Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников




 

Цель: Опытным путем доказать роль фольклора в формировании у дошкольников отношения к природе.

Содержание:

В рамках эксперимента я организовала кружок «Вечерки с тетушкой Совой». Где в течение года группа из десяти человек занималась по определенному плану (приложение №1). Занятия в кружке проходили 1 раз в неделю, где я с детьми разучивала заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяла в повседневной жизни, в конце месяца совместно с музыкальным руководителем проводились со всей группой детей.

Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм. Фольклорно-экологического занятия опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Предпочтение отдается фольклорному материалу нашего края. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру драматизацию. В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

В народных сказках экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники. В работе кружка используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев), потешки, заклички, небылицы. Особое место в музыкально - театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. (Приложение 3)

Сказанное позволяет обратить внимание на мою позицию: знакомя малышей с экологией, используя фольклор, я с одной стороны, сохраняю колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, я учитываю конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении. В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т.д. Работу по данной технологии можно проводить в подгрупповой и фронтальной форме, в зависимости от поставленных целей и задач.

Цель: Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.

Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем. На контрольном этапе при диагностировании я получила следующие результаты которые отразились в диаграмме (приложение 2)

Таким образом, можно увидеть, что уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы значительно повысился. Дети, которые имели низкий уровень, повысили его на средний. Дети которые имели средний уровень повысили его на высокий уровень. У детей, которые имели высокий уровень, были сформированы представления о ценности природных объектов и причинно - следственных связей между природными явлениями. Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте, благотворно повлияла на результаты детей экспериментальной группы.

 


Заключение

 

Деятельность по реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора начинается с подготовки педагогических кадров и состоит из различных мероприятий: теоретических занятий, педагогических рингов, аукционов знаний, часов защиты позиций, обсуждения занятий с детьми, форм и методов работы. Специальной и целенаправленной работой по подготовке воспитателей к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанской народной педагогикой является разучивание народных игр, фольклорного материала, среди которых кубанские народные сказки, сюжетно-ролевые игры-сказки, маленькие рассказы, игровые песенки, народно-игровые музыкальные песни, песни-прибаутки, песенки-потешки, игры-шутки, считалки, дразнилки, колыбельные, заклинания, пословицы и поговорки, загадки и др.

Воспитательная ценность кубанского детского фольклора заключается в том, что он создает жизненно убедительные образы, которые являются для детей образцом в понимании цели жизни, в осознании важности экологического поведения и отношения к окружающей природе, в выработке жизненных принципов и взглядов.

Кубанский детский фольклор знакомит дошкольников с представителями многих видов фауны и флоры родного края, которые окажут глубокое влияние на экологическое сознание, взгляды и убеждения ребенка. В них отражены национальные черты культуры народа. Отношение к национальным традициям, национальным особенностям культуры является одним из показателей не только экологической, но и патриотической, нравственной воспитанности дошкольников.

Следует отметить, несмотря на то, что названные средства кубанского народной педагогики содержат огромный экологический воспитательный потенциал, они не используются в учебно-воспитательной работе детских садов, школ и вузов в силу незнания их самими обучающими.

Подготовка воспитателей к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанской народной педагогики предполагает проведение комплексной работы к данному виду деятельности. В частности, всем общественным организациям следует активизировать усилия по превращению детских садов в эталонные зоны экологической культуры на местах, которые, с одной стороны, обеспечивали бы дошкольникам полноценное физическое, духовное и интеллектуальное развитие, с другой стороны, служили бы центрами формирования экологической культуры местного населения (в первую очередь, членов семей, школьников, общественности).

Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

Я передаю детям свою способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия.

Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.

Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Я стараюсь привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на фольклорных занятиях многие воспитатели «открывают» себя.

Фольклорные произведения для дошкольников несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви.

Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства.

Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

Эксперимент показал: ценность фольклорных произведений для экологического воспитания обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для дошкольного возраста, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом жаркое), а луна - не всегда круглой. Я учу ребенка «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора.

Основная задача заключалась в том, чтобы разработать систему знакомства дошкольников с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы. Вторая задача познакомить детей с образом жизни, традициями и наследием их предков, ориентируясь на даты народного календаря.

В целях дальнейшего успешного совершенствования подготовки воспитателей к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора следует:

¾ использовать все возможные пути объединения усилий различных специалистов, заинтересованных лиц и ведомств, в том числе с привлечением современных электронных средств связи и компьютерных технологий, а также возможностей СМИ;

¾ расширять на всех уровнях круг акций эколого-воспитательных по содержанию, но с обязательным положительным эмоциональным фоном: проведение фестивалей с использованием средств не только кубанской, но и народной педагогики других национальностей, обучающихся в группе студентов, народных праздников, игр, выставок;

¾ всячески пропагандировать и популяризировать средства кубанской народной педагогики в экологическом образовании дошкольников не только в государственных образовательных учреждениях, но и в семьях с активным привлечением к этой работе студентов педагогических колледжей и вузов;

¾ проблему подготовки воспитателей к реализации экологического образования дошкольников в целом, средствами кубанского детского устного народного творчества в частности, считать приоритетным направлением в деятельности учебных заведений;

¾ при составлении нового поколения образовательных программ для дошкольных учреждений и учебно-методических пособий для студентов - будущих воспитателей особое внимание обратить на включенность кубанского детского устного народного творчества, как национально-регионального компонента;

