Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книгопечатание в Украине




На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием западноевропейских гуманистических и реформационных идей в украинском образовании произошли существенные изменения. Были созданы новые учебные заведения, основанные на национальных образовательных традициях, объединении отечественного и лучшего европейского опыта. К ним относятся Острожский культурно-образовательный центр, Львовская и Киевская братские школы, Киевская коллегия, Киево-Могилянская академия.

Богатый и влиятельный магнат, князь Константин Острожский основал 1576 в г. Острог культурно-образовательный центр нового типа. В него входили коллегия, литературно-научный кружок, библиотека и типография, которую в течение 1577-1582 гг. возглавлял известный первопечатник Иван Федоров. Это по сути была первая высшая школа европейского образца в украинских землях, впоследствии получила название академии.

Острожская академия оставила значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. По образцу Острожской академии высшие школы были созданы в Турове - 1572 г., Владимире-Волынском - 1577 г., Слуцке - 1580 г., Львове -1586 г. Обучение в этих школах было доступно для детей "всякого состояния", убогих и богатых, их основной задачей было религиозное и нравственное воспитание молодежи.. Иностранные путешественники, посещавшие украинские земли в XVII веке, отмечали высокий уровень грамотности населения. Так, Павел Алеппский, посетивший Украину в 1654 г., показал, что в селах все дети, даже сироты, обучающиеся в школах, а грамотных людей много не только среди мужчин, но и среди женщин. Жители сел хорошо знакомы с порядком православного богослужения, умеют петь псалмы и религиозные песни.

Хорошо было поставлено обучение в Киево-Могилянской академии, росло количество учеников. Преподавание проводилось на латинском языке. Киево-Могилянская академия по содержанию учебных программ и уровню преподавания отвечала требованиям европейского высшего образования. Киево-Могилянская академия была высшей школой общеобразовательного характера. В нее вступала молодежь всех сословий украинского общества, начиная от шляхты и казацкой старшины и заканчивая мещанами и крестьянами. Кроме украинцев и белорусов в академию поступали русские, румыны, болгары, сербы, а затем греки, арабы. Она была единственным высшим учебным заведением Восточной Европы, где готовились кадры для всего православного мира. Академия сыграла значительную роль в развитии образования, науки и культуры в Украине XVII-XVIII вв.

Весомая роль в развитии образования принадлежит книгопечатанию. Появление книгопечатания - значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формировании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функционального назначения, начала и новый этап в истории культуры - искусство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость.

В Украине до появления первых изданий царила рукописная книга, которая была произведением живописи. Характерной такой достопримечательностью является рукописное Пересопницкое Евангелие, составленное в 1556-1561 гг. в Заславе при монастыре св. Троицы, что долгое время принадлежало Пересопницкому монастырю на Волыни. В Пересопницком Евангелии широко используется тогдашняя терминология, особенно волынский диалект. Пересопницкое Евангелие получило известность не только образца тогдашнего украинского языка, но и достопримечательности украинского искусства. Главное содержание орнаментики Пересопницкого Евангелия - изображение украинской флоры.

Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491 г. в краковской типографии Швайпольта Фиоля. Это были "Осьмигласник", "Триодь цветная", "Часослов". Украинским первопечатником считается "Апостол", напечатанный в 1574 г. Иваном Федоровым во Львове. "Апостол" исторически положил начало развитию книгопечатания в Украине.

