Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение частот первичных оценок по тесту 7 глава




Н. р. наиболее часто применяют для статистического описания совокупности эмпирических данных, оценки совокуп­ности генеральной по выборке, для стан­дартного нормирования тестовых баллов и перевода их в оценки шкальные (см. Стандартизация). На свойствах Н. р. основаны статистические критерии про­верки гипотез (z-критерий, критерий χ 2, F-критерий Фишера, t -критерий Стьюдента и др.).

z-Критерий широко применяется для проверки коэффициентов корреляции:

 

где r — значение коэффициента корреля­ции, п — количество наблюдений. Напр., при сопоставления двух рядов перемен­ных в выборке 50 испытуемых получен ко­эффициент корреляции r, равный 0,8. Тогда z = 0,8: . Далее необходимо найти ординату Н. р. (см. Корреляция бисериальная) согласно уравнению

 

где α — допустимый уровень значимос­ти (α = 0,05), U = 1 - 2 • 0,05: 2 = 0,45. По статистическим таблицам определяет­ся, что ординате U = 0,45 соответствует z кр = 0,65. В нашем примере z > r кр вычисленный коэффициент корреляции зна­чим на уровне α < 0,05 и лишь менее чем в 5% случаев равен нулю.

НОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ -подход к оценке и интерпретации измеря­емых тестом показателей, отражающих особенности личности или поведения, пу­тем сравнения индивидуальных результа­тов со статистическими значениями нор­мативной выборки.

Н. о. более распространено по срав­нению с альтернативным принципом ипсативного оценивания. Здесь наиболее полно проявляется измерительный, квантифицирующий, характер психомет­рических техник. Существенным досто­инством Н. о. является возможность строгого ранжирования испытуемых по результатам относительно выборочных данных, использования метрических шкал интервалов (см. Шкалы измери­тельные), относительная доступность интерпретации оценок пользователям психодиагностической информации (см. также Нормы тестовые, Стандарти­зация, Оценки шкальные).

К недостаткам Н. о. относится эмпи­ричность рассчитываемых показателей, определенная условность перенесения выборочных данных на индивидуальное обследование. В качестве подхода, по­зволяющего минимизировать недостатки Н. о., при сохранении его основных по­ложительных сторон можно указать на Раша шкалы, с помощью которых ре­зультат испытуемого оценивается на ос­нове «задание—ответ» зависимостей. Следует, однако, отметить, что Раша мо­дель психологического тестирования в принципе также должна быть отнесена к Н. о., поскольку для расчета вероятнос­ти решения того или иного задания ис­пользуются данные специальных выбо­рок испытуемых.

НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ — количествен­ные и (или) качественные критерии оцен­ки результатов теста, позволяющие опре­делить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стан­дартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностиру­емых качеств.

В психологической диагностике наи­более распространены количественные Н. т., полученные на основании определе­ния средних величин и дисперсии в вы­борке стандартизации (см. Меры центральной тенденции, Меры изменчивос­ти). Рассчитанные для нормативной вы­борки х среднее и дисперсия являются ос­новой для разработки оценок шкальных теста. Количественные Н. т., упорядоченные в шкалы на основе процедур z-преобразования (см. Нормальное распределе­ние, Стандартизация), содержатся в специальных таблицах, прилагаемых к ру­ководствам по проведению тестирования. В этом виде Н. т. позволяют установить относительное место каждого конкретно­го результата по сравнению с выборочны­ми данными, выраженными в долях дис­персии. Такие количественные Н. т. наи­более типичны для тестов интеллекта, опросников личностных и др. В проек­тивных техниках, в силу известных зат­руднений, возникающих при формализа­ции оценок первичных, вследствие слож­ности учитываемых диагностических по­казателей, количественные Н. т. не столь распространены.

Своеобразной переходной формой между количественными и качественны­ми Н. т. являются критерии оценки наибо­лее ранних тестов интеллекта. Так, в Бине—Симона умственного развития шкале Н. т. представлены в виде нормативных заданий, на выполнении или невы­полнении которых базируется установле­ние умственного возраста и интеллек­та коэффициента.