¾ обеспечить согласованным программно-методическим комплексом, скоординировать экологическую подготовку студентов и усилить экологическое образование дошкольников с целью большего привлечения к данному виду деятельности материалов национально-регионального характера;

¾ использовать кубанское детское устное творчество как национально-региональный компонент в таких приоритетных направлениях экологической деятельности, как фоновый экологический мониторинг территории, помещений, продуктов питания, воды, воздуха, почвы; экологически грамотное озеленение (оздоровление окружающей среды, ознакомление с видовым биоразнообразием, адапатация к местным экологическим условиям и культурным традициям); обучение экологически грамотным приемам и навыкам выращивания животных и растений и ухода за ними; обучение здоровому образу жизни; правовое просвещение; создание семейных гостиных и мастерских и поддержка их деятельности; привлечение школьников к экологическому воспитанию дошкольников; формирование потребности в личной экологической безопасности и т.д.;

¾ стимулировать студентов педагогических учебных заведений, а под их руководством и школьников к участию в работе по превращению ДОУ в эталоны экологической культуры на местах (экологической паспортизации, экологическому мониторингу, экологически грамотному озеленению, эколого - воспитательной работе с малышами и т.д.).

¾ в целях совершенствования подготовки студентов к реализации экологического образования дошкольников активизировать привлечение их к эколого-воспитательной работы с дошкольниками в свободное от занятий время;

¾ считать подготовку воспитателей к реализации экологического образования детей дошкольного возраста приоритетным направлением в системе непрерывного экологического просвещения, необходимым условием устойчивого развития Краснодарского края, а в целом, страны;

¾ в настоящее время ведется большая пропаганда и популяризация экологического воспитания на всевозможных уровнях, но следует довести до сознания масс необходимость использования в этом деле местного национально-регионального компонента, в частности, материалов кубанского детского фольклора;

¾ в связи с актуализацией подготовки воспитателей к реализации экологического образования дошкольников средствами народной педагогики возникает проблема создания тематически и содержательно согласованных новых типов учебных пособий, для чего необходимо объединить усилия квалифицированных педагогов, фольклористов и других кадров России.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - N31. - Ст. 4398

2. Алексеев C.B. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования. // Экология и культура, сб. докл. науч. прак. конф - Красноярск, 1991 - С. 42-44.

.   Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. - 2014 - №1. - С. 75-84.

.   Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. - 1994. - №2. - С. 32-33.

.   Бреслов Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве - М., 1980 - 144 с.

.   Будыко М.И. Глобальная экология - М.: Мысль, 1977. - 236 с.

.   Булатова М.С., Колчанова Н.Ф., Шестакова И.П. Экологическое воспитание и образование детей дошкольного и младшего школьного возраста // Физико-географические основы развития и размещения производительных сил Нечерноземного Урала.-Пермь, 2014.-С. 143-151.

.   Быстров A.A. Природоведение в дошкольных учреждениях - M.-JL, 1934 - 96 с.

.   Вересов Н. «Мы - земляне»: Прогр. по экол. воспитанию ст. дошкольников // Дошк. воспитание. - 1994 - №12. С. 23-32.

.   Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: Просвещение, 1984 - 252 с.

.   Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. пос. - Казань: КГПУ, 1994. - 141 с.

.   Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание - 1981- №5 - С. 24-27.

.   для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений - М.: АРКТИ, 2014. - 128 с.

.   Забелин М Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

.   Знакомство детей с природой / Под ред. Е.И. Волковой. - М., 2014. - 93 с.

.   Иоганзен Б.К. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // Материалы Всесоюзной научной конфер - Иваново, 1989 - С. 72-76.

.   Исанбет И. Детский фольклор - Краснодар: Кубань кн. изд - во, 2014 - 488 е. - На тат. яз.

.   Календарно-обрядовая поэзия сибиряков /Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников. Новосибирск, 1981.

.   Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема - Казань: КГУ, 2012 - 224 с.

.   Ковалев В. М, Могильный Н Я. Русская кухня: традиции и обычаи. М.,; 1990.

.   Комов   C.B. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов - М., 2012 - С. 5-6.

.   Кондратьева H.H., Шиленок Т.А., Марков Т.А., Виноградова Т.А. Программа экологического образования дошкольников «Мы». - СПб., 2012 - 96 с.

.   Кондратьева, Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова. - Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2014. - 227 с.

.   Константинов H.A. и др. История педагогики: Учебник для студ. пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1982 - 447 с.

.   Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие - М.: Изд-во Рос.открытого ун-та, 1994 - 140 с.

.   Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: понятийно-терминологический словарь для учителя - Екатеринбург, 2014. - 60 с.

.   Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост. В.П. Аникин. М., 2013.

.   Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.

.   Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / Методика экологического воспитания дошкольников-М., 2014.-С. 153-159.

.   занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Лапшина Г.А. - Волгоград: Учитель, 2014.

.   Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2013 - 576 с.

.   Хрипач Н.Е. Эстетическое воспитание старших дошкольников в процессе труда в природе // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Сборник научных трудов - Минск, 1985 - С. 59-67.

.   Экологическое воспитание / Под ред. Чижова В.П. - М.: Просвещение, 2013 - 187 с.

.   Экологическое образование и устойчивое развитие. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...