Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На выпускную квалификационную работу




____________________________________________________________________

(Ф. И. О.)

1.Тема работы:__________________________________________________

Научный руководитель:________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)

Утверждены приказом № от «__» 20 г.

2.Срок сдачи студентом работы: ___________________________________

3.Исходные данные к работе ______________________________________

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать):

_______________________________________________________________

Раздел 1. _______________________________________________________

Раздел 2. _______________________________________________________

Раздел 3. _______________________________________________________

Раздел 4.____________________________________________________

5. Перечень графического материала

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Консультанты разделов работы

  Фамилия, инициалы и должность консультанта Подпись, дата
задание выдал задание принял
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

7. Дата выдачи задания

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов выпускной квалификационной работы Срок выполнения этапов работы Примечание
  Обработка литературных источников октябрь – ноябрь  
  Раздел 1 20.12.2015г.  
  Раздел 2 20.03.2016г.  
  Раздел 3 30.04.2016г.  
  Предзащита 29.05.2016г. – 07.06.2016г.  
  Защита 15.06.2016г. – 23.06.2016г.  

Студент

________________ /_________________/

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

Научный руководитель /_____________/

_____________ фамилия и инициалы)

(подпись)

 

 

Приложение Г

Перечень и содержание методов исследования

1. Общие методы. К ним относятся диалектические, гносеологические и логические методы, используемые не только в научном познании, но и в практической деятельности (практическом познании).

Диалектика как метод познания природы, общества и мышления является фундаментальным научным принципом исследования действительности во всех ее проявлениях. Диалектический метод (подход) позволяет обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, объективность в оценке действительности, постоянную противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой. Опыт и факты является источником, основой познания действительности, а практика – критерием истинности теории. Диалектика как метод познания опирается на такие диалектические законы и категории: единство и борьба противоположностей; взаимосвязь количественных и качественных изменений; отрицание отрицания; взаимозависимость сущности и явления, содержания и формы; взаимосвязь необходимости и случайности.

Общие формально-логические методы включают:анализ – это мысленное расчленение целостного предмета на составные части (признаки, свойства или отношения) с целью его изучения;

синтез – это сочетание ранее выделенных частей предмета в единое целое;

абстрагирование – это выделение свойств и отношений изучаемого явления, в результате чего образуются различные абстракции – понятия, категории, теоретические конструкции и их системы. Абстрагирование лежит в основе типологии и классификации, моделирования, построения теорий как систем знаний;

обобщение – это метод, в результате применения которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов путем перехода от конкретного или менее общего понятия и суждения в более общего понятия или суждения;

индукция – это метод и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе конкретных ссылок. В процессе опыта, эксперимента, наблюдения определяются, устанавливаются, собираются отдельные факты. По их последующего анализа выделяются общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс явлений. На этой основе строится индуктивное умозаключение, где выводом является суждение, в котором признак приписывается всему классу;

дедукция – метод исследования и способ рассуждения, с помощью которого из общих ссылок при необходимости следует вывод конкретного характера. В дедукции, в отличие от индукции, исходя и опираясь на общее знание, делают вывод конкретный. В процессе использования как ссылки гипотетического предположения (например, новой идеи) дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы;

аналогия – это метод исследования, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и в других. Умозаключения по аналогии широко используются в моделировании;

моделирование – метод изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Использование метода моделирования позволяет исследовать те стороны объектов, которые невозможно постичь путем непосредственного изучения.

Общенаучные методы делятся на методы эмпирических и теоретических исследований. Важно отметить, что первостепенную роль в научном исследовании при решении научных проблем играют познавательные задачи: эмпирические и теоретические. Их решение становится возможным за счет применения методов эмпирических исследований. Среди них:

метод наблюдения – это активный познавательный процесс. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получаются знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях объектов. К научному наблюдению выдвигаются требования четкой постановки цели наблюдения, выбора методики и разработки плана, систематичности, контроля за корректностью и надежностью результатов наблюдения, обработки и толкования полученных данных;

метод измерения это форма метода наблюдения, в процессе применения которого фиксируются количественные аспекты качественных характеристик объектов с помощью определенного масштаба (единицы измерения) и алгоритма (правил) процесса измерения. Измерение является процедурой установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон;

метод сравнения – в основе лежит сравнение или сопоставление объектов по любым подобным свойствам, в результате которого оказывается общее и отличное между этими объектами. Этот метод имеет научный характер лишь в том случае, если сравниваются не случайные факты действительности, а закономерные и типичные, которые имеют достаточную степень достоверности. Сравнение играет значительную роль в умозаключениях относительно обобщения информации, применении метода аналогии. Сравнение может рассматриваться и как составная часть метода наблюдения. Метод сравнения является основным методом исследования в сравнительном правоведении.

