Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная, военная и судебная реформы




Прежде чем рассмотреть административно-судебную реформу в Кабарде и горских (балкарских) обществах после окончания Кавказской войны, необходимо отметить вкратце, как царизм параллельно с завоеванием Кавказа военными методами постепенно устанавливал колонизационный режим и насаждал в крае русскую администрацию и русское судопроизводство.

Кабарда к началу Кавказской войны состояла из семи княжеских уделов, в том числе в Большой Кабарде: уделы Атажукиных, Мисостовых, Джамбулатовых, Бекмурзиных, Кайтукиных; а в Малой Кабарде – Таусултановых и Джеляхстановых.

В каждое удельное княжество входило несколько десятков деревень. Главой удела был старший из князей по возрасту, и он управлял уделом с помощью управленческого аппарата исключительно из мужчин. Туда входили: казначей, дворецкий, писарь, телохранители, которые выполняли и функции сборщиков податей, судебный исполнитель, полицейские и посыльный.

Самой низшей административной единицей удела была деревня, где владелец селения выполнял функции руководителя административно-политической власти.

Во главе высшей исполнительной власти Кабарды стоял верховный князь, избираемый из среды удельных князей на собрании представителей княжеских уделов – Хасе.

Высшим законодательным органом была Хаса. Она была в Кабарде многопалатной. Хасы были:

1) в уделе;

2) в партии, включавшей два удела;

3) при объединении трех уделов;

4) общекабардинская Хаса, т. е. Хаса Большой Кабарды.

Судебная система в Кабарде и горских (балкарских) обществах основывалась на обычном праве.

Таким образом, политический строй Кабарды к началу Кавказской войны представлял собой сословно-представительную монархию в форме федеративной княжеской республики.

Как было отмечено, царское правительство наряду с завоеванием Кавказа одновременно год за годом вводит в крае российские органы власти и судопроизводства. В 1785 г. царизм учредил на Кавказе институт наместничества. Наместник управлял всеми делами на территории Кавказа. Командующий войсками Кавказской линии ведал гражданскими и военными делами. Он осуществлял свое руководство краем через приставов, назначенных из числа офицеров русской армии.

На Северном Кавказе к середине XIX в. было 20 приставских управлений. Они вводились у горцев, перешедших к России, «для присмотра за поведением» местного населения и исполнением им российских законов. В Большой Кабарде приставское управление было введено в 1769 г. С этого времени кабардинские князья и дворяне должны были согласовывать свои действия с приставом. Это явилось первым серьезным ударом в ликвидации политической самостоятельности Кабарды. Приставы в Кабарде в одних случаях назывались «управляющими», в других – «начальником Большой Кабарды». Институт приставов просуществовал на Северном Кавказе до 50-х гг. XIX в.

Но после потери Кабардой своей политической самостоятельности административные органы на Северном Кавказе претерпевают определенные изменения. В 30–50-х гг. XIX в. Кавказская линия была территориально разделена на несколько самостоятельных регионов. В 1840 г. Кубанская линия переименована в Правый фланг Кавказской линии, где начальником был назначен генерал Засс. Кавказская линия теперь разделилась на пять частей: Черноморская линия, Правый фланг, Центр, Левый фланг и Владикавказский военный округ; каждая из них имела свое управление.

В 1830 г. Кабарда и горские (балкарские) общества были отнесены к Центру Кавказской линии. Военно-административное управление находилось в укреплении Нальчик.

В сентябре 1856 г. Кавказскую линию разделили на Правое крыло и Левое крыло. В состав Правого крыла Кавказской линии вошли воинские соединения, приставские управления и города, находившиеся в бассейне р. Кубань и Причерноморья, а в состав Левого крыла – воинские соединения, приставские управления и города бассейна р. Терек, в том числе Кабарда и горские общества. Следует здесь отметить, что на завершающем этапе Кавказской войны царизм искал пути постепенного привлечения некоторых представителей горцев к управлению краем.

Цариз в этом деле главным образом опирался на представителей местной верхушки. Так возникла на Северном Кавказе система так называемого военно-народного управления, где главными действующими лицами оставались представители царских военных властей, но формально к управлению привлекались и представители местной знати. В первую очередь к этому военно-народному принципу управления перешли в качестве эксперимента в 1852 г. в Чечне. Здесь было создано самостоятельное военно-административное управление, получившее название Чеченского управления.

Вскоре после этого приставские управления в других регионах Северного Кавказа были упразднены, и в 1858 г. созданы округа, в том числе и Кабардинский округ. В состав Кабардинского округа вошли Большая и Малая Кабарда и горские общества, но Малая Кабарда до 1862 г. оставалась в составе Осетинского округа.

