Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не сгущай краски, употребляя оценочные слова»




Ориентируйся на ключевое слово – тему клиента»

Не навязывай свою точку зрения»

Употребляй простые слова и образы для передачи информации»

Говори кратко».

Во время консультирования психологу не надо говорить клиенту все, что узнал о нем психолог, объясняя ему всю информацию. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента в виде ответа на вопрос. На этой ступени интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой задачи. Повторение – один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать человеку разные стороны его проблемы.

Консультирование – это в известном смысле упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ интервьюируемого, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели другого человека четко понятны психологу, следует вернуться к определению проблемы, это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.

Третий шаг (ступень) интервью, который можно обозначить так – желаемый результат. Маркировка этой ступени – «Чего Вы хотите добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет желаемый идеал, обсуждая с клиентом то, каким он хочет быть, что изменится в его жизни, когда желаемое произойдет.

Для более точного ведения интервью, с целью обеспечения самоконтроля за его структурой психологу есть смысл пользоваться специальным протоколом для фиксации процесса интервью. Этому способствует представление психолога о строении психической реальности и ее структурировании лексическими возможностями психолога (Г.С. Абрамова). Предлагаем следующий вариант протокола для фиксации психологом содержания проблемы интервьюируемого. В его строении использованы сведения о свойствах психической реальности.

Таблица 1

Протокол.

Содержание проблемы интервьюируемого

 

Содержание модальности Хочу Могу Думаю Чув ствую «Я» Приме чание
Знак модальности + - не + - не + - не + - не + - не  
Хочу х     2)              
Могу     х         4)      
Думаю         х            
Чувствую           3) х        
«Я»                 х 1)  

 

Эта таблица позволяет психологу осмыслить проблему клиента и точнее топологически отнести ее к свойствам психической реальности, зафиксировать ее как тему профессионального взаимодействия. Возможные варианты формулировки проблем с помощью этой схемы: 1) «Я не как все», 2) «Я хочу, но не могу», 3) «Я чувствую, но не знаю», 4) «Я могу, но не чувствую» и т.п. Психолог квалифицирует задачи интервьюируемого, ориентируясь на строение психической реальности и ее возможные модальности. Целесообразно и эффективно использовать алгоритмом фиксации в интервью задачу клиента, это организует для психолога процесс активного слушания с точки зрения его профессиональных возможностей, уменьшает вероятность профессиональной ошибки.

 

Таблица 2

Модальности психической реальности человека

 

Некоторые интервьюируемые начинают именно с этой ступени. Если клиенту и психологу уже все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Эта фаза интервью предполагает обязательное воздействие психолога – это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы инсайд, клиент переживает изменения, происходящие с ним, как результат собственных усилий (он сам все понял). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут к изменению его поведения.

Воздействие психолога обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы, которые он задает о желаемом для клиента результате). Конкретные же методы воздействия, применяемые психологами разных школ, самые разные. Кратко они представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Методы воздействия

 

Метод Описание Функции во время интервью
Интерпретация Новое видение ситуации Альтернативное видение реальности, изменение настроения клиента
Директива Указание на действие, хитроумная техника Показывает желаемое для психолога действие
Информация Домашнее задание, пожелание о возможном действии Новые сведения
Самораскрытие Психолог делится личным опытом или разделяет нынешние чувства клиента Установление раппорта, «Я-предложения» психолога
Обратная связь Как клиента воспринимает психолог и окружающие Конкретные данные для самовосприятия
Метод Описание Функции во время интервью
Логическая последователь ность Психолог устанавливает последовательность мышления и поведения клиента Дает клиенту возможность предвидеть результаты его действий
Резюме Суммирует суждения психолога Проясняет, чего добились психолог и клиент в ходе беседы
Открытые вопросы Кто? Как? Почему? Выяснение основных фактов и событий жизни клиента
Закрытые вопросы Содержат частицу «ли», отвечаются кратко Сокращают длинный монолог
Поощрение Повторение ключевых фраз клиента Проработка специфических слов и их смысла для клиента
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его мыслей с использованием ключевых слов Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
Отражение чувств Выделение эмоциональной стороны интервью Открывает чувства
Обобщающее резюме Повторение основных фактов и чувств клиента в ходе интервью Проясняет направление беседы

 

В любом случае речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышлений о ситуации жизни клиента. Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мелкие формы воздействия, то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним. Это может быть сделано в следующей форме: «Вам трудно принять…», «Вам не хочется согласиться…» Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления интервьюируемого и одновременно является со стороны психолога демонстрацией отказа от стремления, во что бы то ни стало переориентировать клиента. Своими действиями психолог показывает, что он признает за клиентом право на сопротивление как его естественное свойство, проявляющееся в отношениях с другим человеком.