В экономическом анализе сравнение используют как основной или дополнительный способ решения многих его задач. Основными базами сравнения являются: нормативные показатели; данные предыдущих периодов; средние отраслевые показатели; плановые показатели, показатели передовых предприятий или международные стандарты. Сравнение фактических показателей с нормативными позволяет определить уровень выполнения нормативных (оптимальных) задач по объемам и эффективности производства, финансовой устойчивости предприятия, его ликвидности, деловой активности.

экспериментальный метод – используется в науке в связи с познавательными задачами, для решения которых необходимо обращаться к определенной форме практического действия, к созданию организованной, искусственной среды с целью получения научной информации. В течение проведения эксперимента исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получения определенного знания о нем. Исследуемое явление наблюдается в специально созданных и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления в случае повторения условий. Существует два типа экспериментов: исследовательский, связанный с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта, и проверочный, что применяется в случаях, когда нужно подтвердить или опровергнуть те или иные положения теории или гипотезы;

метод описания – направлен на закрепление и передачу результатов исследования с помощью определенных знаковых средств. Описание делится на два основных вида: качественный и количественный. Качественное описание осуществляется с применением языка соответствующей науки, а количественный – языка и математики, и предполагает проведение различных измерительных процедур. Описание как метод эмпирического исследования непосредственно связан с наблюдением, измерением, сравнением, экспериментом и тому подобное.

Теоретические задачи исследования направлены на выявление и изучение связей и зависимостей исследуемого объекта, определение его структуры, общих характеристик. В результате решения теоретических задач исследователи формулируют научные законы, теории. Необходимо отметить, что теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

Реализация теоретических познавательных задач осуществляется путем применения методов теоретического исследования, среди которых следует, прежде всего, назвать исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный, моделирование и другие.

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявления внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий. Один из основных методов научного познания в общественных науках;

Терминологический метод – один из теоретических методов исследования, который направлен на раскрытие сути исследуемых явлений путем выявления и уточнения значений и смыслов терминов (понятий), которые определяют. Результатом терминологического анализа, как правило, являются дефиниции и экспликации (научные объяснения), а также определение выявленных научных подходов (позиций) с трактовкой и определением соответствующих понятий.

Продуктивный терминологический анализ должен привести к возможности сконструировать или обосновать, уточнить рабочие дефиниции, адекватные предмету и задачам исследования.

При построении понятийно-терминологического аппарата любой науки принято руководствоваться требованием (принципом) однозначности терминов, согласно которому каждому сроку должен соответствовать лишь одно значение. Иначе говоря, термин, выбранный для определения определенного объекта в языке науки, не должен использоваться для определения другого объекта в том же языке.

Системный метод – одно из главных направлений методологии специального научного познания и социальной практики, цель и задачи которого заключаются в исследованиях определенных объектов как сложных систем. Системный подход способствует формированию соответствующей адекватной формулировке сути исследуемых проблем в конкретных науках и выборе эффективных путей их решения. Методологическая специфика системного метода заключается в том, что целью исследования является изучение закономерностей и механизмов образования сложного объекта по определенным составляющих. При этом, особое внимание обращается на многообразие внутренних и внешних связей системы, на процесс (процедуру) объединение основных понятий в единую теоретическую картину, что позволяет выявить сущность целостности системы. Например, системный метод в государственном строительстве (метод системно-структурного анализа) заключается в том, что органы публичной власти рассматриваются как особые социальные системы, взаимодействующих друг с другом и с другими элементами политической системы. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимно связанных элементов; 2) она составляет единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого уровня: 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. С системным методом тесно связан функциональный метод, который используется для выделения в системах органов публичной власти составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связей между ними.

Когнитивный метод или метод когнитивного картирования (лат. Cognitio познания, изучения, осознания) – метод, позволяющий выяснить корреляцию между лингвистическими структурами текста и структурами представлений его автора, то есть обнаружить в политических текстах структуру рассуждения (что чему способствует / мешает, что из чего следует и т. д.) и на основании этого делать выводы о мышлении автора текста и его видении политической ситуации. Фактически, данный метод позволяет определить факторы, которые учитывают политики-управленцы в процессе принятия решений. Стратегия выбора факторов задает возможную типологию политического мышления. Факторы выбираются из общего содержания или отдельных ключевых фраз («политика – это война», «давить до предела», «не бывает нейтралов») и т. д. Проанализировав текст автора подобным образом, можно прогнозировать его намерения. Эта методика позволяет выяснить, как политический деятель воспринимает определенную проблему и какова его поведение в кризисных или в конфликтных ситуациях; национальные особенности когнитивного стиля политических лидеров.

