Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение частот первичных оценок по тесту 1 глава




 

Таблица 16

Расчет теоретических частот, соответствующих нормальному распределению первичных тестовых оце­нок

 

Число степеней свободы определяется в данном случае исходя из свойств нор­мального распределения df =k-3 (ог­раничения свободы вариации , Sx, п). В результате объединения частот в крайних классах (см. ниже) число классов сокра­тилось с 9 до 7, тогда df = 4. По таблице критических значений χ 2 для α = 0,05 на­ходим χ2 = 9,49, χ2 < , следовательно, распределение тестовых оценок идет по нормальному закону, расхождения между эмпирическим и нормальным распределе­нием случайны и несущественны.

Как видно из данного примера, для проверки гипотезы о законе распределения необходимо сопоставить эмпиричес­кие и расчетные теоретические частоты. Последние рассчитываются на основании эмпирических данных по формулам, опи­сывающим тот или иной закон распределения вероятностей. Так, для проверки нормальности распределения теоретиче­ские частоты рассчитываются по фор­муле:

 

где р' — теоретически вычисленные или ожидаемые частоты эмпирического ряда, f(z) — значение функции нормирован­ного отклонения (см. Нормальное рас­пределение, Стандартизация, Оценки шкальные), п — общее число наблюде­ний, λ — величина классового интервала или промежуток между соседними клас­сами эмпирического ряда, Sx — среднее квадратичное отклонение эмпирического ряда.

Для приведенного выше примера рас­чет сводится к нормированию эмпиричес­кого ряда, т. е. отнесению отклонений xi от средней к величине Sx. Затем по табл. 1 (Приложение III) определяются значения ординаты нормальной кривой f(z) для каждого . Значения . Пример расчета приведен в табл. 16.

К. χ 2 можно использовать для сравне­ния эмпирических рядов с частотами, рас­пределенными по одним и тем же клас­сам. В этом случае применяется формула:

 

где n1 и n2 — объемы сравниваемых выбо­рок, p1 и p2 — частоты первого и второго рядов. Нулевая гипотеза сводится к тому, что сравниваемые выборки взяты из од­ной и той же совокупности генеральной и, следовательно, несовпадение между ча­стотами p1 и р2 носит случайный харак­тер.

К. χ 2 обычно используется для провер­ки гипотез о соответствии (согласии) эм­пирического распределения теоретичес­кому (см. приведенные выше примеры); при проверке гипотез о статистической независимости признаков (при предложение об отсутствии связи между признаками отвергается). Теснота связи может быть рассчитана с помощью коэф­фициента сопряженности Пирсона (см. Корреляция качественных признаков), при подтверждении гипотезы об однород­ности распределения признаков в разных совокупностях (в этом случае нулевая ги­потеза формулируется как предположе­ние о сходстве распределения признака в двух совокупностях генеральных, из кото­рых взяты независимые выборки объема­ми nm и nk):

 

Преимуществами К. χ 2 являются при­менимость его для различных распределе­ний дискретных и непрерывных призна­ков, необязательность предварительных сведений о законе распределения изучаемой переменной. При использовании К. χ 2 следует учитывать такие ограничения:

— сравниваемые выборки должны быть получены из независимых наблюде­ний;

— минимальное значение эмпирической частоты не должно быть менее 10, те­оретической — менее 5. Если это тре­бование не выполняется, необходимо увеличить объем выборки или объеди­нить интервалы группировки, сумми­руя их частоты (см. выше пример срав­нения эмпирического и нормального распределения).

КРОУНА—МАРЛОУ СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ШКАЛА (Crowne—Marlowe Social Desirability Scale, CM SDS)опросник личностный. Разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.

К.—М. с. ж. ш. состоит из 33 утверж­дений (18 социально одобряемых и 15 со­циально неодобряемых образцов поведе­ния), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогла­сие. Примеры утверждений (из русско­язычного варианта):

1. Я внимательно читаю каждый доку­мент, прежде чем его подписать;

7. Иногда я люблю позлословить об от­сутствующих;

17. Были случаи, когда я завидовал уда­че других.