В виде качественных Н. т. могут выс­тупить стандартизированные наборы ква­лификационных требований к испытуемо­му, аналогичные шкалам умственного развития, либо специально разработанные для данного теста комплексы диагно­стических признаков. Примером после­дних может служить условная шкала оп­ределения уровня алкоголизации:

0 уровень — полное воздержание от ал­коголя; отсутствие опыта приема.

1 уровень — эпизодический прием; не­приятные воспоминания о приеме ал­коголя.

2 уровень — систематический прием; удовольствие от употребления; вклю­чение небольших доз в общий рацион питания.

3 уровень — эпизоды передозировки; возникновение похмелья.

4 уровень — возникновение психиче­ской зависимости; случаи употребле­ния алкоголя с утра для поднятия на­строения.

5 уровень — частые случаи похмелья; активный поиск алкоголя; формирова­ние физической зависимости.

6 уровень — эпизодические запои; при­знаки социальной (главным образом семейной и трудовой) дезадаптации; изменения в эмоциональной и мотивационной сферах личности,

7 уровень — продолжительные запои; стойкая зависимость от алкоголя; вы­раженные изменения личности по ал­когольному типу; глубокая социальная дезадаптация.

Приведенные качественные критерии выступают как нормативы, позволяющие отнести индивида к той или иной диагностической группе. Комплексы критериев Н. т. могут быть упорядочены в нормативные или порядковые шкалы (см. Шкалы измерительные).

Одна и та же психодиагностическая методика может иметь количественные и качественные Н. т., взаимодополняющие и обогащающие интерпретацию результа­тов. Н. т. обычно рассчитываются раздельно для каждой возрастной группы ис­пытуемых, что является практически обя­зательным условием для тестов общих способностей. Закономерное изменение нормативных показателей здесь служит своеобразным критерием валидности те­ста (см. Валидность по возрастной диф­ференциации). В методиках, применяю­щихся в клинической психодиагностике, иногда разрабатываются разные Н. т. для отдельных контингентов больных (напри­мер, для детей с отклонениями в умствен­ном развитии и нормальных). Реже встре­чается дифференциация норм в зависимо­сти от пола, профессиональных особенно­стей, уровня образования и т. д.

Рестандартизация и определение норм для новой социоэтнической популяции является одним из основных и обязатель­ных элементов адаптации теста.

Наиболее сложным аспектом опреде­ления Н. т. является отбор и комплекта­ция выборки нормирования. Выборка дол­жна соответствовать по своему объему назначению методики (см. Выборки объем). Чем более генерализованной по области применения теста является мето­дика, тем большим должно быть число ис­пытуемых в нормативной выборке. Боль­шое внимание должно при этом уделяться обеспечению репрезентативности выборки по отношению к обследуемой те­стом популяции. При одинаковых объе­мах стратифицированная (т. е. уравнове­шенная по основным критериям с совокупностью генеральной) выборка более эффективна, чем случайная (рандомизи­рованная). Наиболее частыми критерия­ми стратификации являются: социальное положение, регион проживания, возраст, пол, материальный и образовательный уровень. Ряд психодиагностических мето­дик требует периодического (один раз в 5-7 лет) пересмотра норм в связи с их «старением».

НЭО ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (NEO Personality Inventory, NEO PI) — личностный опросник (аббревиатура в названии расшифровывается как «нейро­тизм». «экстраверсия», «открытость»).

Разработан П. Коста и Р. Мак-Креем в 1992 г. на основе более ранних версий: NEO Inventory (1978), дополненного и пе­ресмотренного NEO Inventory (1983) и NEO Personality Inventory (1985, 1990). Предназначен для измерения пяти гло­бальных факторов личности у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет.

