Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Загородные царские усадьбы. Измайлово. История постройки, стиль, фамилия архитектора.

Билет 13.

1. Реалистическое искусство 18 века. Русский портрет. (По выбору учащегося)

2 Загородные царские усадьбы. Измайлово. История постройки, стиль, фамилия архитектора.

 

Русский портрет — история портретного жанра в России ведет свои истоки с XVII века.

XVIII век

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. россика), так и способствовал обучению отечественных. Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия. «„Открытие характера“ происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России[8]. В к сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям[11]:

1. архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. «художественным примитивом». В нем ощущается стиль рубежа еще XVII—XVIII веков, влияние национальной школы парсуны. (Аналогичные явления характерны для большинства стран, которые переходят от Средневековья к Новому времени). Парсуна сыграла важную роль — она явилась передатчиком основных черт нового портретного метода, который в русских условиях трансформировался на собственный лад. Портреты, принадлежащие к этой линии, отличаются большими размерами, композиционными схемами, заимствованными у парадных полотен Западной Европы XVII века, импозантностью и внушительностью, строгой социальной маркировкой и «важной немотой». Модели, изображённые на токих портретах, воплощают практически иконное индифферентное предстояние. Живопись в них сочетает объемное и конкретное лично́е письмо с плоскостными «доличностями» — как это было и в парсуне. Парсуна вывела русскую живопись на дорогу станковизма — придала ему не только черты сходства, но и картинности, придала ей место в формирующемся светском интерьере. Но к концу 1710-х гг. портреты в этом стиле перестали удовлетворять заказчиков из-за своей тяжеловесности, косноязычия и архаизма, которые стали очевидными после первых зарубежных поездок Петра. У заказчиков появляется новый ориентир — искусство Запада (прежде всего Франции): картины покупаются за рубежом, иностранные художники приглашаются в Россию, а русские — на учёбу. Магистральная линия (Никитин и Матвеев) развития портрета уверенно идет вперед, а парсуна теряет свою привлекательность в глазах высокопоставленных заказчиков. Все же, чем дальше от Петербурга, тем явственнее черты парсуны будут проявляться в провинции — на протяжении всего XVIII века, а то и 1-й половины XIX века. Особенность этой линии портрета — её причастность к иконописи, которая и сама в этот период, утрачивая средневековую духовность, становится компромиссной, светлой и нарядной. Она будет влиять на некоторых художников, близких к Канцелярии от строений.

1. Линию, лежащую в стороне от заграничного пенсионерства, дополняют художники, которые самостоятельно проделали путь от иконописи к портрету, крепостные мастера домашней выучки и поклонники живописи — дворяне-дилетанты.

2. россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача — экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран — на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

3. собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).

Начиная с Петровского времени, портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени»[12]. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки. Одновременно с портретом развивались и другие жанры, необходимые абсолютистскому государству, — исторические и аллегорические композиции, благодаря которым русская культура входила в мир ранее незнакомой системы олицетворений.

Приобщение к законам станковой живописи в послепетровской России шло трудно. Художникам было необходимо не только овладеть новым пониманием содержательной части, но и научиться грамотно выстраивать картинную плоскость, искусству перспективы и анатомически верной передаче человеческого тела, а также основам техники масляной живописи и законам колорита.

Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета, который в ту же эпоху являлся очень показательным для Англии и Франции того же времени; а также отсутствие «сцен собеседования»[13]. Вплоть до 2-й пол. XVIII века отсутствовал скульптурный портрет.

Я половина XVIII века

«С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна“, парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры»[5]. В 1730—1740-е годы происходит укрепление дворянства, чему в дальнейшем способствовала Реформа о Вольности дворянской. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён.

К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Петрович Аргунов.

Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм»[14]. От парсуны идет в таких ранних портретах определённая застылость позы, а цвет предмета порой так насыщен, что за ним проглядывает характерный для средневековой художественной системы цвет символический. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления — все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени[15].

Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. Россика) середины XVIII века позволяет увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». «Доличности — шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения — поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. Это придает им самостоятельное звучание и превращает в своего рода драгоценную оправу для лиц. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров, и содержит меньше детально разработанных градаций. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную»[16]. Русские мастера этого периода дают вариант более полнокровного, целостного, мажорного переживания мира, по сравнению с иностранцами.

К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Например, Антон Лосенко культивирует станковый жанр, и поэтому в его портретах снижается декоративность, возрастает роль жеста, возникает сюжетная ассоциативность, происходят поиски камерного пространства[17].

Владимир Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной», 1797

К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюре — Федот Шубин. Генеральная линия развития официального портрета большого стиля была представлена в конце столетия произведениями Степана Щукина (1762—1828).

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина.

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Загородные царские усадьбы. Измайлово. История постройки, стиль, фамилия архитектора.

Во времена бояр Измайловых парк усадьбы формировался естественным способом, он состоял из стройных берез и могучих дубов, оставшихся от старого густого леса. Как выглядел боярский дом и хозяйственные постройки того времени, сейчас доподлинно неизвестно. В 1573 году родовое поместье меняет хозяина, обширные земли недалеко от столицы царем Иваном Грозным были подарены Никите Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии, а потом усадьба Измайлово досталась по наследству уже Ивану Никитичу Романову.