Военно-народное управление официально было узаконено «Положением о Кавказской армии», утвержденным в 1858 г.

В 1860 г., когда фактически основным очагом сопротивления горцев русской армии остался Северо-Западный Кавказ и война перешла в свою завершающую стадию, Кавказская линия, потерявшая «свое значение как пограничная кордонная черта», была ликвидирована. Ее Правое крыло было переименовано в Кубанскую, а Левое – в Терскую область. В Кубанскую область вошли адыги, живушие в бассейне р. Кубань, карачаевцы, абазинцы, ногайцы и др. К Терской области отошли территории, занятые терским казачеством, кумыками, чеченцами, ингушами, осетинами, кабардинцами и балкарцами.

Таким образом, в первые годы существования Терской области в ней были округа: Кабардинский, Кумыкский, Осетинский, Чеченский, Аргунский, Ичкерийский. Однако следует отметить, что при создании этих округов не учитывались в полном объеме этнические границы, которые существовали испокон веков между горцами. В частности, Малая Кабарда была включена в состав Военно-Осетинского округа, в его состав входила часть территории чеченцев и ингушей и т. д.

Эти округа в свою очередь делились на участки. Кабардинский округ с 1858-го по 1862 г. состоял из двух участков: Черекского и Баксанского. К Черекскому административному участку относились кабардинские селения, лежащие по правой стороне р. Шалушка, и балкарские общества: Балкарское, Хуламское и Безенгийское. К Баксанскому участку относились кабардинские селения, балкарские общества: Чегемское и Урусбиевское.

Малая Кабарда с 1862 г. вошла в Кабардинский округ отдельным участком.

В 1866 г. из всех Балкарских обществ был образован отдельный административный участок – Горский.

Вся полнота власти в округах была сосредоточена в руках представителей наместника Кавказа. Представители горского населения в лучшем случае выполняли вспомогательные функции и роль проводников линии наместника и его подчиненных.

После завершения Кавказской войны и окончательного включения Северного Кавказа в состав России и осуществления земельной реформы в Кабарде назрела объективная необходимость дальнейшей административно-судебной реформы. Главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский своим приказом от 3 мая 1860 г. упразднил Кавказскую линию. Все пространство от Главного Кавказского хребта предписывалось впредь именовать Северным Кавказом. Этот обширный край был разделен на три административные единицы: Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Области в свою очередь разделялись на округа. Во второй половине 60-х гг. XIX в. был подготовлен проект о новом административном устройстве Кубанской и Терской областей. Он был утвержден государственным Советом 30 декабря 1869 г. По новому «Положению о Кубанской и Терской областях» Терская область получила новое административное деление, согласно которому она делилась на семь административно-территориальных округов: Владикавказский, Георгиевский, Грозненский, Аргунский, Веденский, Кизлярский, Хасав Юртовский.

В состав Георгиевского округа вошли бывший Кабардинский округ, гор. Георгиевск и слобода Кисловодская. Административным центром округа стала слобода Нальчик. Как и прежде, и на этот раз не учитывались этнические границы народов, входящих в тот или иной округ. По новому административно-территориальному делению Северного Кавказа не упоминались исторические названия Кабарда, Осетия, Чечня и т. д.

Во главе окружных управлений по-прежнему стояли представители русской армии. Округа, как и прежде, делились на участки. Например, Георгиевский округ в первой половине 70-х гг. состоял из четырех участков: Баксанского, Черекского, Малокабардинского и Горячеводского. Руководителями участков были приставы, его помощники и письмоводители.

Одним из значительных моментов в административной реформе 60-х гг. XIX в. являлось создание в Кабарде и горских обществах новой системы административно-судебной системы управления. В 1870 г. было принято Положение, по которому общественное управление должно было состоять из сельского схода, сельского правления и сельского суда. Эти органы осуществляли всю административную и судебную власть на селе. Такая форма правления, которая была введена на Северном Кавказе, соответствовала той форме, что существовала в Центральной России. Это положение действовало на территории края с 1 января 1871 г.

С 80-х гг. XIX в. до революции 1917 г. произошли разного рода изменения в административно-территориальном устройстве народов Северного Кавказа. В частности, в 1876 г. был упразднен Георгиевский округ, а Кабарда и горские общества вошли в Пятигорский округ. В его составе они находились до 1882 г. С 1882 г. Кабарда и горские общества выходят из Пятигорского округа и образуется самостоятельный Нальчикский округ. Но в 1888 г. Малая Кабарда опять выделяется из него и включается в Сунженский отдел Терской области. Она там находилась до 1905 г.

