Мхк. 11 класс. Классицизм в архитектуре западной европы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Парадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму — новому художественному стилю... Тщательно изучив античное искусство и взяв его за образец, последователи классицизма пришли к выводу, что подлинной основой жизни человека является только РАЗУМ. ...Оставим итальянцам Пустую мишуру с ее фальшивым глянцем. Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды и пути, Намеченной тропы придерживаться строго: Порой у разума всего одна дорога... Обдумать надо смысл и лишь потом писать! Н. Буало. «Поэтическое искусство». Перевод В. Липецкой Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Н. Буало. Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, дворцах Лондона и Парижа... Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры — греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей композиции и их подчинённость общему замыслу. В архитектурных сооружениях классицизма господствовали простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций. Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивому декору, повторяющему очертания предмета. Во всём сказывались простота и благородство отделки, практичность и целесообразность. Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля, строго подчинённого единому геометрическому плану. Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа — Версальский дворец.
5.1. «Сказочный сон» Версаля Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в., писал: «Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 миллионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пялишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только сказочный сон». Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поражает масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Версаль стал зримым воплощением парадно-официальной архитектуры классицизма, выразившим идею рационально устроенной модели мира. Рисунок 1Дворец и парк Версаля Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666—1680) были превращены в райский уголок — главное место встречи французской аристократии. В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие Луи Лево (1612—1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646—1708) и Андре Леиотр (1613—1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных пластов, вбирающих характерные черты классицизма. Рисунок 2 Интерьеры Версальского дворца Средоточием Версаля является дворец, к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на некотором возвышении, дворец занимает господствующее положение над местностью. Его создатели разделили почти полукилометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых крыла — ризалита, придающих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя этажами. Первый, выполняющий роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпохи Возрождения. Второй, самый большой, заполнен высокими арочными окнами, между которыми располагаются ионические колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен и завершается скульптурными группами, придающими зданию особую нарядность и легкость пропорций. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и уничтожает однообразие внешней отделки.
Рисунок 3 Зеркальная галерея Версальского дворца Интерьеры дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепки и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунками: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой довершают впечатление богатства и роскоши. Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий. В самом большом зале дворца — Зеркальной галерее (длина 73 м) — устраивались пышные балы и празднества. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном освещении четыреста зеркал создавали исключительный пространственный эффект, передавая волшебную игру отражений: «В большой галерее зажигались тысячи огней, и они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днём; красота и величие блистали, точно во сне или в заколдованном царстве». Спальня короля (зал Меркурия) расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на сходящиеся в одной точке три магистрали, что символически напоминало о главном средоточии власти. С балкона взору короля открывалась вся красота Версальского парка. Рисунок 4 Андре Ленотр. Худ. Карло Маратта Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отличие от пейзажных (английских) парков, выражающих идею единения с природой, регулярные (французские) парки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версальский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с помощью циркуля и линейки.
Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов дворца, каждая из них завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют чёткую геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в предзакатные часы отражаются лучи солнца и причудливые тени, отбрасываемые кустами и деревьями, подстриженными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Зелень образует то сплошные, непроницаемые стены, то широкие галереи, в искусственных нишах которых расставлены скульптурные композиции, гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом) и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды.
Рисунок 5 Версальский парк Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, призвана прославить царствование абсолютного монарха. «Король-солнце» представал в них то в облике бога Аполлона, то Нептуна, выезжающего из воды на колеснице или отдыхающего среди нимф в прохладном гроте. Ровные ковры газонов поражают яркими и пестрыми красками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким образом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время года. Дорожки парка посыпаны цветным песком, некоторые выстилали сверкающей на солнце фарфоровой крошкой. Все это великолепие и пышность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшиеся из теплиц. Рисунок 6Фонтаны Версальского дворца Была природа в парке этом Как будто неживой; Как будто с выспренним сонетом, Возились там с травой. Ни плясок, ни малины сладкой, Ленотр и Жан Люлли В садах и танцах беспорядка Стерпеть бы не могли.
Застыли тисы, точно в трансе, Равняли строй кусты, И приседали в реверансе Заученном цветы.
В. Гюго Н.М. Карамзин (1766—1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих чувствах в «Письмах русского путешественника»: «Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию! Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его... Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|