Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географические направления внешней политики




Пространство СНГ

2010 год отмечен важными, неординарными событиями в сфере многостороннего сотрудничества и региональной интеграции на пространстве СНГ, являющемся одним из приоритетов российской внешней политики, важной составной частью реализации ее модернизационной повестки дня. Итоги насыщенной и плодотворной работы на этом направлении подвели состоявшиеся в декабре в Москве четыре саммита – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенного союза «тройки» России, Белоруссии и Казахстана в рамках ЕврАзЭС.

В течение прошедшего года Россия выполняла функции председателя в Содружестве Независимых Государств. На основе Концепции, Плана мероприятий по ее реализации и экономической повестки дня российского председательства велась многоплановая работа по повышению эффективности Содружества на всех направлениях его деятельности с акцентом на экономическое взаимодействие, включая согласование нового Договора о зоне свободной торговли в СНГ, выработку и реализацию совместных антикризисных мер, придание импульса сотрудничеству в научно-технологической сфере.

Разрабатываемый Договор о зоне свободной торговли СНГ нацелен на качественное повышение уровня торгово-экономических связей в рамках Содружества. Данный вопрос затрагивает интересы всех государств-участников и неоднократно обсуждался на уровне глав государств и глав правительств, в том числе на заседании Совета глав государств (СГГ) СНГ 10 декабря. Договор предполагается подписать на уровне глав правительств весной 2011 г.

Насыщенно прошел объявленный в 2010 г. в СНГ Год науки и инноваций. В октябре в Москве состоялся V Форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества «Инновационное и гуманитарное партнерство – основа динамичного развития стран СНГ». Заметно продвинулась разработка Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.

Особое место в ходе российского председательства в СНГ занимала тема 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Страны Содружества по существу выступили с общих позиций по вопросу всемирно-исторического значения Победы над фашизмом, роли в ней наших народов, что нашло свое отражение в двух соответствующих совместных обращениях глав государств СНГ. Важно и то, что лейтмотивом всей работы на этом направлении была забота о ветеранах. Годовщина стала хорошим поводом, чтобы еще раз выразить им уважение и признательность, принять дополнительные меры по их социальной поддержке. 2010 г. был объявлен Годом ветеранов, проходившим в странах СНГ под девизом «Мы победили вместе!».

Важным аспектом работы российского председательства были усилия по более активному задействованию потенциала СНГ как площадки политического диалога и внешнеполитического сотрудничества государств-участников по вопросам, представляющим общий интерес. В частности, по инициативе России в рамках Содружества рассматривались вопросы о продвижении нашей инициативы по заключению Договора о европейской безопасности, председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Приняты соответствующие решения Совета глав государств.

Предпринимались шаги по дальнейшему развитию тесного взаимодействия в правоохранительной сфере, противодействии вызовам и угрозам безопасности.

По традиции, большое внимание уделялось вопросам гуманитарного сотрудничества, включая развитие молодежных контактов. На декабрьском заседании СГГ была утверждена Стратегия международного молодежного сотрудничества на период до 2020 г.

Мероприятия, предусмотренные Планом реализации Концепции российского председательства и экономической повесткой председательства, в значительной мере выполнены. При этом ряд тем объективно выходит за узкие временные рамки одного года, и Россия будет активно работать над ними в 2011 г. в качестве активного сопредседателя в Содружестве.

В 2010 г. Российская Федерация председательствовала и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая прошла испытание на прочность непростой ситуацией в Киргизии. Были предприняты совместные шаги по содействию стабилизации обстановки в этой стране, что еще раз подтвердило востребованность ОДКБ как ключевой структуры коллективной безопасности на постсоветском пространстве. С учетом опыта киргизских событий были разработаны меры по совершенствованию механизма кризисного реагирования Организации. С этой целью в декабре 2010 г. Советом коллективной безопасности ОДКБ внесены изменения в базовые документы Организации: Договор о коллективной безопасности, Устав и Правила процедуры органов ОДКБ.

Значительные результаты были достигнуты в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), еще раз подтвердившего свой статус ядра экономической интеграции на пространстве Содружества. Прорывное значение имеет запуск Таможенного союза (ТС) ЕврАзЭС в формате «тройки» – Белоруссии, Казахстана и России. Сделан шаг к следующему интеграционному этапу, а именно Единому экономическому пространству «тройки» (ЕЭП), предполагающему свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В декабре на заседании Межгоссовета – Высшего органа Таможенного союза подписан пакет международных договоров, составляющих правовую основу ЕЭП, который должен вступить в силу с
1 января 2012 г. ТС и ЕЭП открыты для присоединения других государств, разумеется, при их готовности к этому, в том числе экономической.