Теоретической основой опросника яв­ляется получившая широкое распростра­нение в зарубежных исследованиях кон­цепция, названная «Большая пятерка» (Big Five). Предполагается существова­ние пяти универсальных факторов, исчер­пывающе описывающих личность. Это «нейротизм» (neuroticism, N), «экстравер­сия» (extraversion, E), «открытость опы­ту» (openness to experience, О), «согла­сие» (agreeableness, А) и «сознатель­ность» (conscientiousness, С). Многочис­ленными исследованиями, выполненными в разных странах на основе психолингви­стического, а затем факторного анали­за огромного количества языковых обо­значений личностных черт в нацио­нальных языках, подтверждается суще­ствование указанных факторов. На этом основании делается вывод о существовании общих особенностей в структуре личности, являющихся универсальными для разных языковых культур, для разных стран (близкие к «большой пятерке» фак­торы были обнаружены на русскоязычной выборке А. Г. Шмелевым, 1996).

Опросник состоит из 240 утверждений и трех контрольных заданий («лжи­вость»), на которые должны быть даны от­веты по 5-балльной шкале от «полностью не согласен» до «полностью согласен». Помимо измерения пяти факторов, мето­дика дифференцирует шесть лежащих в основе каждого из них параметров, что может иметь значение для ряда исследо­ваний личности.

Имеется три варианта R-NEO-PI: фор­ма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R) и сокращен­ная форма S, названная «НЭО пятифакторный опросник» (NEO Five-Factor Inventory). Сокращенная форма может быть использована только для обследова­ния взрослых в тех случаях, когда необхо­димо быстро получить диагностические показатели.

Надежность ретестовая (интервал 6 месяцев) — от 0,86 до 0,91 для факто­ров личности и от 0,66 до 0,92 для их со­ставляющих параметров; при интервале в 6 лет — около 0,80 для N, E и О (форма S) и около 0,75 для формы R. В соответ­ствующих исследованиях (см., напр., Видиджер, 1992) сообщается о достаточно высокой валидности конвергентной и валидности дискриминативной. Валид­ность конструктная может быть под­тверждена лишь данными о валидности пятифакторной модели личности.

Имеются сведения о русскоязычной адаптации опросника, однако соответ­ствующие публикации не обнаружены.

 

-О-

 

ОБЛАКОВ КАРТИНЫ (Cloud Pictures) — проективная методика исследования личности. Впервые описана учеником В. Штерна К. Клюве в 1932 г., затем В. Якобсеном в 1935 г. В окончательном виде методика описана в 1937 г. В. Штерном.

Стимульный материал О. к. представ­ляет собой изображение трех фигур, напоминающих массы облаков. Фигуры имеют различную степень структурированности (малую, среднюю и высокую). О. к. сделана попытка, в отличие от Роршаха теста, использовать в качестве стимульного материала пятна без четкого контура и несимметричные. Испытуемомупредлагают рассказать о том, что изображено на рисунках, отметить на каждом рисунке контуры выделяемых фигур. Сти­льный материал О. к. не сковывает ображение испытуемого и способствует получению нестереотипных интерпретаций.

Анализ полученных данных проводят в несколько этапов.

1. Количественный и качественный ана­лиз интерпретаций испытуемого (ко­личество интерпретаций, количество деталей в рассказе, количество повтор­ных ответов, стандартных ответов, общие особенности интерпретаций и др.).

2. Анализ рисунка испытуемого — кон­тур фигур (степень связи с реальнос­тью, учет формы, степень гибкости и др.).

3. Оценка внушаемости (ее разновид­ность и источники).

Данные о валидности и надежности О. к. отсутствуют. Сведений об использо­вании в СНГ не имеется.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТА -характеристика методики (теста), ука­зывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Для этой группы устанавливаются нормы, оптимальная трудность заданий теста, определяются характеристики валидности, надежности и т. д.