Важный момент воздействия состоит в том, что обычно интервью идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию о себе самому человеку создать трудно, так как он часто просто ничего не может придумать. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения, воссоздать эти моменты поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании позитивного поведения. Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обозначено обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15-20 минутам.

Четвертый шаг (ступень) интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой ступени – «Что еще можно сделать?» психолог и клиент работают с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с помощью исследования личностной динамики клиента, это необходимо для того, чтобы избежать ригидности. Этот этап может быть длительным. Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых людей нужны четкие директивные рекомендации.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

 

 

Таблица 4

Директивы и их содержание

Вид директивы Содержание директивы
Конкретное пожелание «Я предлагаю Вам сделать следующее…»
Парадоксальная инструкция «Продолжайте делать то, что Вы делаете. Повторите свои действия (мысли, поступки) по крайней мере, три раза»…
Фантазии «Представьте себе…», «Закройте глаза и опишите, что Вы видите, что слышите, что чувствуете?», «Опишите свой идеальный день, идеальную работу, партнера…», «Представьте, что Вы путешествуете внутрь своего тела».
Ролевое указание «А сейчас вернитесь к той ситуации и вновь проиграйте ее». «Если Вы не против, то пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения».
Гештальт - метод «горячего кресла» «Говорите со своими родителями, – они сидят в этом кресле. А сейчас пересядьте в это кресло и ответьте за них…»
Гештальт - невербальное поведение «Я заметил, что одна Ваша рука сжата, а другая – раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой…»,
Свободные ассоциации «Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний детства. Перейдите к тому, что происходит в Вашей повседневной жизни».
Переоценка (концентрация Гендлина) «Установите для себя негативные чувства и мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом для себя что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении».
Вид директивы Содержание директивы
Релаксация «Закройте глаза и «плывите»», «Сожмите кулаки покрепче, теперь опустите».
Систематическое снятие напряжения 1. Глубокая мышечная релаксация. 2. Построение иерархии беспокойства. 3. Увязывание объектов тревоги с релаксацией.
Языковые замены «Замените «хотелось бы» на «я хочу»». «Замените «нельзя» на «желательно» и т.п.
Принятие чувств, эмоциональный потоп «Вернитесь к этому чувству, примите его полностью».
Медитация «Спокойно фокусируйте внимание на одной точке. Расслабьтесь, следите за дыханием. Пусть все мысли уйдут».
Гипнотический транс «Внимательно смотрите в одну точку. Расслабьтесь, следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление».
Групповая работа (обучение) «Сейчас я хочу, чтобы вы все делали это…»
Домашняя работа «Попрактикуйтесь в этом упражнении, расскажете об этом при нашей следующей встрече». «Заполните этот тест» и т.д.
Дневник «В течение (указывается срок) Вы будете вести ежедневные записи…»
Письмо психолога к клиенту Пишется с учетом длительности и неоднозначности воздействия письменного текста на контекст жизни клиента
Личный кодекс поведения «Составьте для себя жизненные правила и следуйте им».

Пятый шаг (ступень) интервью – обобщение предыдущих ступеней, переход от обучения к действию. Маркировка этой ступени – «Вы будете делать это?» Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в его повседневно жизни, вне ситуации интервью. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для собственного изменения. Психологу необходимо относится к этому спокойно, так как эффект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время интервью. Обобщение, которое делает психолог после интервью, учитывает индивидуальные и культурные особенности человека, выявленные на первых ступенях интервью.

Изменения состояния клиента в ходе интервью – главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента являются основным профессиональным правилом работы. Психологу нет смысла бояться (хотя этим нет смысла и злоупотреблять) отрицательной оценки клиентом эффекта консультирования.

Не разрушая эффекта интервью, можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч усиливается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, ситуация будет все больше и больше проблематизироваться.

Заканчивать интервью лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом, мобилизуются средства контроля над содержанием изменений, происходивших с клиентом во время интервью. Психологу необходимо проследить, чтобы домашнее задание было сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действия в ней. Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены рекомендации для обращения к специалистам из смежной области или к книге. Совет, рекомендация в этом случае, должен быть в виде четкой информации о специалисте, месте и времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены точные выходные данные этой книги. В заключение беседы психолог прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу.

Интервью является основным методом психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие качества психолога как профессионала – личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента, не менее важна рефлексия психолога на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы и т.п.), информационный поток (смысл речевого высказывания) может быть выражен невербально. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему человек перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и темпа речи (громкость, тембр произносимого и т.п.), а также в учете всех изменений темы. В успешном интервью между психологом и клиентом возникают согласованные симметричные движения.

Для консультанта часто возникает вопрос об оценке эффективности интервью. Особенно остро, как профессиональная проблема, это возникает в ситуациях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.

 

 

Таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...