь новые песни, не только выдержанные в одном размере (алкеева строфа), но и требующие благоговейного молчания. Поэт начинает с основного своего требования – золотой середины. Он пропагандирует довольство малым, умеренность закаляющую человека. Она же является залогом достойного поведения на войне, залогом бессмертной римской добродетели. Такая же идея проводится в оде 2-й. Ода 3-я – продолжение предшествующих мыслей: справедливый муж защищает правое дело, он не боится казней, он смело борется с тираном, который привык приказывать одним лишь выражением лица. Ода 4-я продолжает прославление Августа. Власть его – власть разумная. Его, как и поэта, вдохновляют камены, и внушают ему мудрые решения. Могущество Августа сопоставляется с властью Юпитера, законно наказывающего непокорных. Чем же август дорог поэту? Об этом трактует ода 5-я: он покорит врагов – британцев и парфян – и искупит прежний позор римлян. Позор не в одном поражении, это только следствие испорченности нравов. Говоря об этом в оде 6-й, Гораций противопоставляет современному обществу образу жизни предков, достойный всякого подражания.

Таким образом, художественными средствами Гораций утверждает принципат, обожествляет Августа, то есть преследует ту же цель, что Вергилий в «Энеиде». Торжественность, гармоничность отдельных частей каждой оды характеризует Горация как вполне сложившегося поэта.

Следуя греческим образам эолийских поэтов, используя их метрику и строфику (алкеева, сапфическая строфы), Гораций не является слепым подражателем. У него есть не мало параллелей с произведениями греческих поэтов, но их мотивы и цитаты служат как бы лейтмотивом или эпиграфом к той теме, которую поэт развивает самостоятельно. Свой метод работы он описывает сам как выбор отдельных черт и мотивов, которые вплетаются далее в его произведения. Он создает в римской поэзии новую лирику с многообразием стиховых форм, и в этом искусстве нет ему равных. Оды Горация считаются по праву его лучшими произведениями. Стиль римских од и стихотворений книги IV, посвященных пасынкам Августа Тиберию и Друзу, написанных в дифирамбической манере, отличается от других стихотворений почти такой же торжественностью, как и у Пиндара. Наряду с этим среди од можно указать изящные миниатюры (I, 5), или эскизы, новеллы (III, 7; III, 9; IV, 7)? В которых переплетаются простота и замысловатость. Художественность его лирических произведений заключается в цельности, ясности мысли. Сравнения, метафоры, антитезы, симметрии начальных и конечных строк строфы, звукопись служат единой цели – раскрытию замысла поэта.

Билет №54 римская мемуарная литература

Цезарь. Записки о галльской войне. Гай Юлий Цезарь (лат. GaiusIuliusCaesar)$13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н.э. – 15 марта 44 до н.э.) - древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сражениях гражданской войны и стал единовластным повелителем PAXRomana. Наряду с Гнеем Помпеем он начал реформирование римского общества и государства, которое уде после его смерти привело УК установлению Римской империи. Цезарь хотел централизировать управление республикой. Злые языки поговаривали что он стремится к царской власти. Однако, Цезарь, помнив о неудачной практике правления первых семи царей, пошел другим путем: стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто – Цезарь. Его убийство привело к возобновлению гражданских войн закату римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновленным им Октавиан Август. Мемуарная литература (от франц. Memoire – память) – произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания их автором о прошлом. Приближаясь подчас к художественной литературе, в частности напр. к таким жанрам, как семейная хроника и различные виды исторической беллетристики. М.л. отличается однако от них стремлением к точному воспроизведению определенного участка действительности. В отличие от художественном литературы произведения мемуарной литературы несут на себе исключительно ид преимущественно познавательные функции без каких либо- специальных художественных установок. однако четкую грань между ними и художественной и литературной иногда провести крайне трудно. Записки о Галльской войне - сочинение Гая Юлия Цезаря, в восьми книгах которого он в присущей ему точной, сжатой и энергичной манере описал свое завоевание галлии в 58-50 гг. до н.э., а также две переправы через Рейн и высадку в Британии. Точная дата написания неизвестен. Последнюю книгу дописал после смерти полководца Авл Гирций, предпослав ей свое послание Бальбу. Цезарь ведет повествование в третьем лице, мимоходном упоминая бесценные подробности географического и этнографического свойства. В Древнем Риме сочинение Цезаря считалось образцом лаконичной, суховатой аттической прозы, оказав решающее влияние на становление стиля Тацита и ряда других историков. Т традиционно является первыми произведением классической латыни, которое читают на уроках этого языка (в элементарном курсе древнегреческого подобное место занимает «Анабасис» Ксенофонта)

Билет №55 Послеклассическая литература 1-2 вв н.э. Петроний, апулей

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом. Возникшая в III в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно I-V вв. н.э., называются после классическим периодом.

