Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические объяснения девиантного поведения

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ПЛАН

 

1. Сущность социального взаимодействия

2. Малая группа как поле социального взаимодействия

3. Социализация.

4. Социальный характер.

5. Отклоняющееся поведение

6. Социальный контроль

 

Сущность социального взаимодействия

Определение Питирима Сорокина:

“Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов”.

 

Условия возникновения социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга;

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

 

Социологические концепции социального взаимодействия

 

Теория обмена. В любом взаимодействии каждая из сторон будет стремиться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в частности, социальное одобрение. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях.

 

Символический интеракционизм. Люди придают своим действиям и действиям других людей не только чисто физическое значение, но и определенный символический смысл. Эффективное взаимодействие (коммуникация) становится возможной лишь в том случае, когда все партнеры по взаимодействию придают одинаковые значения данному символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия.

 

Этнометодология. Эта концепция основана на том базовом предположении, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде, без критики.

 

Управление впечатлениями. Основная идея здесь состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные “шоу”, режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям.

 

Малая группа как поле социального взаимодействия

Социальная группа – это любая совокупность индивидов, которые объединены общими интересами и, в силу этого, прямо или косвенно взаимодействуют между собою.

 

Малая группа представляет собой особую разновидность социальной группы. Главная особенность: члены ее находятся между собою в прямом и непосредственном контакте.

 

Характеристики малой группы по Роберту Мертону:

1. Постоянство (регулярность) совместного пространственно-временнóго бытия.

2. Осознание всеми этими регулярно собирающимися вместе людьми своего членства в группе (самоидентификация).

3. Признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения (идентификация).

 

Типология малых групп.

В зависимости от характера межличностных отношений:

Формальные группы – принципиально безличные, “идеальные” отношения по заранее составленной программе.

Неформальные группы – продукт личностной, эмоциональной предрасположенности друг к другу ее членов; формируется спонтанно (самопроизвольно), по инициативе составляющих ее индивидов.

 

В зависимости от частоты и плотности межличностных контактов:

Первичная – малая группа, отличающаяся более (иногда даже – наиболее) высокой частотой и плотностью контактов между ее членами.

Вторичная – как правило, включает в себя несколько первичных групп в качестве составных частей.

 

Референтная группа – та группа (реальная, а иногда воображаемая), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Референтной может быть и та группа, к которой индивид принадлежит в данный момент, и та группа, членом которой он был прежде, и та, к которой он хотел бы принадлежать.

 

Динамические процессы в малой группе – все процессы, развивающиеся и протекающие в любой малой группе от ее рождения до смерти. Основные из них:

• Адаптация.

• Структурирование.

• Формирование групповых норм и ценностей.

• Групповое давление (групповые санкции).

 

Социализация

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом накопленных предшествующими поколениями знаний и умений, господствующих в обществе норм и ценностей, благодаря чему происходит передача культуры от поколения к поколению и становится возможным само существование общества как единого целого.

 

Социализация человека продолжается всю жизнь, этапы ее соответствуют жизненным циклам:

Первичная стадия – социализация младенческого возраста.

Вторичная социализация охватывает период получения формального образования.

Социализация зрелости – формирование и развитие взрослого человека.

Социализация старости – завершение жизненного пути и освоение соответствующих социальных статусов и ролей.

Суть социализации на всех ее этапах сводится к интернализации знаний, норм и ценностей, типичных для данного общества. Когда человек по тем или иным причинам становится членом другого общества с иными нормами и ценностями, он неизбежно проходит ресоциализацию.

 

Социальный характер

Характер каждого человека есть не что иное, как продукт социального взаимодействия. Это сложное, комплексное образование, включающее в себя несколько составных частей.

Индивидуальный характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для нее способы поведения.

Национальный характер определяется господством традиций, обычаев, ритуалов, в которых проявляются особенности национальной культуры того общества, в котором мы живем.

Социальный характер человека задается уровнем развития общества, членом которого он является.

Эрих Фромм о социальном характере: “ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер – это то, чем люди, принадлежащие к одной культуре, отличаются друг от друга”.

Американский социолог Дэвид Рисмен выделяет три типа социальных характеров в зависимости от уровня развития общества:

Характер ориентированный-на-традицию: правила взаимодействия любого индивида со всеми другими членами своей и смежных групп довольно четко определены и регламентированы; развитие социальных изменений замедленное; высока зависимость любого индивида от семьи, клана и других типов родственных организаций; практически все члены общества живут и взаимодействуют в рамках жесткой системы ценностей.

Характер ориентированный-на-себя: типичен для обществ с интенсивным расширением производства товаров и людей, экстенсивной экспансией в освоении земель, колонизацией и империализмом. Понятие “ориентация-на-себя” означает, в частности, что в ходе своих социальных взаимодействий человек чаще всего ориентируется на свои собственные цели (хотя именно эта ориентация достаточно часто заставляет его считаться и с желаниями своих социальных партнеров). Кроме того, если члены традиционных обществ могли в критических ситуациях в значительной степени опираться на поддержку своего клана, семьи, то теперь человек в гораздо большей степени вынужден надеяться на самого себя.

Характер ориентированный-на-других: источником ориентации для членов общества становятся не столько близкие родственники, сколько вообще современники – и те, которых он знает лично, и те, с которыми он знаком через средства массовой информации. В таких обществах все большее значение приобретает влияние моды. В отличие от ориентированного-на-себя социального характера – относительно автономного, независимого, стремящегося не отстать в жизненной гонке от других – социальный характер, ориентированный-на-другого, старается, скорее, соответствовать определенному стандарту, определяемому обезличенными средствами массовой коммуникации, причем, не только во внешних деталях, но во внутреннем восприятии мира.

 

Отклоняющееся поведение

Понятием “девиация” в социологии обозначают различные типы поведения, отклоняющиеся от нормального.

Норма – это тип того или иного поведения, встречающийся в данном обществе с наибольшей частотой. “Нормальный” значит встречающийся чаще других, имеющий наибольшую вероятность появления. При этом то, что является нормой в одном обществе, может не быть ею в другом обществе.

 

Социальная норма – это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение – это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку это понятие относится, главным образом, к социальным экспектациям (ожиданиям) “правильного” или “надлежащего” поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, то есть требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.

 

В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три степени его:

(1) Незначительные отступления от общепринятых норм морали и этикета; мы будем называть такое поведение собственно девиантным.

(2) Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением.

(3) Серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.

 

Социологические объяснения девиантного поведения

Теория навешивания ярлыков. Два базовых положения: 1) девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных, причем девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие; 2) навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Особенность подхода здесь состоит в том, что он привлекает внимание к девиации как к результату социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов.

 

Радикально-криминологические объяснения. Преступников создает сам закон, объявляя (иногда без достаточных логических оснований) некоторые виды деятельности, поведения и поступков криминальными.

 

Объяснения, основанные на концепции социальной солидарности. Девиация вообще и преступность в частности необходимы обществу; они несут на себе особую функциональную нагрузку, поскольку объективно способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким “нормальная” часть общества осуждает девиантные поступки тех своих членов, которые нарушают общепринятые нормы. Чувство единения усиливается с помощью общепринятых ритуалов осуждения.

 

Аномическая теория (Роберт Мертон). Базовой причиной любой девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью социально одобряемых средств для достижения этих целей.

В соответствии с различными вариантами сочетания принятия или отвержения социально одобряемых целей и институциональных средств Мертон выделяет пять типов приспособления индивидов к требованиям общества:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...