Восхождение от абстрактного к конкретному – это общая форма движения научного познания, закон мышления и отражения действительности. Согласно этому методу, мышление берет свое начало от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него к конкретному в мышлении. Этот метод применяется в процессе построения разнообразных научных теорий и может использоваться как в теоретических, так и в прикладных науках.

Аксиоматический – метод построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все остальные знания выводятся из них в соответствии с определенными логическими правилами.

Гипотетико-дедуктивный – как разновидность аксиоматического метода используется для построения теорий в эмпирических науках.

Формализация – метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например, на языке математики. Формализация применяется в математике, логике, современной лингвистике, других науках.

Важно отметить, что в науке государственного управления методы других наук должны использоваться как средства и приемы именно государственно-управленческого знания. При этом, происходит адаптация таких методов и их преобразования в соответствии с особенностями управленческой реальности и построения научных знаний по государственному управлению.

Конкретно-научные методы. Наука государственного управления, как и любая другая отрасль науки, имеет в своем исследовательском арсенале развитую систему конкретно-научных методов. Под конкретными методами науки государственного управления понимается совокупность принципов, приемов, правил, способов и средств исследования конкретных объектов (явлений, предметов, фактов) государственно-управленческой действительности. То есть они систематизированными способами научного познания, которые используются в государственном управлении и особенности которых определяются социальной спецификой предмета исследования.

Прежде всего, это специфическая гуманитарные методологические инструменты, такие как герменевтика и иконографическая методология.

Герменевтика – это метод контекстной интерпретации текста в общественной жизни, который направлен на установление их объективного смысла, то есть интерсубьективного значения, общего как для участника события (или автора текста), так и для исследователя. Техническим средством такого установления выступает контекстная интерпретация. Одним из принципов такой интерпретации является принцип герменевтического круга: понимание значений отдельных деталей текста или общественного процесса невозможно без предварительного понимания целого (контекста). Но понимание целого достигается через понимание отдельных деталей. Таким образом, герменевтическая интерпретация движется по спирали: от толкования частного к толкованию целого, а от него снова к толкованию частному. Согласно взглядам, В. Дильтея, начальная возможность предварительного понимания целого определяется темпоральностью, то есть внутренним осознанием времени, которое присуще каждому человеку.

Иконографическая методология исходит из того, что задача наук социально-гуманитарного цикла кардинально отличаются от задач естественных, точных и технических наук и заключается не в исследовании, а в описании общественных явлений. Собственно говоря, такого подхода придерживались и «отец истории» Геродот, и Нестор-Летописец, с которого началась наша собственная письменная история и в этом смысле иконографическая методология составляет методологическую основу истории как науки. В этом контексте следует иметь в виду, что благодаря иконографической методологии происходит формирование предмета исследования в области государственного управления. В то же время видна наглядная недостаточность иконографической методологии. Исследователь, который остается в пределах исключительно иконографической методологии, практически заранее отказывается от выполнения одной из ведущих функций науки – прогностической. Итак, иконографическая методология является необходимым, но недостаточным элементом научного познания в социально-гуманитарной сфере. Кроме того, это специальные модификации общенаучных методов, используемых родственными с государственным управлением как междисциплинарным направлением исследований науками, такими как политология, теория государства и права, социология, политэкономия и тому подобное. К таким методам можно отнести, в частности, включенное наблюдение (непосредственное участие исследователя в процессе, который является предметом исследования), метод экспертного опроса и другие методы социологических исследований, социологический контент-анализ, статистические методы в политэкономии и тому подобное.

Конкретно-социологические методы. Количественная сторона государственно-управленческих явлений является предметом научного изучения с помощью статистических методов, которые представляют собой комплекс специальных, присущих только статистике приемов исследования, основанных на общефилософских (диалектическая логика) и общенаучных (сравнение, анализ, синтез) принципах. Особенности статистической методологии связанны, во-первых, с точным измерением и количественным описанием массовых общественных явлений; во-вторых, с использованием обобщающих показателей для характеристики объективных статистических закономерностей. Любое статистическое исследование последовательно проходит три этапа. Первый этап – сбор первичного статистического материала регистрацией фактов или опросу респондентов. На втором этапе собранные данные подлежат систематизации и группировке – от характеристики отдельных элементов переходят к обобщающим показателям в форме абсолютных, относительных или средних величин. Третий этап предусматривает анализ вариации, динамики, взаимосвязей. Этапы объединяются целью исследования. На каждом из них применяются те методы, которые могут дать глубокую и всестороннюю характеристику явлений, которые изучаются. Так, массовое статистическое наблюдение дает информационную базу для статистических обобщений и характеристики объективных закономерностей. Статистические данные имеют бесспорную доказательную силу именно потому, что они опираются не на отдельные факты, а на их совокупность.