С 1652 года село Измайлово и расположенное рядом с ним боярское имение перешло под управление дворцового ведомства, и в это время на его территории начинает формироваться царская загородная резиденция. К 1670-м годам был выстроен роскошный Государев двор на берегу реки Серебрянки, которая предварительно была разделена на два рукава, перегороженных плотинами. Так возникли два первых пруда усадьбы – Виноградный и Серебряный, а имение Измайлово превратилось в неприступный остров.

Первый дворцовый комплекс был деревянным, к нему примыкала церковь Иосафа Индийского, соединенная с дворцом крытыми галереями. А через Серебряный пруд был переброшен мощный каменный мост, установленный на четырнадцати арочных опорах. В конце моста была возведена Мостовая башня, сохранившаяся до наших дней, она строилась по проекту архитектора Ивана Кузнечика. В те годы на первом этаже башни находились покои священнослужителей, а на втором этаже заседала Думная палата, третий ярус Мостовой башни был отведен под колокольню, принадлежавшую рядом стоящему собору Покрова Богоматери. Храм строился в 1671-1679 годах на главной площади Измайловского острова, на месте старой и разобранной деревянной церквушки

 

На удалении от Государева двора в усадьбе Измайлово располагались различные хозяйственные постройки и цветущие сады, здесь специально разводили зверей, предназначенных для царской охоты. Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, использовал усадьбу Измайлово в качестве охотничьей резиденции и своего рода экспериментального хозяйства, поэтому здесь насчитывалось 37 рыбьих прудов и бобровых загонов. На территории Измайловского острова были проложены дороги, возведены винный и стекольный заводы, основана льняная мануфактура и маслобойни, построены мельницы и медоварни, здесь находилась пасека, скотные дворы и птичники.

При Алексее Михайловиче в усадьбе Измайлово был основан первый на территории России зоопарк с лебединым двором и птичьими вольерами, леопардами и тиграми, и даже слоном. Здесь прошло детство Петра I, который любил на маленьком ботике выходить в плавание по Серебряному пруду. Здесь же будущий император «играл в солдатиков» — командовал своими потешными войсками, устаивая маневры на площадях Измайловского острова. В XVIII столетии в усадьбе Измайлово нередко ставились спектакли, носившие в то время название «шутейные пьесы».

После основания Петром I Петербурга и переноса в новый город столицы, усадьба Измайлово больше не использовалась в качестве царской резиденции и постепенно приходила в запустение. В 1839 году по распоряжению Николая I здесь основали богадельню для инвалидов войны, сирот, вдов, школу для детей различной прислуги. В 1917 году усадьба Измайлово была национализирована, богадельня закрыта, а старинных постройках расположился городок Баумана, предназначенный для проживания рабочих.

Службы в Покровской церкви прекратились, ее здание было отведено под архив НКВД, а впоследствии – под обычный овощной склад. Здание богадельни перепланировали под гаражи, а позднее на территории усадьбы обосновался и Дом комсомола. В 30-е годы прошлого столетия на территории сохранившегося лесного массива Измайловского острова был основан Парк культуры, а с 1935 года старинная усадьба вошла в черту Москвы.

 

После распада СССР, несмотря на многие разрушения, затронувшие старинный архитектурный комплекс, бывшая усадьба Измайловоначинает возрождаться, постепенно превращаясь в одну из столичных достопримечательностей. Для сохранности уникального культурного наследия на Измайловском острове в 2007 году был создан музей-заповедник, который сейчас находится под охраной государства. Сейчас здесь можно увидеть главное здание усадьбы, уникальные парковые павильоны, здание отреставрированной и действующей по прямому назначению Покровской церкви. Вызывают интерес и строения, ранее входящие в архитектурный комплекс богадельни, такие как бывшая баня и прачечная, лудильня и ледники, а также комплекс конюшен. Сохранились некоторые древние постройки, возведенные во времена основания в Измайлово царской резиденции.

Наибольший интерес среди туристов вызывает Измайловский кремль, включающий сохранившуюся часть белокаменных стен, симметричные Парадные ворота с небольшим арочным въездом и украшенные сверху небольшой округлой башенкой с конусообразной крышей, а также Задние белокаменные ворота, возведенные в далеком 1682 году по проекту архитектора Терентия Макарова. Знакомство с архитектурным комплексом бывшей усадьбы Измайлово можно начать с осмотра Покровского собора – уникального пятиглавого храма, построенного в древнерусском стиле и своим видом чем-то напоминающего разукрашенный праздничный пряник.
Каждый из темных куполов, одинаковых по форме, венчает золотой православный крест, главный фасад Покровского собора выглядит симметрично – по бокам расположены большие, вытянутые вверх, арочные окна. Особенно привлекательно оформлен вход в храм, по бокам его окружают резные декоративные мини-колонны, сверху над входом выполнена небольшая арка, а над ней – декоративный элемент, конторы которого в точности повторяют форму куполов собора. Выполненный из красного кирпича фасад и округлые башенки, на которых установлены купола, украшены белоснежной отделкой – уникальной резьбой по камню.

Не меньший интерес представляет и Мостовая башня, каждый ярус которой выглядит по-разному, два первые этажа в плане квадратные, но второй ярус значительно меньше первого по площади. Третий ярус выполнен в форме восьмиугольника, а сверху на него водружена конусообразная крыша с флюгером. Сейчас в Мостовой башне Измайловского кремля находится музей, где представлена уникальная экспозиция «Измайлово и правители России». Посещая старинную усадьбу на искусственном острове, можно ознакомиться с экспозициями других музеев, расположенных на ее территории. Здесь находится Музей истории водки, Музей колоколов, Музей русского костюма и быта, Музей русской игрушки, Музей русских сказок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...