В итоговой Декларации Московского саммита Таможенного союза от 9 декабря подчеркнуто, что начало функционирования ЕЭП придаст новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса трех стран, повышения благосостояния их народов. Развивая ТС и ЕЭП, страны движутся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства.

В 2011 г. предстоит большая работа по выполнению достигнутых договоренностей, укреплению и развитию интеграционных структур с российским участием. Рассматриваем это как магистральное направление деятельности российской дипломатии.

Активно развивалось российско-белорусское взаимодействие. Ключевыми событиями в интеграционных процессах с участием России и Белоруссии стали формирование Таможенного союза и принятие пакета документов, составляющих договорно-правовую базу ЕЭП.

В двусторонних отношениях продолжался интенсивный поиск механизмов дальнейшего развития сотрудничества и углубления союзного строительства, в том числе в формате действующих интеграционных органов – Совета Министров и Парламентского собрания Союзного государства, совместных коллегий министерств и ведомств.

В торгово-экономической сфере приоритетное внимание уделялось реализации мер по расширению производственной кооперации, налаживанию прямых связей по линии регионов. Во многом благодаря предпринятым усилиям удалось добиться увеличения объема взаимной торговли по итогам 2010 г. более чем на 18%.

Особая роль отводилась взаимодействию в сфере обеспечения коллективной безопасности, в т.ч. в контексте председательства Белоруссии в ОДКБ в 2011 г., была продолжена и практика проведения совместных военных учений.

Высокой активностью отличалось сотрудничество в гуманитарной, культурной сферах. С большим успехом в России прошел ответный Год культуры Белоруссии, организованы гастроли в Белоруссии видных деятелей российской культуры. Неизменно большое внимание уделялось и вопросам обеспечения равных прав граждан двух стран.

Позитивная динамика была присуща отношениям с Украиной. Новая политика украинских властей после избрания Президентом страны В.Ф.Януковича позволила создать в двусторонних связях деловую и доверительную атмосферу взаимовыгодного сотрудничества и партнерства, выйти в различных сферах на весомые конкретные результаты, определить перспективные проекты на будущее.

Активно идет политический диалог – состоялось 11 встреч президентов двух стран, неоднократно встречались главы правительств, руководители министерств и ведомств. Заработал на практике механизм Российско-Украинской межгосударственной комиссии, в рамках которой рассматривается практически весь комплекс двусторонних отношений. Заседания межгоскомиссии под председательством президентов прошли в Киеве (май) и Москве (ноябрь).

Одним из наиболее значимых событий в двусторонних отношениях стало подписание в Харькове 21 апреля президентами Д.А.Медведевым и В.Ф.Януковичем Соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. В соответствии с этим документом, уже ратифицированным парламентами обеих стран и вступившим в силу, срок пребывания Черноморского флота на территории Украины после 28 мая
2017 г. продлевается на 25 лет, то есть до 2042 г., с возможностью последующей пролонгации.

Важные позитивные процессы наблюдались в экономических отношениях. Состоялось два заседания возглавляемого главами правительств двух стран Комитета по вопросам экономического сотрудничества (в апреле – в Сочи, в октябре – в Киеве). Товарооборот по итогам года восстановился практически до докризисного уровня и составил около 35 млрд. долл. США. В проработке и на различных этапах реализации находятся совместные инфраструктурные и промышленные проекты, одобренные и согласованные инициативы (включая создание совместных предприятий и объединений) в приоритетных сферах экономики, в первую очередь в авиастроении, двигателестроении, атомной и традиционной энергетике, космической промышленности, судостроении, транспорте, в инвестиционной сфере. Реанимируется военное и военно-техническое сотрудничество. При этом все вопросы двустороннего взаимодействия в сфере экономики решаются прежде всего на прагматической, исключительно взаимовыгодной и взаимоприемлемой основе.

С украинским руководством ведется диалог о возможных формах дальнейшего развития интеграционного взаимодействия в рамках СНГ, участии Украины в ТС, ЕЭП.