Аналитические возможности статистических методов углубляются благодаря использованию компактной и рациональной формы представления результатов обобщения информации, а также анализа выявленных закономерностей. Такими формами являются статистические таблицы и графики.

Статистические методы связаны с математикой. У них общие методы обработки и оценки данных, но различные предметы познания. Математическая статистика изучает закономерности массовых явлений в абстрактной форме, статистика как общественная наука характеризует размеры и соотношения общественных явлений в конкретных условиях их существования и развития. Предпосылкой использования статистических методов в конкретном исследовании должно быть определение сути изучаемого явления, его существенных свойств.

К специально-научным методам управления относятся методы, используемые в конкретной области научного знания или нескольких науках.

 

Приложение Д

Изучение и анализ научной информации, нормативных
и литературных источников

Понятие «информация» в литературе толкуется как определенная совокупность сведений, которая определяет степень знаний о тех или иных явлениях, фактах, событиях и их взаимосвязь. Наиболее важные характерные особенности информации в исследовательской работе следующие: целевое назначение, значимость, достоверность, надежность, избыточность, ценность, периодичность, непрерывность, способ и форма представления.

Всю информацию в наиболее общем виде можно классифицировать так:

Законодательство;

международные нормативно-правовые акты;

акты законодательства Российской Федерации; данные демографических и социальных тенденций развития общества, его регионов;

материалы об уровне развития экономических теорий;

данные об уровне развития техники, технологии и тенденции развития; информация о факторах производства, процессы производства, хозяйственные связи.

Исходными источниками научной информации служат документы, то есть любые материалы, в которых зафиксирована любая информация. Среди множества документов центральное место занимают литературные материалы, а также различные практические данные. Под источником информации понимается документ, содержащий любые сведения. К документам относят разного рода издание. Издание – это документ, предназначенный для распространения информации, содержащейся в нем, и прошедший редакционно-издательскую обработку, выполненный печатанием или тиснением, полиграфический, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Также источниками научной информации служат неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательской работе и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий, эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей или тиражируются в небольшом количестве экземпляров средствами машинописи или ЭВМ.

Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные.

Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т. д.).

Вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие подобные издания).

Для выпускной квалификационной работы необходимую информацию можно взять из таких изданий: научных, учебных, справочных и информационных.

Научным считается издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Научные издания делятся на виды: монография; автореферат диссертации; препринт; сборник научных трудов; материалы научной конференции; тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.

Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблеме, или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, публикуемые до выхода самого издания.

Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы докладе, рекомендации, решения).

Тезисы докладов (сообщений) научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

Научно-популярное издание – издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитано на студентов (учащихся) разного возраста и степени обучения.

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, который отвечает учебной программе и официально утвержден как данный вид издания.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержден как данный вид издания.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания.

Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для непрерывного чтения. Это – словари, энциклопедии, справочники и т.д.

Информационное издание – издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованные, неопубликованные, не подлежат публикации) или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, что выпускает организация, которая осуществляет научно-информационную деятельность, в том числе органы научно-технической информации. Эти издания могут быть библиографическими, реферативными, смотровыми. Важным является использование информационных изданий, которые содержат оперативные систематизированные сведения о документах, существенные стороны их содержания. Информационные издания содержат не только сведения об опубликованных трудах, но, и идеи, факты. Кроме оперативности, характеризуют новизну представленной информации, полноту охвата источников и наличие справочного аппарата, что облегчает поиск и систематизацию литературы. Информационные издания делятся на три вида: библиографические, реферативные, обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических записей, показывают, что выдано из того, чем интересуются специалисты.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими данными и выводами. К реферативным изданиям принадлежат реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информации, информационные листовки и тому подобное. Как правило, эти издания наиболее полно отражают все документы по конкретной отрасли, причем как опубликованные, так и неопубликованные наряду с информационными изданиями органов научно-технической информации (НТИ) для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системе базы и банки данных, Интернет. Данные поиска могут быть использованы непосредственно, однако чаще они служат ступенью (ключом) к выявлению первичных источников информации, которыми являются научные труды (монографии, сборники) и другие необходимые для научной диссертации издания.

Приложение Е

Пример оформления титульного листа выпускной квалификационной работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...