Каждый ответ, совпадающий с клю­чом, оценивается в 1 балл. Итоговый по­казатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот пока­затель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, сте­пень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ра­нимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными слова­ми, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей.

Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент, свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее со­зданным шкалам (см. Шкалы конт­рольные). Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания ут­верждений от влияния собственно моти­вов. Имеются данные о достаточно высо­кой валидности и надежности К.—М. с. ж. ш.

В СНГ известен русскоязычный сокра­щенный вариант шкалы (20 утвержде­ний), стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей провер­кой валидности и надежности (Ю. Л. Ханин, 1974, 1976). Шкала применяется: при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответству­ющим искажениям ответов в тестах (см. Установки на ответ); при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

КРУГОЗОРА И ИНФОРМИРОВАН­НОСТИ ТЕСТвербальный тест ин­теллекта, предназначенный для оценки общей осведомленности детей. Разрабо­тан Й. Йирасеком в 1953 г.

Материал теста состоит из 40 вопро­сов, расположенных в порядке возраста­ния трудности. В зависимости от полноты ответа выставляется оценка 2, 1 или О баллов. Первичные баллы с помощью таб­лиц переводятся в показатели IQ для воз­растных групп от 8 до 13,6 года.

Автор приводит следующие данные о психометрических свойствах теста:

валидность конструктная, опреде­ленная корреляцией со Станфорд— Бине шкалой умственного разви­тия, имеет значение r = 0,76.

надежность частей теста r = 0,96,

— показатель внутренней согласован­ности r = 0,67.

валидность содержательная обес­печена отбором тестовых заданий из первоначального состава в 60 во­просов.

Тест может найти применение в школьной и клинической психодиагнос­тике как скрининговая методика (см. Отсеивание).

Данных об использовании в СНГ не имеется.

КУДЛИЧКОВОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (КУД) — опросник лично­стный. Разработан Е. Кудличковой в 1964г.

Опросник содержит 80 вопросов, на которые испытуемые могут отвечать: «согласен», «не знаю», «не согласен». При­меним для взрослой популяции без огра­ничения возраста, допускает как индивидуальное, так и групповое обследование. На основании оценки первичной испыту­емых размещают на девятибалльной шка­ле станайнов (см. Оценки шкальные).

Диагностика опирается на анализ пяти биполярных факторов личности: устойчи­вость—лабильность, активность—пас­сивность, доминантность—подчинен­ность, рациональность—чувствитель­ность, экстра—интроверсия. Перечислен­ные факторы, по мнению автора, включа­ют следующие свойства (в скобках приве­дены примеры вопросов, диагностирую­щих соответствующие факторы):

Активность: быстрота реакций, ре­шительность, динамичность (Бывает, что я никак не могу принять какое-то решение и упускаю возможность сде­лать что-либо своевременно).

Пассивность: медлительность, нере­шительность, отсутствие напористос­ти (Чаще всего я стараюсь действовать так, чтобы «не напороться на какие-ли­бо неприятности»).

Лабильность: возбудимость, неурав­новешенность, беспокойство, импуль­сивность (Обычно я ничего не плани­рую, действую по настроению в данный момент).

Стабильность: уравновешенность, рассудительность, владение собой, по­стоянство (Я сохраняю спокойствие даже тогда, когда другие люди теряют самообладание).

Доминантность: властность, само­уверенность, авторитарность, агрес­сивность (С удовольствием выступаю в роли организатора).

Подчиненность: несамостоятель­ность, покорность, терпимость (В кол­лективе, компании других людей я легко поддаюсь уговорам, проявляю покладистость).

Рациональность: рефлексивность, объективность, рассудительность (Я высказываю свои мысли, тщатель­но подумав, стремлюсь выразить их как можно точнее).