Киевом в законодательном плане зафиксирован внеблоковый статус Украины при сохранении в качестве основного внешнеполитического приоритета задачи присоединения к ЕС. Снята с нынешней повестки дня цель формального вступления в НАТО, хотя параметры и объем многопланового сотрудничества с альянсом, по сути, не сильно изменились.

Определенные положительные изменения наблюдаются в сотрудничестве в гуманитарной сфере, в области науки и образования, во взаимодействии по международным и региональным делам.

Существенно активизировались российско-украинские межрегиональные и приграничные связи, прорабатывались шаги по упрощению порядка пересечения госграницы гражданами двух стран.

Продолжилось совершенствование двусторонней договорно-правовой базы в различных областях.

В целом созданы добротные заделы для дальнейшего ускоренного продвижения вперед по всему спектру российско-украинских отношений в духе стратегического партнерства.

Внутриполитический кризис в Республике Молдова, выход на ее политическую арену сил, пытающихся вернуть в двусторонние отношения с Российской Федерацией националистический контекст начала 90-х годов, вызвали к жизни здоровые реакции в обществе. Состоявшиеся в ноябре досрочные выборы в молдавский Парламент проходили под знаком мобилизации поборников суверенитета и государственности, создали определенные предпосылки для сохранения направленности российско-молдавского политического диалога на решение интересующих народы обеих стран проблем сотрудничества, продолжение поиска в международном формате компромисса в приднестровском урегулировании.

Проблема Приднестровья оставалась в поле зрения высшего руководства страны. Базовые принципы приднестровского урегулирования были вновь зафиксированы в соответствующем заявлении президентов России и Украины от 17 мая 2010 г. С российской стороны предпринимались настойчивые усилия по разблокированию работы «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» (формат «5+2»).

Была продолжена линия на укрепление политических, экономических и военных позиций России в Закавказье.

Продолжалось всестороннее укрепление межгосударственных отношений и договорно-правовой базы с Абхазией и Южной Осетией. С Абхазией уже заключено 54 соглашения, с Южной Осетией – 43. В проработке находятся в общей сложности еще порядка сорока документов. Россия продолжает обеспечивать надежную безопасность молодых республик, а также вкладывает значительные средства в их социально-экономическое восстановление.

Дипломатические отношения с Грузией остаются прерванными. Тбилисское руководство продолжает последовательную линию на их ухудшение, организуя, в частности, шпионские скандалы и другие провокации. Несмотря на это, Россия пошла на открытие погранперехода «Верхний Ларс», частичное восстановление авиационного сообщения, некоторые другие шаги гуманитарной направленности. Тем не менее, перспектив нормализации отношений в период пребывания М.Саакашвили у власти не просматривается.

Отношения с Азербайджаном развивались по восходящей линии. Состоявшийся в сентябре визит Президента России в Баку позволил решить застарелые проблемы в двусторонних отношениях. Был подписан договор о делимитации границы и соглашение о вододелении реки Самур. В свою очередь эти договоренности открывают возможность решения ряда других вопросов, по которым развязки еще не найдены. Несмотря на приверженность Азербайджана политике многовекторности, Баку остается одним из наших ближайших партнеров.

Сохранялась высокая положительная динамика развития российско-армянских союзнических отношений, которую обеспечивал регулярный, насыщенный политический диалог на высшем уровне. Состоявшийся в августе первый государственный визит Президента России в Армению подтвердил, что наша страна занимает лидирующее место среди внешнеэкономических партнеров Еревана. Осуществляется конструктивное российско-армянское взаимодействие в рамках интеграционных форматов на пространстве СНГ, а также во внешнеполитической сфере.

Центральная Азия сохраняла важное значение с точки зрения продвижения стратегических интересов Российской Федерации как на пространстве СНГ, так и в более широком контексте. Россия проводила активную внешнюю политику, направленную на обеспечение стабильного и безопасного развития региона. В этой связи первостепенное внимание уделялось двусторонним отношениям с центральноазиатскими республиками. Данная работа подкреплялась соответствующими усилиями в рамках региональных интеграционных структур – ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

Торгово-экономические отношения России с государствами Центральной Азии продолжали испытывать на себе последствия глобального финансового кризиса. При этом важным представляется тот факт, что государства региона позитивно восприняли призыв России сообща решать возникшие проблемы. Как следствие – качество двустороннего сотрудничества не пострадало, а показатели товарооборота в 2010 г. выровнялись. Успешно, в частности, развивались связи в сфере ТЭК с упором на разведку, добычу, переработку и транспортировку на внешние рынки центральноазиатских углеводородов.