"Книга о постничестве" Василия Великого вышла в 1594 г., это фолиант, имеющий 603 листа, напечатанный крупным шрифтом. Из 5 его заставок 4 оттиснуты с досок Евангелия Мстиславца; с досок того же Евангелия оттиснуты инициалы "В" и "П".
В "Книге о постничестве" есть 4 книжных украшения, восходящих к Ивану Федорову, есть вязь.
В 1595 или 1596 г. из острожской типографии вышел "Маргарит" Иоанна Златоуста, в 4-ю долю листа. Тем же шрифтом напечатаны и другие книги. На титульном листе, в послесловии и других местах - федоровский доострожский шрифт; 7 заставок, оттиснутых с 4 досок; плетеный инициал "П" и московская, та же, что и в "Книге о постничестве", концовка повторенная дважды.
В "Книжице,., о единой... вере" 1598 г., написанной клириком острожским Василием, только одна заставка, оттиснутая, очевидно, с той же доски, что и в федоровском Часовнике 1565 г. Напечатана "Книжица" тем же шрифтом, что и "Маргарит".
На титульном листе "Апокрисиса" внизу заставка из федоровского Часовника 1565 г., на последней странице маленькая заставка из Острожской библии. Напечатан он тем же шрифтом, что и "Книжица", но в тексте довольно часто попадается и более мелкий шрифт.
В "Отписе на лист... Ипатиа володимерского епископа" 1598 г.- 2 заставки и 2 концовки. В "Лекарстве на оспалый умысл человечий" 1607 г.- 4 заставки. Обе книги напечатаны тем же шрифтом, что и предыдущие. Этим же шрифтом напечатана и последняя книга, Часослов, вышедший из острожской типографии в 1612 г.
После ухода Ивана Федорова из Острога типография все более и более клонилась к упадку. Книг было издано мало, по объему это скорее брошюры. Оформление их носит случайный характер. Шрифтовое хозяйство бедно. Шрифтов порой не хватало для набора очередной книги. В конце 1596 г. типография обращается с просьбой одолжить шрифты к львовским мещанам, хотя князь Острожский был богатейшим магнатом.
Примерно 20 книг, которые вышли почти за 30 лет деятельности типографии,- это немного. И все же книги, в ней напечатанные, сослужили свою службу, воспитывая национальное самосознание украинцев и белорусов.
Как своеобразное ответвление острожской, можно рассматривать дерманскую типографию. Деятельность ее приходится на те годы, когда в Остроге не выходило книг. Из книг, напечатанных в дерманской типографии, сохранилось две: богослужебная - Охтаик и полемическая - "Лист Мелетия... до Ипатия Потея... епископа володимерского" 22.
"Охтаик, сиреч Осмогласник" вышел в свет в 1604 г. Печатником его был, как видно из подписи под послесловием, "Дамиан недостойный презвитер". Это фолиант, содержащий более 420 листов. Напечатан он тем же шрифтом, что и большинство Острожских изданий.
Орнаментика "Охтаика" носит случайный характер. В нем две федоровские заставки. Одна, починенная23, оттиснутая с той же доски. Еще одна концовка - инициал "Т", оттиснутый с доски широкошрифтной Псалтыри, положенный боком 24. Этот факт очень интересен, доску - буквицу из московской широкошрифтной безвыходной Псалтыри мог привезти в Дерманъ, на Украину, только москвич, в первую очередь Федоров.
Пять узких заставок с узором на белом фоне, по-видимому, оттиснуты, как и в "Книге о постничестве" Василия Великого, с досок виленского Евангелия 1575 г. Петра Мстиславца. Возможно, такого же происхождения и одна широкая заставка на л. 81 II счета. Пять других заставок выполнены в том же стиле. Одна широкая заставка на л. 41 III счета восходит к федоровской. В функции концовки несколько раз встречается изображение "страстей господних" - креста, копья и трости.
В следующем году из дерманской типографии вышел упомянутый "Лист Мелетия святейшего патриарха александрийского... до... Ипатия Потея, будучого еще на тот час епископа володимерского". Это небольшая книга, скорее брошюра, в 4-ю долю листа. Печатал ее тот же "Дамиан, недостойный презвитер".
Очевидно, после выхода в свет этого "Листа" дерманская типография прекратила свое существование. Ее оборудование было возвращено в Острог.

Искусство книгопечатания полностью зависело от мастерства рабочих словолитних и переплетных мастерских. Собственно словолитные мастерские как отдельная единица появляются значительно позже. Во второй половине XVI в. они существовали как часть типографий.

В отличие от европейских и южнославянских первопечатников, украинские мастера в издательском деле не использовали пергамент, книги печатались на бумаге. Бумага была частично привозной, но подавляющее большинство ее изготовлялась на отечественных фабриках. Бумага была особенной, с филигранями - водяными знаками. Для филигрань использовали гербы основателей бумажных фабрик, изображения монастырей или братских церквей, которым принадлежали типографии,...гербы городов и т.д.

Следовательно, наряду с усвоением и развитием традиций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI - начале XVII в. украинские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в отделке книг. Попытка реформировать церковнославянский кириллический шрифт, обогащение книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворное развитие книгопечатания в обозначенный период.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...