Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетирование и классификация бюджетов.

Бюджетирование – комплексная система, включающая в себя технологию планирования, взаимосвязь объемов и стоимостных показателей с установлением персональной ответственности за исполнение и технологию управления финансовыми ресурсами на основе определения отклонений от стандартов для своевременного принятия обоснованных мерпо устранению выявленных негативных отклонений. Основной объект – сфера бизнеса, который определяется сферой хозяйственной деятельности. Т.о. бюджет – директивный план взаимосвязанных объемных и стоимостных показателей работы компании и входящий в ее состав подразделений с установлением персональной ответственности за его исполнение по уровню управления.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ БЮДЖЕТА

1. Полнота бюджета, т.е. каждый бюджет должен включать те показатели, которые отражают некий участок работы компании или подразделения.

2. Принцип взаимосвязанности, т.е. все бюджеты взаимосвязаны, значения показателя должны быть согласованы.

3. Соответствующая (согласовательная) политика.

4. Иерархичност.

КЛАССИИКАЦИЯ БЮДЖЕТОВ

1) По степени непрерывности

a. Скользящие

b. Дискретные (на определенный период)

2) По временному интервалу

a. Краткосрочные

b. Среднесрочные

c. Долгосрочные

d. Оперативные

3) По целевой ориентации

a. Стратегические

b. Тактические

4) По функциям

a. Операционные

b. Инвестиционные

c. Финансовые

5) По подходу к разработке

a. Гибкие

b. Фиксированный (жесткий)

 

Через бюджетирование реализуются следующие функции управления:

1) Планирование

2) Контроль

3) Анализ

4) Принятие решений

 

Для системы бюджетирования на ж/д определены следующие принципы:

· Принцип соответствия – плановый бюджетный показатель структурного подразделения должны соответствовать ключевым показателям эффективности компании в целом.

· Принцип сбалансированности – баланс между расходами и доходами, между ресурсными потребностями и доступными источниками удовлетворения данных потребностей.

 

Требования к системе бюджетироания заключается в:

1) Целевом использовании бюджетных средств

2) Координация планов сбыта, производства и закупок

3) Баланс поступления и расходования финансовых ресурсов

4) Соответствие планирования получения прибыли и необходимого уровня платежеспособности

5) Обеспечение рентабельности при сохранении необходимого уровня прибыли

· Принцип координации – скоординированность материальных и финансовых потоков, достигается через регулирование тарифов на услуги и цены на приобретаемые ценности

· Принцип разделения бюджетов и ответственности по уровням управления, реализация осуществляется через функциональные свойства и территориальные

· Принцип единства – обеспечивает единств информационной и нормативной базы

· Принцип стандартизации – единство форм (система поощрений)

· Принцип управления по отклонениям

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Организационная структура – соотнесение элементов, в которых система управления подчиняется и взаимодействует друг с другом. Виды ОСУ: линейная, линейная функциональная, линейно-штабная, матричная.

Центр ответственности – участок сферы деятельности компании, глава которой несет ответственность и мотивирован за результаты принимаемых решений в рамках возложенных на него полномочий. Совокупность центров ответственности представляет собой корпоративную структуру компании, ее подразделений и филиалов. Каждому центру ответственности должен соответствовать один или несколько элементов организационной структуры.

Типы центров ответственности:

1) Центр затрат – место формирования издержек. Это структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью контроля и управления затратами, расходом производственных ресурсов и оценки их использования.

2) Центр доходов – это центр ответственности, который отвечает за получение доходов, но не несут ответственность за издержки. Эффективность деятельности обычно оценивается на основе полученных доходов.

3) Центр прибыли – сегменты, руководители которых отвечают за затраты и доходы, контролируют и следят а эффективностью использования средств.

 

Для каждого центра ответственности определяется его тип, структура доходов или расходов, финансовые взаимодействия между структурами подразделений, входящих в данный центр ответственности, финансовый результат и перечень ключевых показателей, характеризующих эффективность деятельности конкретного центра ответственности.