В фокусе постоянного внимания находились вопросы содействия странам региона в борьбе с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной преступностью. Большинство этих угроз по-прежнему исходило в первую очередь из соседнего Афганистана, где обстановка оставалась крайне сложной. Работа в этой области велась как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Многое делалось по линии ОДКБ и ШОС, которые оставались важными взаимодополняющими структурами укрепления региональной безопасности.

Внешнеполитическая деятельность России была направлена также на полноценное обеспечение прав и интересов проживающих в Центральной Азии нескольких миллионов российских граждан и соотечественников.

Активно развивались отношения с Казахстаном – ведущим стратегическим партнером и союзником России в регионе. Был продолжен интенсивный политический диалог: состоялось 11 встреч президентов и 6 - премьер-министров, регулярные контакты поддерживались на уровне министров иностранных дел.

Важным событием стал седьмой Форум межрегионального сотрудничества двух стран, в ходе которого было продемонстрировано стремление придать новое качество двустороннему взаимодействию за счет совместных усилий по модернизации экономик через внедрение высоких технологий, развитие энергосберегающих и наукоемких производств.

Двусторонний товарооборот в январе-ноябре составил 7,9 млрд. долл. США.

Особое внимание уделялось совместной работе в рамках ТС.

Высокую оценку получило российское содействие казахстанскому председательству в ОБСЕ, включая поддержку инициативы проведения саммита организации в Астане (декабрь).

Россия оказала необходимое содействие Киргизии в стабилизации обстановки, осложнившейся там в результате внутриполитического кризиса (апрель). Параллельно соответствующая работа велась в форматах ОДКБ и ШОС, а также по линии ООН, ОБСЕ, других международных структур.

Наша страна предоставила Киргизии безвозмездную финансовую помощь в размере 30 млн. долл. США, направила населению республики около 3 тыс. тонн гуманитарных грузов (продовольствие, медикаменты и медицинское оборудование, предметы первой необходимости), значительные объемы дизельного топлива, семян зерновых культур.

Состоявшиеся в ходе декабрьского визита Премьер-министра Киргизии А.Ш.Атамбаева в Москву переговоры подтвердили наличие предпосылок для продолжения полномасштабного российско-киргизского взаимодействия в экономической, военно-технической, гуманитарной и других областях.

Внешнеторговый оборот с Киргизией по данным на ноябрь 2010 г. составил 1,2 млрд. долл. США.

Активизировалось сотрудничество с Таджикистаном. В ходе визита Президента Таджикистана Э.Рахмона в Российскую Федерацию (август) был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся перспектив развития всего комплекса двусторонних отношений. Было подчеркнуто обоюдное стремление наращивать стратегическое партнерство и союзничество.

На 11-ом заседании двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (ноябрь) был в основном одобрен проект Программы экономического сотрудничества между Правительствами России и Таджикистана на 2011-2014 гг. В январе-ноябре объем двусторонней торговли составил 794,6 млн. долл. США.

Заметным событием в развитии российско-таджикистанских связей стала состоявшаяся в Душанбе в декабре Конференция «Таджикистан-Россия. К новым горизонтам межрегионального сотрудничества».

Стабильно развивались отношения с Туркменистаном. Серьезный импульс двустороннему взаимодействию придавали регулярные доверительные контакты на президентском уровне, в ходе которых обсуждались вопросы дальнейшей реализации совместных проектов в торгово-экономической, инвестиционной и гуманитарной областях.

В январе-октябре двусторонний товарооборот составил 817,7 млн. долл. США.

В мае в Москве и Санкт-Петербурге прошли Дни культуры Туркменистана. Продолжалось сотрудничество в сфере образования. В частности, в Ашхабаде успешно работала совместная российско-туркменская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина и филиал Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина.

Достигнута договоренность о проведении в 2011 г. в Туркменистане российско-туркменского научно-инновационного форума.

Развивалось сотрудничество с Узбекистаном в политической, экономической и гуманитарной сферах.

Состоявшийся в апреле официальный визит в Россию Президента Узбекистана И.А.Каримова позволил провести откровенный обмен мнениями по всему комплексу двусторонних связей.

На докризисный уровень вернулись показатели двустороннего товарооборота – по итогам 10 месяцев он составил более 2,8 млрд. долл. США.