Именно в 60–80-е гг. XIX в. Кабарда теряет значительную часть своей исторической территории, которую передают соседним народам, казачеству, русским и украинским крестьянам, переселенным в Кабарду.

В 60–70-е гг. XIX в. была осуществлена не только административная и судебная реформа, но и военная. 1 августа 1870 г. было опубликовано «Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск». Это «Положение» ограничивало бессрочную службу казаков 22 годами. Действительная же военная служба длилась 5 лет. От воинской службы освобождались лица, работавшие в государственных учреждениях и постоянно занимающиеся торговлей, а также учащиеся и студенты средних и высших учебных заведений. Казаки оставались надежными союзниками царизма на Северном Кавказе, поэтому он шел на некоторое улучшение их положения и службы в армии.

Однако следует отметить, что военная реформа не распространялась на горцев Северного Кавказа, в том числе на кабардинцев и балкарцев. Они еще не внушали особого доверия царским властям. Слишком были наглядны трагические последствия Кавказской войны. Действительная военная служба для горцев заменялась взиманием особого денежного сбора. К действительной военной службе стали привлекать кабардинцев и балкарцев только с 1887 г. До этого дело сводилось к попыткам создать отдельные воинские подразделения из местного населения. Правительство рассчитывало использовать «иррегулярные войска» из среды горцев при подавлении национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа, т. е. им отводилась роль полицейских и карателей собственного народа.

Важнейшей составной частью преобразований в общественно-политической, социально-экономической жизни, проведенных в 60–70-е гг. XIX в., являлась судебная реформа в Кабарде и горских обществах. Наряду с административными реформами, царизм осуществлял и судебную реформу в ходе Кавказской войны. Судебная власть на Северном Кавказе полностью была подчинена интересам России и ее политике, проводимой в крае. Эта реформа проводилась постепенно вытесняя из жизни веками существовавшую судебную систему в Кабарде и горских обществах, основанную на обычном праве. Царизм все же вынужден был считаться с особенностями общественного уклада жизни, традициями и обычаями горцев.

Еще в 1793 г. в Кабарде вместо прежнего традиционного суда Хейжа вводятся новые судебные учреждения – родовые суды и расправы. Они в своей деятельности опирались на обычное право кабардинцев. Уголовные дела (убийство, разбой, измена) и другие более-менее серьезные преступления были переданы в ведение Верховного пограничного суда, т. е. эти дела рассматривались по законам Российской империи, а маловажные (семейно-бытовые и другие мелкие дела) рассматривались в родовых судах и расправах. Более того, Верховный пограничный суд, который возглавлялся моздокским комендантом, рассматривал как апелляционная инстанция решения родовых судов и расправ. Другими словами, и судебная власть, как и административная, находилась в руках российских офицеров. Кабардинское общество с самого начала деятельность родовых судов и расправ встретило враждебно: в этой реформе оно увидело ущемление своей самостоятельности.

В ходе Кавказской войны значительно возросла роль духовенства в Кабарде, и в конечном итоге под давлением народных масс царизм вынужден заменить в 1807 г. родовые суды и расправы шариатским судом Мехкеме. Верховный князь Кабарды одновременно становится председателем Верховного суда – Мехкеме.

И только после фактического завоевания Кабарды и с потерей ею политической самостоятельности в 1822 г. Ермолов создает Временный кабардинский суд вместо действовавшего с 1807 г. в Кабарде Мехкеме.

В Прокламации Ермолова от 22 августа 1822 г. говорится: «Восстанавливая порядок в Кабарде и учреждая через земли оной новую линию для охранения жилищ наших, с тем вместе признаю я полезным для собственного благославления вашего и разбора случающихся дел между вами установить суд.

Вследствие чего, составив предварительное начертание правил: для суда во временном наставлении, при сем для руководства вашего препровождаемом, членами сего суда назначаются:

Председателем – владелец подполковник Кучук Джанхотов.

Судьями: Кадий по выбору владельцев и узденей. Владельцы: Гаджи Мурзабек Хамурзин, капитан Темир Булат Атажукин.

Губернский секретарь Касай Картулов. Из узденей: от Малой Кабарды – Али Мурза Коголка, Беслан Куденетов, Али Конов. Секретарем – капитан Якуб Шарданов и чиновник российский для проверки журналов. Означенный суд имеет быть на р. Нальчик. Открытие его и надлежащее по управлению его со стороны начальства содействие поручено от меня артиллерии полковнику Копареву.