Тип центра ответственности определяют следующие ключевые моменты деятельности:

1) Права и ответственность руководителя ЦО за достижения конкретных финансов-экономических показателей

2) Основные экономические показатели деятельности ЦО

3) Перечень бюджетов, формируемых для центра ответственности включая процедуру и регламентов бюджета

 

27.02.2012

Представляют собой главные бюджетные показатели, фактические значения. В бюджетных формах указываются отклонения, перечень бюджетных форм, состав показателей, включаемых в бюджет, и внешний вид бюджетных форм не являются строго регламентированными и могут изменяться в зависимости от потребности руководства компании и структурных изменений, происходящих в компании (бюджетный регламент – установленный в компании порядок составления, представления, согласования и консолидация, проведение план-факт анализа, оценка исполнения бюджетов различного вида и уровня). Главная задача – обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней исполнения. Основные элементы бюджетного регламента:

1) Бюджетный период – срок, который используется на предприятии.

2) Сроки (график) и порядок разработки, согласование, предоставление, консолидация и утверждение бюджетов различных уровней.

3) Бюджетный цикл – период, по истечении которого составляются отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов. Проводится план-факт анализ и осуществляется пересмотр (корректировка) на оставшуюся часть бюджетного периода. Т.о. в основе бюджетного регламента лежит принцип скользящего планирования.

4) Бюджетные процедуры.

a. Планирование.

b. Контроль.

c. Анализ.

d. Регулирование.

Разработка бюджетов по видам деятельности и структурным подразделениям строится на принципе встречного движении информации.

Финансовые бюджеты формируются на основе данных операционных бюджетов.

В ходе контроля используются несколько разновидностей:

1) Предварительный контроль. Применяется на этапе формировании бюджета, т.е. производится на стадии рассмотрения, утверждения и не дает право на осуществление на безоперационное использование средств.

2) Текущий контроль. Функции: оценка правильности и законченности.

3) Контроль по итогам бюджетного периода. Основная функция – определить на сколько достигнуты плановые показатели бюджета. Анализ, который проводится по итогам работы дает ответ по каким причинам и за счет каких факторов возникло то или иное отклонение. Функции – выявление причин возникновения этих отклонений.

4) Куриование – принятие управляющих воздействий для преодоления расхождений между плановыми и фактическими бюджетными значениями и для корректировки бюджета в случае невозможности устранения вышеуказанных расхождений.

Виды бюджетов:

1) Операционный

a. Бюджет продаж.

b. Бюджет производства.

c. Бюджет затрат.

d. Бюджет кап вложений.

e. Бюджет запасов и закупок.

2) Финансовый

Сущность и принципы оперативного планирование.

Сущность оперативного планирования – способствование претворению в жизнь стратегическим планам и предполагает прохождение определенных этапов стратегии развития фирмы.

В компаниях и их структурных подразделениях оперативные планы определяют конкретные действия подразделений, направленных на достижение стратегических целей. За разработку тактических планов отвечают менеджеры среднего звена.

Операционное планирование должно быть увязано с ресурсными возможностями. Оперативное планирование – моделирование реализации выбранной практики планирования на операционном уровне. Он включает в себя план действий на год и расчет необходимых основных ресурсов. Оперативное планирование основано на стратегических целях в стоимостном и натуральном выражении и фиксируются в форме операционных бюджетов. Используемый в оперативном планировании метод открытой позиции предполагает метод представление одной большой главной задачи в виде серии меньших нижестоящих задач.

Цели и задачи высшего и низшего уровня не должны противоречит друг другу. А нижестоящее цели и задачи должны суммарно покрывать вышестоящие.

При оперативном планировании формирование целей основывается на принципах:

1) Специфичность для подразделения или сотрудника

2) Измеримость.

3) Достижимость.

4) Ориентированность.

Гибкость оперативного управления достигается за счет:

1) Внедрение поквартального операционного планирования, при котором создаются только цели верхнего уровня.

2) За счет определения возможностей ежеквартальных корректировок бюджетов в зависимости от фактических показателей.

Основными задачами, решаемыми бюджетами в ОАО «РЖД» являются: безопасность движения, непрерывность работы, осуществление перевозочного процесса в различных приподно-климатических условиях и совершенствование производственного процесса.

05.03.2012 Аня/Лера (?)

19.03.2012

Бюджет капитальных вложений

В нем отражаются объемы капитальных вложений осуществляемых филиалами или самим ОАО «РЖД» в качестве исполнителя и заказчика для сторонников подрядчика. В данном бюджете детализируются затраты на покупку и строительства объекта основных средств, также выделяются поступления актива от других подразделений компании. Информация из данного бюджета переносится в содный бюджет движения дебеторской и кредиторской задолженности и в сводный бюджет движения денежных средств.