 

Европа

 

Российская дипломатия не ослабляла усилий по продвижению инициативы Президента России Д.А.Медведева о разработке и заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ), главными целями которого являются придание юридически обязывающего характера принципу неделимости безопасности, ранее заявленным обязательствам о том, что никто в Евро-Атлантике не будет обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других, а также согласование механизма соблюдения положений ДЕБ в ситуациях, когда кто-то из участников Договора считает, что его безопасность ущемляется.

Важным событием в данном контексте стало отдельное совещание руководства восьми организаций, в сфере деятельности которых находятся вопросы безопасности евроатлантического пространства (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, СНГ, ОДКБ, СВМДА, Совет Европы), которое состоялось 17 июля в Астане «на полях» неформальной встречи мининдел стран ОБСЕ. Был проведен обмен мнениями по всему спектру вопросов, связанных с обеспечением безопасности, вкладу международных и региональных структур в укрепление архитектуры евроатлантической и евразийской безопасности.

Обсуждение на многосторонних площадках различного уровня, как межгосударственных, так и неправительственных, продемонстрировало наличие общего понимания – безопасность в Евро-Атлантике должна быть неделимой, необходимо гарантировать безопасность всех государств, вне зависимости от того, членами каких организаций они являются. Практически все страны признают, что разделительные линии должны уйти в прошлое, а действия любого военно-политического альянса не могут ущемлять безопасность государств, которые в него не входят. Указанное понимание отражено в итоговых документах саммитов Совета Россия – НАТО, ОБСЕ и целого ряда других двусторонних и многосторонних встреч на высоком и высшем уровне. Как безусловно позитивную тенденцию можно рассматривать появление у партнеров собственных встречных и во многом созвучных ДЕБ конструктивных идей, в целом отвечающих общей задаче выстраивания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике.

Продолжали поступательно развиваться отношения России с Европейским союзом с прицелом на выстраивание подлинно взаимовыгодного стратегического партнерства. Стороны приступили к практической реализации инициативы «Партнерство для модернизации», призванной в т.ч. содействовать переводу российской экономики на инновационный путь развития. Партнерство становится «локомотивным» проектом российско-есовского сотрудничества, способным вывести взаимодействие между Россией и ЕС на качественно новый уровень.

Весьма насыщенными были политические контакты. Проведены два саммита Россия-ЕС (Ростов-на-Дону – 31 мая-1 июня и Брюссель – 7 декабря), юбилейная конференция, посвященная десятилетию российско-есовского Энергодиалога (ноябрь), прошли заседания Постоянного совета партнерства Россия – ЕС: по вопросам свободы, безопасности и правосудия (май, ноябрь), по энергетике (ноябрь). В феврале в Москве состоялась встреча С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон. «На полях» сессии ГА ООН прошла традиционная встреча мининдел России и стран-членов ЕС в формате «1+27». Активно развивалось сотрудничество и на экспертном уровне, в том числе в рамках 16 отраслевых российско-есовских диалогов.

Подтверждена цель перехода к безвизовому режиму поездок граждан между Россией и Евросоюзом. На саммите в Ростове-на-Дону российская сторона передала на изучение ЕС проект Соглашения об отмене визовых требований, в свою очередь ЕС к саммиту в Брюсселе выступил с предложением рассмотреть перечень областей, в рамках которых в последующем будут выработаны совместные шаги, открывающие путь к подписанию упомянутого соглашения. С нашей стороны была подтверждена готовность к такой работе.

Постепенно восстанавливалась динамика торгово-экономических отношений, испытавших на себе воздействие мирового финансово-экономического кризиса. В частности, заметно увеличился размер российского экспорта в страны ЕС. Евросоюз по-прежнему остается нашим крупнейшим торгово-экономическим контрагентом. Успешно продвигались переговоры по новому базовому соглашению Россия – ЕС: ряд важных статей будущего документа уже согласован.

В ходе встречи в верхах в Ростове-на-Дону было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о защите секретной информации, которое будет способствовать более тесному сотрудничеству России и ЕС в сфере внешней безопасности.

Российская дипломатия внимательно следила за ходом реализации программы «Восточное партнерство» Евросоюза, ориентированной на наших ближайших соседей на пространстве СНГ. В оценке региональных инициатив российская сторона исходит из необходимости уважения традиционных связей и ненанесения ущерба общей динамике уже протекающих интеграционных процессов в регионе.