Величина О. п. т. определяется специ­фичностью выборки стандартизации по возрастным, половым, социокультурным, профессиональным и другим критериям. В случае, если нормы теста носят широ­кий, универсальный характер, соответст­венно широка и О. п. т. На практике обыч­но нормы теста составляются для диффе­ренцированных контингентов (чаще всего разного пола и возраста) (см. Стандартизация). О. п. т. зависит от диагности­ческой направленности метода и свойств исследуемой деятельности, особенностей личности. Для тестов достижений, ме­тодик профотбора, клинических тестов О. п. т. сравнительно узка. Для методик, направленных на исследование психо­физиологических показателей, тестов интеллекта, опросников личностных О. п. т. существенно шире.

О. п. т. имеет непосредственное от­ношение к определению валидности ме­тодики. В комплексе со сведениями о конструктном содержании исследуемых явлений, выбранной областью валидности О. п. т. определяет содержание, характер, трудность заданий теста. О. п. т. тесно связана с валидностью текущей и валидностью прогностической (см. Моде­раторы). Ее обычно намечают до начала разработки теста. Впоследствии О. п. т. подтверждают и уточняют вместе с оцен­кой валидности методики. Сведения об О. п. т. являются очень важными для пра­вильного практического использования методики и обязательно должны быть включены в методические материалы по тесту.

ОБЩЕГО ЗДОРОВЬЯ ОПРОСНИК (General Health Questionnaire, GHQ)оп­росник личностный, разработан Д. Голдбергом в 1972 г. Предназначен для диаг­ностики психологического благополучия, эмоциональной стабильности.

О. з. о. имеет три варианта, которые состоят соответственно из 60, 30 и 12 воп­росов, ответы на которые испытуемый дает по 4-балльной шкале: 0 — «безуслов­но, нет», 1 — «пожалуй, нет», 2 — «пожа­луй, да», 3 — «безусловно, да». Высокие баллы (характеризующие полюс психиче­ского дискомфорта) соответствуют утвер­дительным ответам на те вопросы, кото­рые раскрывают проявления психологи­ческого неблагополучия, эмоциональной неустойчивости, и отрицательным отве­там на те, которые связаны с выражени­ем положительных эмоций, психологичес­кой стабильности (они оцениваются в об­ратном порядке). В качестве примера вос­произведем краткий вариант О. з. о.

Чувствовали ли Вы в последнее время, что:

1. Вы в состоянии сосредоточиться на том, что Вы делаете?

2. Вы плохо спите из-за беспокойства?

3. Вы выполняете полезную работу?

4. Вы способны принять какое-либо ре­шение?

5. Вы постоянно находитесь в напряже­нии?

6. Вы не в состоянии преодолеть затруд­нения?

7. Вы способны получать удовлетворе­ние от Ваших обычных каждодневных дел?

8. Вы готовы противостоять своим труд­ностям?

9. Вы несчастливы и подавлены?

10. Вы теряете уверенность в своих си­лах?

11. Вы думаете о себе как о никчемном человеке?

12. Вы в целом ощущаете себя счастли­вым, несмотря ни на что?

Баллы за ответы на вопросы 1, 3, 4, 7, 8 и 12 подсчитываются в обратном по­рядке.

В 1979 г. Д. Голдбергом и В. Киллером предложен новый вариант О. з. о., состо­ящий из 28 вопросов (GHQ-28) и операционализирующий, согласно авторам, психологическое благополучие как эле­мент более общего конструкта — «каче­ство жизни». GHQ-28 включает 4 подшкалы: соматические симптомы, тревога и бессонница, социальные дисфункции и депрессия. Этот вариант О. з. о. переве­ден на 38 языков.

Все варианты О. з. о. широко исполь­зуются за рубежом для измерения степени дистресса. Имеются сведения об их высокой валидности и надежности, представлены нормативные данные для различных возрастных, половых и про­фессиональных групп. GHQ-28 использо­вали для обследования 691 больного рев­матоидным артритом в Голландии, Фран­ции, Швеции и Норвегии, что дало воз­можность получения кросскультурных данных. (В. Кроль и др., 1994)

Данных об использовании в СНГ нет.

ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ БАТАРЕЯ ТЕСТОВ (General Aptitude Test Battery, GATB)тест интеллекта, батарея тестов, включающая вербальные и прак­тические серии заданий. О. с. б. т. направлена на измерение общих способностей, однако имеется некоторое отличие дан­ной методики от тестов интеллектов об­щего назначения (таких, напр., как Векслера измерения интеллекта шкалы, Станфорд—Бине умственного разви­тия шкала и др.), состоящее главным образом в том, что валидизация тестов типа Э. с. б. т. ориентируется на профессиональные критерии, а не на успехи в обучении (см. Валидность, Валидность критериальная). Методики типа GATB, входящие применение в зарубежной про­фессиональной психодиагностике, обозначаются как «комплексные батареи способностей» (Multiply Aptitude Batteries), при этом под общими способностями понимаются комплексные качества, необходимые для овладения многими видами профессиональной деятельности.

О. с. б. т. разработана Службой занятости США (Б. Дворак, 1956) для использования в области профессионального отбopa и профориентации. GATB включает 12 тестов, направленных на анализ различных комплексных способностей, актуализируемых в широком круге видов профессиональной деятельности. Восемь субтестов являются тестами бланковыми, четыре требуют для проведения специальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости. Состав те­стов GATB следующий:

I тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по бук­венному составу (150 пар). Например: Jourdan — Jourdan; Fadeley Co — Fadeley Со; Pearson's — Peerson's; Ansel Arapian — Ansle Arapian и т. д.

II тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметичес­ким действием).

III тест. Восприятие форм. При вы­полнении теста испытуемый должен опре­делить, какой из четырех трехмерных предметов, нарисованных в правом поле, может быть получен из показанной в ле­вом поле развертки (рис. 47, а).

IV тест. Словарный. Из групп по четы­ре слова выделить слова, имеющие одина­ковые или противоположные значения, напр.:

1) а) старый; б) молодой; в) практич­ный; г) родственный;

2) а) открытый; б) горячий; в) холод­ный; г) сухой.

V тест. Сравнение изображений. Ис­пытуемый должен определить, какое из четырех приведенных справа изображе­ний предметов полностью соответствует образцу в левом поле (рис. 47, б).

VI тест. Арифметические задачи (50 заданий).

VII тест. Сравнение геометрических фигур. Испытуемому предлагают два на­бора одинаковых по размеру и форме фи­гур, отличающихся лишь расположением фигур и их разворотом. Необходимо отыс­кать сходные фигуры (рис. 48, а).

VIII тест. Воспроизведение линий ри­сунка по образцу (рис. 48, б).

IX тест. Психомоторная ловкость. Оборудование для проведения теста пред­ставляет собой прямоугольную доску из двух частей с отверстиями, в которые вставлены 48 цилиндрических стержней Испытуемый, действуя обеими руками, вынимает стержни из отверстий в верх­ней части доски и вставляет их в отвер­стия нижней части. Проба повторяется трижды.

X тест. Психомоторная ловкость. Тест проводится на том же оборудовании. Ис­пытуемый, действуя одной рукой, выни­мает из отверстий каждый из 48 стерж­ней, поворачивает его и вставляет другим концом в то же отверстие. Проба повторя­ется трижды.

XI тест. Подвижность пальцев. Уст­ройство для обследования состоит из пря­моугольной доски, в которой имеется 100 отверстий (по 50 в верхней и нижней час­тях). В верхней части доски в отверстия вставлены металлические заклепки. На доске закреплен стержень с набором шайб. Испытуемый вынимает одной рукой каждую заклепку из отверстия, а другой рукой снимает шайбу со стержня, надева­ет ее на заклепку и вставляет последнюю в соответствующее отверстие нижней ча­сти доски.

XII тест. Подвижность пальцев. Пос­ледовательное возвращение заклепок и шайб в исходное для теста XI положение.