Бюджет движения дебеторской и кредеторской задолженности

Данный бюджет позволяет осуществлять финансовое управление в части обеспечения компании необходимыми денежными средствами как на решение текущих задач, так и для реализации стратегических планов. Основой для планирования дебиторской и ередеторской задолженности является система оперативного и бухгалтерского учета.

Бюджет движения денежных средств

Данный бюджет характеризует движение безналичного и наличного денежного оборота, который отражает все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные поступления денежных средств на основе контрактов, оступления на основе авансовых платежей и отражает задержки поступлений денежных средств. Данный бюджет должен обеспечивать сбалансированность поступлений и использования денежных средств на предстоящий период. Анализ денежных потоков позволяет выявить причины дефицита или избытка денежных средств, определить источники постуалений и выявить направления расходами, а также установить контроль за текущей ликвиднстью и платежеспособностью.

Прогнозный баланс

Разработка данного документа завершает процесс разработки финансовых бюджетов. Прогнозный баланс является конечным продуктом всего процесса составления сводного бюджета. Его назначение заключается в том, чтобы показывать, как изменится стоимость компании в результате хозяйственной деятельности в течение бюджетного периода данный документ отражает направление развития компании. Помимо указанных основных бюджетов с 2011 года были введены следующие бюджеты:

- сводный бюджет основных средств нематериальных активов и доходных вложений (в нем отражается первоначальная стоимость на начало периода основных средств, НМА и доходных вложений, ввод в эксплуатацию, реализация и прочие выбытия, в т.ч по внутрехозяйственному обороту, а также стоимости ОС, НМА и доходных вложений на конец периода, а также амортизационные отчисления на ОС, НМА и доходные вложения. Данный бюджет формируется на уровне филиалов);

- сводный бюджет налогов, отложенных налоговых активов и обязательств (формируется на основе налогов, налоговых активов, налоговых обязательств на начало периода, налоговых начислений (налог на имущество, прибыль, прочие налоговые платежи, налоговые платежи, формируемые… и прочие налоги, относимые на собственные средства), расходов на уплату штрафных санкций по бюджету, единый (вмененный) налог, прочих налоговых платежей за счет чистой прибыли, налогов и сборов во внебюджетные фонды, отложенных налоговых активов и обязательств, переоценки налоговых активов и обязательств; далее указывается погашение и прочее выбытие, задолженности по налогам и сборам. Бюджет формируется на уровне филиалов)

- сводный бюджет расчета с поставщиками и прочими кредиторами (в нем отражается кредиторская задолженность на начало периода, выданные авансы на начало периода, начисления и прочие поступления кредиторской задолженности, погашение и выбытие кредиторской задолженности. Формируется на уровне филиала.)

- сводный бюджет расчета с покупателями и прочими дебиторами (в него входит дебиторская задолженность на начало периода, авансы, полученные на начало периода, начисления и прочие поступления дебиторской задолженности, погашение и выбытие дебиторской задолженности и дебиторская задолженность на конец периода. Формируется на уровне филиала).

- сводный бюджет расходов будущих периодов (отражает расходы будущих периодов, расходы на начало периода, изменения в течение периода, включая внутрихозяйственный оборот и расходы будущих периодов на конец года.)

- сводный бюджет расчета с персоналом (отражает задолженность перед персоналом на начало преиода, начисление на оплату труда и другие расчеты с персоналом, выплаты по персоналу и задолженность перед персоналом на конец года)

- сводный бюджет недостач и потерь от порчи ценностей (отражает весь оборот при возникновении недостач и порчи ценностей)

- бюджет финансовых вложений (отражает все направления вложений финансов, т.е краткосрочные и долгосрочные вложения и выбытие финансовых вложений).

- бюджет НДС (отражает МТС к возмещению, МТС, начисленный с авансов (как выданных, так и полученных) на начало и конец периода)

- бюджет целевого финансирования (отражает поступление средств для целевого финансирования, в том числе и по внутрехозяйственному обороту)

- бюджет доходов будущих периодов (в нем отражаются доходы будущих периодов на начало и на конец года, изменения доходов будущих периодов, в том числе безвозмездное получение денежных средств, так отражаются поступление и выбытие по внутрехозяйственному обороту)

- бюджет расчетов с акционерами (включает начисления и прочие поступления задолженности перед акционерами, а также погашение и прочие списания задолженности;; также отражает задолженность по расчетам с акционерами на начало и конец периода)

- бюджет резервов предстоящих расходов…

26.03.2012 Лера

02.04.2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...