После ратификации в 2010 г. Федеральным Собранием Российской Федерации соответствующих соглашений Россия-ЕС был запущен процесс имплементации пяти программ приграничного сотрудничества: «Карелия», «Коларктик», «Юго-Восточная Финляндия – Россия», «Эстония-Латвия-Россия» и «Литва-Польша-Россия», представляющих собой сбалансированную равноправную схему взаимодействия Российской Федерации и Европейского союза на условиях софинансирования.

Рассматривая Совет Европы в качестве уникального формата общеевропейской интеграции, Россия последовательно вела дело к использованию его юридически обязывающего конвенционного ресурса в качестве полезного инструмента для содействия процессу модернизации страны, в т.ч. путем внедрения в российский правовой блок основных нормотворческих стандартов СЕ.

В результате плодотворного сотрудничества с нашими партнерами в Совете Европы принята разработанная по инициативе России Конвенция по борьбе с фальсификацией средств медицинского применения и сходными правонарушениями, угрожающими здоровью населения.

Важным событием стало выступление Министра иностранных дел С.В.Лаврова на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (апрель), в котором подтверждена решимость России укреплять потенциал СЕ в строительстве Европы без разделительных линий, противодействовать фальсификации нашей общей истории.

Ключевым событием в деятельности ОБСЕ стал седьмой саммит Организации (Астана,1-2 декабря). Это первая встреча в верхах ОБСЕ за последние одиннадцать лет. В принятой по итогам форума Декларации «На пути к сообществу безопасности» подтверждаются основополагающие обязательства государств-участников, обозначена задача формирования неделимого сообщества безопасности с поручением приступить к разработке конкретного плана действий. Идеи, заложенные в этом документе, идут в русле российской инициативы о заключении ДЕБ. Важно, что в Декларации нашли отражение и российские приоритеты – вопросы укрепления военно-политической стабильности и повышения эффективности ОБСЕ.

Другим крупным мероприятием по линии ОБСЕ стало неформальное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств-участников Организации в Алма-Ате (июль). Главы внешнеполитических ведомств проанализировали и подвели итог стартовавшему в 2009 г. «процессу Корфу». Данная серия неформальных дискуссий на уровне постоянных представителей государств-участников при ОБСЕ значительно продвинула в Организации диалог по проблематике европейской безопасности. В частности, в рамках «корфуского процесса» удалось обсудить идеи, заложенные в российской инициативе о разработке ДЕБ.

ОБСЕ оперативно отреагировала на события в Киргизии в апреле и июне. Постоянный совет Организации занял единую позицию на этот счет, приняв политическое заявление с призывом остановить насилие. В регион был срочно направлен спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ.

Продолжалась совместная работа на военно-политическом направлении. В рамках Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности проводились консультации по перспективам модернизации Венского документапо мерам укрепления доверия и безопасности, который не обновлялся с 1999 г., когда состоялся прошлый саммит Организации. В целом позитивный отклик встретил российский проект «Программы дальнейших действий в сфере контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности».

В октябре Россия в соавторстве с США, Турцией, Арменией, Белоруссией, Киргизией и Таджикистаном представила проект Антинаркотической концепции ОБСЕ, работа по согласованию которого будет продолжена в 2011 г.

В ходе Конференции ОБСЕ по предотвращению терроризма (октябрь) Россия и США выдвинули совместную инициативу по государственно-частному партнерству в обеспечении безопасности туризма перед лицом террористических угроз.

На экспертном семинаре ОБСЕ в Вильнюсе (сентябрь) состоялась презентация российского проекта Конвенции по обеспечению международной энергобезопасности, в основу которого легли идеи, высказанные на Международном экономфоруме в Санкт-Петербурге в 2009 г.

В ОБСЕ наметилась тенденция к оживлению диалога по вопросам свободы передвижения/либерализации визовых режимов. Благодаря усилиям российской стороны, данной теме была посвящена отдельная сессия Конференции, приуроченной к 20-летию Копенгагенского документа ОБСЕ по человеческому измерению (Копенгаген, июнь).

В течение года по инициативе России на различных переговорных площадках ОБСЕ продолжался диалог по проблематике организации и проведения выборов. Под эгидой казахстанского председательства ОБСЕ прошел семинар «Состояние и перспективы электронного голосования в регионе ОБСЕ» (Вена, сентябрь), в котором активное участие приняла делегация ЦИК России во главе с ее Председателем В.Е.Чуровым.