Чиновник сей был поставлен мной начальником всех войск, в землях кабардинских расположенных, будет назидать общее всех вас благосостояние, порядок, и для того требуется со стороны вашей должное к требованиям его внимание Временного суда, какие дела обязан рассматривать».

Как видно, формально членами суда являются и представители кабардинской знати, но вся деятельность Временного кабардинского суда находится под контролем российских военных властей. Временный кабардинский суд просуществовал с 1822-го по 1858 г.

Однако на завершающем этапе Кавказской войны царизм наряду с административной реформой осуществляет в Кабарде и горских обществах и судебную реформу. В 1858 г. в Кабардинском округе был создан народный суд. Аналогичные суды были и в других округах Терской области. При создании народного суда использовался опыт судопроизводства в крае предшествующих периодов. Кабардинский окружной народный суд состоял из пяти членов-депутатов. Из них четыре члена суда избирались «из среды князей, узденей и свободного сословия» на сословных участковых собраниях по одному депутату от каждого участка, а пятый – «от черного народа» из вольноотпущенников и холопов на окружном собрании. Основой народного суда оставались нормы обычного права горцев. В ведении шариатского суда оставались семейно-бытовые дела (бракосочетание, развод супругов, споры между родственниками, в том числе между родителями и детьми).

Все судебные дела разграничивались на гражданские и уголовные дела. Например, гражданские иски и маловажные уголовные дела (воровство, драка, кража женщин и т.д.) находились в ведении окружных судов. Согласно «Положению о порядке управления Терской областью» от 29 мая 1862 г. более серьезные уголовные дела были изъяты из ведения народных судов. К этим преступлениям относились: измена, возмущение против правительства и его органов, т. е. политические преступления, личное неповиновение начальству и его оскорбление, разбой, похищение казенного имущества, убийство и нанесение увечья.

Апелляционные дела окружных народных судов Терской области рассматривал так называемый Главный народный суд, созданный в 1862 г., который располагался в гор. Владикавказе. Этот суд состоял из председателя, 6 кадиев и 28 членов – депутатов от военно-народных округов Терской области. Члены суда назначались начальником области из представителей местной знати. Помимо этого, в военно-народных округах создавались участковые народные суды, т.е. в каждом участке округа были свои участковые народные суды. Так, например, в Кабарде в 4 административных участках были свои суды: Баксанский, Черекский, Малокабардинский и Горский (Балкарский), во главе которых стояли руководители участков.

Члены участкового народного суда избирались сроком на один год на участковом собрании выборщиков, избранных в селениях и сельских обществах. Решение участкового собрания об избрании состава суда утверждалось начальником округа. Количество членов суда определял руководитель области. Участковый суд рассматривал гражданские дела и

незначительные уголовные преступления. Семейные дела рассматривались по правилам шариата.

Наряду с народными судами на Северном Кавказе сохранялись так называемые посреднические (медиаторские) суды, которые создавались в каждом конкретном случае по требованию сторон-участников споров. Решения посреднических судов были окончательными и не подлежали

обжалованию.

Таким образом, реформы, проведенные на Северном Кавказе, в том числе и административно-судебная, носили в целом прогрессивный характер. Одновременно они юридически закрепили завоевание Русским государством

горцев, которые окончательно вошли в состав Российской империи.

Эти реформы проводились на Северном Кавказе параллельно с его завоеванием в ходе Кавказской войны, хотя формально в органах административной и судебной власти были представлены и местные народы. Ключевые позиции во всех органах административной, военной и судебной власти занимали представители Российского государства.

Тем не менее, несмотря на значительные ограничения прав местного населения, эти реформы носили буржуазный характер, они создали объективные условия для втягивания Северного Кавказа в капиталистические отношения и развития его экономики и культуры. Эти реформы способствовали ликвидации патриархально-феодальных отношений.

Вопросы и задания

1. Какое значение имела отмена крепостного права в России в 1861г. для народов Северного Кавказа?

2. Объясните социально-классовую структуру Кабарды и балкарских обществ в 60-х гг. XIX в.

3. В чем особенности земельной реформы в Кабарде?

4. Покажите на карте КБР, какие балкарские населенные пункты были образованы на территории Кабарды в ходе земельной реформы.

5. На каких условиях были освобождены крестьяне в ходе реформы?

6. Как осуществлялась судебная и административная реформы в Кабарде и балкарских обществах?

7. Что дали эти реформы кабардинцам и балкарцам?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...