Чувствительность: богатое вообра­жение, интуиция, непосредствен­ность, субъективизм (Я обычно при­даю важное значение внешнему виду и одежде людей — обращаю внимание, одеты ли они по моде, смотрю на каче­ство ткани).

Экстраверсия: кооперативность, об­щительность, открытость, социабельность, разговорчивость (Я был бы очень огорчен, если бы длительное время не мог встречаться со своими знакомыми, друзьями).

Интроверсия: замкнутость, сдержан­ность, внешняя холодность (Чтение книг доставляет мне больше удоволь­ствия, чем встречи и беседы со знако­мыми и приятелями).

В процессе психометрической разра­ботки опросника особое внимание уделя­лось валидности содержательной ут­верждений. Устанавливалась внутрен­няя согласованность, а также дискриминативность отдельных утверждений. В окончательную версию К. л. о. были включены только те утверждения, кото­рые соответствовали статистическим кри­териям, однако точные данные в руководстве не приведены. Имеются сведения о надежности ретестовой (rt = 0,80 -- 0,96). Нормы в станайнах разработаны автором для ограниченного контингента испытуемых (студентов, аспирантов ву­зов, женщин и мужчин, занимающих ру­ководящие должности, рабочих отдель­ных специальностей, работников здраво­охранения). Допускается как индивиду­альное, так и групповое обследование.

Опросник рекомендуется для диагнос­тики личности, однако примитивность стандартизации, условность норм, отсутствие сведений о валидности конструктной и валидности критериальной делают его скорее средством для получе­ния ориентировочной, предварительной информации.

Сведений об использовании в СНГ нет.

КУКОЛ ТЕСТ (Puppetry Test) — проек­тивная методика исследования лич­ности, разрабатывалась А. Вольтманом (1951), М. Гауорт (1957) и другими пси­хологами. Ранее процедуры, близкие К. т., использовались психоаналитически ори­ентированными исследователями как те­рапевтическая техника для детей в возра­сте до 10 лет (М. Рамберт, 1938).

Стимульный материал методики пред­ставлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят ра­зыграть с куклами различные сцены, напр, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери, других близких. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Та­кая организация исследования под руко­водством экспериментатора-режиссера сближает К. т. с психодрамой. Процедура обследования не стандартизована. Отсут­ствует система оценки полученных дан­ных, не разработана схема интерпрета­ции. Упор делается на интуицию иссле­дователя. Попытки стандартизации К. т. предприняты М. Гауорт, создавшей фильм — кукольное представление, одна­ко данные о валидности и надежности теста отсутствуют.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ИН­ТЕЛЛЕКТА ТЕСТ (Culture-Fair Intel­ligence Test, CFIT)тест интеллек­та. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независи­мого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н. «чистого» интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Имеется три вари­анта теста: а) для детей 4-8 лет и ум­ственно отсталых взрослых; б) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высше­го образования (две параллельные формы А и В); в) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образова­нием (две параллельные формы А и В).

Первый вариант теста состоит из вось­ми субтестов, четыре из которых рассмат­риваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «кар­тинки с недостающими деталями»; 6) «вы­полнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства». Время реше­ния всех заданий — 22 мин.

Второй и третий варианты К.-с. и. т. состоят из четырех субтестов и отличают­ся лишь уровнем трудности (рис. 34): «Се­рии» — распознание и продолжение за­кономерных изменений в рядах фигур; «Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур; «Матрицы» — дополнения к комплектам фигур; «Усло­вия» — перестановка фигур, первона­чально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюде­нием условий, заданных по образцу). Вре­мя, отводимое на решение всех зада­ний, — 12,5 мин. К.-с. и. т. представляет собой тест скорости, но может быть ис­пользован и без ограничения времени вы­полнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью таб­лиц преобразуются в процентили (см. Оценки шкальные) и IQ-показатель стандартный с α = 16. Первый вариант обрабатывается только посредством отно­сительного IQ (см. Интеллекта коэффи­циент).