 

Рис. 47. Тест восприятия форм Общих способно­стей батареи тестов и б)

Рис. 48. Субтесты сравнения геометрических фигур (а); «воспроизведение линий» (б) общих способностей батареи тестов

Процедура обследования занимает около 2,5 ч.

Разработка О. с. б.т. базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50 тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов:

G — общая способность к обучению, восприятию указаний, рассуждению и оценке. В факторный показатель входят результаты словарного, арифметического и теста восприятия форм (тесты III, IV, VI);

V —вербальные способности (тест IV);

N — умение оперировать числами (тесты II, IV);

S — восприятие пространственных рорм, движения объектов (тест III);

Р — восприятие деталей графических изображений объектов (тесты V, VII);

Q — восприятие частей вербальных конструкций, точность понимания (тест I);

К —моторная координация (тест VIII);

F — моторика пальцев (тесты XI, XII);

М — моторика рук (тест IX, X).

Сырые оценки (см. Оценки первичные) по рассмотренным выше субтестам преобразуются в процентильные и стандартные оценки по шкале с характеристиками М=100, σ = 20 (см. Оценки шкальные, Стандартизация). Нормативные данные получены на выборке из 4000 рабочих и служащих с учетом возраста, пола, образования, профессии. В процессе длительного и широкого практичес­кого применения О. с. б. т. выработана си­стема показателей, где по каждой профес­сии установлены необходимые для овла­дения ею способности и соответствующие им минимальные значения оценок, образ­цы «профилей». Для облегчения практи­ческого применения системы эталонов и минимальных показателей при консульти­ровании и отборе отдельные виды профес­сий объединяли в группы, для которых нормативные показатели устанавлива­лись по трем наиболее важным для рабо­ты способностям (А. Анастази, 1982).

К числу недортатков О. с. б. т. как пси­ходиагностической методики можно отне­сти недостаточно широкий круг охвачен­ных исследованием способностей, приме­нение преимущественно тестов скорости, сложность факторной структуры батареи (И.Я.Киселев, 1968).

Согласно данным специальных иссле­дований, О. с. б. т. отличается весьма вы­сокими характеристиками надежности. Коэффициенты надежности параллель­ных форм и надежности ретестовой GATB составляют 0,80-0,90. Данные о валидности опираются на весьма значи­тельную выборку (свыше 25 000 рабочих и служащих). Показатели валидности текущей для различных групп профессий колеблются от 0,84 до 0,40, при этом для большинства профессий этот показатель приближается к 0,6. Имеются указания на высокую валидность прогностичес­кую и валидность инкрементную.

Методика GATB относится к числу наиболее широко применяемых в зару­бежной профессиональной психодиагнос­тике. К настоящему времени в США раз­работан ряд модификаций применительно к отдельным группам профессий. Напр., Батарея тестов специальных способнос­тей (Special Aptitude Test Battery, SAТВ), для отдельных контингентов испытуемых, NATB — батарея общих способностей для не умеющих читать, ряд узкоспециа­лизированных вариантов теста (А. Анас­тази, 1982).

Сведений об использовании в СНГ нет.

ОБЪЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ (Objective-Analytic Battery, ОАВ) — комплекс объективных тестов личности, объединенный в батарею Р. Кэттеллом и Дж. Шуржер в 1978 г. В О.-а. б. включены наиболее валидные из извест­ных к моменту разработки тестов.

Предназначен для измерения десяти образующих факторы черт, выделенных Р. Кэттеллом и его сотрудниками (т. н. универсальный номер индекса указывает на их позицию в общем наборе исходных черт, выделенных Р. Кэттеллом и его со­трудниками):

1. U. 1.16. Критерии Эго — уверенность в себе и стремление к достижениям;

2. U.1.19. Независимость или покор­ность;

3. U. 1.20. Уклончивость;

4. U. 1.21. Безудержность (неуемность, буйство);

5. U. 1.23. Способность мобилизоваться или регрессия;

6. U. 1.24. Тревожность;

7. U. 1.25. Реализм или напряженная не­гибкость;

8. U. 1.28. Негативная астения или уве­ренность в себе;

9. U.1.32. Эксвия или инвия;

10. U. 1.33. Уныние или жизнерадост­ность.

U. 1.16 измеряется с помощью восьми

тестов:

1. Отношения. Это типичный тест отно­шений, но объективно оцениваемый — по количеству противоположных от­ветов.

