Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Образование древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XYI вв.)




По данной теме необходимо изучить:

· Происхождение Древнерусского государства.

· Организация управления: князь, дружина, даннические отношения. Вопрос о вече в Древней Руси. Понятия военной демократии, раннего государство и гражданской общины.

· Государство и право Киевско-Новгородской Руси. Правовые формы ранних государственных образований.

· История создания и изучения Русской Правды. Три редакции Русской Правды: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда, их характерные особенности и история возникновения.

· Русская Правда как памятник древнерусского права. Древнерусское общество по Русской Правде. Русская Правда как источник по истории общественных отношений в Древней Руси. Древнерусское общество по Русской Правде.

· Характерные особенности Русской Правды как исторического источника: проблемы понимания текста и толкования отдельных понятий, используемых памятником.

· Объективные предпосылки перехода Руси к раздробленности: рост городов, пережитки племенной разобщенности, упадок торговых путей, исчезновение общерусской внешней угрозы. Очередной порядок наследования княжеских столов на Руси – главная политическая причина раздробленности. Любечский съезд князей 1097 года и его решение о разделении Руси на ряд семейных владений.

· Специфика хозяйства Новгородской земли. Торговля – основа экономики Господина Великого Новгорода. Новгород – вечевая республика. Должностные лица Новгородской республики: посадник, тысяцкий. Князь и архиепископ в древнем Новгороде: специфика положения.

· Значение Псковской Судной Грамоты в истории русского права. Новгородская Судная грамота. Новеллы Псковской Судной Грамоты в гражданском и уголовном праве. Появление государственных преступлений по Псковской Судной Грамоте.

Распределение учебного времени и методические рекомендации по изучению темы:

2 часа – Лекция: «Образование древнерусского государства. Раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XYI вв.)»

Учебные вопросы:

1. Происхождение Древнерусского государства.

2. Государство и право Киевско-Новгородской Руси.

3. «Русская правда» как памятник древнерусского права.

8 часов – Самостоятельная работа: « «Русская правда». Псковская и Новгородская Судные грамоты»

Учебные вопросы:

1. Значение Псковской Судной Грамоты в истории русского права. Новгородская Судная грамота.

2. Характерные особенности Русской Правды как исторического источника: проблемы понимания текста и толкования отдельных понятий, используемых памятником.

3. Объективные предпосылки перехода Руси к раздробленности: рост городов, пережитки племенной разобщенности, упадок торговых путей, исчезновение общерусской внешней угрозы. Очередной порядок наследования княжеских столов на Руси – главная политическая причина раздробленности. Любечский съезд князей 1097 года и его решение о разделении Руси на ряд семейных владений.

ВСЕГО ПО ТЕМЕ: 10 часов

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

2. История отечественного государства и права. Ч 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

3. Памятники русского права. Вып. 1–8. М., 1952 – 1961.

Дополнительная:

1. Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота и ее время: Развитие феодальных отношений на Руси. – Л., 1980.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). – М.. 2001.

3. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. – М., 1992.

4. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. – М., 1988.

5. Хрестоматия по истории государства и права России / Составитель д.ю.н., проф. Ю.П. Титов. – М., 1997

6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 / Под редакцией проф. О.И. Чистякова. – М., 1997.

7. Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2003.

8. Фроянов И.Я. Киевская Русь. – СПб., 2003.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое раннее государство? Какие данные позволяют отнести Киевско-Новгородскую Русь к этой категории?

2. Что такое очередной порядок наследования? Почему Киевско-Новгородскую Русь часто называют «генеалогической федерацией»?

3. Какие редакции Русской Правды существуют? В чем их различия и специфика?

4. В чем значение Псковской Судной Грамоты для истории отечественного права? Каковы основные характерные особенности этого памятника?

5. Почему право Великого княжества Литовского XIII–XVI вв. изучается в курсе истории отечественного государства и права?

Тема 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XY вв.).

По данной теме необходимо изучить:

· Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII–XV вв.). Русские земли под властью Орды. Усиление власти московских князей.

· Элементы зависимости Руси от Орды. Ярлыки. Политика ханов по наделению ярлыками. Ордынский выход – дань. Вопрос о размерах дани. Система сбора дани. Баскаки. Полномочия великих князей. Другие элементы зависимости. Закрепление за ханом Орды титула «царь» в русских источниках XIV в.

· Основные центры объединения русских земель.

· Великое княжество Литовское. Формирование феодального литовского государства. Русские земли под властью великих князей литовских. Государственный строй Литвы. Городельская и Кревская унии. Люблинская уния и образование Речи Посполитой.

· Система Великого Владимирского княжения. Усиление власти владимирских князей в условиях ига. Превращение Великого Владимирского княжения во Владимиро-Московское.

Распределение учебного времени и методические рекомендации по изучению темы:

2 часа – Лекция: «Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XY вв.)»

Учебные вопросы:

1. Экономические и социальные предпосылки феодальной раздробленности.

2. Возникновение новых центров политической власти. Их социальный и политический строй.

8 часов – Самостоятельная работа: «Государство и право Золотой орды. Великое княжество Литовское»

Учебные вопросы:

1. Основные центры объединения русских земель.

2. Образование Речи Посполитой.

3. Формы зависимости Руси от Золотой Орды.

4. Полномочия великих князей в период зависимости Руси от Золотой Орды.

ВСЕГО ПО ТЕМЕ: 10 часов

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

2. История отечественного государства и права. Ч 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

Дополнительная:

1. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. М., 2003.

2. Хрестоматия по истории государства и права России / Составитель д.ю.н., проф. Ю.П. Титов. М., 1997

3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1991 / Под редакцией проф. О.И. Чистякова. М., 1997.

4. Цечоев В.К. История отечественного государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2003.

5. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.-Л., 1939.

6. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. – СПб., 2002.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы предпосылки феодальной раздробленности Киевской Руси?

2. По каким направлениям развивались русские княжества в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига?

3. Охарактеризуйте общественно-политический строй Золотой Орды.

4. Что представляло собой право Золотой Орды?

5. Каким образом господство Золотой Орды повлияло на принципы управления в русских княжествах?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...