 

Тест 1. «Серии»

Выбрать недостающий квадрат:

 

Тест 2. «Классификация»

Выделить не относящийся к ряду элемент:

 

Тест 3. «Матрицы»

Найти элемент, завершающий данную матрицу.

 

Тест 4. «Условия»

Отметить точкой один из данных на вы­бор рисунков так, чтобы соблюсти усло­вие, заданное в образце:

Рис. 34. Образцы заданий из субтеста Культур­но-свободного интеллекта теста

Р. Кэттелл исходит из того, что изда­ние теста для измерения общих способностей, очищенных от «наслоений культу­ры», возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интел­лект проявляется через восприятие.

По мнению Р. Кэттелла, данные, полу­ченные с помощью К.-с. и. т. в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой. (Критику концепции «чис­того» интеллекта см. в статье Тесты интеллекта).

Стандартизация К.-с. и. т. не завер­шена. Коэффициент надежности мето­дом расщепления теста (см. Надежность частей теста) составляет 0,70-0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла, показатель корре­ляции К.-с. и. т. со Станфорд—Бине умственного развитая шкалой равен 0,56. Некоторые из субтестов первого вариан­та требуют исключительно индивиду­ального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индиви­дуальном, так и при групповом тестиро­вании.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

Q-КЛАССИФИКАЦИЯ (Q-sort) — ме тодика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Пред­ложена В. Стефенсоном в 1953 г.

Выполнение заданий Q-к. состоит в сортировке карточек с названиями свойств или особенностей личности на группы в зависимости от близости данно­го свойства характеру и образцам поведе­ния обследуемого. Карточки делятся на заданное количество групп от «наиболее характерных» к «наименее характерным» для испытуемого свойствам. Обследуе­мый должен в каждой группе разместить определенное их число. Количество кар­точек в группе определяется значениями нормального распределения для выбран­ного числа групп и его общего количе­ства. Так, при количестве карточек, рав­ном 100,количестве групп — 6, распреде­ление карточек по группам может выгля­деть следующим образом:

 

Наименее Наиболее

характерное характерное

свойство 3 15 32 31 15 3 свойство

 

Наиболее удобно разделение карточек на 9 групп. При этом для определения числа карточек в каждой из групп можно воспользоваться шкалой станайнов (см. Оценки шкальные).

По характеру выполнения Q-к. отно­сится к методикам вынужденного выбора. Выраженность личностных свойств здесь измеряется не в абсолютных показателях (напр., отношение к результату нормативной выборки), а относительно выраженно­сти других свойств испытуемого.

После выполнения основного задания Q-к. испытуемому можно предложить вы­полнить аналогичную сортировку приме­нительно к другим людям (отцу, матери, жене и т. д.). Существует вариант выполнения задания по отношению к себе или другим людям в различных ситуациях (дома, на работе, в общении и т. д.). Мож­но получить сведения относительно пред­ставления о себе в аспекте «идеального Я», «реального Я», «социального Я» (т. е. такого, каким видят испытуемого окружа­ющие) (см. Семантический дифферен­циал).

При изучении валидности проек­тивных методик Q-к. может с успехом применяться как для получения критерия (см. Валидностъ критериальная, Валидизации критерий), так и сопоставимых с ним оценок теста. По мнению А. Анастази (1982), Q-к. можно использовать пос­ледовательно на разных стадиях психо­терапии для констатации изменений в психическом состоянии. При эффектив­ном терапевтическом воздействии пред­ставление о себе меняется в сторону более благоприятных оценок и приближа­ется к идеальному «Я». Методика Q-к. мо­жет найти применение в самых различных областях психологической диагностики. Принцип Q-к. может быть реализован при работе испытуемого с различными объек­тами и использован для широкого круга тестовых методик.