В конструктивном ключе была продолжена работа по восстановлению полноценных отношений Россия-НАТО после кризиса 2008 г. Ее важными этапами стали заседание Совета Россия – НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел в Нью-Йорке (сентябрь) и визит в Москву Генерального секретаря Североатлантического альянса А. Фога Расмуссена (ноябрь).

Главным событием года в отношениях с НАТО стал саммит СРН в Лиссабоне 20 ноября с участием Президента России Д.А.Медведева, на котором были приняты решения о выстраивании партнерства на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, признания неделимости безопасности всех государств в евроатлантическом сообществе и взаимосвязанности безопасности России и НАТО. Совместное заявление саммита фиксирует общее понимание – Россия и альянс не представляют угрозы друг для друга, будут стремиться к более эффективному сотрудничеству в противодействии глобальным угрозам общей безопасности и готовы совместно работать с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике.

На саммите подтверждено обязательство сторон взаимодействовать в СРН в качестве 29 равных партнеров, закреплен «всепогодный» характер политического диалога в рамках этого форума, в том числе по вопросам, где позиции России и отдельных стран-членов альянса расходятся.

Исходя из логики неделимости безопасности и важности коллективного противодействия общим угрозам и вызовам в области ракетного распространения на основе равноправия и взаимного учета интересов, а также в соответствии с договоренностями лиссабонского саммита российская сторона готова совместно с партнерами проработать вопрос формирования возможной архитектуры европейской ПРО, сопрягающей потенциалы России и стран НАТО, которая обеспечивала бы защиту от ракетных ударов всех стран – от Атлантики до Урала. На саммите принято решение подготовить всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий нашего возможного сотрудничества на этом направлении к встрече министров обороны СРН в июне 2011 г.

Согласован Совместный обзор общих вызовов безопасности XXI века (Афганистан, терроризм, включая уязвимость критической инфраструктуры, распространение ОМУ и средств его доставки, пиратство, природные и техногенные катастрофы) с конкретными поручениями по дальнейшим коллективным действиям на данных направлениях.

Россия продолжала взаимодействовать со странами НАТО на афганском направлении, внося конкретный, материальный вклад в обеспечение коллективных усилий международного сообщества по стабилизации ситуации в области безопасности в Афганистане.

Наша страна активно участвовала в одном из наиболее эффективных форматов взаимодействия на Севере Европы – «Северном измерении» (СИ). В ноябре в Осло успешно прошла вторая министерская встреча «Северного измерения», запущены партнерства СИ в области транспорта и культуры, Институт и Деловой совет СИ.

Россия проводила линию на дальнейшее укрепление структур регионального сотрудничества на Севере Европы и в Арктике: Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктического совета (АС), работающих на принципах взаимной выгоды, равноправия участников и представляющих собой эффективный инструмент формирования пространства стабильности и широкого международного взаимодействия.

В рамках СГБМ Россия практическими шагами содействовала процессу модернизации этой организации, повышению ее эффективности за счет большей ориентированности на конкретные, дающие непосредственную отдачу проекты, сохранению ее в качестве ключевой структуры сотрудничества на Балтике.

Большое значение российская дипломатия придавала сопряжению позитивной деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона с другими региональными форматами в интересах содействия решению задач социально-экономического развития, обеспечения экологической «чистоты» на Северо-Западе. Важным в нынешней непростой финансово-экономической ситуации для всех стран-членов СБЕР представляется то, что к реализации проектов Совета подключены ведущие финансовые институты Северной Европы.

Повышенное внимание уделялось проблематике Арктики, что обусловлено целым рядом причин (изменение климата, сокращение ледового покрова, повышение доступности природных ресурсов, рост техногенных рисков и т.п.). В соответствии с достигнутыми «арктической пятеркой» договоренностями наша страна проводила последовательную линию на то, чтобы ситуация в регионе развивалась в соответствии с международно-правовыми нормами, не подвергалась внешнему воздействию под искусственно надуманными предлогами. В этом контексте особую важность имеет подписание 15 сентября в Мурманске российско-норвежского Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, значение которого выходит далеко за рамки двусторонних отношений, поскольку представляет собой наилучшее свидетельство способности арктических государств эффективно и конструктивно решать свои проблемы путем переговоров и на основе компромиссов.

Россия совместно с США как сопредседателем соответствующей Целевой группы АС фактически завершила подготовку первого в истории многостороннего панарктического документа – проекта межправительственного соглашения о сотрудничестве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...