Гай Петроний Арбитр (?-66), римский писатель и поэт. Был одним из приближенных Нерона. Его называли «арбитром элегантности», что говорило само за себя. Петронию принадлежит роман «Сатирикон», в котором описаны любовные похождения компании юнцов из числа «золотой молодежи» Рима, рассказывается об их беспутстве, моральном уродстве, развращенности и авантюризме. Петроний был приговорен Нероном к самоубийству и вынужден был покончить с собой.

Луций Апулей (около 124, Мадавра, северная Африка – около 180) – древнеримский писатель, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Золотой осел». Писал на греческом и латинских языках. Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:

1. «Метаморфозы» роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел»

2. «Апология»

3. «Флориды», представляющие собой сборник экстрактов из речей и декламаций на разные темы

4. Диалог «О боге Сократа» - популярное изложение учения Платона о даймонах

5. трактат о Платоне и его доктрине в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика. Его роман- остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Язык Апулея не отличается чистотой и, кроме того, тяжел и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями.

Билет №56 Идейная концепция романа апулея и его построение. Роль мифа в романе.

Роман «Метаморфозы» появился в Риме примерно в 153 году. Не верить рассказанной в романе истории не осмеливались как язычники, видевшие в Апулее величайшего мага античности, так и первые христиане, которые, как, например, святой Август, верили, что все описанное действительно произошло с Апулеем. Скорее всего, конечно, Апулей не имел намерений рассказать о самом себе в романе, но в истории главного героя четко прослеживаются некоторые аналогии с биографией автора. Присутствуют также детали,, заимствованные из других произведений Апулея.

Можно говорить и о том, что главный герой отражает мысли и эмоции самого автора. Так, например, в любопытстве главного героя, в его желании узнать секреты магии можно увидеть характер самого Апулея, который также интересовался различными чудесами и мистериями и также не избежал наказания за эту беспокойную привычку. Из каких же событий складывается основная сюжетная линия «Метаморфоз» Апулея? Автор рассказывает, как некий молодой грек, Луций ехал по делам в Фессалию, откуда была родом его мать. Остановившись в городе, он задерживается там на некоторое время с целью разузнать побольше о магии и чудесах, которыми славится Фессалия. Луций случайно узнает, что хозяйка дома, где он остановился, слывет известной ведьмой. Ее служанка Фотида, с которой Луций заводит интрижку, уступает его мольбам приобщиться к магии. Она приносит главному герою мазь, которая должна обратить его в птицу. Но вместо этого главный герой превращается в осла. Для того, чтобы возвратить человеческий облик нужно совсем немного: пожевать лепестки роз. Но Луция все время что-то останавливает от близкого спасения, и ему приходится претерпеть множество злоключений, прежде чем вернуться в обличие человека. Как уже было сказано выше, можно по-разному толковать образ главного героя. Считается также, что в нем отразились философские взгляды Апулея.

Вся судьба главного героя представлена как бы в двойном преломлении: мир глазами Луция -человека и мир с точки зрения Луция -осла. Это преломление весьма символично: Луций - человек живет в окружении всевозможных сверхъестественных вещей, а фантастический Луций – осел естественно вписывается в реальную будничную жизнь. Везде, куда бы н прошел Луций – осел, он видит проявления лжи, жестокости и вероломства, находясь словно в центре колдовского круга из всех этих историй, герой постепенно постигает скрывающуюся под разными личинами стихию неуничтожимости злого начала мира. До самых последних строк читатель и не подозревает, что историю Луция ему рассказывает жрец Исиды, так как все содержание «Метаморфоз» облачено именно в форму огромной речи воспоминания Луция. Очевидно, что жрец рассказывает свою историю не только для того, чтобы читатель повеселился. По замыслу Апулея, веселье десяти книг уравновешивает серьезность содержания XI книги. Тема метаморфозы, пронизывающая всю античную мифологию и литературу, играет в романе Апулея важнейшую роль. По традиции метаморфозу претерпевает только внешность героя, характер и внутренний мир остаются без изменений. Метаморфоза является следствием мыслей и действий героя, изменение его облика только обнаруживает скрытый строй его души. В мистически окрашенной философии платонизма процесс метаморфозы принимает поистине космический масштаб, так как он связан с циклом душепереселений. В восприятии платоников метаморфоза обычно бывает наказанием за какие-то проступки. Душа Луция была наказана за любопытство, которое у древних египтян считалось пороком. Апулей создал в образе главного героя удивительное отражение человеческой души. В этом отражении читатель ожжет увидеть не только древнего писателя – философа, но и самого себя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...