 

-Л-

 

ЛАЙКЕРТА ШКАЛЫ — разновидность опросников установок (аттитюдов). На­званы по имени автора — Р. Лайкерта, предложившего их в 1932 г. Л. ш. состоят из набора утверждений с 5- или 7-балль­ными рейтинговыми шкалами оценивания (по степени согласия испытуемого с пред­ложенным ему утверждением). При кон­струировании Л. ш., в отличие от Терстоуна шкал, утверждения отбираются на основании оценки их корреляции с общим результатом (см. Внутренняя согласованность). Валидизация Л. ш. осуществ­ляется по принципу сопоставления ре­зультатов в критериальных группах (см. Валидность критериальная). При оце­нивании результатов индивидуальные по­казатели сопоставляются с нормативны­ми (см. Нормативное оценивание). Как и терстоуновские шкалы, Л. ш. относятся к числу наиболее распространенных мето­дик диагностики аттитюдов. Преимуще­ство Л. ш., сравнительно с терстоуновскими, — независимость от экспертных заключений при их конструировании.

ЛАТЕНТНЫЙ АНАЛИЗ (лат. latens, latentis — скрытый, невидимый) — сово­купность аналитико-статистических про­цедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структу­ры связей между ними.

В понятие Л. а. в широком смысле можно включить всю совокупность мето­дов, позволяющих в той или иной мере путем преобразований, специальной обра­ботки информации о внешнем проявлении признака обнаружить внутренние, латен­тные закономерности. Сюда можно вклю­чить аналитические процедуры контент-анализа, анализа психосемантики значе­ний (см. Семантический дифференциал) и др. Специальными методами Л. а. явля­ются факторный анализ, дисперсион­ный анализ, регрессионный анализ и другие виды многомерного статистическо­го анализа, осуществление которых со­действует выявлению скрытых перемен­ных, характеристик внутренней структу­ры исследуемых объектов.

ЛЖИ ДЕТЕКТОР (ПОЛИГРАФ) -прибор, предназначенный для регистра­ции физиологических реакций человека с целью обнаружения их изменений, связы­ваемых с неискренностью, лживостью обследуемого.

Феномен изменения деятельности по­товых желез, частоты дыхания и уровня артериального давления при состоянии напряжения, вызванного необходимостью лгать, известен давно. Впервые начал измерять давление крови у подозреваемых во время допроса Ч. Ломброзо в конце XIX века. В 20-х гг. нашего века Д. Килер успешно применяет устройство для ре­гистрации дыхания,артериального давле­ния и электрической активности кожи при полицейских расследованиях в Берк­ли (Калифорния) и организовывает произ­водство первых полиграфов.

Несмотря на последующее активное совершенствование Л. д., вплоть до совре­менных компьютеризированных моделей, следует учитывать, что ни один комплекс физиологических реакций нельзя доста­точно уверенно связывать с сознательной ложью. Обычно исследователи ищут при­знаки симпатикоподобной активации, та­кие как неритмичное дыхание, подъем ар­териального давления, иногда — реакция кожной проводимости (кожно-гальваническая реакция, КГР). Опыт и интуиция исследователя играют значительную, а иногда и основную роль в постановке окончательного «диагноза». В известной степени процедура обследования с помо­щью Л. д. сходна с проективной (см. Про­ективные методики). Отсутствуют стан­дарты профессиональной квалификации лиц, использующих полиграф с целью ус­тановления искренности обследуемых. Множество работ, посвященных изуче­нию эффективности Л. д., противоречи­вы, тем не менее обычно указывают на успешность применения в 75-80% случаев. В теоретическом плане детектация лжи физиологическими методами не выдержи­вает критики, поскольку речь идет о детектации эмоций или активации. Не решены этические вопросы, связанные с при­менением Л. д., их использование запре­щено законодательством многих стран (см. также Психодиагностика чест­ности).

Сведений об использовании в СНГ нет.

ЛИРИ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (Leary Interpersonal Diagno­sis) — опросник личностный. Разрабо­тан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диаг­ностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при вза­имодействии с другими людьми.

Задача испытуемого при работе с оп­росником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оцен­кой своего «Я». Каждая из эпитетов-ха­рактеристик имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой либо в тестовой тетради с фиксацией от­вета («да» либо «нет») на отдельном блан­ке. Примеры характеристик:

Итак, какой вы человек?