2. Кодирование. Необходимо выбрать гласные из серии букв.

3. Сравнение букв и чисел. Пары букв и чисел должны быть отмечены как одинаковые или различные.

4. Доброкачественность работы. Оце­нивается качество выполняемой дея­тельности.

5. Модернистские рисунки. Обследуе­мый должен сказать, что он видит в ри­сунках.

6. Предположения 1. Это логический тест; на основании утверждений выно­сятся заключения.

7. Быстрые вычисления. Простые арифметические задания на скорость.

8. Мои интересы. Испытуемый отмеча­ет в предложенном списке то, что его интересует.

U.1.19 измеряется с помощью семи те­стов:

1. Задачи. Простые математические за­дачи.

2. Скрытые формы. В геометрических фигурах скрыты другие геометричес­кие фигуры, которые необходимо отыс­кать.

3. Понимание прочитанного. Тест, проверяющий память и понимание ан­глийской прозы.

4. Выбор верного рисунка. В этом тес­те необходимо завершить предложен­ную последовательность паттернов.

5. Поиск. Картинки, в которых обследу­емому необходимо найти отдельно ука­занные детали.

6. Запоминание картинок. Необходи­мо запомнить то, что представлено на картинках.

7. Наблюдательность. Необходимо бы­стро закодировать набор цифр в соот­ветствии с предложенным ключом.

U.I.20 измеряется с помощью семи те­стов:

1. Утверждения 1. Обследуемому следу­ет указать, в какой степени он согласен с определенными утверждениями.

2. Утверждения 2. Сходно с 1.

3. Утверждения 3. Сходно с 1.

4. Память. Испытуемый должен сказать, были предложения в тесте 3 или нет.

3. Утверждения 4. Это тест 1 с обрат­ной шкалой ответов.

4. Обычные раздражители. Испытуе­мому следует указать, в какой степени его раздражают определенные вещи.

5. Человеческая природа 1. Испытуе­мому следует указать, в какой степени он согласен с некоторыми общеприня­тыми утверждениями о людях.

U.1.23 измеряется с помощью восьми тестов:

1. Раздражители. Сходно с тестом 6 U.I.20.

2. Сравнение букв. Следует сравнить последовательность букв.

3. Где пересекаются линии? Следует соединить точки воображаемыми ли­ниями и указать на места их пересече­ния.

4. Что бы Вы предпочли? Испытуемо­му нужно выбрать одно из двух пред­ложенных занятий.

5. Предположения 2. Логический тест, сходный с предположениями 1.

6. Что Вы видите? Два рисунка, в кото­рых испытуемому предлагается уви­деть определенные объекты.

7. Сочетающиеся слова. Испытуемый должен определить, какие слова лучше всего сочетаются с другими словами.

8. Насколько быстро Вы можете пи­сать. Испытуемый должен писать под диктовку слова, а затем фразы как можно быстрее.

U.1.24 измеряется с помощью восьми тестов:

1. Тест юмора. Испытуемый должен сказать, насколько, по его мнению, смешны предложенные шутки.

2. Насколько Вам это нравится? Ис­пытуемому предлагается определить, насколько ему нравится или не нравит­ся делать определенные вещи.

3. Делаете ли Вы это иногда? Испыту­емому предлагается ответить, как час­то он совершает поступки, являющие­ся нежелательными с точки зрения общественной морали.

4. Ваш комментарий? Испытуемому предлагается выбрать один из трех комментариев, относящихся к серии утверждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...