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на других.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Для проведения обследования обычно требуется не более 10-15 мин.

Согласно «ключу» определяются оцен­ки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов т. н. дискограм­мы (рис. 35), отражающих тот или иной вариант межличностных отношений:

1. Властный-лидирующий

2. Независимый-доминирующий

3. Прямолинейный-агрессивный

4. Недоверчивый-скептический

5. Покорный-застенчивый

6. Зависимый-послушный

7. Сотрудничающий-конвенциальный

8. Ответственный-великодушный.

 

Рис. 35. Профили личности (дискограммы) по методике Т. Лири

Количественные показатели (баллы, по числу совпадений с ключом) отклады­ваются на соответствующей номеру ок­танта координате, каждая из которых раз­мечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырем (0, 4, 8, 12, 16). На уров­нях, соответствующих полученным баллам, в каждом октанте проводится дуга. Отделенная внутренняя часть октанта заштриховывается. Полученные оценки профильные наглядно показывают преоб­ладающий стиль межличностных отноше­ний. Показатели, не выходящие за уро­вень 8 баллов, соответствуют «гармони­ческим личностям». Более высокие пока­затели соответствуют акцентуации опре­деленных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 бал­лов, свидетельствуют о трудности соци­альной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть ре­зультатом скрытности или неоткровенно­сти испытуемого. Если в дискограмме от­сутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполага­ется, что испытуемые не проявили долж­ной откровенности.

Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие I-IV октан­там, характеризуются преобладанием не­конформных тенденций и склонностью к конфликтам (III и IV), выраженной независимостью мнений, упорством, тенден­цией к лидерству (I и II). Другие четыре октанта (V-VIII) представляют противоположную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и VI).

Интерпретация данных должна опи­раться главным образом не на абсолют­ные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений. Дополнительно к анализу дискограммы могут быть рассчитаны «фактор доминан­тности» (Y) и «фактор доброжелательно­сти» (G) по приведенным ниже формулам:

 

V = I - V + 0,7 (II + III – VI - IV);

G = VII - III + 0,7 (VIII + VI - IV - II).

При разработке методики автор исхо­дил из концепции Г. Салливена (1953). Теоретический подход Г. Салливена к по­ниманию личности исходит из определя­ющего значения оценок и мнений значи­мых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование лич­ности. В процессе взаимодействия с окру­жением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя по­требность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а так­же неосознанной символической иденти­фикации.

Основываясь на том, что личность про­является в поведении в процессе взаимо­действия с окружающими, Т. Лири систе­матизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкре­тизированных вариантов межличностно­го взаимодействия. Соответственно клас­сификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, за­думанный как средство клинической ди­агностики. Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных, моде­лей стиля межличностного поведения.

Т. Лири выделяет пять уровней иссле­дования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми с его точ­ки зрения являются 1, 2 и 5. Уровень 1 со­держит наблюдаемое поведение людей, т. е. поведение, диагностируемое на осно­вании оценок других людей. Уровень 2 связан с оценкой собственного поведения или же с оценкой близких людей — отца, матери, супруга и т. д. Уровень 5 отража­ет моральные представления индивида, его идеальное «Я». Соответственно этим уровням можно видоизменять инструк­цию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал.

Л. и. д. проходил проверку на валидность конструктную путем сопос­тавления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному лич­ностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интер­персонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически опре­деленными состояниями, проявляющими­ся аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Л. и. д. с некоторыми показателями «Шестнадцати, личностных, факторов» опросника. Исследование факторной валидности (см. Валидность конструктная) показало, что исследуе­мые Л. и. д. показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминант­ность—подчиненность» и «дружествен­ность—враждебность». Это привело к заключению о зависимости стилей интер­персонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вер­тикальным вектором (доминантность—подчиненность) и горизонтальным векто­ром (дружественность—враждебность).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...